X. Я думаю, она просто хочет найти какой-нибудь способ заставлять меня делать то, что она от меня хочет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

X. Я думаю, она просто хочет найти какой-нибудь способ заставлять меня делать то, что она от меня хочет.



П. Вы уверены, что это действительно так?

X. Да.

П. Хотите узнать, правда ли это?

X. Да.

П. Так почему бы вам не спросить у нее? Я думаю, что все вы тратите массу времени на догадки о том, что именно другие имеют в виду, и я также думаю, что эти догадки чаще всего неверны. Давайте проверим. Спросите же ее.

 

В приведенном отрывке можно выделить два интересных паттерна. Во-первых, комментируя неконгруэнтность в коммуникации Джил, психотерапевт пытается показать ей, что ее сообщение воспринимается совершенно не так, как она бы этого хотела. Это открывает возможность начать поиск более удачных способов коммуникации и одновременно показывает, каким могли бы быть эти более удачные способы. В данном случае речь идет об аудиальной обратной связи взамен калибровки. Во-вторых, психотерапевт прямо ставит под вопрос семантическую неправильность «чтение мыслей», для начала продемонстрировав, что оно действительно имело место, а затем подсказывая альтернативную возможность – уточняющий вопрос. Это, кроме того, представляет собой первый шаг к развитию новой репрезентативной системы, общей для Джил и Холли.

 

Холли. Скажи, ты просто хочешь найти способ заставить меня делать то, что ты скажешь?

Джил. Нет, я просто не хочу оставаться в стороне. Я очень беспокоюсь за тебя.

Психотерапевт. Что вы слышали, Холли?

X. Она все еще думает, что я не могу сама о себе позаботиться.

П. Джил, вы действительно сказали или, может быть, подумали, что Холли не может позаботиться о самой себе?

Д. Нет, я этого не говорила. Я… я думаю, что она может, но…

П. Но что?

Д. Ну, ей ведь только шестнадцать.

П. Только шестнадцать?

 

Это хороший пример того, как можно проводить сравнение моделей. Далее психотерапевт продолжает развивать эту тему, предлагая двум визуальным клиенткам использовать их ведущую репрезентативную систему для дальнейшего сравнения моделей.

 

Психотерапевт. Джил и Холли, я хотел бы, чтобы вы попробовали одну вещь, и, возможно, мы сможем все это как-то прояснить? Вы согласны? Тогда обе закройте глаза и представьте себе, вы, Холли, – образ матери, а вы, Джил, – образ Холли. Посмотрите на него внимательно и, не открывая глаз, скажите, что вы видите? Джил?

Джил. Моя маленькая девочка одета как куколка и…

Холли. Ты все время видишь во мне маленькую девочку.

П. Холли, закройте глаза. Подождите чуть-чуть, и посмотрим, что произойдет. Холли, что вы видите?

X. Маму. Она грозит мне пальцем, и она опять выглядит недовольной и сердитой.

П. Пока не открывайте глаза. Я хочу рассказать вам о том, что я вижу и что я слышу. Я вижу Холли, ей шестнадцать лет, и она становится взрослой. Но я слышу, Джил, что вы все еще продолжаете представлять себе Холли такой, какой она была когда-то. Что касается Джил, то я вижу мать, которая старается найти контакте дочерью. А вы, Холли, представляете ее себе каким-то поработившем вас чудовищем. Я думаю, что вы просто не знаете друг друга. Не хотите ли вы открыть глаза и действительно встретиться друг с другом, может быть, впервые за много-много лет.

Д. (начинает всхлипывать). Да-да, конечно.

П. Холли, я вижу, вы выглядите удивленной? Может, тут есть что-то новое для вас?

Холли. Я не уверена, что мы… [начинает тихо всхлипывать).

П. В чем вы не уверены?

X. Что она…

П. Спросите ее.

X. Скажи, ты можешь действительно видеть во мне человека, как…

Д. Да, но мне страшно.

П. Можете ли вы сказать, что именно страшно, Джил?

