Им присвоены имена героев–азовцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Им присвоены имена героев–азовцев



Перед въездом на центральную усадьбу с. Беглица со стороны Мариупольского шоссе справа от дороги расположено небольшое кладбище. Среди его надгробий возвышается памятник уроженцу этих мест черноморскому моряку Семену Орлову, который участвовал в Красном десанте, был схвачен и расстрелян немцами. В память о герое–краснофлотце жители Беглицкой косы назвали свой колхоз именем Семена Орлова.

Имя организатора и командующего Азовской военной флотилией в 1920 году Степана Маркелова носит один из грузовых теплоходов Азовского морского пароходства.

Выше упоминалось, что один из поселков Камыш–Бурунской бухты назван именем Героя Советского Союза генерала Аршинцева. Его имя носят также суда — рудовоз Азовского пароходства и танкер военно–морского флота. В Керчи ему установлен памятник. Так благодарные потомки чтят память о мужественном и талантливом военачальнике Б.Н.Аршинцеве. Под его руководством 55–я стрелковая дивизия 3 ноября 1943 года успешно форсировала Керченский пролив и в упорных боях овладела населенными пунктами Капканы, Опасная и Еникале. В последующих наступательных боях генерал–майор Аршинцев командовал и корпусом. В одном из январских (1944 г.) боев он пал смертью храбрых.

Командир бригады бронекатеров Азовской, а затем Дунайской военной флотилий П.И.Державин, который за успешное, выполнение Керченско–Эльтигенской десантной операции в районе сел Жуковка и Опасная был удостоен звания Героя, «Почетный гражданин г. Братиславы» (Словакия).

Почетными гражданами Севастополя являются Герои Советского Союза адмирал С.Г.Горшков и черноморский краснофлотец из Таганрога И,К.Голубец.

Имя командира бронекатера «БКА–81» В.Н.Денисова, отличившегося при форсировании Керченского пролива, носит судно морского департамента Министерства транспорта России. Герой Советского Союза В.Н.Денисов зачислен в списки коллектива депо ст. Валуйки Белгородской области.

В городе Ивдель на Урале одна из улиц носит имя Героя Советского Союза А.А.Елизарова. В Азовской флотилии он был командиром мотобота в„– 17. Особо отличился в ноябре 1943 года при форсировании Керченского пролива, совершив 17 рейсов, доставляя в район высадки десантников боеприпасы и продовольствие.

Именем Героя Советского Союза Ц.Л.Куликова названы поселок на Мысхако, танкер, площадь в Москве и в Ростове–на–Дону, средние школы в Азове, Новороссийске, Ростове и Туапсе.

В июне 1943 года бронекатер «БКА–112» под командой старшего лейтенанта Д.П.Левина потопил в Азовском море 2 вражеских катера, а в Керченско–Эльтигенской операции одним из первых высадил на берег штурмовую группу и поддержал ее бой за плацдарм огнем корабельной артиллерии. 3 ноября 1943 года во время налета вражеской авиации он погиб вместе с командой и катером.

Имя Героя Советского Союза Д.П.Левина присвоено речному пароходу и улице в г. Сызране Самарской области.

Имена выдающихся морских военачальников, флотоводцев, чей путь к славе прошел через Азовское море, носят многие географические объекты, крупные корабли военно–морского флота. Так, именем Витуса Беринга названы море, пролив и Командорские острова в Тихом океане. В этом же океане имеются острова, мысы, бухты, носящие имена адмиралов Г.А.Свиридова, В.Я.Чичагова, Ф.Ф.Ушакова, Д.Н.Селянина, Между Ростовом и Таганрогом расположено село Сенявка, основанное в 1769 году контр–адмиралом А.Н.Сенявиным.

В Севастополе, где сходятся улицы Ленина и Большая Морская, находится площадь Ушакова, на которой возвышается постамент с бюстом великого флотоводца.

Недалеко от этой площади начинается улица, носящая имя комдива Азовской флотилии и командующего Черноморским флотом И. К. Кожанова. Память о знаменитых флотоводцах–защитниках Отечества хранят атомные ракетные современные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Ушаков», мощные котлотурбинные авианосные крейсеры «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

В составе Черноморского флота несут боевую службу большие десантные корабли, на борту которых имена героев–азовцев — «Цезарь Куликов» и «Константин Ольшанский».

 

* * *

 

Познакомившись с памятными местами Азовского флота и флотилий, с их героями, чьи имена носят географические объекты, корабли, улицы и учебные заведения, следует отменить, что больше таких мест и имен связано с периодом Великой Отечественной воины, в значительно меньшей степени — с петровским периодом и совсем редко — со временем русско–турецких войн 1735-1739 и 1768-1774 годов, Крымской и гражданской войн.

