У истоков русского мореходства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У истоков русского мореходства



 

Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром I, имеет в действительности большие права на древность, чем флот британский… Тысячу лет назад первейшими моряками своего времени были они — русские.

Ф. Джен, английский историк

 

Мореплавание славян началось свыше тысячи лет назад. Уже в VI-VII вв. они активно развивают мореходство на Черном и Азовском морях, что способствует установлению тесных торговых связей через Черное море с Византией, а через Азовское море и Дон — со странами Востока. Их выходу на морские просторы предшествовали плавания по озерам и рекам, которые являлись естественными путями сообщения внутри страны и, связывая население ее с отдаленными морями, способствовали развитию в народе мореходных качеств.

В VIII в. по речным системам Волги и Дона были установлены постойные торговые связи с арабами, продолжавшиеся до середины X века. Первые письменные сведения о появлении русских на Черном и Азовском морях относятся к VIII — началу IX века, когда на огромных пространствах Восточной Европы формируется Древнерусское государство, в состав которого вошли также земли Северного Причерноморья.

Постепенно русские осваивали и заселяли Приазовье, Восточный Крым и Тамань. Отсюда они настойчиво добивались свободного выхода на Волгу и Каспий.

Одним из первых военных выступлений русских, когда они доходили до Керченского пролива, был поход на Сурож (Судак), описанный в книге «Житие Стефана Сурожского», датируемой концом VIII или самым началом IX веков.

Наиболее ранним упоминанием о посещении Черного, Азовского и Каспийского морей является сообщение «Моравско–Паннонского жизнеописания» о путешествии в 861 году киевского епископа Константина (Кирилла) из Корсуни на Каспий. Во время этого путешествия он «въсед же корабль поутися ет Хазарьского на Меотское озеро и Каспийска врата Кавкажьских гор».

Первый русский морской поход из Днепра в Черное море к Византии историки помечают 860 годом. В 907 году киевский князь Олег помнился под Константинополем с флотилией из 2000 судов. Затем следует целый ряд морских войн на черноморском театре: в 941, 944, 967, 988 годах и, наконец, при Ярославле в 1043 году. В это время Черное море получило название Русского. Византийцы в начале десятого столетия старались нанимать на свою морскую службу русских.

В 935 году наши суда участвовали в походе на Италию. Через 11 лет шесть русских кораблей сражались у Крита. В 966 году русские моряки приняли участие в походе к Сицилии.

В середине Х века, в результате усиления могущества Древней Руси и успешного проведения целого ряда походов против Византии, русские становятся обладателями земель в Крыму и на Тамани. Отсюда, через Азовское море и Дон, они совершают многие походы на хазар. Особенно большое выступление против Хазарии было проведено в 955 году под предводительством князя Святослава. Нанеся сокрушительные удары по Хазарскому каганату, после которых тот уже не мог оправиться, и овладев хазарской крепостью Саркел (Белые Вежи), Святослав предпринял поход на Каспий и Северный Кавказ, закончившийся созданием на юго–восточном берегу Азовского моря Тмутараканского удельного княжества.

Небезынтересно, что русские люди часто подменяли Черноморский путь Азовским, в пользу чего говорят многие факты. Во–первых, хазары, печенеги и половцы были плохими мореплавателями, чего нельзя сказать о византийцах, опытных и сильных мореходах, плававших по Черному морю. Далее, восточные берега Крыма были более безопасны, чем южные и западные, так как первые были свободны, а вторые заняты подвластными Византии городами и племенами. Плывя вдоль Арабатской Стрелки на судах, русские могли одновременно проводить сухопутные, главным образом, конные войска по самой косе, перевозя их через воду в районе Геническа и Керченского пролива. Во время похода через Азовское море и Арабатскую Стрелку русские свободно могли покрывать недостаток в продуктах питания за счет рыбы. В случае, если в суровые зимы оба моря были неблагоприятны для плавания, они опять–таки могли проходить по Арабатской Стрелке, а у Геническа и Керчи — по льду. Наконец, и это наиболее главное, путь через Азовское море был более коротким и более удобным потому, что перетаскивать суда на водоразделе Кальмиус — Волчьи Воды и далее в Днепр было гораздо легче, чем через 70–80 километровые днепровские пороги против быстрого и бурного течения. По свидетельству византийского императора и писателя–географа Константина Багрянородного, существовало два пути, идущие из южных степей в Крым, Тамань и Кавказ. В них ясно видятся Крымская и Арабатская дороги, которыми пользовались и печенеги, и русские. Он же указывает на существование днепровского рукава, впадающего в Азовское море, под которым следует подразумевать малый водный путь, связывающий Азовье с Днепром через реки Кальмиус, Волчьи Воды и Самару.

