Раскройте сущность понятие конечного этапа научных работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте сущность понятие конечного этапа научных работ.



Основное содержание заключительного этапа:

- подведение итогов исследования;

- подготовка заключения;

- обеспечение логической связанности всего текста рукописи.

- редактирование текста рукописи,

- оформление текста рукописи.

 

Заключительный этап научного исследования состоит в обобщении и оценке результатов проделанной работы, формулировании ее выводов. Именно содержание заключения свидетельствует об уровне научной квалификации и профессиональной зрелости исследователя. По нему судят о: научной новизне, целостности, законченности исследования, эффективности использования методологических принципов в соответствии с поставленными задачами.

Заключение представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, в нем формулируется то новое, что внесено его автором в изучение заявленной темы. Заключение может включать в себя и практические предложения, вытекающие из круга работ, проведенных лично автором и внедренных на практике, что повышает ценность представленных теоретических материалов.

 

Обычно заключение занимает от 3 до 12 страниц печатного текста (в зависимости от объема научной работы).

В заключении необходимо:

- указать, в чем состоял главный смысл исследования;

- какие важные научные результаты получены;

- каковы перспективы открыты для дальнейшего научного поиска.

Иногда возникает необходимость наметить пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее изучения, конкретные задачи, которые исследователям придется решать в дальнейшем.

 

Экзаменационный билет 7

 

1. Изложите последовательность, порядок действий, основные положения и понятия научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа является обязательной составной частью процесса получения среднего профессионального образования. Она представляет собой самостоятельное исследование студента, оформленное в виде научного отчёта.

Основными задачами написания работ являются:

- закрепление и систематизация полученных теоретических знаний по общим профессиональным и специальным дисциплинам;

- формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов и заданных тем;

- выработка практических навыков поиска и использования справочной, нормативной, правовой и профессиональной документации и информации;

- подготовка к реализации типовых задач профессиональной деятельности;

- развитие умений и навыков самостоятельной, инициативной, организованной и ответственной профессиональной учебной, методической, исследовательской и воспитательной деятельности.

Исследовательскую работу проводят в определенной последовательности.

1 Формулирование темы. На этом этапе осуществляется общее ознакомление с проблемой, по которой предстоит выполнять исследование. Предварительное ознакомление с литературой и классификация важнейших направлений. Формулирование темы исследования. Составление аннотации (краткого плана) исследования. Разработка технического задания. Составление общего календарного плана НИР. Предварительное определение ожидаемого эффекта.

2 Формулирование цели и задач исследования. Подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литератур (монографий, учебников, авторских свидетельств на изобретения, патентов, статей и т.д.). Изучение научно-технических отчетов по данной теме различных организаций соответствующего профиля. Составление аннотаций источников. Составление рефератов по теме. Анализ, сопоставление, критика, прорабатываемой информации. Собственные суждения о каждом анализируемом источнике. Обобщение прорабатываемой информации и освещение состояния вопроса по теме. Формулирование методических выводов по обзору информации, цели и задач исследования.

3 Теоретические исследования. Изучение физической сущности. Формулирование гипотезы, выбор и обоснование физической модели. Математизация модели. Получение аналитических выражений. Теоретический анализ полученных выражений.

4 Экспериментальные исследования. Разработка цели и задач эксперимента. Разработка методики программы. Выбор средств измерений. Конструирование приборов, макетов, аппаратов, моделей-стендов, установок и других средств эксперимента. Обоснование способа измерений. Проведение эксперимента в лаборатории, на опытных участках, заводах, строительных предприятиях. Обработка результатов наблюдений.

5 Анализ и оформление научных исследований. Общий анализ теоретикоэкспериментальных исследований. Сопоставление экспериментов с теорией. Анализ расхождений. Уточнение теоретических моделей, исследований и выводов. Дополнительные эксперименты (в случае необходимости). Превращение гипотезы в теорию. Формулирование научных и производственных выводов, составление научно-технического отчета. Рецензирование. Составление доклада. Исправление рукописи.

6 Внедрение и экономическая эффективность. Внедрение результатов исследования на производство. Определение экономического эффекта.

 

2. Охарактеризуйте классификацию научно-технических прогнозов.

Известно, что научно-технический прогресс базируется на взаимосвязи и взаимодействии науки, техники и производства. На основе внедрения его достижений должны непрерывно совершенствоваться материально-техническая база, увеличиваться производство продукции, экономиться рабочее время, улучшаться всестороннее развитие человека.

