Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типологические исследования. Виды.
Каждый язык обладает своей, характерной для него структурой, под которой следует понимать его внутреннюю организацию (сложная система связей и отношений неограниченного числа единиц различных уровней: фонем, морфем, слов и т.п) Эти единицы, различаясь м\у собой во многих планах и отношениях, обладают в то же время рядом общих свойств и признаков, например, словоизменительные морфемы обладают общим свойством использоваться в рамках слова в качестве аффиксов. Фонемы не имея самостоятельного значения, будучи единицами односторонними, служат материалом для образования морфем и слов и в то же время обладают различительными или дистинктивными признаками. Эти свойства дают возможность объединить различные единицы языка по признаку их общности в совокупности различной величины, называемые подсистемами. Так можно говорить о подсистеме фонем, морфем и т.д. Эти подсистемы не существуют изолированно в структуре языка, они связаны м\у собой различными связями и отношениями. От числа фонем и их типов в конкретном языке зависит структура слова, его протяженность. Слова используются для построения словосочетаний и предложении. Не все подсистемы занимают в структуре языка одинаковое положение. Одни как бы являются основанием для других, те в свою очередь служат основание для третьих и т.д. Т.о., создается ярусная организация структуры языка. Каждый из ярусов представляет собой уровень языка, в котором объединены однотипные единицы, обладающие определенными свойствами, признаками и системой отношений. В состав уровней языка входят уровни – фонетический, фонологический, морфемный, морфологический, синтаксический и уровень слова.
Иерархичность языковой системы. Изоморфизм. Алломорфизм.
Для типологии важно установить сходство или подобие систем различного объема и масштаба. Такое подобие, или параллелизм, отдельных звеньев структуры языка, отдельных микро- и макроструктур, ее составляющих, получило название изоморфизм. Одной из целей топологического описания языка следует считать выявление изоморфизма различных языков, т.е. установление подобия или сходства не только микросистем, но так же и подсистем целых систем ряда языков. Изоморфизму противостоит алломорфизм, который свидетельствует о разнотипности структуры языковых единиц, составляющий данный уровень.
(7 Вопрос) МЕТОДЫ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Одной из основных целей деятельности человека является позна- познание свойств и законов окружающей нас природы и живущих вокруг нас людей. Обычно такое познание, полученное в результате повсе- повседневного опыта, не носит системного характера, оно происходит от случая к случаю и вследствие этого не носит научного характера, так как при этом не создается система знаний. Чтобы осуществить научное познание окружающей нас действи- действительности, ее свойств и законов, необходимо ее исследовать, то есть определить ее основные свойства и установить те закономерные связи, которые в ней заключены. Средством познания природы и общества служит система определенных приемов, выработанных многовековой практикой человека и обычно называемых методом. Таким образом, метод представляет собой определенный подход к действительности, определенный путь познания природы и общества. Метод познания данного явления представляет собой некоторую сумму научных положений и чисто практических приемов, благодаря использованию которых мы получаем возможность лучше, полнее и разностороннее изучить данное явление. Общую основу методологии всех наук составляет диалектический метод, тем не менее каждая наука, вследствие специфики объек- объекта исследования разрабатывает свои специфические частные методы и приемы исследования. Языкознание, как и всякая другая наука, создает свои собственные методы исследования и описания явлений и фактов языка, поскольку объектом исследования данной науки является именно язык. Но, как известно, язык представляет собой весьма сложное и к то- тому же многоплановое общественное явление. Он имеет многоярусную структуру, в которой каждый ярус, или, как чаще говорят, уровень, — фонологический, морфологический, синтаксический, лексический — складывается из своих особых единиц, исследование которых требует разработки своей, особой системы приемов.
