Действие (Ситуация 1, Ситуация 2). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие (Ситуация 1, Ситуация 2).



Все, что для этого требуется, – суметь идентифицировать множества, вовлеченные в рассматриваемый процесс, и установить способ, посредством которого члены одного множества связаны с членами другого множества. Например, вот один из способов, каким можно представить, что происходит на более высоком уровне образования паттернов в процессе изменения в психотерапии:

Психотерапевт (Состояние клиента i) → (Состояние клиента j)

Ранее мы уже использовали понятие функции в нашей работе, например, когда говорили о метамодели. Для того чтобы перевести теперь эти функции в визуальную систему обозначений, нам необходимо эксплицитно определить, какие множества отображаются в какие. Обратимся к примеру. Допустим, клиент говорит:

Я боюсь.

Данная поверхностная структура представляет собой результат языкового процесса, который называется выводом. Именно выводы являются одной из основных областей исследования в трансформационной лингвистике. Речь идет об отношениях между полными языковыми репрезентациями, то есть множеством глубинных структур, и выраженными языковыми репрезентациями, то есть множеством поверхностных структур. Используя систему обозначений с помощью функций, получим:

 

В случае конкретной поверхностной структуры «Я боюсь» существует глубинная структура, с которой она связана, и эта структура:

ПУГАЕТ [кто-то/что-то, меня]

Если обозначить языковый процесс опущения символом d, то весь процесс, в который вовлечен данный клиент, можно представить как:

d (ПУГАЕТ [кто-то/что-то, меня]) → (Я боюсь)

Или

d (ПУГАЕТ [кто-то/что-то, меня], Я боюсь).

Как уже говорилось, система обозначений с помощью функций – это способ визуальной репрезентации закономерностей нашего опыта, и для ее применения от нас требуется всего лишь установить, какие именно множества рассматриваются, а также выделить правило соответствия или функцию, связывающую члены одного множества с членами другого. Поскольку данная система обозначений формальна, она не зависит от содержания – фактически, множества функций сами могут образовывать множества, которые ассоциируются по тем же правилам соответствия. Рассматривая взаимосвязи между множествами функций, математики выделили одно особое отношение. Оно получило название обратной функции. Снова обратимся к примеру:

 

 

Рассмотрим теперь все способы, какими вы могли бы повернуть (вращать) этот треугольник на плоскости. Вы могли бы повернуть его, например, так:

 

 

Предположим, сейчас мы поворачиваем исходный треугольник на 120° по часовой стрелке. В результате имеем:

 

 

Или, используя соответствующую систему обозначений,

Или, снова используя представленную выше систему обозначений с помощью функций:

 

Rr –120 (I) → (III)

 

Вернемся теперь к исходному треугольнику (I) и рассмотрим результат поворота на 240° против часовой стрелки. Можно видеть, что результат Rl –240 идентичен Rr –120. Таким образом, Rl –240 и Rr –120представляют собой обратные функции.

Или, в символической форме:

если Rl –240– это f, то Rr –120– это f –1.

 

Из этих примеров видно, что действие некоторых функций может быть обращено другими функциями. В этом случае вторая функция считается обратной по отношению к первой. Аналогичный паттерн встречается и в психотерапевтическом контексте.

Теперь давайте вернемся к обсуждению возможностей использования метамодели в психотерапии. Обратимся к приведенному выше примеру поверхностной структуры:

Я боюсь.

Если клиент предъявляет психотерапевту такую поверхностную структуру, тот может, используя техники метамодели, спросить:

Боитесь кого/чего?

 

 

Обратите внимание, что психотерапевт берет в качестве входной информации поверхностную структуру, в которой имеется опущение, и задает вопрос относительно опущенной части. Другой способ репрезентировать данный процесс – это определить вопрос метамодели как обращенное к клиенту требование выполнить обратную операцию, которую можно символически представить так:

 

d –1 (Я боюсь) → (ПУГАЕТ

[кто-то/что-то, меня])

и сообщить полученный результат психотерапевту

Сбор информации

Чтобы эффективно помочь клиенту, психотерапевт должен понять его модель и те процессы моделирования, которые клиент применяет для организации собственного опыта. Первое множество вопросов метамодели основано на форме поверхностной структуры клиента и связано со следующими особенностями метамодели:

Опущение.

Отсутствие референтного индекса.

Неконкретные глаголы.

Номинализации.