Под научно-техническим прогрессом обычно понимают процесс непрерывного совершенствования и развития средств и предметов труда, технологий производства продукции, форм организации производства и труда на базе достижений науки, техники, практики.

В основу классификации научно-технических прогнозов как инструмента управления развитием науки и техники положена идея, вытекающая и принятого определения прогноза как комплекса взаимосвязанных оценок: целей, путей их достижения и потребностей в ресурсах. Каждый из типов прогнозов является фактически результатом специального этапа прогнозных работ, использующих свои специфические методы.

Прогноз первого типа, опирающийся на познание тенденции и закономерности, на накопленный опыт конкретных наук, призван выявить и сформулировать новые возможности и перспективные направления научно-технического развития. Этот тип прогноза в научной прогностике назван исследовательским прогнозом. Его наиболее трудной и ответственной, чаще всего заключительной фазой является оценка гипотетической результативности, или значимости возможных вариантов развития. Полученные таким образом сведения являются существенной частью формируемой с участием научной прогностики концепции будущего науки и техники.

Второй тип научно-технического прогноза называется программным прогнозом. Он исходит из познанных общественных потребностей, тенденций и закономерностей научно-технического развития, а также данных, полученных исследовательским прогнозом. Он призван придать этим знаниям прикладной характер: сформулировать программу возможных путей, мер и условий для достижения целей и решения задач развития науки и техники. Сформулировав гипотезу о перспективных для данных условий возможностях взаимного влияния различных факторов, программный прогноз (чаще всего на заключительной своей стадии) стремится дать оценку гипотетических сроков и очередности достижения различных возможных целей. Тем самым программный прогноз завершает начатую на этапе исследовательского прогноза формулировку возможностей развития.

Организационный прогноз основывается на знаниях и представлениях об общих закономерностях и тенденциях развития науки (как организационной системы), в том числе полученных вышеназванными типами прогнозов. Он исходит из представлений о наличных экономических ресурсах и накопленном научном потенциале. Организационный прогноз призван сформулировать обоснованную гипотезу относительно объемов и состава ресурсов, требующихся, чтобы теми или иными путями достигнуть тех или иных целей. Понятие ресурс трактуется не только в смысле время, деньги, люди, а также в случае необходимости и как комплекс организационных и социально-экономических предпосылок эффективной реализации прогнозируемого состава ресурсов. Обычно наиболее трудной и ответственной фазой является оценка гипотетических размеров требуемой финансовой поддержки различных программ исследований и разработок.

 

3. Объясните суть статистических методов прогнозирования.

Прежде чем приступить к анализу статистических методов прогнозирования, рассмотрим некоторые общие понятия и определения, относящиеся к корреляционным и регрессионным моделям. Две случайные величины являются корреляционно связанными, если математическое ожидание одной из них меняется в зависимости от изменения другой. Применение корреляционного анализа предполагает выполнение следующих предпосылок:

а) Случайные величины у(у\, у2,..., У г) и х(х\, х2,.... Х„) могут рассматриваться как выборка из двумерной генеральной совокупности с нормальным законом распределения.

б) Ожидаемая величина погрешности и равна нулю

в) Отдельные наблюдения стахостически независимы, т. е. значение данного наблюдения не должно зависеть от значения предыдущего и последующего наблюдений.

г) Ковариация между ошибкой, связанной с одним значением зависимой переменной у, и ошибкой, связанной с любым другим значением у, равна нулю.

д) Дисперсия ошибки, связанная с одним значением у, равна дисперсии ошибки, связанной с любым другим значением.

е) Ковариация между погрешностью и каждой из независимых переменных равна нулю.

ж) Непосредственная применимость этого метода ограничивается случаями, когда уравнение кривой является линейным относительно своих параметров Ь0, Ь;,...,Ьк Это, однако, не означает, что само уравнение кривой относительно переменных должно быть линейным. Если эмпирические уравнения наблюдений не являются линейными, то во многих случаях оказывается возможным привести их к линейной форме и уже.после этого применять метод наименьших квадратов.

з) Наблюдения независимых переменных производятся без погрешности.

Перед началом корреляционного анализа необходимо проверить выполнение этих предпосылок.

Связь междуслучайной и неслучайной величинами называется регрессионной, а метод анализа таких связей — регрессионным анализом. Применение регрессионного анализа предполагает обязательное выполнение предпосылок (б-г) корреляционного анализа. Только при выполнении приведенных предпосылок оценки коэффициентов корреляции и регрессии, получаемые с помощью способа наименьших квадратов, будут несмещенными и иметь минимальную дисперсию.

