Государственные и муниципальные унитарные предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные и муниципальные унитарные предприятия



 

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Среди коммерческих организаций только государственные и муниципальные организации являются унитарными. Их имущество не делится на доли (паи), а единым и единственным учредителем и собственником их имущества является публичное образование: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК, ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также актами органов исполнительной власти - в частности, Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ", Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

Относительно необходимости сохранения унитарных предприятий-несобственников в условиях рыночной экономики высказываются различные точки зрения. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) возобладала позиция о необходимости постепенного отказа от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Одновременно с этим для выполнения особых государственных задач предполагается сохранить казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. В 2014 г. была принята государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 327. Программой предусмотрено сохранение на федеральном уровне к 2019 г. только государственных учреждений и казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

2. Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается в случаях и порядке, предусмотренных законом. Исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается создание казенных предприятий предусмотрен ст. 8 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи имущество унитарного предприятия закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Оба права относятся к ограниченным вещным правам (гл. 19 ГК). Несмотря на некоторое различие круга субъектов (субъект права хозяйственного ведения - только унитарное предприятие, субъекты права оперативного управления - казенные предприятия и учреждения, в том числе, частные), объема их правомочий относительно закрепленного за ними имущества (обладатель права хозяйственного ведения имеет большую свободу распоряжения имуществом и большую автономию от собственника этого имущества), данные права единую правовую природу. Основная цель установления этих прав - использование государственного и муниципального имущества в хозяйственной деятельности для решения задач указанных публичных образований без передачи этого имущества в собственность учреждаемым организациям. В Концепции развития гражданского законодательства указывается на необходимость устранить существующий в законодательстве дуализм прав юридических лиц на управление имуществом, оставив только одно право - право оперативного управления, которое должно основываться только на государственной и муниципальной собственности. Право оперативного управления - правовая конструкция, которая позволяет устанавливать разный объем ограничений правомочия распоряжения для разных категорий субъектов.

4. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами РФ, государственными органами субъектов РФ или органами местного самоуправления. Требования к содержанию устава определены в п. 3 ст. 9 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Устав унитарного предприятия должен содержать: полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения. Например, сведения о сроке, на который создано предприятие, если оно создается на определенный срок, о филиалах и представительствах, если таковые создаются. Устав предприятия на праве хозяйственного ведения также должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В уставе казенного предприятия указываются сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики и усиления контроля за использованием федерального имущества Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005 г. N 205 утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

5. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также может иметь наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование, а наименование казенного также указание "казенное". Например, "федеральное казенное предприятие".

6. Согласно п. 5 комментируемой статьи, органом унитарного предприятия является руководитель - физическое лицо, которое в соответствии с нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия и локальными нормативными актами осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Руководитель унитарного предприятия несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом и заключенным с ним трудовым договором. Учитывая специфичные полномочия собственников имущества унитарного предприятия, закон устанавливает особый порядок получения должности руководителя предприятия - назначение. Назначение руководителей федеральных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"). В целях избрания кандидатуры на должность руководителя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять права собственника федерального государственного унитарного предприятия, образует комиссию по проведению конкурса и утверждает состав, сроки и порядок ее работы; публикует информацию о проведении конкурса; принимает заявки от претендентов и ведет их учет; проверяет правильность их оформления и прилагаемых к ним документов; передает в комиссию поступившие заявки; утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов. Руководитель унитарного предприятия должен соблюдать ряд требований (запретов), установленных п. 2 ст. 21 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Законом также предусмотрена аттестация руководителей унитарных предприятий, т.е. оценка квалификации руководителя на соответствие занимаемой должности. Аттестация руководителей унитарных предприятий, как правило, проводится один раз в три года. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику унитарного предприятия. Для федеральных предприятий порядок предоставления отчетности руководителей установлен Постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ".

7. В п. 6 воспроизводится общее правило, вытекающее из автономности организации и ее учредителей как субъектов гражданского оборота - они не несут ответственность по обязательствам друг друга, если иное не предусмотрено законом. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Исключением из правила об отсутствии ответственности собственника по долгам учрежденного им предприятия является возложение на собственника имущества казенного предприятия субсидиарной ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

8. Пунктом 7 предусмотрено принятие специального закона об унитарных предприятиях. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" был принят 14 ноября 2002 г.

9. В п. 8 комментируемой статьи установлено, что правила реорганизации унитарных предприятий должны определяться ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также законами о приватизации (ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества"). В соответствии со ст. 29 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК. В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда, например, в случае систематического осуществления монополистической деятельности принудительная реорганизация может быть осуществлена на основании решения суда. Требование о принудительной реорганизации предъявляется антимонопольным органом. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

Невозможность реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения с участием разных публичных собственников обусловлено закрепленной в п. 4 ст. 2 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" нормой, устанавливающей запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальных образований. Не признается реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарного предприятия может происходить в рамках приватизации государственного и муниципального имущества в соответствии ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом.

 

Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

2. Размер уставного фонда определяется в зависимости от уровня публичного образования: для государственных предприятий он должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

3. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Уставный фонд обязательно формируется только в унитарных предприятиях, создаваемых на праве хозяйственного ведения. Для казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления, обязанность формирования уставного фонда не предусмотрена, т.к. собственник имущества таких предприятий несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Этот порядок определен Приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. N 84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов".

5. Если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков. Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов.

 

Статья 115. Утратила силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

 

Некоммерческие организации

 

Утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.013 с.)