Почти 300 лет назад состоялась битва у турецкой крепости Азов. На подступах к ней и в самой крепости погибли сотни русских солдат и офицеров, донских и запорожских казаков, моряков. Штурм Азова русскими войсками и флотом отражается лишь на панораме, которая экспонируется в Пороховом погребе. А ведь подвиг, мужество, героизм и отвага, проявленные россиянами в борьбе с османами, их гибель ради могущества Отчизны достойны величественного памятника.

Предлагаемый мемориал мог бы отразить также сражение русских за Азов в 1736 году, в котором, опять–таки, важную роль сыграла Азовская флотилия. При овладении крепостью погибло свыше двухсот российских солдат и матросов, около 1600 человек было ранено.

О связи времен, замечательных боевых традициях, о мужестве и героизме многих поколений русских людей, об их подвиге и творческом труде могли бы поведать памятники наиболее известным кораблям Азовского флота — «Крепость», «Гото–Предестинация», «Хотин» и другим.

Небольшой памятник–обелиск на Арабатской Стрелке в 35 км от Гон и ческа мог бы рассказать о том, что в июне 1737 года во время сильной бури в этом месте погибло три четверти флотилии П.П.Бредаля — около 170 малых судов и лодок.

Подобные памятники–обелиски или памятные знаки следовало бы установить в Бердянске, вблизи которого 29 мая 1779 года был разбит штормом и затонул бомбардирский корабль, а вместе с ним 2 офицера и 29 матросов, в Еникале, недалеко от которого 30 сентября 1772 года пропал без вести крейсировавший в Керченском проливе палубный бот, в Керчи, в гавани которой 23 марта 1779 года от пожара взлетел на воздух фрегат «Третий» и 20 человек его команды. А ведь это не единственные случаи трагической гибели азовских военных кораблей и их команд.

Хочется верить, что в Геническе или Таганроге, на о. Черепаха, в недалеком будущем появится памятник в честь мужественного морского офицера Петра Дефремери, который первым в истории Российского флота, не желая попасть во вражеский плен, взорвал боевое судно и себя, нанеся значительный вред окружившим его турецким галерам.

Готовясь к 300–летию регулярного Российского флота, следовало бы на флотах России, во всех приазовских городах и поселках присвоить воинским частям, новым кораблям и судам, предприятиям и улицам, спортивным и учебным заведениям фамилии и имена флагманов азовских флотилий, известных мореплавателей, героев–азовцев.

Героические подвиги русских адмиралов, офицеров и матросов, сражавшихся против врагов Российского государства, их гибель на Азовском и Черном морях ушли в прошлое, но намять о них должна бережно храниться в сердцах благодарных потомков.

Постоянная забота о памятных местах и памятниках, посвященных азовцам, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание новых мемориальных сооружений и объектов, организация музеев, уголков и залов, посвященных Азовскому флоту — лишь краткий перечень того, как можно и нужно воскрешать память о героическом пути флота и флотилий на море Азовском, о тех, кто создавал и крепил их, кто отдал за них и Родину свою жизнь.

В все–таки лучшая память о славных делах и ратных подвигах моряков–азовцев — верность и преданность Отчизне, беззаветное ей служение.

 

Карта плаваний по Азовскому морю (IX в. до н. э — XI в. н.э)

 

Азовское море на портолане П. Весконте (1318 г.)

Ладья

Малый струг

Петр I — создатель Азовского флота

Адмирал Ф. Я. Лефорт, первый командующий Азовским флотом

Адмирал Ф. А. Головин, командующий Азовским флотом

Генерал–адмирал Ф.М.Апраксин, первый президент Адмиралтейств–коллегий, командующий Азовским флотом

Вице–адмирал К.И.Крюйс, командир эскадры Азовского флота

Карта Азовских походов 1695-1696 гг

Галеас «Апостол Петр» (1696 г.)

Галера «Принципиум» (1696 г.)

Корабль «Крепость» (1699 г.)

58–пушечный корабль «Гото–Предестинация» (1700 г.)

Карта части Азовского моря (нач. XVIII в.)

 

Карта Миусского полуострова

Генерал–фельдмаршал П. П. Ласси, командующий Донской Армией (1736-1739 гг.)

 

Карта русско–турецкой войны (1735–1739 гг.)

Прам

Князь Г.А.Потемкин–Таврический, создатель Черноморского флота

Вице–адмирал А.Н.Сенявин, командующий Азовской флотилией (1768-1775 гг.)

Контр адмирал В. Я. Чичагов, командир эскадры АВФ

Адмирал Ф. Ф. Ушаков

Контр–адмирал В. И. Фондезин, командующий АВФ в 1782-1787 гг

 

Карта русско–турецкой войны (1768–1774 гг.)

Флагманский корабль АВФ «Хотин»

Фрегат «Царь Константин» (1789 г.)

Таганрог. Отражение англо–французского десанта 22 мая 1855 г

Яхта «Колхида» («Донская Аврора»)

 

И. Я. Герштейн, командующий АВФ (апрель–июнь 1918 г.)

С. Е. Маркелов, организатор АВФ (март–апрель 1920 г.)