Регрессионный анализ тесно связан с корреляционным. При выполнении предпосылок корреляционного анализа выполняются предпосылки регрессионного анализа. В то же время регрессионный анализ предъявляет менее жесткие требования к исходной информации.» Так, например, проведение регрессионного анализа возможно даже в случае отличия распределения случайной величины от нормального, как это часто бывает для технико-экономических величин. В качестве зависимой переменной в регрессионном анализе используется случайная переменная, а в качестве независимой — неслучайная переменная.

По степени комплексности статистические исследования можно разделить на двумерные и многомерные. Первые касаются рассмотрения парных взаимосвязей между переменными (парные корреляции и регрессии) и направлены в прогнозных исследованиях на решение таких задач, как установление количественной меры тесноты связи между двумя случайными величинами, установление близости этой связи к линейной, оценки достоверности и точности прогнозов, полученных экстраполяцией регрессионной зависимости. Многомерные методы статистического - анализа направлены в основном на решение задачи системного анализа многомерных стохастических объектов прогнозирования. Целью такого анализа является, как правило, выяснение внутренних взаимосвязей между переменными комплекса, построение многомерных функций связи переменных, выделение минимального числа характеристик, описывающих объект с достаточной степенью точности. Одной из основных задач здесь является сокращение размерности описания объекта прогнозирования.

Таким образом, статистические методы используются в основном для подготовки данных, приведения их к виду, пригодному для производства прогноза. Как правило, после их применения используется один из методов экстраполяции или интерполяции для получения непосредственно прогнозного результата.

 

Экзаменационный билет 8

 

1.Изобразите схему этапов организации научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская работа чаще всего включает практическую часть, т.е. научное исследование. Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общие контуры исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа. Научно-исследовательская деятельность предполагает следующие этапы:

1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования.

2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.

3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.

4 этап – выбор методов исследования.

5 этап – сбор фактического материала.

6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.

Рассмотрим данные этапы и исследовательскую деятельность на каждом из них более подробно.

Определение проблемы, предмета и объекта исследования. В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.

Проблема – это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих интерес, как для науки, так и для практики. Это вопрос, на который необходимо найти ответ, требующий определенных практических и теоретических действий.

В процессе определения проблемы существует соблазн охватить исследованием как можно более широкий круг явлений, получить ответы на все вопросы. Подобная ошибка распыляет усилия исследователя, снижает качество исследования, делает его поверхностным. Следует ограничивать свои интересы решением конкретной, актуальной проблемы.

Определение проблемы исследования тесно связано с выбором предмета и объекта исследования.

Предмет исследования – это конкретная особенность, факт, явление, рассмотрение и изучение которых необходимо для решения проблемы исследования.

Объект исследования – это то, что изучается; объектами исследования могут быть люди, группы людей, организации, физические объекты, психические феномены и т.п.

Продуманные и четко сформулированные проблема, предмет и объект исследования позволяют уже на первом этапе исследования определить объем и направленность предстоящей работы, тематику литературы, с которой необходимо познакомиться, заранее позаботиться о методиках. Также это экономит время, затрачиваемое на исследование.

Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы. Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это последнее и может составить специфику проблемы исследования.

Кроме того, исследователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоречивости имеющихся в литературе понятий. В этом случае трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и те же понятия. Для нейтрализации этого факта исследователь должен изучить литературу по данной проблеме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется в литературе относительно интересующих его понятий и теорий. Если однозначность в определении понятий не удалась, приходится принять одну из возможных точек зрения и обязательно оговорить это в дипломной работе.

Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана работы.

Студент, как правило, подбирает требуемую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в основном в рекомендациях и советах по отбору источников.

При работе с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература, а затем периодические издания. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.

Изучение литературы начинают с поисков соответствующих источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг.

Выходные данные литературных источников по теме исследования можно записывать и составлять из них картотеку, что позволит легко составить перечень используемой литературы в дальнейшем.

Наиболее информативные литературные источники по теме исследования следует законспектировать, можно отметить собственные мысли и идеи, возникающие при прочтении литературы. На основании конспектов и выписок из прочитанной литературы осуществляют аналитическое описание предмета исследования. Обычно его делают в хронологической последовательности литературных источников, это фиксирует развитие представлений об изучаемой проблеме. Обзор литературы заканчивается выводами о том, что известно науке по данной теме, что является спорным, что составляет сферу научных интересов студента. Сделанный обзор является черновым вариантом 1-й главы работы.