Еще более определенным является указание константинопольского историка Льва Диакона на то, что князь Игорь в середине X века после поражения у южных берегов Черного моря с оставшимися десятью судами отплыл не к устью Днепра, а к берегам Керченского пролива. Отсюда, починив потрепанные бурей суда, он направил их на север, в устье Кальмиуса или Миуса, а затем по притокам Днепра — к самому Днепру и Киеву.

В пользу пути вдоль восточного побережья Крыма говорит и тот факт, что князь Глеб, меривший «в лето 6576 (1068 г.) индикта… море по льду Тмутараканя до Крчева (Керчи.) 10 000 и 1000 сажень», помимо всего прочего, подготавливал через Керченский пролив дорогу с вехами для прохода конницы, пришедшей с Руси по Арабатской Стрелке.

Тмутаракань, столица древнерусского княжества на Таманском полуострове в конце X — начале XII вв., была крупным политическим и культурным центром того времени, вторым по значению после Константинополя. Здесь сходились морские и степные торговые нуги. Русские купцы привозили сюда меха, зерно, кожи. С Востока шли через Тмутаракань в русские земли ткани и пряности, оружие, металлические и стеклянные изделия. Арабский географ Идриси (1100-1565 гг.) писал о Тмутаракани: «Город этот густо населен и весьма цветущ, в нем бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев».

Приведенные факты свидетельствуют о том, что русские хорошо знали не только восточную часть Азовского моря, Таманский полуостров, кубанские равнины, донские степи и Дон, но и западную его часть вместе с Керченским полуостровом и Арабатской Стрелкой. Это же относится к северным берегам и их рекам.

То, что русские люди знали и использовали для своих целей западную часть Приазовья, подтверждается также сведениями встречающимися в «Повести временных лет». Автор «Повести» Нестор, рассказывая о многочисленных походах русских на хазар, половцев, в Византию, несколько раз упоминает Тмутаракань, реки Дон и Днепр, Кавказские горы и море Понта, которое называется им также Русским морем. В ней он приводит текст договора 945 года между русскими князьями и греческими царями с весьма любопытным пунктом, который гласит: «…если же застанут русские корсунцев в устье Днепра за ловлей рыбы, да не причинят им никакого зла. И да не имеют право русские зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у Святого Елферья (остров Березань — А.К.), но с наступлением осени пусть отправляются домой».

Большой интерес представляют данные Нестора о походе в 1103 году Святополка и Владимира против половцев, когда «и пошли (они) на конях и в ладьях, и зашли ниже порогов, и стали в Быстрине у Хортичева острова. И сели на коней, а пешие, выйдя из ладей, шли полем четыре дня и пришли на Сутень», так как здесь определенно и ясно говорится о том, что русским была знакома область, лежащая между нижним Днепром и рекой Молочной, впадающей в Азовское морс, ибо слово «сутень» в переводе с половецкого означает «молочная» или река Молочные Воды.

Плавания по Азовскому морю и его рекам, а также торговые путешествия по южным степным дорогам осуществлялись не только во время хозяйничанья здесь половцев, но даже в самый тяжелый монгольский период, хотя, естественно, количество плаваний и поездок в это время здесь сократилось.

