Общественные движения (введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные движения (введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)



 

Статья 123.7-1. Общественные движения (введена Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

1. Общественное движение как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческих корпораций было выделено в ГК РФ в 2015 г. До этого правовое положение общественных движений определялось только ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Согласно ст. 9 ФЗ "Об общественных объединениях" общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Данное определение не соответствует статусу общественного движения, предусмотренному настоящим Кодексом - отнесение общественного движения к корпорациям означает наличие членства. В формулировке, предусмотренной Кодексом, общественное движение утратило такие существенные отличия от общественной организации как массовость и отсутствие членства. При этом, не определены подробно особенности создания, деятельности и прекращения общественных движений.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественное движение обладает правом собственности на имущество, поступающее из незапрещенных законом источников. Права собственника имущества осуществляет постоянно действующий руководящий орган, определенный уставом (ст. 33 ФЗ "Об общественных объединениях").

2. В п. 2 установлен приоритет положений ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" перед нормами о некоммерческих организациях, содержащимися в Кодексе. ФЗ "О некоммерческих организациях" не содержит специальных норм об общественных движениях, однако этот Закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ, постольку, поскольку им или иным федеральным законом не установлено иное (п. 2 ст. 1). Представляется, что ФЗ "Об общественных объединениях" в части регулирования статуса общественных движений как закон, содержащий специальные нормы, имеет приоритет перед ФЗ "О некоммерческих организациях".

 

Ассоциации и союзы

 

Статья 123.8. Основные положения об ассоциации (союзе)

1. Ассоциация (союз) - некоммерческая корпорация, объединяющая юридических лиц и (или) граждан в целях представления и защиты общих интересов, координации деятельности. Изначально ассоциация (союз) могла создаваться только юридическими лицами, но после внесения изменений в ГК 11 февраля 2013 г., было предусмотрено членство в ассоциации не только организаций, но и граждан. При этом не исключается существование "смешанных" ассоциаций, в которых могут участвовать как физические, так и юридические лица. Ассоциации схожи с общественными организациями, однако, в отличие от последних, они могут основываться как на добровольных началах, так и на обязательном членстве объединяющихся лиц (например, членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является обязательным условием допуска к профессиональной деятельности). При этом, иногда возможно членство в одной из многих ассоциаций, а иногда предполагается обязательное членство в конкретной организации, например, в профессиональном объединении страховщиков (ст. 24 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Кроме того, общественная организация предполагает, прежде всего, объединение физических лиц.

2. Комментируемая статья содержит примерный перечень разновидностей ассоциаций:

1) объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов;

2) профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов;

3) профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие);

4) саморегулируемые организации и их объединения.

В настоящее время к ассоциациям (союзам) отнесены некоторые виды организаций, ранее считавшиеся самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, в частности, это некоммерческие партнерства, торгово-промышленные палаты. И если в Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" были внесены изменения, с целью приведения положений о статусе торгово-промышленных палат с нормами, закрепленными ГК РФ, то ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющая статус некоммерческих партнерств, не изменялась с 2008 г. Представляется, что в данный момент положения ФЗ "О некоммерческих организациях" о некоммерческих партнерствах могут применяться в части, не противоречащей ГК.

Особой разновидностью ассоциации (союза) являются саморегулируемые организации (СРО) и их объединения (ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", ФЗ от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка").

В СРО объединение субъектов осуществляется исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг), рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо по признаку принадлежности к профессиональной деятельности определенного вида.

3. Ассоциации (союзы) обладают специальной правоспособностью. Содержание гражданских прав и обязанностей определяется целью создания и деятельности ассоциации (союза), предусмотренной уставом. При наличии специальных законов, определяющих статус ассоциаций отдельных видов, их права и обязанности определяются специальными законами и иногда связаны с выполнением ассоциацией определенных публично-правовых функций. В частности, это относится к нотариальным палатам, СРО.

4. До внесения изменений в ГК РФ в 2013 г. члены ассоциаций (союзов) несли субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциаций (союзов) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. В настоящее время ассоциация (союз), по общему правилу, не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом, а члены ассоциации (союза) не отвечают по обязательствам ассоциации. Однако субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) может быть предусмотрена законом или уставом.

5. П. 4 комментируемой статьи предусматривает три организационно-правовые формы, в которые может преобразоваться ассоциация (союз): общественная организация, автономная некоммерческая организация или фонд. К корпорациям относится только общественная организация. Как уже отмечалось, ассоциация (союз) по сути близка к общественной организации. Поэтому закон разрешает преобразование общественной организации в ассоциацию (союз) либо ассоциации (союза) - в общественную организацию.

Преобразование в иные организационно-правовые формы превращает ассоциацию в унитарную некоммерческую организацию.