Различные состояния языка в процессе его развития создали бла- благоприятную почву для возникновения специально-лингвистического, научно очень точного и убедительного по своим результатам сравни- сравнительно-исторического метода, сыгравшего столь важную роль в раз- развитии науки о языке. Основу этого метода составляет учение о генети- 7 Методы типологического анализа ческом родстве ряда языков, получающем свое материальное выраже- выражение в общности звуковой формы, а также положение о закономерных изменениях в фонологической системе, грамматическом строе и сло- словарном составе исследуемых родственных языков. Сопоставление как основной метод типологических исследований В отличие от сравнительно-исторического метода, основывающе- основывающегося, как уже было сказано, на исследовании явлений генетически общих в преимущественно родственных языках, в типологии широко используется сопоставительный метод, сущность которого заключа- заключается в отыскании и определении явлений и фактов ряда языков, имеющих тождественные функции независимо от того, являются ли сопоставляемые языки генетически родственными или нет. Можно исследовать систему языковых средств, используемых в ряде языков, например английском, немецком, русском, турецком, арабском и т. д., для образования имен существительных со значением деятеля. В задачу такого исследования, как, впрочем, и всякого друго- другого типологического исследования, входит отыскание наиболее общих тождественных признаков, так называемых изоморфных признаков, которые составят характеристику данного явления. Эти признаки при дальнейшем исследовании могут быть положены в основу типологи- типологической характеристики языка или группы языков и использованы для типологической классификации языков, представляющей собой одну из актуальных проблем современного языкознания. Сопоставительный метод дает возможность определить не только факты и явления, имеющие аналогичные функции в сопоставляемых языках, но и то место, которое они занимают в своей микросисте- микросистеме. Так, возвращаясь к системе средств, обозначающих деятеля, мы можем сказать, что в английском языке суффикс -ег несомненно является ядром микросистемы средств, служащих для образования существительных деятеля, причем он имеет широкие возможности образования существительных от основы любого глагола. В турецком языке подавляющее большинство имен деятеля обра- образовано с помощью аффикса -ci и его вариантов -ci-cu-cii. Но словообра- словообразовательные возможности этого аффикса ограничены 1) характером основы, так как этот аффикс сочетается только с именными основами, 2) наличием других аффиксов деятеля, таких, как -da§ (-ta§), -li (-li- lu-Ш) и др. В русском языке существует ряд суффиксов деятеля, составляю- составляющих также определенную микросистему. Однако в ней мы не найдем столь четко выраженного суффикса деятеля, который был бы бес- Сопоставление как основной метод типологических исследований 59 спорным ядром этой микросистемы, как это имеет место в английском языке с суффиксом -ег. Из трех приведенных примеров, демонстрирующих конкретные факты разных языков, мы видим, что микросистемы средств, служа-
служащих для образования имен деятеля в этих языках, не только различны по составу входящих в них компонентов, но и что эти компоненты — аффиксы деятеля — занимают в них совершенно различные места. Сопоставительно-типологический метод по своим приемам мало чем отличается от сопоставительного, однако он преследует несколько более широкие цели. Как отмечает В. Н. Ярцева, «целью типологи- типологического описания языков мира является выявление суммы сходных и различных черт, характеризующих их системы» 1. И далее: «Поэто- «Поэтому важным оказывается не только наличие в данном языке какого- либо приема или отношения, но и то место, которое занимает данный языковой факт в общей схеме распределения приемов и отношений, характерной для исследуемого языка. Таким образом, в отличие от со- сопоставительного, типологический метод имеет дело с сопоставлени- сопоставлением, на основе которого выявляются изоморфные и алломорфные чер- черты целых систем, подсистем и микросистем исследуемых языков. Определение изоморфных черт дает возможность установить и отобрать типологические константы, или типологические изоглоссы, которые позволяют произвести группировку исследуемых языков по двум оппозитивным группам — языки, имеющие данный типоло- типологический признак, и языки, данного типологического признака не имеющие. Например, если принять за типологическую константу наличие категории падежа, реализуемой в системе склонения, и отсутствие категории падежа и, следовательно, системы склонения, то все известные науке языки разделятся на две типологические группы — языки с системой склонения <-> языки без системы склонения. Как замечает Э. А. Макаев, «... для построения типологи- типологической грамматики весьма существенным оказывается установление и отбор на основе принципа иерархии типологических констант, или типологических изоглосс, всех уровней языка, позволяющих в своей совокупности выявить соотношение таких языковых признаков, которые разделяются всеми или большинством языков, и таких признаков, которые свойственны лишь нескольким языкам (или даже одному языку), что и позволяет определить структурный облик соответствующего языка». 1 Ярцева В. Н. Принципы типологического исследования родственных и неродственных языков // Проблемы языковедения. — М., 1967. — С. 203.