Помимо торговли с татарами и итальянцами, создавшими в Причерноморье и Приазовье порты–колонии, русские торговали при посредстве крымских городов с греками. Торговые путы проходили как через Черное море и Крым, так и через Азовское, Последнее обстоятельство позволило русским летописцам, начиная с 1319 года, именовать Азовское море Сурожским, названным так по имени крымского города Сурожа, откуда через Азовское море плыли на Русь греческие купцы, известные в России как «гости–сурожане».

К концу четырнадцатого столетия относится знаменитое путешествие русского митрополита Пимена, проходившее по Дону, Азовскому и Черному морям в Царьград, и известное в истории, как «Хождение Пимена по Дону в 1389 году». Путешествия, подобные хождению Пимена, в дальнейшем русские совершали неоднократно. Из Москвы они направлялись к Оке, отсюда волоком перетаскивали суда на Дон, спускались вниз к Азовскому морю и через Керченский пролив — к Сурожу и Константинополю.

В 70–х годах пятнадцатого столетия Черное и Азовское моря были захвачены Турцией, которая на месте итальянской Таны воздвигла грозную Азовскую крепость. В южно–русских степях стали рыскать турецкие янычары, татарские и ногайские всадники. Из года в год налетали они на русские и украинские города и села, уводя с собой в полон детей и взрослых, увозя награбленное добро. На их пути вставали смелые и мужественные, предприимчивые и отважные воины — запорожские и донские казаки, которые при активной поддержке российского правительства совершали ответные военные походы в Крым и Турцию, плавания по Азовскому и Черному морям, борясь за захваченные Турцией исконно русские земли, за рыболовные и солевые участки, за проложенные в древние времена речные и сухопутные дороги.

Несмотря на заграждения, которые ставились турками в устьях Дона и Керченском проливе, донцы легко обходили их, используя глухие ерики Дона, Миус, Кальмиус и другие реки. Так было в 1556, 1620, 1624, 1627 гг. и много позже. В донесениях казачьих старший того времени встречаются нередко такие записи: «…ездят де з Дону (казаки — А. К.) в Запорот через Миюс да на Мох» или «многие люди, что з Дону в Запорот и из Запорог на Дон ходят степью, не заимуя Донца, из Кальмиуса да на Мох, а Донца не лазят».

Нередко после похода на Турцию донские казаки возвращались домой не через Керченский пролив, где их поджидал враг, а днепровским путем. А запорожские казаки, наоборот, при необходимости возвращались из похода через Керченский пролив, Азовское море и реки Кальмиус или Миус.

Весной 1637 года донские казаки при поддержке запорожцев осадили Азов. После почти 2–месячной осады они взорвали часть укреплений, ворвались в крепость и в результате кровопролитных боев овладели ею. Вернуть крепость турки решили лишь через четыре года — после успешного завершения войны с Ираном. В начале июня 1641 года более чем 100–тысячное турецко–татарское войско, поддержанное мощным флотом, в котором насчитывалось от 300 до 400 кораблей и судов, блокировало крепость. К этому времени в ней находилось 5,5 тысяч человек, в том числе 800 женщин. Осажденные отвергли предложение турецкого султана о сдаче. Они отбили 24 приступа врага, совершали дерзкие вылазки из крепости, разрушали возведенные противником земляные укрепления и уничтожали его живую силу.

Стойкость и мужество казаков, большие потери вынудили турецкое командование снять осаду крепости. Отстояв Азов, казаки предложили русскому правительству взять его под свою власть. Но так как Россия в то время не была готова к войне, казакам было предписано оставить Азов. Разрушив его укрепления, летом 1642 года они ушли из города.

Во второй половине семнадцатого столетия усилилась борьба между Россией и Швецией за Прибалтику, Финляндию и господство на Балтийском море. В 1656 году началась русско–шведская война. Россия предприняла попытку возвратить земли на побережье Финского залива, захваченные шведами, отобрать у них Лифляндию и выход к Балтийскому морю.

