Обоснуйте принципы оценивания исследования систем управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснуйте принципы оценивания исследования систем управления.



Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная оценка реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций.

1. Принцип научности. В основе оценки всегда находятся методики ее проведения или осуществления. А они могут быть разными: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, но можно строить оценку и на использования научных методов, математического моделирования, там, где это возможно. В этом случае и оценивать должен тот, кто знает предмет оценки, владеет ее методикой, способен подойти к ней с объективных позиций.

2. Важным дополнением этого принципа является также принцип целевого назначения. Оценка может проводиться вообще или быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, но может иметь и ясную, конкретную цель. Можно оценивать, скажем, в целях стимулирования деятельности, группирования работников, нормирования работы, распределения финансовых средств и т. д. Целью оценки может быть и поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций.

3. Принцип разнообразия, полноты и системности. Очень часто подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. В результате такого подхода получается деформированная оценка, которая не дает полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие и достаточность.

4. Принцип критериальной определенности. Можно оценивать грубо, приблизительно, предварительно, но не бывает оценки без критерия. Критерий оценки — это точка отсчета, шкала измерений, это констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.

5. Принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но оценка может проводиться в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками: сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях систем управления необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам. Но при этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристические оценки могут быть богаче и полезнее. Количественные измерения нередко обедняют ситуацию.

6. Принцип сочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, фотографией остановившегося мгновения, констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание того и другого.

7. Но оценка — это не просто установление и измерение тех или иных характеристик, это, помимо прочего, и деятельность исследователя или группы исследователей, работа экспертов, математиков, программистов. И это обстоятельство не может не быть отражено в принципах оценки.

8. Принцип независимости заключается в том, что оценка должна быть отделена, насколько это возможно, от личностных отношений, служебной зависимости, амбиций и самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей.

Это достигается как посредством методики оценки, так и соответствующей организацией ее проведения.

 

21 билет

1. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы.

1. Разработка общих целей.

2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет).

3. Определение путей и средств их достижения.

4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании. Но в Беларуси программно-целевое планирование на фирмах применяется редко. Гораздо чаще этот метод используется при государственном планировании и регулировании экономики.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

 

2.сам от себя

 

3. Прогноз - конкретное предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем на основе специально научного исследования. Классификация прогнозов осуществляется, как правило, по двум признакам- временному и функциональному. По временному признаку различают прогнозы: кратко-, средне-, долгосрочные и сверхдолгосрочные. Функциональная классификация прогнозов предполагает их деление на исследовательские, программные и ресурсные.

Прогнозирование - процесс разработки прогнозов. В зависимости от вида прогноза различают нормативное, поисковое, оперативное.

Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объектах в будущем и (или) путях и сроках их осуществления

Чтобы получить информацию о будущем, нужно изучить законы развития народного хозяйства, определить причины, движущие силы его развития - это основная задача планирования и прогнозирования. В качестве основных движущих сил развития производства выступают социальные потребности, технические возможности и экономическая целесообразность. В соответствии с этим можно указать на три основные задачи планирования и прогнозирования: установление целей развития хозяйства; изыскание оптимальных путей и средств их достижения; определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Выбор целей, пути и средства достижения целей

Выбор целей является результатом анализа социально-политических задач, которые необходимо решить в обществе и которые отображают объективный характер действия экономических законов.

Выбору целей предшествует разработка альтернатив целей, построение иерархической системы или «дерева целей», ранжирование целей, выбор ведущих звеньев. Исходными предпосылками выбора целей являются, с одной стороны, реальная возможность решения данной альтернативы, а с другой - ее оптимальность по критерию эффективности.

Пути и средства достижения целей определяются на основе анализа развития народного хозяйства и научно-технического прогресса. При этом в. процессе прогнозирования происходит ограничение области альтернативных вариантов путей и средств достижения поставленных целей, т. е. определяется область оптимальных решений. В процессе разработки плана (принятия решения) определяется единственное решение, оптимальное по принятому вектору критериев.

В зависимости от того, какая задача решается в первую очередь, различают два вида прогнозирования: исследовательское (или поисковое) и нормативное. Формирование прогноза объективно существующих тенденций развития на основе анализа исторических тенденций называется исследовательским или поисковым прогнозированием. Этот вид прогнозирования основан на использовании принципа инерционности развития, при котором ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от настоящего -- к будущему». Исследовательский прогноз -- это картина состояния объекта прогноза в определенный момент будущего, полученная в результате рассмотрения процесса развития как движения по инерции от настоящего времени до горизонта прогноза. Прогнозирование тенденций развития объекта прогноза, которые должны обеспечивать достижение в установленный момент будущего определенных социально-политических, экономических и оборонных целей, называется нормативным. В этом случае ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от будущего -- к настоящему».

Рассогласование нормативных и исследовательских оценок объекта прогноза в каждый момент времени будущего является следствием противоречия «потребности--возможности». Комплексный прогноз строится на основе композиции исследовательского и нормативного прогнозов.