Макаев Э. А. Сравнительная, сопоставительная и типологическая грам- грамматика // ВЯ. — 1964. — №1. — С. 11. 60 Гл.З. Методы типологического анализа В связи со сказанным возникает проблема отбора типологических признаков. В этом вопросе нет еще полной ясности, договоренности и единства. Каждый уровень языка, как известно, имеет свои харак- характерные только для него единицы измерения. Поэтому и типологиче- типологические признаки будут варьироваться от одного уровня, или подсистемы языка, к другому. Выбор типологических констант должен, по-видимому, исходить из тех внутренних свойств и признаков, которые присущи рассмат- рассматриваемому уровню или его микросистеме, а не быть навязанным ему извне. Так, например, корреляция согласных по твердости — мягкости и политония, выдвинутые Р. Якобсоном в качестве типологических констант, дали возможность А. В. Исаченко выделить в составе сла- славянских языков четыре типологические группы: 1) политонические языки — наречия сербохорватского языка; 2) монотонические языки с так называемым свободным количеством, то есть с долгим гласным в одном из слогов, — чешский, словацкий; 3) монотонические языки с так называемым динамическим ударением — восточнославянские языки и болгарский язык; 4) монотонические языки без какой бы то ни было просодической нагрузки на гласные фонемы — польский и оба лужицких языка 1. Большое значение для методики типологических исследований и определения универсалий имеет теория детерминанты, выдвинутая Г. П. Мельниковым 2. Язык, по его мнению, представляет собой систему, основными характеристиками которой являются субстанция, воплощающая в се- себе эту систему, и схема связей или отношений между элементами этой системы, представляющими ее структуру. Особенностью систе- системы языка Г. П. Мельников считает ее способность приспосабливаться (адаптироваться) к выполнению конкретных нужд высказывания, что характерно для адаптивных, или самонастраивающихся, систем. Это свойство обеспечивает наилучшее функционирование всей системы благодаря способности производить отбор как вариантов структуры, так и вариантов субстанции в зависимости от конкретной речевой обстановки. Вот этот, так называемый главный способ функциониро- функционирования, представляющий собой важнейшую определяющую характери- характеристику системы, и есть детерминанта. Г. П. Мельников рассматривает особенность конкретной структуры языка и субстанции, в которой эта структура воплощена, как следствие самонастраивания языка по 1 См.: Исаченко А. Опыт типологического анализа славянских языков // Новое в лингвистике. — М., 1963. — Вып. Ш. — С. 110-111. См.: Мельников Г. П. Язык как система и языковые универсалии // Языковые универсалии и лингвистическая типология. — М. 1969. — С. 35. Метод типологических индексов 61 данной конкретной доминанте. Анализ универсалий различных уров-
уровней с применением детерминанты привел Г. П. Мельникова к общему выводу о том, что «сложное используется после того, как использова- использовано простое, второстепенная функция получает выражение после того, как получила выражение более важная функция» 1. Теория детерминанты дает, таким образом, возможность с помо- помощью ряда импликаций и с учетом структурных и субстантных ограни- ограничений, в которых функционирует конкретный язык, получить необхо- необходимые характеристики этого языка и определить его типологические свойства. Метод типологических индексов В практике типологических исследований особое место занимает метод индексирования, или метод типологических индексов, разрабо- разработанный Дж. Гринбергом. В основу своего метода, который по характеру используемых количественных показателей называется также квантитативным, Дж. Гринберг положил отдельные черты и признаки, представляю- представляющие собой определенные отношения и получающие выражение в виде числовых индексов. Свои вычисления Дж. Гринберг провел на тексте, включавшем 100 слов, по следующим параметрам: Первый параметр — степень синтеза или общая сложность слова. Если число морфем в обследованном тексте обозначить буквой М, а число слов — буквой W, то отношение Щ является показателем синтеза и называется индексом синтетичности, который для англий- английского языка колеблется между 1,62 и 1,68, для русского языка 2,33- 2,45, то есть индекс синтетичности для языков аналитического строя будет ниже, чем для языков синтетического строя. Второй параметр — это способы связи. Если обозначить бук- буквой А число агглютинативных конструкций, a J — число швов между морфемами, то отношение у служит показателем степени спаянности слова и носит название индекс агглютинации. Дж. Гринберг считает, что язык с высоким индексом агглютинации следует считать агглюти- агглютинативным языком, а язык с низким индексом агглютинации — языком фузионным, то есть флективным. Третий параметр — распространенность словообразовательных и словоизменительных морфем. Принимая R равным числу корневых морфем, встретившихся в исследуемом тексте, a W — числу слов в том же тексте, мы получим отношение ^, то есть индекс словосложения. Мельников Г. П. Язык как система и языковые универсалии // Языко- Языковые универсалии и лингвистическая типология. — М., 1969. — С. 43. 62 Гл.З. Методы типологического анализа Если в данном тексте подсчитать все деривационные морфемы D, то отношение ^ будет служить показателем словообразовательной способности языка. Четвертый параметр служит для характеристики следования аффиксов корню. Если обозначить префиксы символом Р, то отноше- отношение ^, то есть индекс префиксальности будет показывать отношение числа префиксов к числу слов. Отношение ^, то есть индекс суффик- салъности, покажет отношение числа суффиксов к числу слов. Если чистое словоизменение обозначить Pi, то отношение Щ, то есть индекс словоизменения, в чистом виде характеризует словоизме- словоизменительные возможности языка. Если связь, выраженную с помощью согласования, обозначить Со, то отношение ^ представляет собой индекс согласования. Метод индексирования Дж. Гринберга вызвал широкий отклик у лингвистов. В дальнейшем этот метод был усовершенствован сло- словацким ученым В. Крупа, который преобразовал значение индексов таким образом, чтобы они могли укладываться в обычной шкале оценок от 0 до 1. Кроме перечисленных выше методов типологического анализа и описания, характерных именно для типологии, в типологических ис- исследованиях используют методы, принятые для исследования в дру- других разделах языкознания, например дистрибутивный метод и др.
(8 вопрос)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.084 с.) |