Контр–адмирал А.В.Немитц, командующий морскими силами республики (1920 г.)

А. В. Домбровский, начальник морских сил Черного и Азовского морей (1920 г.)

Е. С. Гернет, командующий АВФ (май–август 1920 г.)

Г. А. Бутаков, начальник 9–го дивизиона истребителей АВФ

Канлодка «Знамя социализма» — флагман АВФ (1920 г.)

 

Карта боевых действий АВФ летом 1920 г

Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов

А.П.Александров, командующий АВФ (июль–октябрь 1941 г.)

Контр–адмирал С.Г.Горшков, командующий АВФ (октябрь 1941 г. — апрель 1944 г.)

Военком Азовской флотилии С.С.Прокофьев

А.М.Свердлов, начальник штаба АВФ (октябрь 1941 г. — апрель 1944 г.)

Старший военфельдшер М.С.Виноградова

Командир батальона морской пехоты АВФ Ц.Л.Куников (справа) и комиссар В.П.Никитин

Снайпер П.А.Козлова (Кухно)

Санинструктор Е.И.Михайлова–Демина, Герой Советского Союза

 

Действия АВФ в 1941-1942 гг.

Монитор «Железняков» ведет бой на подступах к Темрюку (1942 г.)

Действия АВФ при освобождении г. Таганрога (29–30 авг. 1943 г.)

Торпедные катера в атаке

Бронекатера идут на огневую позицию (1943 г.)

Действия АВФ в 1943–1944 гг.

Гидросамолет А–10 («Альбатрос»)

Выпускники военно–морской кафедры ТРТИ на учебных сборах

Ученые ТРТИ и Болгарии во время поисков затонувшей яхты «Колхида» («Донская Аврора»), 1987 г.

 

Карта океанических экспедиций ученых ТРТИ

Судомеханический техникум. Первый курсантский отпуск

Пассажирский теплоход «Радуга»

Научно–исследовательское судно–катамаран «Геолог»

Евстратьев В.А. директор СРЗ (1961-1988 гг.). Почетный гражданин г. Таганрога

Таганрогская морская школа. Соревнования на ялах

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

 

Краткий словарь морских терминов

 

Абордаж — способ ведения боя на море в эпоху гребного и парусного флотов, заключавшийся в том, что корабли, сближаясь вплотную; сцеплялись друг с другом. Исход боя решался рукопашной схваткой с применением холодного, позднее огнестрельного оружия.

Адмирал — (от арабского амир аль бахр — владыка на море), воинское звание (чин) высшего офицерского состава в ВМФ. В странах Европы появилось в XII в., в России — в 1699 г., в Советском ВМФ в 1940 г. Соответствует званию генерал–полковника в армии.

Адмиралтейство — 1) в XVIII–XIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапеля, доки, мастерские и склады; 2) орган управления флотом.

Адмиралтейств–коллегия — высший орган управления военно–морским ведомством в России. Учрежденная Петром I; в 1718 г., ведала вооружением кораблей, судов, портов, подготовкой морских специалистов, разработкой военно–морских уставов.

Акат — парусно–гребной 2– или 3–мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший длину 29 метров, ширину — 8, осадку до 3,3 м, вооружение — 2 пушки. В конце XVIII в. находились в составе русского Черноморского флота.

Баржа — плоскодонное судно для перевозки различных грузов. Форма корпуса обеспечивает большую грузоподъемность.

Батарея плавучая — боевой корабль с артиллерийским вооружением, предназначавшийся для защиты побережья, охраны кораблей на рейде, а также для обстрела прибрежных флангов противника.

Барк — 3-5–мачтовое судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косые паруса. Водоизмещение доходило до 11 тысяч тонн.

Баркалон — схожее с галеасом судно, строившееся при Петре I воронежскими верфями для Азовского флота (1696-1701 гг.). Длина около 35 м, ширина 8 м, осадка 2,3 м. Вооруженность — 26-44 пушки.

Баркас (барказ) — судно небольших размеров. В ВМФ баркасом называют гребно–парусную шлюпку от 14 до 22 весел.

Бирема — гребное военное судно Древней Греции и Рима с 2 рядами весел. В верхней части корпуса вдоль бортов были выступающие брусья, на которых находились уключины весел верхнего ряда, весла нижнего ряда проходили сквозь отверстия в бортах. Посередине биремы была расположена немного приподнятая платформа для воинов — катастрома. Основное ее вооружение — подводный таран в носовой части; кроме того, на борту, как правило, находились пращники и лучники. В качестве вспомогательного движителя бирема имела прямоугольный парус на подъемной мачте. Длина до 30 м, ширина около 5 м, осадка 0,5 м.

Бомбардирский корабль — парусный 2-3–мачтовый корабль конца XVII — начала XIX вв. с повышенной прочностью корпуса, вооруженный гладкоствольными орудиями — две 5–пудовые мортиры, две 3–пудовые гаубицы и до десяти 6–фунтовых пушек.