Выбор целей и средств для их достижения непременно должен сочетаться с определением потребности в ресурсах. При определении этой потребности следует рассматривать плановые и прогнозные матрицы ресурсов (финансовых, трудовых, материальных и энергетических), а также матрицы производственных мощностей и ресурсов времени. Оценке подлежат как потребные ресурсы, так и вероятные ограничения на их величину в диапазоне времени упреждения плана или прогноза. Матрицы ресурсов прогноза являются важнейшими исходными данными при составлении балансов народного хозяйства при перспективном планировании.

Движущие силы развития не действуют изолированно, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Вершины этого «причинного, треугольника» идентифицируют движущие силы развития производства, его ребраобоюдные связи между ними. Поэтому задачи планирования и прогнозирования нельзя рассматривать изолированно. В процессе прогнозирования и разработки плана обязательно производится анализ взаимодействия целей, способов и технических средств их достижения, ресурсов, необходимых для их реализации, и определяются по принятым критериям эффективности оптимальные пути развития народного хозяйства.

Несмотря на общность задач, их постановка при прогнозировании и планировании различна. При планировании действует следующая схема: «цель - директивная, пути и средства ее достижения - детерминированные, ресурсы--ограниченные». При прогнозировании схема иная: «цели--теоретически достижимые, пути и средства их достижения - возможные, ресурсы - вероятные». Задачи прогнозирования отличаются широтой охвата. Задачи прогнозирования надо оценивать как глобальные. К ним можно отнести: анализ ситуации, определение уровней достоверности информации, определение степени вероятности, выработка текущих, средне- и долгосрочных прогнозов. Принципы прогнозирования: сочетание социально-политических и хозяйственных целей; демократический централизм; системность; непрерывность и обратная связь; пропорциональность и оптимальность; реальность и объективность; выделение ведущего звена и т. д.

 

22 билет

1.Методы исследования:

- изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме;

- изучение и анализ передового педагогического опыта, нормативных, учебно-программных документов;

- теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование системы и процессов;

- экспериментальные методы исследования: собеседование, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, метод компонентного анализа, тестирование.

 

2.Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр.

Оценкаэто установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.

Оценки могут быть различными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первые очень широко используются в настоящее время, когда существует компьютерная техника, открывающая в этом отношении очень большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание первого и второго.

Оценки также разделяются на коллективные и индивидуальные. В практике исследований используются как точные, так и приблизительные оценки. По процессным признакам существуют оценки эпизодические и периодические; по масштабам оцениваемых явлений выделяются оценки общие и локальные; по организации и методикам проведения существуют простые и сложные оценки. Последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, построении синтетических показателей.

Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования.

Для оценки необходимо:

· выделение объекта и предмета оценки;

· установление критериев оценки и шкалы измерения;

· построение процедуры и системы оценки;

· выбор средств и методов оценки;

· использование результатов оценки.

 

3. Объектами технического регулирования являются продукция, услуга, процессы.

Субъектами технического регулирования являются государственные органы, а также физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан и обладающие в отношении объектов технического регулирования правом пользования в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Основными целями технического регулирования являются:

1) в области обязательной регламентации:

— обеспечение безопасности продукции, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира;

— обеспечение национальной безопасности;

— предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества продукции, услуги;

— устранение технических барьеров в торговле.

2) в области стандартизации:

— повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

— экономия природных и энергетических ресурсов.

Техническое регулирование основывается на принципах:

1) единства и целостности государственной системы технического регулирования;

2) применения единой терминологии, правил установления требований к продукции, услуге, процессам;

3) целесообразности и достижимости целей технического регулирования, обеспечения равных возможностей для участия в процессах технического регулирования, баланса интересов государства и заинтересованных сторон;

4) равенства требований к отечественной и импортируемой продукции, услуге и процедурам подтверждения их соответствия установленным требованиям;

5) приоритетного использования достижений науки и техники, стандартов международных и региональных организаций при разработке технических регламентов и стандартов;

6) соответствия требований технических регламентов уровню развития экономики, материально-технической базы и научно-технического развития государства;

7) доступности технических регламентов, стандартов и информации о них, о порядке их разработки, утверждения, опубликования, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;

8) добровольного выбора стандартов с целью их применения;

9) единой системы и правил подтверждения соответствия;

10) недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и подтверждению соответствия;

11) несовместимости в одном государственном органе функций государственного контроля и подтверждения соответствия;

12) независимости органов по подтверждению соответствия от изготовителей (исполнителей), продавцов и покупателей;

13) недопустимости ограничения конкуренции в работах по подтверждению соответствия.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Республики Казахстан, относятся:

  1. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Республики Казахстан, относятся:

1) международные стандарты;

2) региональные стандарты и классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации;

3) национальные стандарты и классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан;

4) стандарты организаций;

5) рекомендации по стандартизации Республики Казахстан;

6) стандарты иностранных государств, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств;

7) неправительственный стандарт;

8) стандарт консорциума;

9) предварительный национальный стандарт.