Д. Ты становишься взрослой, и я боюсь потерять тебя.

П. Вы не можете ее потерять, если она не принадлежит вам. Вы уверены, что сейчас она ваша?

Д. Нет, но я хочу этого.

 

После того как эти двое узнали, что их модели друг друга устарели, они могут начать поиск новых способов общения друг с другом. Они начали осознавать, что «чтение мыслей» налагает ограничения и воздвигает стены между ними. С помощью психотерапевта они продолжили устанавливать новые правила взаимодействия друг с другом, осваивая приемы обратной связи.

Следующий отрывок – запись диалога, который произошел примерно через 20 минут, когда психотерапевт сместил центр внимания, перейдя от Джил и Холли к Джил и Сэмюэлу. Психотерапевт спросил Джил, не хочет ли она теперь, когда нашла новый способ взаимодействия с Холли, найти какие-нибудь новые способы общения с Сэмюэлом.

 

Джил (глядя на Сэмюэла и отвечая на вопрос психотерапевта). Я хочу, чтобы ты не следил за мной, не спрашивал постоянно, где я была и с кем встречалась, и чтобы не пытался заставить меня бросить работу.

Сэмюэл. Я этого больше нецелою. Ты шлялось и шлялось, и я просто не…

Д. Ну до вой, до вой, смотри но меня таким взглядом, упрекай меня, задавай вопросы…

С. Черт побери, ты воображаешь…

Психотерапевт. Подождите минуточку, вы отклоняетесь от темы. Что именно вы хотите от Джил?

С. Я хотел бы, чтобы оно было более любящей и ласковой, и…

П. Спокойнее, не торопитесь. Более любящей и ласковой каким образом?

С. Я хочу, чтобы она целовала меня и все такое, а она всегда говорит «не здесь, не при детях, не сейчас…»

П. Джил, теперь вам стало ясно, о чем говорит Сэмюэл?

Д. Думаю, что да. Он хочет обнимать меня и прижиматься, а я убеждена, что это можно позволить себе наедине, но не при детях.

П. Что, как вам кажется, может произойти, если дети увидят, как вы и Сэмюэл проявляете друг к другу любовь и нежность?

Д. Н-у-у-у… (пауза)… им станет неловко.

П. Как вы это узнали?

Д. Я вижу по ним, когда он делает это, вижу по их лицам.

П. Вы снова пытаетесь угадывать. Не хотите ли просто проверить, так ли это?

Д. Я не знаю.

П. Если вы не знаете, попробуйте узнать.

Д. Холли, это так?

Холли. Нет, мне не нравится, когда я вижу, что ты отталкиваешь его. Я думаю, ты его не любишь.

Д. О-о-о…

Томас. Да-да, и я всегда думал, что ты не любишь папу. Иногда просто тошно, когда ты…

П. Хм -м, кажется, здесь вы тоже ошиблись, Джил. Есть что-нибудь еще, что мешает вам с большей нежностью относиться к Сэмюэлу?

Д. (вздыхает). Да, думаю, есть. Я чувствую, он давит на меня.

П. Каким образом?

Д. Он лезет в мою жизнь и…

С. Я думал, мы женаты.

П. Сэмюэл, как, по-вашему, если вы женаты, то у вас не может быть никаких секретов, никаких личных дел?

С. Нет, у нее куча таких дел, но когда я пытаюсь как-то включиться в них, она говорит, что я вторгаюсь в ее пространство.

П. Джил, я слышу, как Сэмюэл говорит, поправьте, меня, Сэмюэл, если я ошибаюсь, так вот, Сэмюэл говорит, что видит, что вы много чего делаете без него, и он не видит, чтобы вы что-то делали вместе с ним. Все это выглядит так, как если бы вы не нуждались в нем. А всякий раз, когда он проявляет интерес к вашим делам, вам кажется, что он следит за вами.

Д. Нет, я вижу, что он все время спрашивает меня, где я была, что я делала, кого видела…

П. Подождите, Джил. Пытались ли вы намеренно следить за делами Холли?