Бот — общее название небольших парусно–гребных или моторных судов для грузоперевозок и другого назначения. Водоизмещение до 150 т.

Ботик Петра I; — одномачтовое судно, на котором Петр I плавал по р. Яузе и Измайловскому пруду в Москве. В 1723 г. доставлен в Петербург, и на нем на Кронштадтском рейде царь принимал парад кораблей созданного им Балтийского флота.

Брандер — судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществам, и служившее для поджога вражеских кораблей, с которыми оно сближалось под действием ветра и течения.

Бригантина — 2–мачтовое судно, с прямыми парусами на фок–мачте и с косыми на грот–мачте. В XVIII в. бригантины использовалась как посыльные и разведывательные корабли. Вооружение — 6-8 орудий.

Бронекатер — боевой корабль малого водоизмещения с противоосколочным и противопульным бронированием корпуса для действий в прибрежных районах и на реках. Вооружение: 1-2 орудия в башнях танкового типа и пулеметы.

Будара (Бударка) — парусная грузовая или рыбацкая лодка, имеющая узкое плоское днище, широкий развал бортов, длину 5-8 м, ширину 1,3-1,6 м, осадку 0,3-0,4 м. Была распространена на Каспийском море и южных реках России. Иногда бударами называли также барки и лайбы.

Буер — небольшое грузовое одномачтовое судно для плавания по озерам и для прибрежных сообщений. Длина до 20 м. Парусное вооружение шпринтовов и гафельное. В зимнее время ставились на коньки и использовались для транспортных целей.

Буксирное судно — вспомогательное судно для буксировки несамоходных судов и др.

Верфь — предприятие для постройки кораблей и судов.

Галеас — военный парусно–гребной корабль типа галеры. Имел один ряд весел (по 9-10 гребцов на место) и 3 мачты с косыми парусами, а также по 70 орудий различного калибра и надводный таран.

Галера — военное гребное судно, существовавшее в VII-XVIII вв. во флотах почти всех европейских стран. Галеры впервые были созданы в Венеции, их прототипом послужила либурна. Имели длину 40-60 м, ширину 4-7,5 м, осадку до 2–х метров, 16-32 пары весел, которые достигали длины 15 м, по 4-6 гребцов на весло, и были расположены в один ряд. Скорость доходила до 7 узлов. В качестве вспомогательного движителя на галерах использовались косые паруса, ставившиеся на 1-2 мачты. В русском парусном флоте галеры появились при Петре I. На их вооружении были бомбарды, кулеврины, фальконеты и др.

Галея — небольшое гребное судно, распространенное на Средиземном море в VII-X вв. для посыльных и разведывательных целей, одно из предшественников галеры.

Галион — 3–мачтовое парусное судно, отличавшееся повышенной прочностью корпуса, предназначенное в основном для перевозки грузов.

Галиот — 2–мачтовое судно, с прямыми парусами на передней мачте и с косыми на кормовой. Водоизмещение 200-300 т.

Гидросамолет (гидроплан) — самолет, приспособленный для взлета с водной поверхности и посадки на нее. Типы гидросамолетов: летающая лодка, поплавковый и самолет–амфибия. Движитель винтовой или реактивный. Маневрирование на воде осуществляется на буксире, с помощью двигателей или рулей. Базируются на гидроаэродромах. Используются для спасении людей в море и борьбы с подводными лодками.

Дощаник — плоскодонное судно, использовавшееся, главным образом, для транспортных целей. При Петре I дощаники длиною 15 м и вместимостью 50 человек использовались как десантные суда в составе Азовского флота.

Дромон — парусно–гребное военное судно Византии V-VII вв. Имело 1-2 ряда весел, высокие борта, боевые площадки на носу и корме, таран и носовой части, 1-2 мачты. Небольшой дромон назывался памфила.

Дуб — парусное грузовое судно прибрежного плавания, применявшееся в северо–западном Причерноморье и устьях рек Днепра, Дона, Буга. На двух мачтах нес по рейковому парусу, на бушприте — кливер. Длина до 20 м, ширина 6-7 м, высота борта до 1,8 м, грузоподъемность 70-100 т.

Дубель–шлюпка — небольшой русский парусно–гребной корабль второй половины XVIII в., схожий с канонерской лодкой и предназначенный для действий у берегов, в лиманах и реках. Длина 20-25 м, ширина около 6 м, осадка до 2 м. Имела палубу, одну мачту и до 20 пар весел. Вооружение 8-15 пушек, из них 2-3 крупного калибра.

Каик — 1) небольшое парусное судно, имеющее высокую вытянутую носовую корму; 2) небольшая узкая гребная лодка длиною 12-15 м.

Канонерская лодка — боевой корабль с мощным вооружением для ведения боевых действий в прибрежных районах морей, на озерах и реках. Первые гребные и парусные канлодки появились в XVII веке и применялись при защите и осаде морских крепостей. Во второй половине XIX в. началось строительство паровых канлодок (морских и речных). Иногда их переоборудовали из транспортных и промысловых судов.