 

 

Билет 23

1.Обоснуйте особенности научных проектов на производстве

Инновационные проекты

В современной экономике практически во всех фирмах применяется проектная деятельность. Это позволяет компаниям принимать участие в тендерах и конкурсах, получать деньги на реализацию своих идей. Инновационный научно-исследовательский проект представляет собой форму целевого управления деятельностью компании в современных условиях. Для того чтобы достигнуть поставленных целей, в проекте должна быть продумана система мероприятий и решений, взаимосвязанных по ресурсам, срокам, исполнителям. При реализации инновационной деятельности для каждого процесса подбирается отдельный проект. Он является системой, состоящей из множества решений по отдельным областям: технической; научной; производственной; финансовой; маркетинговой; управленческой

 Разделы инновационного проекта

 Так как его можно считать бизнес-проектом, выделяют стандартные разделы: описание; характеристика компании; описание продукта; особенности маркетинговых исследований; производственный проект; специфика сбыта; финансовые расчеты Разработка научно-исследовательского проекта предполагает длительную и серьезную работу. Он направлен на разрешение актуальных практических и теоретических задач, которые имеют народно-хозяйственное, социально-культурное, а также политическое значение. Отличительной особенностью научно-исследовательского проекта является актуальность и новизна цели, реалистичность поставленных задач.

 Составные части

Научно-исследовательский проект имеет несколько частей, которые предопределяют этапы работы. Первый этап предполагает формулировку и обоснование научной темы, проведение предварительных теоретических исследований. Именно на этом этапе оцениваются затраты на проведение работы, а также просчитывается предполагаемая эффективность. На данном этапе научно-исследовательский проект включает: Пояснение актуальности выбранной темы. Проработку научной литературы, указание открытий и достижений, которые используются для решений прикладных задач. Постановку целей, задач, предполагаемых результатов. Обзор результатов, которые есть в анализируемой области. Подбор методики проведения исследований. Составление плана действий. Подбор оборудования, материалов, инструментов. Составление сметы. Оценка предполагаемого экономического эффекта. Продумывание приложений Научно-исследовательский проект предполагает техническое и экономическое обоснование, утверждает которое руководитель организации. Далее выделяются материальные ресурсы на осуществление научных исследований. Таким образом научно-исследовательский проект переходит на вторую стадию. Создаются и продумываются методические указания для проведения практической части, где определяются четкие цели и задачи проекта, детализируются и уточняются планы и методы, прорабатываются материальные и технические вопросы, обсуждается стандартизация и метрология. На третьем этапе проект научно-исследовательской работы предполагает выполнение исследований, а также обсуждение полученных в процессе работы результатов. В его ходе подтверждают либо опровергают выдвинутую гипотезу, либо уточняют теоретические моменты. Далее формулируются производственные и технические выводы, составляется заключительная часть проекта. Полученные результаты применяют на фазе разработки для получения технического инновационного проекта. Проект - это одна из самых распространенных форм работы, применяемых в современном производстве. Технический проект Рассмотрим, чем характеризуется научно-исследовательский проект. Темы подбирает сам автор так, чтобы они представляли практический интерес, то есть были актуальны. Его логическая схема аналогична инновационным разработкам. Государственные научно-исследовательские институты курируют такие изыскания. Первый этап предполагает постановку цели проектирования, выявлении основных конструкционных, эксплуатационных, экономических показателей. Международные научно-исследовательские проекты связаны с техническим заданием. Участие в них принимает маркетолог, менеджер по инновациям, дизайнер, конструктор. На следующем этапе происходит выбор вариантов структурной и функциональной схемы создаваемого изделия, проверка его уникальности. Для достижения желаемого результата, обязательно участие инженера-технолога. По завершению данного этапа создается техническое предложение, включающее записи с экономическими и техническими расчетами, карту качества изделия, функциональные и структурные схемы, ведомости, патентный формуляр. Постановка научных целей позволяет создавать техническое изделие, на основе которого будут осуществляться исследования. Важные моменты Техническое задание и предложение основываются на потребностях рынка, полученных по результатам маркетинговых исследований. Они определяют состав стоимостных, потребительских, функциональных свойств создаваемого технического объекта. Научный руководитель проекта определяет цели и задачи работы, он отвечает и за составление плана последующей деятельности. На начальных стадиях проектирования важно подобрать оптимальные методы и средства для выполнения проекта. Далее решается вопрос о подборе конструкционных принципиальных решений создаваемого изделия: состава, компоновки, схем. Научная литература, касающаяся тематики проекта, применяется для проведения экономических расчетов. Для дизайнерских работ, спецификой которых является творческий подход, допускается отход от классических научных подходов, использование инновационных методов. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/384636/nauchno-issledovatelskiy-proekt-harakternyie-osobennosti-i-temyi



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.056 с.)