Формулировка цели, задач и гипотезы исследования. Анализ литературы дает возможность сформулировать цель и гипотезу исследования.

Цель исследования – это решение, изучение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы.

Гипотеза – это логически обоснованное предположение о структуре изучаемого предмета, о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями и факторами, их детерминирующими.

Гипотеза определяет главное направление поисков и исследования, является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

Формулирование гипотезы исследования – задача довольно сложная, требующая настойчивой и кропотливой работы. Отсутствие гипотезы характеризует отсутствие проблемы или крайнюю нечеткость ее формулировки.

При формулировке гипотезы следует соблюдать следующие условия:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

В результате проверки гипотезу доказывают или опровергают. Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. Предположение, сформулированное в гипотезе, носит вероятностный характер; это означает, что сделанное предположение справедливо лишь с определенной долей вероятности. В ходе исследования необходимо доказать достоверность вероятностного предположения.

Задачи исследования конкретизируют цель и служат для проверки гипотезы. Задач выдвигается столько, сколько необходимо для проверки гипотезы.

Выбор методов исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы (или нескольких гипотез) подбирают методы и методики, адекватные задачам исследования.

Методы исследования – это инструмент исследователя. Они помогают четко регламентировать процедуру исследования, достаточно четко фиксировать изучаемые явления, открывают путь к достижению цели и позволяют экономить силы и время. Однако не следует забывать, что методики наиболее эффективны, когда ими пользуется человек, способный творчески мыслить и самостоятельно анализировать и синтезировать полученный материал.

Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.

Сбор фактического материала. Прежде чем осуществлять сбор необходимой информации, нужно научиться хорошо владеть выбранными методиками. Для этого полезно проверить их на объекте, не входящем в исследование (пилотажное, пробное исследование), что позволит учесть проблемы, как самой методики, так и работы с ней. После этого проводятся необходимые процедуры по сбору первичной информации, учитываются этические критерии при работе с людьми, обращается внимание на правильное и точное применение методик, что повышает объективность результатов.

Сбор фактического материала осуществляется, как правило, в процессе производственной и научно-исследовательской практики и является ответственным этапом подготовки курсовой работы. Ее качество, объективность выводов во многом будут зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал.

Изучение многих (порой противоречивых) фактов, их сопоставление и анализ позволяет выявить закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления, его логические взаимосвязи, а также экономическое и правовое значение. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны.

В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее типичными примерами и цифровыми расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методы математического анализа.

Обработка результатов исследования и их интерпретация. На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц, графиков и диаграмм.

Теоретическая интерпретация – самый ответственный шаг в деятельности исследователя. Для этого он должен иметь хорошую теоретическую подготовку по соответствующей дисциплине. Именно на этом этапе исследователь вновь возвращается к гипотезе, выясняет степень ее подтверждения или не подтверждения.

Полный анализ полученных результатов позволяет сформулировать практические рекомендации по данной проблеме.

Систематизация, анализ и обработка фактического материала предлагают широкое использование в курсовой работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений.

Сбор и обработка фактического материала являются самым трудоемким этапом в подготовке курсовых работ, поэтому этот этап должен быть под особым вниманием студента и научного руководителя.

В целях ускорения обработки и систематизации фактического материала рекомендуется широко использовать современную вычислительную технику с соответствующими статистическими программами (например, Excel, SPSS, STATISTICA и др.). На этом заканчивается само исследование и начинается его оформление.

 

2.Опишите основные стадии научно-технического прогресса.

В настоящее время мировое сообщество поднимается на новую, пятую по счету волну научно-технического прогресса. Она опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, бионики, использования новых видов энергии, эффекта сверхпроводимости, освоения космического пространства и др.

Научно-технические прогнозы обычно разрабатываются одновременно с прогнозами экономического и социального развития страны.

Следует отметить, что научно-технические прогнозы довольно разнообразны. По своему содержанию и назначению различают прогнозы появления открытий и изобретений в данной области науки, создания принципиально новой техники и технологии, а также использования уже известных открытий.

В настоящее время можно выделить следующие виды прогнозов научно-технического прогресса: глобальные (для нескольких стран или планеты в целом), народно-хозяйственные (в области развития науки и техники), межотраслевые, отраслевые и производственные.