Кабельтов — 1) единица длины, применяемая в навигации, равная 185,2 м (0,1 морской мили); 2) специальная единица расстояний в морской артиллерии, равная 182,9 м; 3) растительный трос кабельной работы окружностью 150-350 мм, применяемый для изготовления швартовых и буксиров.

Картечь — артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м.

Катер — 1) гребно–парусная шлюпка более легкой конструкции, чем баркас; имел от 10 до 16 весел; 2) общее название быстроходных судов водоизмещением от 10 до 400 т., предназначенных для боевых действий флота (торпедные, ракетные, сторожевые и др.).

Катер–тральщик — судно для поиска и уничтожения мин на рейдах, гаванях, на реках, озерах и каналах. Водоизмещение до 100 т, максимальная скорость 12 узлов, вооружение 1–2 пулемета. Оснащен набором различных тралов облегченного типа, предназначенных для использования на малых глубинах.

Каюк — гребной или парусно–гребной долбленый челн, использовавшийся на Черном и Азовском морях и впадающих в них реках. Длина около 6 м, ширина до 1,2 м, высота борта — 0,5-0,6 м, осадка 0,2-0,3 м, грузоподъемность около 0,5 т.

Квадрирема (тетрера) — военное судно гребного флота Древней Греции и Древнего Рима, то же, что и трирема, но несколько больших размеров (III-II вв. до н. э.). На три весла приходилось 4 гребца.

Квинквирема (квинкерема, пентера) — военное судно гребного флота с Древней Греции и Древнем Риме, то же, что и трирема, по больших размеров. На 3 весла приходилось 5 гребцов. Суда снабжались тяжелыми метательными машинами (баллистами и катапультами).

Корабль — судно, имеющее вооружение и другие технические средства для решения боевых и обеспечивающих задач, военный экипаж и несущее военно–морской флаг.

Корвет — 3–мачтовое военное судно XVII-XVIII вв. с прямым вооружением и 18-30 орудиями на верхней палубе, используемое, главным образом, для разведывательной и посыльной службы.

Ладья — наиболее распространенное судно в Киевском государстве. Ее киль делался из ствола дуба. К нему прикреплялись шпангоуты, к которым пришивались доски. Морская ладья длиной до 25 м вмещала от 10 до 60 воинов с оружием, имела 20 пар весел и мачту с парусом. Грузоподъемность до 200 т.

Легкий крейсер — боевой надводный корабль, предназначенный для нарушений морских коммуникаций противника, защиты своих морских сообщений, ведения морских боев, обеспечения высадки морских десантов, постановки минных заграждений. Водоизмещение до 12 тыс. тонн, наибольший калибр орудий — 180 мм.

Либурна — военное судно Древнего Рима. Имело острые обводы, водоизмещение около 80 т, до 30 пар весел, расположенных в 1-2 ряда. Была скопирована римлянами с греческой триеры; основным нововведением был шарнирно–закрепленный абордажный мостик, т. н. ворон, с тяжелым остроконечным грузом на конце для сцепления с кораблем неприятеля и перехода на него. Длина около 30 м, ширина 5 м; принимала на борт до 120 человек.

Лодка — общее название легких гребных речных судов, имеющих иногда парус или мотор.

Миля морская — единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м.

Мина морская — вид морского оружия, устанавливаемый в воде и предназначенный для поражения ПЛ, надводных кораблей, катеров и судов, а также сковывания их действий путем создания минной угрозы в определенных районах моря.

Монитор — бронированный низкобортный корабль с малой осадкой, предназначенный для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам противника и боевых действий в прибрежных районах, на озерах и реках.

Мортира — орудие крупного калибра для навесной стрельбы, длина ствола не более 12 калибра.

Пакетбот — небольшое 2-3–мачтовое парусное почтово–пассажирское судно. В России пакетботы существовали с XVII до начала XIX вв., имели водоизмещение 200-400 т и были вооружены несколькими пушками.

Памфило (памфил) — византийское военное судно IX-XII вв. типа небольшого дромона. Имело 2 ряда весел, экипаж 120-160 чел. К XIII в. стали транспортными судами.

Парус — движитель, предназначенный для преобразования энергии ветра в полезную работу тяги корабля (судна). Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной пли синтетической ткани. Подразделяются: по форме — на прямые и косые; по месту расположения — на верхние, задние, летучие, нижние, передние; но предназначению — на обычные и штормовые.

Пантеконтера — гребное военное судно Древней Греции, предшественник триеры (триремы). Палубы не имела, гребцы (50 чел.) сидели на банках, которые поддерживались стойками. Снабжалась мачтой с прямоугольным парусом, для управления служили 2 рулевых весла, расположенных в корме, по одному с каждого борта. Основным оружием был таран. Длина 18-25 м, ширина 3,5–4 м, осадка около 0,6 м, водоизмещение до 40 т.