5. Комментируемая статья регулирует статус ассоциации (союза) в общем виде, рамочно. Учитывая различные сферы использования данной организационно-правовой формы, такое регулирование явно недостаточно. Поэтому существует объективная необходимость регулирования статуса отдельных видов ассоциаций специальными законами, с учетом особенностей сферы деятельности.

 

Статья 123.9. Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)

1. Поскольку по своей сути ассоциация предполагает объединение субъектов, она не может создаваться одним лицом и иметь в составе одного участника. Участников должно быть не менее двух. Законами об отдельных видах ассоциаций предусматривается большее минимальное количество участников. Например, согласно п. 1 ст. 6 Закон РФ от 7 июля 1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" число участников должно быть не менее тридцати. Саморегулируемые организации, по общему правилу, должны объединять не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3 ФЗ "О саморегулируемых организациях").

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет требования к содержанию единственного учредительного документа ассоциации - устава. Ввиду отсутствия подробного регулирования статуса ассоциации (союза) требуется включить в устав практически всех нормы, определяющие условия существования и прекращениея деятельности ассоциации (союза), в частности, помимо общих сведений, указываемых в уставе согласно п. 4 ст. 52 Кодекса, в устав ассоциации (союза) должны включаться сведения о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза). Для отдельных видов ассоциаций установлены и иные сведения, подлежащие отражению в уставе. Например, для СРО уставом устанавливаются также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ст. 8 ФЗ "О СРО").

 

Статья 123.10. Особенности управления в ассоциации (союзе)

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится расширенный, по сравнению с п. 2 ст. 65 ГК РФ, перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию высшего органа ассоциации. Этот перечень сформулирован как исчерпывающий.

2. В п. 2 определяется структура органов управления ассоциации (союза). В ассоциации (союзе) должен обязательно быть высший коллегиальный орган управления - общее собрание, конференция, а также единоличный руководитель. Что касается коллегиального исполнительного органа - вопрос о его создании решается участниками, его обязательного создания, по общему правилу, не предусматривается, однако, к примеру, ст. 17 ФЗ "О СРО" предусматривает создание постоянно действующего коллегиального органа управления и определяет его компетенцию.

3. В комментируемой статье установлено специальное основание досрочного прекращения полномочий органа ассоциации по решению ее высшего органа. Основаниями для досрочного прекращения являются грубое нарушение органом своих обязанностей, неспособность к надлежащему ведению дел. Первое из оснований предполагает виновное поведение лиц, выполняющих функции органа ассоциации. Второе может иметь место по различным причинам и не всегда предполагает виновное поведение лиц, выполняющих функции органа. Кодекс не раскрывает, что понимается в данном случае под грубым нарушением, таким образом, характер допущенных нарушений определяет высший орган управления, исходя из конкретных обстоятельств. Неспособность к надлежащему ведению дел может быть следствием отсутствия должного образования, опыта, состояния здоровья. Представляется, что данная норма рассчитана, прежде всего, на единоличный исполнительный орган ассоциации.

Перечень оснований для досрочного прекращения полномочий не является исчерпывающим - оно допускается и при наличии иных серьезных оснований. Наличие открытого перечня вряд ли следует считать обоснованным, поскольку оценочный критерий "серьезные основания" может толковаться достаточно широко. К тому же, отсутствие каких-либо ориентиров определения "серьезности" основания, не способствует формированию единообразной практики и защите интересов лиц, в отношении которых будет приниматься решение о прекращении полномочий.

 

Статья 123.11. Права и обязанности члена ассоциации (союза)

1. П. 1, 2 комментируемой статьи содержат нормы, дополняющие положения о корпоративных правах и обязанностях, предусмотренные ст. 65.2 ГК, правом на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми услугами, и обязанностью уплачивать предусмотренные уставом членские взносы, а также, по решению высшего органа ассоциации (союза), вносить дополнительные имущественные взносы. К правам члена ассоциации относится также безусловное право выйти из нее в любое время. Выход из ассоциации должен быть оформлен надлежащим образом. Вопрос о судьбе имущественного взноса и имущественных правах при выходе из ассоциации должен решаться в соответствии с уставом.

2. Комментируемая статья предусматривает возможность исключения участника из ассоциации. Исключение из состава корпорации является серьезной мерой ответственности, применяемой, как правило, за грубые или неоднократные нарушения своих обязанностей. Поскольку общие нормы не регулируют отношения по исключению, указывая лишь на такую возможность, установление оснований и порядка исключения осуществляется специальным законодательством применительно к отдельным видам ассоциаций, а при его отсутствии соответствующие основания и порядок должны быть определены уставом.

3. П. 3 комментируемой статьи устанавливает, что членство в ассоциации неотчуждаемо, т.е. его нельзя передать путем отчуждения доли. Неотчуждаемость членства в ассоциации вытекает из целей ее создания и осуществляемых ею задач. Ассоциация представляет собой объединение лиц. Имущественная составляющая в данном случае второстепенна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.01 с.)