В начале русские войска действовали успению. Ими было взято несколько крепостей на побережье Балтийского моря, осаждена Рига. 22 июля 1656 года произошел морской бой в устье Невы в районе о. Котлин, в результате которого русская гребная флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив 6–пушечную галеру с экипажем. Однако в 1657 году шведы укрепили свои войска и начали контрнаступление. Не имея поддержки с моря, русские стали отступать. Обстановка еще больше осложнилась в связи с возобновлением войны с Польшей. Россия вынуждена была заключить со Швецией Валиесарский договор 1658 года, а через три года — Кардисский, согласно которым все завоевания в войне Россией были утрачены.

Поражение русских войск в Прибалтике и закрытие шведами выхода в Балтийское море заставило русское правительство уделить больше внимания развитию торгового мореходства на Белом и Каспийском морях. Для охраны Судоходства на Каспийском море было решено создать военную флотилию. В ноябре 1667 года для нее был заложен, а в мае 1668 года спущен на воду первый русский военный корабль «Орел». Летом 1669 года двухпалубный трехмачтовый парусник и еще несколько судов прибыли в Астрахань.

В 1688 году Петром I началось строительство «потешного флота» на Переславском (Плещеево) озере. Летом 1692 года на воде находилось несколько десятков судов. Самым крупным был 30–пушечный фрегат «Марс». В августе этого года двадцатилетний царь устроил на озере совместные маневры Переславской флотилии и Бутырского полка.

Летом 1693 года строительство кораблей здесь прекратилось. Все корабельные мастера и плотники были переведены в Архангельск, на Соломбаевскую верфь, на которой 20 мая 1694 года состоялся спуск на воду первого торгового судна «Святой Павел». Вскоре Петр I отправил это судно под русским государственным флагом в Голландию с казенным товаром. Несколько большие, трехпалубные трехмачтовые суда, имевшие от 8 до 34 шестифунтовых орудий, спускались в Архангельск ежегодно.

По–прежнему неспокойно было на юге страны. С 1676 по 1681 годы шла русско–турецкая война, вызванная выступлениями Османской империи против Украины после ее воссоединения с Россией. В победе над Турцией, которая вынуждена была признать воссоединение Левобережной Украины с Россией, большое значение имели объединенные действия русских и украинских войск.

Через пять лет началась новая русско–турецкая война, продолжившая борьбу России против турецкой агрессии, в ходе которой русские войска совершили Крымские походы 1687 и 1689 годов, явившиеся первым крупным наступлением русской армии на Крым. И хотя они не обеспечили выхода России к Черному морю, но отвлекли силы турок и татар от союзников России — Австрии, Венеции, Речи Посполитой, оказав им существенную помощь.

Крымские походы, их неудачный исход явились своеобразном школой для Петра I при подготовке и проведении последующих боевых действий России против Турции.

 

Глава 2 Азовский флот

 

…Россия в древние времена была довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, и как политическая пословица сказует о государях, морского флота не имеющих, что токмо руку имеют, а имеющие флот, обе. Что и наша Россия одну токмо руку имела.

Петр I

 

Азовские походы

 

Итак, страна, окруженная морями, к концу семнадцатого столетия имела только один порт — Архангельск, через который могла осуществлять деловые и торговые контакты с другими странами. «Ни одна великая нация, — писал К.Маркс, — никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого; никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья и устья рек были бы от нее оторваны; Россия не могла оставлять устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устья Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевых татарских разбойников».

В интересах политического и экономического развития Российского государства Петр I, в числе многих других мероприятий, предпринимает Азовские походы. С учетом международной обстановки и правильной оценки расстановки сил в Европе он решил в норную очередь продолжить войну за освобождение некогда принадлежащего древнерусскому государству побережья Азовского и Черного морей. Прорыв к морю было решено начать со взятия Азова, являющегося своеобразным ключом к Черному морю.