Пентеры — древнеримские суда с 5-10 рядами весел или 5–ю гребцами на весло, 70 м в длину и 8 м в ширину; могли брать 300 гребцов и 100 вооруженных воинов. При сравнительно плоском корпусе суда имели о килей. Подводная часть корпуса покрывалась тированной шерстью, которая прикрывалась свинцовыми пластинами на медных гвоздях.

Плот — плоская плавающая платформа, образованная соединенными между собой поплавками (бревнами, бочками и т. п.) для перевозки людей и грузов по воде.

Подводная лодка (ПЛ) — корабль, способный погружаться и действовать в подводном положении.

Прам — плоскодонное судно времен парусного флота, вооруженное пушками крупного калибра. Применялся для бомбардировки приморских крепостей и ведения других видов боевых действии в прибрежных районах, на реках и в мелководных водоемах. Российские прамы имели длину до 35 м, ширину 10,6 м, осадку до 3 м.

Сетевой заградитель — боевой надводный корабль, предназначенный для постановки сетевых заграждений у входов в военные порты, узкости, рейды, для предотвращения проникновении в них подлодок, катеров и подводных диверсантов.

Селандии (по–гречески — черепахи) — небольшие вспомогательные суда византийского флота.

Скампавея — полугалера времен Петра I.

Сторожевой катер (СКЛ) — боевой катер, предназначенный для несения сторожевой и дозорной службы в прибрежных районах и на подходах к своим ВМБ. В период 2–й мировой войны СКЛ имели водоизмещение 25-100 т. скорость до 25 узлов, вооружение 1-2 орудия 20–57 мм калибра, 1-2 пулемета, 2 бомбосбрасывателя и до 30 глубинных бомб.

Струг — плоскодонное парусно–гребное судно, оснащенное мачтой с парусом и 10–12 парами весел. Длина 20-45 м. Для защиты груза от непогоды устраивалась лубяная кровля, а для знатных пассажиров, — каюты (чердаки). В конце XVII в. струги широко использовались Петром I для переброски войск, техники и провианта. При осаде Азова было использовано свыше 1200 стругов.

Судно — все виды плавсредств, включая не водоизмещающие суда и гидросамолеты, которые используются или могут быть использованы и качестве средств передвижения по воде. Все суда подразделяются на гребные, парусные и с механическим двигателем.

Тарида — парусно–гребное судно длиной 30-35 м стран Средиземноморья в XII-XIV вв. Использовалось как торговое и военно–транспортное.

Торпедный катер типа «Г–5». В составе ЛВФ находилось 12 катеров этого типа. Его размеры — 24, 48x6,28x1,54 м. вооружение — два 533,4 мм торпедных аппарата, одно 40 и другое 20 мм орудия, два спаренных 12,7 мм пулемета, две мины; экипаж 11 человек.

Триера (трирема) — гребное военное судно Древней Греции и Рима. С 3 рядами весел, количество которых доходило до 70, длиной 2,5-4,5 м. Имела сплошную боевую палубу, под ней трюм для запасов, в корме небольшую рубку для командира. Киль в носовой части переходил в таран. Над ним параллельно килю иногда устанавливалась металлическая балка для ломки весел врага. В качестве вспомогательного движителя применялись прямые паруса. Длина — 40-45 м, ширина 5–6 м, осадка до 3 м, водоизмещение до 300 т.

Тумбас — мореходное парусно–гребное судно Турции XVII-XVIII вв., часто использовалось для десантных операций.

Узел — единица скорости корабля (судна), равная одной морской миле в час (1,852 км/час).

Унирема (монера) — гребное военное судно Древней Греции и Рима с одним рядом весел. Обычно унирема имела 12 пар весел и прямоугольный парус на небольшой мачте.

Усиеры — большие грузовые суда византийского флота с 2 палубами и 2 мачтами, с латинскими (косыми) парусами, в основной использовавшиеся для перевозки лошадей.

Фрегат — в парусном флоте трехмачтовый корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, расположенных на двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.

Флот морской — совокупность судов определенного назначения, средств обеспечения их эксплуатации, береговых средств базирования и органов управления их деятельностью. В нашей стране морской флот разделяется на военно–морской, транспортный, исследовательский и промысловый. Имеются более мелкие его подразделения; ледокольный, буксирный, спортивный, технический и пр.

Флотилия — 1) группа судов, объединенных для решения общих задач; 2) оперативное объединение военных кораблей, действующих на морях, реках, озерах, которые входят в состав флота или подчиняются непосредственно главнокомандующему ВМФ.

Чайка — речное гребное судно запорожских казаков XVI-XVII вв., приспособленное для военных морских походов. Длина до 20 м, ширина 3–4 м, экипаж 50-70 чел. Оборудовалось 10–15 парами весел, мачтой для паруса. На чайке устанавливалось от 2 до 5 легких пушек (фальконетов).