Д. Ох, нет, не намеренно, я имею в виду.

П. Возможно, что это другой пример тех же самых действий, только на этот раз уже вы сами чувствуете, что в вашу жизнь вторгаются?

Д. Мне думается, что это возможно.

П. Не думаете ли вы, что это более чем просто возможно?

Д. Да.

П. Сэмюэл, посягаете ли вы на пространство Джил или просто хотите получить от нее внимание?

С. Я просто хочу от нее внимания.

П. Джил, знаете ли вы что-нибудь о том, что значит ожидать от кого-то внимания и не получать его? Вы знаете, как отчаянно можно этого добиваться и как неправильно могут быть поняты ваши сообщения? Не это ли у вас произошло с Холли?

Д. Думаю, что да.

П. Пожалуйста, вы двое, придвиньте ваши стулья ближе друг к другу, так, чтобы смотреть друг другу в лицо. Вот так.

 

В приведенном отрывке есть несколько интересных паттернов.

1. Способ, с помощью которого психотерапевт осуществляет перевод из одной репрезентативной системы в другую. Он берет кинестетические предикаты Сэмюэла и передает его сообщения Джил, пользуясь визуальными предикатами. Это помогает обоим супругам адекватно обменяться информацией, что в ином случае было бы невозможно. В то же время этот прием помогает прямо поставить под вопрос «чтение мыслей».

2. Способ, с помощью которого психотерапевт заново обозначает проблему, существующую между Джил и Сэмюэлом, показывая, что по своим формальным признакам она идентична проблеме, существующей между Джил и Холли. Поскольку у Джил подобный опыт уже имеется, она может переключиться с референтных индексов опыта Сэмюэла на свои собственные, обеспечивая, таким образом, связь, которая в ином случае была бы невозможна.

3. Психотерапевт сам по себе выступает в качестве модели того, как то же самое сообщение можно передать конгруэнтно, что позволяет получить требуемую референтную структуру. Это помещает Сэмюэла в метапозицию по отношению к его собственной коммуникации, поскольку, во-первых, он видит, как неверно были поняты его попытки, и, во-вторых, он видит и слышит, как обе его полярности взаимодействуют конгруэнтно, приходя, в результате, к пониманию. В итоге у него появляются новые варианты выбора, связанные с тем, как ему передавать свои сообщения Джил, и одновременно у Джил появляются новые варианты выбора, связанные с их восприятием.

 

Психотерапевт. Теперь я хотел бы потратить несколько минут на то, чтобы попытаться увидеть, смогу ли я научить вас как-то понимать друг друга. Чему я хочу вас научить, так это слышать и видеть друг друга по-настоящему, такими, какие вы есть на самом деле. Джил, не хотите ли начать? Просто возьмитесь за руки и глядите друг другу прямо в глаза. Джил, сейчас попросите у Сэмюэла то, чего вы хотели бы для себя. Сделайте это так, как надо, по вашему мнению, чтобы Сэмюэл мог действительно услышать вас. А вы, Сэмюэл, просто слушайте.

Джил. Пожалуйста, позволь мне иметь собственное пространство и не огорчайся из-за этого, не ехидничай и не смотри на меня такими глазами.

П. Сэмюэл, я слышу от Джил, что она хочет пространства, того, которое у нее уже есть, но она хочет иметь его по-новому, так, чтобы она чувствовала, что у вас это не вызывает возражений. Она хочет, чтобы вы уловили, что у нее внутри возникает тяжелое чувство, когда она получает от вас вербальные и невербальные сообщения о том, что вы не одобряете ни ее саму, ни то, что она делает. Вы понимаете это?

Сэмюэл. Я думаю, что понимаю, но она ничего не оставила для меня. Она (указывает на Джил)… ты ничего не оставила мне. Я чувствую, что меня все время отталкивают.

П. Джил, можете ли вы представить, что значит для Сэмюэла видеть, какое удовольствие вы получаете, занимаясь чем-то в одиночку, без него, и видеть в то же время, что вы не делаете с ним того, что много для него значит?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.03 с.)