Формальная особенность, связывающая каждую из этих особенностей с соответствующими вопросами метамодели, состоит в том, что вопрос представляет собой нечто обратное обнаруженному нарушению метамодели.

Еще один пример, связанный с опущением. Когда психотерапевт обнаруживает, скажем, поверхностную структуру, которая содержит словосочетание без референтного индекса, – а это значит, что в результате процесса моделирования у клиента при переходе от референтной структуры к глубинной структуре произошла утрата референтного индекса, – вопрос метамодели представляет собой, по сути, требование выполнить обратный процесс моделирования. Таким образом, происходит следующий обмен репликами:

Клиент. Люди пугают меня.

Психотерапевт. Кто конкретно пугает вас?

Или, в символической форме: Клиент (г) Психотерапевт [Клиент (г1)]

Два остальных различения и связанные с ними вопросы метамодели также обратные и также могут быть представлены в символической форме, а именно:

 

Неконкретные глаголы

Клиент. Мой отец пугает меня. Клиент (v)

Психотерапевт. Как конкретно он пугает вас?

Психотерапевт [Клиент (v-1)]

 

Номинализации

Клиент. Я хочу уважения. Клиент (n)

Психотерапевт. От кого именно вы хотите уважения?

Психотерапевт [Клиент (n _1)]

 

Таким образом, можно сделать формальное обобщение, что в первой фазе психотерапевтической работы – собирая информацию – психотерапевт реагирует на сообщения клиента, предъявляя последнему требования выполнить обратную операцию языкового моделирования. Пусть греческий символ представляет класс, состоящий из четырех метамодельных особенностей, заданных символами:

 

d, r, v, n,

 

тогда наше обобщение можно представить как:

 

Клиент:

Психотерапевт [Клиент ( -1)]

 

В рамках данной группы имеются два других отношения, на которые мы хотели бы указать. Во-первых, процессы r и v и связанные с ними вопросы метамодели r –1 и v –1 представляют собой тождественные процессы, за исключением области, на которой они определены (множество вещей, к которым они приложимы). Процесс г отображает имена с референтными индексами в имена без референтных индексов, в то время как процесс v отображает относительно конкретные глаголы в менее конкретные глаголы. Процессы r –1 и v –1 осуществляют соответствующие обратные отображения:

r –1 (именное сочетание без референтного индекса) (именное сочетание с референтным индексом).

v –1 (относительно неконкретный глагол) (относительно более конкретный глагол).

Таким образом, в область определения функций r и r –1 входят именные словосочетания, а в область определения функций v и v –1 – глаголы.

Во-вторых, первые три различения участвуют в образовании четвертого. Другими словами, n и n –1 – это сложные функции, которые разлагаются на три первых процесса плюс категориальный сдвиг. В процессе номинализации происходит сдвиг лингвистической репрезентации с репрезентации предиката в именную репрезентацию и из процессуальной репрезентации в событийную репрезентацию.

Например, рассмотрим, как происходит вывод следующей поверхностной структуры:

 

 

Здесь: S – предложение; Pred – предикат; NP – именное словосочетание.

Клиент. Меня беспокоит фрустрация. Клиент(п)

Таким образом, клиент переходит от репрезентации глубинной структуры к репрезентации в виде поверхностной структуры.

Психотерапевт реагирует в соответствии с вопросами метамодели:

Кто фрустрирует кого, так что вы беспокоитесь? Психотерапевт [Клиент (n –1)]

Во время наших семинаров мы неоднократно отмечали один паттерн научения. Он состоит в том, что люди, изучающие метамодель, имеют тенденцию зацикливаться. Часто, описывая этот опыт, они говорят: «Ходишь и ходишь по кругу, и никуда не приходишь». Зацикливание происходит, когда психотерапевт не выходит за рамки паттернов первого уровня в процессах d, r, v и n и в обратных процессах d –1, r –1, v –1 и n –1. Читатель сможет убедиться, что такое часто происходит и на других уровнях структуры. Например, при работе с полярностями, если психотерапевт играет противоположную (более слабую) полярность – то есть инверсную полярность на данном уровне образования паттернов, – клиент застревает в доминирующей полярности, обратной по отношению к полярности, исполняемой психотерапевтом.

Чтобы разорвать порочный круг, психотерапевт должен развивать свою способность слышать особенности, характерные для следующей фазы, и ставить их под вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.017 с.)