Первый Азовский поход состоялся в 1695 году. В русских войсках насчитывалось около 31 тысячи человек. Они состояли из стрельцов, солдат, полков «нового строя», поместной дворянской конницы. В походе участвовали первые регулярные полки — Семеновский, Преображенский, Бутырский и Лефортовский. На вооружении русской армии находились 170 гладкоствольных орудий, нарезные пищали, гранаты, мушкеты, бердыши и пики. Войска, разбитые на три группы, возглавлялись главнокомандующими А.М.Головиным, Ф.Я.Лефортом и П.И.Гордоном. Их решения подлежали утверждению Петром I. Для отвлечения внимания турок и крымских татар от Азова в низовья Днепра было направлено 120–тысячное войско под командованием Б.П.Шереметева.

Авангард русской армии под командованием П.И.Гордона выступил из Москвы к Азову в начале марта. Главные силы, возглавляемые А.М.Головиным и Ф.Я.Лефортом, выступили в поход почти через два месяца. Их путь пролегал по Москва–реке, Оке, Волге и Дону. На одном из стругов находился царь.

При продвижении на юг русские войска пополнились казачьими отрядами, в которых насчитывалось до 10 тысяч человек. 5 июля вся армия подошла к Азову и стала готовиться к его осаде. Вскоре к нему прибыло двадцать турецких галер с войсками. У русских не было военного флота, и они не могли блокировать город с моря.

Турецкие янычары совершали частые вылазки в расположение русских войск, подвижная конница татар нарушала доставку продовольствия и боеприпасов. Подвозу водным путем мешали башни–каланчи по обе стороны реки, деревянные сван и частокол между ними. Военный совет принял решение овладеть башнями. Для участия в операции вызвались 200 казаков–добровольцев. На рассвете 14 июля, переплыв Протоку и Широкий ерик, они решительно бросились на одну из башен и заняли ее. Из вражеских орудий казаки открыли огонь по второй каланче и вынудили ее гарнизон к бегству. В двух башнях ими было захвачено в качестве трофея свыше 20 пушек.

5 августа более четырех тысяч русских солдат предприняли штурм главной крепости, по были отбиты. Не принесла успеха и попытка казаков взять ее со стороны Дона. Через 50 дней осаждавшие вторично пошли на штурм крепости, по были вновь отбиты и понесли значительные потери. Не дали положительных результатов их попытки подкопать и взорвать стены крепости. А между тем подступила осень, приближались холода. Петр I решил снять осаду Азова и вернуться в Москву. 2 октября русские части покинули боевые позиции. В Каланчинских башнях и во вновь построенной Ново–Сергиевской крепости царь оставил 3–тысячный гарнизон под руководством воеводы А. Ржевского, приказав казакам в случае нужды оказывать ему помощь, а над неприятелем непрерывно чинить «воинские промыслы». Выполняя наказ Петра I, Войско Донское в начале января 1696 г. направило к Азову 2 тысячи казаков, а несколько позже — еще 400.

Причина провала первого Азовского похода в отсутствии единого командования, неопытности многих офицеров, плохой организации и слабой подготовке к осадным операциям, в не достаточной обученности и низкой дисциплине, особенно среди стрельцов. На боевых действиях русской армии отрицательно сказалось отсутствие военного флота.Азов был блокирован ею только со стороны суши, а со стороны моря турецкий флот свободно проходил к крепости, обеспечивая свой гарнизон бое припасами, продовольствием, свежими войсками.

Потерпев неудачу в первом Азовском походе, Петр I сразу же приступает к подготовке второго. Уже в конце ноября 1695 г. им был издан указ о создании Азовского военного флота. Намечалось построить 2 парусных судна, 4 брандера, не менее двух десятков военных галер, 1300 стругов, 500 лодок и 100 плотов. В декабре последовал второй царский указ о мобилизации 27 800 работных людей на «корабельное строение». Определили и главное место для строительства военных судов — старинный русский город Воронеж. В пользу этого выбора говорило многое: близость достаточного количества корабельного леса, железоделательных, канатных и парусиновых предприятий, выгодное географическое положение: он находился в 25 километрах от впадения реки Воронеж в Дон и в 1200 километрах от Азова. В этом районе было немало опытных плотников, конопатчиков, кузнецов, т. к. с давних пор на Дону и его реках строились речные суда, на которых шло снабжение казацких войск, уходили в дальние южные плавания купцы, осуществлялось рыболовство. До 1695 года только на небольшой судостроительной верфи в Воронеже было построено 578 судов разных типов длиной от 19 до 32 метров.