По прогнозируемому периоду различают краткосрочные (от одного года до пяти лет), среднесрочные (до 15 лет) и долгосрочные (свыше 15 лет) прогнозы.

Известно, что научно-технический прогресс протекает в шести основных последовательных стадиях:

1. Фундаментальные исследования проводят Академия наук РБ со своими филиалами, научно-исследовательские институты и вузы страны. Конечной целью фундаментальной стадии является открытие новых законов, закономерностей явлений в природе и обществе, обоснование новых теорий и других научных открытий. Эти открытия являются основой для подготовки научных кадров высшей квалификации и дальнейшего развития идей на стадии прикладных исследований.

2. Прикладные исследования продолжают фундаментальные исследования с целью внедрения их результатов в практику. Это позволяет разрабатывать предложения по модернизации техники, технологии, организации труда и производства. Прикладными исследованиями занимаются институты АН, все ВУЗы ведомственные и отраслевые научные организации.

3. Опытно-конструкторские разработки осуществляются различными научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, опытными станциями (в сельском хозяйстве), которые готовят к внедрению новые технологии (интенсивные сорта, улучшенные породы животных) или продукцию к серийному производству.

Несмотря на кризисную ситуацию в 90-х гг., АПК должен в перспективе развиваться на основе широкого использования интенсивных технологий, разработки зональных систем машин, которые смогли бы максимально механизировать производство наиболее трудоемких продуктов в отраслях растениеводства и животноводства.

4. Подготовка производства предполагает подготовку предприятий к изменяющейся внешней экономической среде. С целью лучшего приспособления к рыночной среде необходимо прогнозировать выпуск новой техники, модернизацию существующих производств, их реконструкцию для производства новой продукции.

5. Серийное производство продукции предполагает достижение пропорциональности, согласованности, ритмичности и непрерывности производства. Это может быть обеспечено, с одной стороны, прогнозированием разумных пропорций между основными сферами АПК и, с другой стороны, государственным регулиро­ванием.

6. Эксплуатация техники позволяет качественно оценить ее и прогнозировать появление других, наиболее надежных и экономичных технических средств. В этом случае учитывается наиболее вероятный жизненный цикл товара с целью сокращения времени стадий «исследование — разработка».

При обосновании научно-технического прогресса на различных стадиях выбираются наиболее приоритетные методы прогнозирования. Так, при прогнозировании фундаментальных и прикладных исследований желательно применять методы системного анализа, построения сценариев, всю совокупность экспертных и формализованных методов. В этом случае ограничивается применение статистических методов, однако широко используются методы экономико-математического моделирования. При прогнозировании на стадии разработки могут быть применены методы: вариантный, межотраслевого баланса, анализа патентной документации, научно-технической информации на основе обзора литературных источников, индивидуальных и коллективных экспертных оценок. При прогнозировании на стадиях подготовки производства, серийного производства и эксплуатации желательно широко использовать экспертные оценки, статистическое и экономико-математическое моделирование, математические теории распознавания образов, катастроф и нейросетей.

 

3.Раскройте сущность эвристических методов прогнозирования.

Эвристические методы прогнозирования — это специальные приемы мыслительной деятельности, направленные на выявление перспектив эффективного развития управляемого объекта. Технология эвристических методов сочетает качественные и количественные подходы к прогнозированию. Можно выделить следующие эвристические методы: метод интервью, метод аналитических докладных записок, метод составления сценариев и морфологический анализ.

Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения оперативно давать квалифицированные советы на поставленные вопросы. Одновременно может проводиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае есть опасность потери самостоятельности экспертов и, кроме того, интервью грозит превратиться в дискуссию. Метод интервью по сути (но не по форме) схож с методом очного анкетирования. Анкетирование заключается в предъявлении эксперту опросного листа-анкеты, на котором он должен дать ответ в письменной форме (в то время как интервьюирование предполагает устный ответ эксперта интервьюеру). Анкетирование может быть и заочным, когда нет непосредственного контакта эксперта с организатором прогнозной деятельности.

Метод аналитических докладных записок (аналитических экспертных оценок в форме докладной записки) предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения и метод рангов. При использовании метода предпочтения эксперт должен пронумеровать возможные варианты, способы и т.п. в порядке предпочтения, обозначив номером 1 самый важный критерий, номером 2 — менее важный и т.д. При применении метода рангов эксперту предлагается расположить рассматриваемые варианты вдоль шкалы, имеющей определенное число делений (например, от нуля до десяти). Разрешается располагать варианты (способы) в промежуточных точках между делениями, а также одному делению шкалы соотносить несколько вариантов.