Челн — лодка, выдолбленная или выжженная из целого ствола дерева, реже — изготовленная из коры, и приводившаяся в движение шестом или веслом. С X в. на борта таких судов стали наращивать доски. В конце XV в. выдолбленные или выжженные челны были вытеснены наборными судами, а челнами стали называться лодки с одинаково острыми образованиями носовой и кормовой оконечностей.

Шаланда — парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, распространенная на Черном и Азовском морях. Длина 7,5-8,5 м, ширина около 2,5 м, высота бортов 0,8-0,9 м, осадка 0,6–0,7 м, грузоподъемность 3-5 т. Обладала хорошей маневренностью.

Шебека — парусно–гребное трехмачтовое судно с косыми парусами. В русском флоте появилась во второй половине XVIII в. Использовалась для посыльной службы, перевозки войск и военных действий. Длина шебеки достигала 36,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, имела до 40 весел и 32-50 пушек малого калибра.

Шлюпка — общее название малого беспалубного судна для транспортирования людей и грузов. Шлюпки на Азовском море — гребные и парусно–гребные.

Шнява — небольшое парусное торговое или военное судно, распространенное в XVII-XVIII вв. Военные шнявы имели 12-18 пушек малого калибра. Использовались для разведки и посыльной службы. Длина шнявы 20-30 м, ширина 6-8 м, водоизмещение до 150 т.

Шрапнель — артиллерийский снаряд, снаряженный готовыми поражающими элементами (сферические пули, стержни и др.), с дистанционным взрывателем и дымообразующим составом.

Шхербот — небольшое парусно–гребное судно начала XVIII в., имеющее мачту, 6-8 пар весел, 4-6 мелких пушек, длина до 8 м.

Шхуна — морское парусное судно, имеющее две и более мачты, оснащенное в основном косыми парусами, использовалось как посыльное. На вооружении находилось до 16 пушек.

Эллинг — 1) судостроительный эллинг — крытое инженерное сооружение на берегу моря (реки, озера) для строительства кораблей и судов (часть судостроительной верфи). Внутри его размещаются горизонтальный или наклонный стапель или сухой (наливной) док; 2) судоремонтный эллинг — сооружение, оборудованное тележками, для подъема и спуска судов с целью осмотра и ремонта их корпусов.

Эскадра — оперативно–тактическое объединение (соединение) в ВМФ, предназначенное для ведения действий в определенных районах морского театра военных действий. В ее состав могут входить несколько дивизий или бригад и отдельных дивизионов надводных кораблей и подводных лодок различных классов, а также суда обеспечения.

Эскадренный миноносец (эсминец) — боевой корабль, предназначенный для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов, для обеспечения высадки морских десантов, морских перевозок, огневой поддержки войск на побережье, минных постановок и решения других задач.

 

 

Библиографический список

Архивные материалы

 

1. ГАРО: ф. 55 (73), оп 1, д. 969; ф. 344 (398), оп 1. д. 175, (305, 579, 652, 776, 778, 782; ф. 579, отд. 1. д. 164, 178, 182.

2. ЦГАДА: Турецкая посольская книга. в„– 2, ф. 39; Турецкие дела, 1642; Кабинет Петра I, отд. 2, кн. 4; отд. 1, кн. 30.

3. ЦГАВМФ: Дела приказа Воинских морских дел. Т. 1. Ф. 117, д. 5, 16, 22, 25, 26;

Дела графа Апраксина. Ф. 176;

Дела адмирала Крюйса. Ф. 233, д. 78;

Дела графа Чернышева. Ф. 172, д. 5. 15, 328;

Дела князя Потемкина–Таврического. Ф. 197, д. 40, 60, 140;

Дела конторы Таганрогского порта. Ф. 168, оп. 1, д. 104, 142.;

Дела Адмиралтейской коллегии по Донской и Таганрогской экспедициям. Ф. 212, д. 5, 17; ф. 175, д. 7457, 10 733, 11 030, 32 678; ф. 402, оп 9575, д. 51; ф. 10, д. 14 529; ф. 168, оп 1, д. 142; ф. 83 д. 6104;

Исторический отдел. Д. 84, 89, 245, 724, 775, 813, 819, 1692. 1758. 2130. 3500, 5795. 8875, 9084, 9088, 9113, 9204, 10 830, 10 832, 11 032, 10 834, 10 785, 10 860, 11 029. 13 266, 15 708, 17 970, 17 571. 22 679, 23 027, 23 409, 24 100, 32 594, 32 724, 32 688, 32 972, 33 586, 34 192, 39 543. 64 377. 69 543.

4. ЦГВИА: Каталог ВУА. Ф. 424, д. 43; ф. 1, оп 1, д. 22 231, 5737; т. 3, отд. I, 2. 7. 10; т. 1, отд. 2.

5. ЦА МО СССР: Ф. 43, оп 1554, д. 10; ф. 132. оп 2642, л. 29, 32, 41; ф. 288, оп 9921, д. 4, 27. 39, 44; ф. 288, оп 45 922, д. 5; ф. 2130, оп 45 992, д. 3; Ф. 5871, оп 5689. д. 2.