И вот сюда были согнаны тысячи работных людей, на плечи которых легла основная тяжесть постройки Азовского флота. Круглые сутки на берегах рек горели костры, с шумом валились на землю деревья–великаны, неустанно трудились лесорубы, плотники, кузнецы, канатчики. Сотни саней подвозили к Воронежу материалы, готовые части судов.

Здесь, на Воронежской верфи, были заложены и к весне 1696 г. построены 2 парусных корабля: галеасы «Апостол Петр» и «Апостол Павел», имевшие 36 метров в длину и 9 метров в ширину. На вооружении каждого из них имелось по 36 пушек.

Кипела работа в судостроительной мастерской, созданной в селе Преображенском под Москвой. Собранные сюда лучшие плотники России делали заготовки частей для галер, которых к февралю 1696 г. было изготовлено 22 комплекта и санным путем отправлено в Воронеж. Полный комплект на 23–ю галеру прибыл из Голландии.

К весне галеры были готовы к спуску на воду. Каждая из них имела 38 метров в длину, 6 метров в ширину и высоту от киля до палубы около 4 метров. Вооружение состояло из 3–6 пушек с двухфунтовыми ядрами. Экипаж отдельных галер достигал 170 человек. Галера — гребное судно с 30–38 парами весел могла развивать скорость до 15 километров в час. Этот тип корабля наиболее отвечал условиям предстоящих боевых действий: галеры имели небольшую осадку, хорошую маневренность и могли успешно использоваться в устьях и мелководье низовьев Дона и прибрежных водах Азовского моря.

В строительстве галер и других судов проявились талант, умение, сноровка и трудолюбие многих сотен мастеровых русских людей. Но среди них особо выделялись многоопытные и знающие плотники Осип Щека и Яким Иванов, вологодские и архангельские корабелы Андрей Ермолаев, Федот Рудаков, Максим Карпов, Ефим Григорьев, Иван Букин, Борис Матулин и др. Общее руководство строительными работами осуществлял стольник Г. С. Титов. Первый учитель Петра I морскому делу Франц Тиммерман, наблюдая за постройкой галер, занимался заготовкой железа, древесины, исполнял обязанности казначея. Организация судостроения возлагалась на военный приказ–разряд, во главе которого был назначен воевода Т. Н. Стрешнев.

Для постройки судов Петр I пригласил 50 иностранных мастеров. Среди них корабелы–венецианцы Иван Юрьев и Яков Теодоров, грек И. Федоров, голландцы К.Кок, Э.Бакар и др.

Помимо галеасов и галер на Воронежской верфи собрали 4 брандера, заготовки для которых также были сделаны в Преображенском. Такие боевые корабли загружались воспламеняющимися веществами и направлялись по течению или по ветру в расположение вражеских судов, где они взрывались, нанося противнику значительный урон. В Воронеже строились также дощаники — прототип нынешнего десантного судна. Имея длину около 15 метров, они размещали на своих бортах до 50 солдат. Тут же, на Воронежской верфи, собирали мелкие струги и лодки, детали для которых доставлялись из Брянска. Строительство стругов длиной 24-25 метров и шириной от 4 до 8 было поручено четырем уездам. Отдельные из них не только выполняли задание, но и перевыполняли его. Так, Сокольский уезд должен был поставить 350 судов, а поставил 130. Строились такие суда в Сокольске, Добром, Козлове.

В создании Донской флотилии активно участвовали Тула, Липецк, Тамбов, откуда в Воронеж поставлялись металл, якоря, парусина, тросы, крепеж и другие материалы.