Метод составления сценариев — наиболее популярный за последние десятилетия метод обработки качественных и количественных оценок. Термин «сценарий» впервые был употреблен в 1960 г. футурологом X. Каном при формировании картины будущего развития, необходимой для решения стратегических вопросов в военной области. Сценарий — это описание (картина) будущего развития, составленное с учетом правдоподобных предположений. Прогноз обычно включает несколько сценариев, исход которых различен. В большинстве случаев это три сценария — оптимистический, пессимистический и средний как наиболее вероятный, ожидаемый. В каждом сценарии необходимо выделить варианты развития, т.е. пути достижения целей сценария.

Составление сценария, как правило, включает несколько этапов: 1) структурирование и формулировка вопроса. Вопрос, выбранный для анализа, должен быть определен настолько точно, насколько это возможно. На данном этапе должна быть собрана и проанализирована базовая информация. Поставленная задача должна быть согласована со всеми участниками проекта. Необходимо осветить структурные характеристики и внутренние проблемы проекта; 2) определение и группировка сфер влияния. Для осуществления данного этапа необходимо выделить критически важные факторы среды бизнеса и оценить их влияние на будущее предприятия; 3) установление показателей будущего развития критически важных факторов среды предприятия. После того как основные сферы влияния обозначены, необходимо определить их возможное состояние в будущем исходя из намеченных предприятием целей. Показатели будущего состояния не должны быть чрезмерно оптимистическими, амбициозными; 4) формирование и отбор согласующихся наборов предположений. Если на предыдущем этапе предприятие определило будущее состояние среды бизнеса и ее влияние на предприятие исходя из его целей, то на данном этапе возможное развитие критически важных факторов среды предприятия определяется исходя из их текущего состояния и вероятных изменений.

Морфологический анализ получил наибольшее применение из эвристических методов. В теории управления морфологический анализ («морфологический» означает «внешний вид») основан на полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров, т.е. выявлении структуры объекта исследования и прогнозирования и оценке возможных значений ее элементов с последующим перебором и определением вариантов сочетаний этих значений. Таким образом, под морфологией нами понимается структурная форма системы, организованная и сформированная в соответствии с ее функциями.

Морфологический анализ применяется при прогнозировании сложных процессов для получения комплексной картины будущего развития и представляется наиболее рациональным при решении задач, которым невозможно или затруднительно дать точное математическое описание, т.е. невозможно количественно измерить и оценить объект исследования. Морфологический анализ дает возможность нахождения всех решений исследуемой проблемы, включая ранее неизвестные, а также трудно предсказуемые варианты. В связи с этим суть данного метода состоит в необходимости тщательного анализа выбранных вариантов, что может оказаться весьма трудоемким из-за их большого количества.

Морфологический анализ называется также функциональным, поскольку при его реализации проводится разделение структуры на элементы и определение конкретных функций этих элементов. Под функциональным элементом понимается элементарная часть объекта экспертизы, выполняющая хотя бы одну функцию по обеспечению работы других функциональных элементов или системы в целом. Функциональная структура дает только качественную характеристику состояния объекта, количественного значения она не имеет. Это соответствует прямой задаче: если есть функциональная структура, состоящая из элементов, и набор критериев, налагающих известные ограничения на функционирование системы, необходимо проанализировать функционирование этой системы с учетом критериев. Морфологический синтез предполагает поиск такой структуры сложной системы, которая оптимально отвечает условиям функционирования: это обратная задача.

9 билет

1. Дайте характеристику плана опытно-конструкторских разработок.

Планирование опытно-конструкторских работ опирается на разработки в области перспективных направлений науки и техники, а также на ускоренное освоение современных научно-технических достижений. Стандартная схема планирования ОКР предполагает конкурсный отбор приоритетных работ по самым значимым направлениям. Цель такого отбора — сосредоточить финансовые и материальные ресурсы на ключевых процессах. При этом приоритетные работы определяют научные комитеты или научно-технические советы в рамках долгосрочного (3-5 лет), среднесрочного (2-3 года) или годового планирования.

На долгосрочной основе планируются приоритеты научной деятельности целевых программ. Такое планирование ведется на уровне Министерств и Ведомств в рамках Федеральных целев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.067 с.)