6. Таганрогский литературно–исторический, архитектурный музей–заповедник (ТЛИАМЗ): Ф. 6, оп 3. д. ПО. 111; ф. 13, оп 2, д. 281, 282; ф. 13, оп 28, д. 205; ф. 13, оп. 5, д. 251; ф. 1, п. 2, оп 5, 8, 14, 18, 21; ф. 28, Д. 2, ф. 11, д. 8.

 

 

Литературные источники

 

1. Абламонов П. Ф. Адмирал. М.: Политиздат. 1986.

2. Адмирал Ушаков. Сборник документов. Т. 1. М., 1951.

3. Азов. 900 лет. Ростов: Ростиздат, 1967.

4. Азовский круиз. Путеводитель. Донецк: Донбасс, 1977.

5. Аммон Г. А. Морские памятные даты. М..; Воениздат, 1987. в. 6. Андрущенко А. И. Адмирал Ушаков. М., 1951.

7. Арене Е. И. Русский флот. СПБ, 1904.

8. Аристов А. Ратник чести. Морской сборник, в„– 10, 1989.

9. Ачкасов В. И. и др. Боевой путь Советского Военно–Морского флота. М.: Воениздат, 1988.

10. Ачкасов В. И., Павлович Н. Б. Советское военно–морское ИСКУССТВО В ВОВ. М: Воениздат, 1973.

11. Багрянородный К. О фемах и народах. Пер. Г. Ласкина, М, 1899.

12. Баранов Ю. Судьба и якорь адмирала. Морской сборник. в„– 5, 1991.

13. Бейкер Дж. История географических открытий и исследований, М.: Иностр. лит–ра, 1950.

14. Балавенец П. И. Материалы по истории русского флота. М, Л., 194 с.

15. Берх В. Н. Жизнеописание генерал–адмирала графа Ф. М. Апраксина. СПБ, 1825.

16. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот XVIII века. М.: Воениздат, 1958.

17. Бескровный Л. Г. Страницы боевого прошлого. М.; Воениздат, 1968.

18. Бескровный Л. Г. Хрестоматия по русской военной истории, М.: Воениздат, 1947.

19. Бестужев А. А. Опыт истории Российского флота. Л., 1961.

20. Бодик Л. А., Пушкаренко А. А. и др. Таганрог. Историко–краеведческий очерк. Ростов–на–Дону: Ростиздат, 1971, 1977.

21. Боднарский М. С. Античная география. М.: Географиздат, 1953.

22. Бровкович Д. А. и др. Таганрог. Историко–экономический очерк. Ростов–на–Дону: Ростиздат, 1948.

23. Брун Ф. К. Черноморье. Сборник исследований по исторической географии Южной России. Одесса. Ч. 1. 1879; ч. 2. 1880.

24. Боевая летопись русского флота. М.: Воениздат, 1948.

25. Боевая летопись военно–морского флота. М.: Воениздат, 1983.

26. Болгари П. и др. Черноморский флот. М.: Воениздат, 1967.

27. Будтолаев А. М. Строительство Таганрогского порта в 1697–1711 гг. Известия АН СССР. Отделение технических наук. в„– 11, 1951.

28. Бутаков Г. А. Бой у косы Обиточной. М.: Воениздат, 1970.

29. Бутаковы — династия моряков. ВИЖ. в„– 6, 1974.

30. Быховский И. А. Петровские корабелы. Л.: Судостроение, 1982.

31. Быховский И. А. Корабельных дел мастера. Л, Судостроение, 1961.

32. Варгин Н. Ф. Флагман флота Кожанов. М: Воениздат, 1980.

33. Великая Отечественная. День за днем. Морской сборник. в„– 6–12, 1991.

34. Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. СПБ, 1875.

35. Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов. СПБ, 1872.

36. Веселаго Ф. Ф. Материалы для истории русского флота. СПБ, 1878.

37. Веселаго Ф. Ф. Краткие сведения о сражениях. СПБ, 1880.

38. Веселаго Ф. Ф. Краткая история русского флота. СПБ, 1893.

39. Висковатов А. Военные действия российского гребного флота под начальством вице–адмирала Бредаля на Азовском море в 1736–1738 гг. СПБ, 1830.

40. Висковатов А. Краткий исторический обзор морских походов. М., 1946.

41. Военно–морской словарь. М.: Воениздат, 1990.

42. Гайнц Норкирхен. Мореплавание вчера и сегодня. Л.: Судостроение, 1980.

43. Герои Советского Союза. Т. 1, 2, М.: Воениздат, 1987, 1988.

44. Геродот. История в 9 книгах. Пер. X. Г. Мищенко. Изд. 2, т. 1. М… 1888.

45. Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПБ, 1908.

46. Гиппократ. Избранные книги. Пер. с греческого В. М. Руднева М.: Госиздат, 1936.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.152 с.)