С наступлением весны, как только реки очистились ото льда, все вновь построенные и собранные корабли и суда были спущены на воду. В состав их экипажей было зачислено около 6 тысяч и, в том числе 2 тысячи иностранных матросов. Экипажи галер состояли в основном из солдат Семеновского и Преображенского полков. Адмиралом флота был назначен Ф. Я. Лефорт.

К началу 2–го похода в состав Азовского флота вошли: 2 парусных корабля «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галеры, 4 брандера, около 1500 стругов, плотов, барок, морских и речных лодок.

Таким образом, благодаря самоотверженному труду русских людей, их высокому мастерству в центре России, за тысячу верст от моря, в исключительно короткий срок был создан «морской воинский караван» — первое соединение флота.

В этот же период шла ускоренная подготовка сухопутных войск. Для второго Азовского похода армия была увеличена до 55 тысяч человек: во главе ее был поставлен единый главнокомандующий — генералиссимус А.С.Шеин. В марте–апреле 1696 г. войска прибыли из Москвы в Воронеж, где было назначено сосредоточение основных сухопутных и морских сил, участвующих в походе.

Приняв в Воронеже 8 полков, осадную артиллерию, снаряды, продовольственные и другие грузы, 110 транспортных судов 23-25 апреля отправились к Азову. Часть армии ушла к нему по суше. С 3 по 25 мая вниз по Дону отбыли четыре отряда галер. Одним из них командовал капитан галеры «Принципиум» Петр Алексеев — царь Петр I. Он же фактически командовал всем флотом.

Поход по Дону был тяжелым и напряженным. Многие корабли были еще недостроены, поэтому в пути на них продолжались отделочные работы. Петр I требовал скорейшего прибытия к Азову: команды кораблей почти не отдыхали, суда шли и под веслами, и под парусами днем и ночью. Об огромном напряжении моряков повествуют скупые строки «Журнала о путешествии 1696 года»:

3 мая. «От города Воронежа пошли в путь свой при доброй погоде. В ночи часу в 3–м из–за погоды стали на якоре; был ветер велик».

10 мая. «В полночь прошли город Иловля, перед светом прошли городок Качалин».

11 мая. «Шли во дни и ночи парусом и греблею».

14 мая. «По утру во 2–м часу прошли городок Быстрец. День и ночь шли под парусом и греблей».

Во время похода царем были разработаны первые правила организации корабельной службы и ведения морского боя, объявленные в специальном «Указе по галерам», который требовал активных и решительных действий против неприятеля, строгой дисциплины на судах. Особо подчеркивалась важность взаимной выручки в бою. «Под всяким запрещением, — говорилось в указе, — должны друг друга не оставлять и всячески о том радеть…» Эта же мысль содержится в заключительных строках: «Если в бою кто товарища своего покинет, или не в своем месте пойдет, таково наказать смертью, разве законная причина к тому его привела».

На одиннадцатый день пути первый отряд галер подошел к Черкасску (ныне ст. Старочеркасская), куда накануне прибыл и авангард сухопутных войск. К этому времени русские войска пополнились 20 тысячами донских, запорожских и уральских казаков. Их возглавляли атаманы Флор Минаев, Яков Лизогуб, Андрей Головач.

Незадолго до прибытия первой группы галер возле Азова была проведена разведка неприятельских сил. Отряд донских казаков из 250 человек под руководством Леонтия Позднева, обнаружив в низовьях Дона два турецких корабля, решил атаковать их. Небольшие казацкие лодки стремительно двинулись к вражеским судам и сошлись с ними вплотную, но так как их борта оказались очень высокими, то казаки ничего не смогли сделать и вынуждены были отступить.

Узнав, что на взморье всего два неприятельских корабля, Петр I решил захватить их. Вечером 19 мая два пехотных полка под командованием генерала П. Гордона двинулись к Азову, а царь с частью войска и казаков на 9 галерах и 40 лодках отправился на взморье. Однако из–за мелководности Кутюрьмы вынужден был оставить галеры и двинуться к ее устью на лодках. Вскоре показались турецкие корабли, по их было не два, а тринадцать. Вступать с ними в схватку при своей малочисленности и отсутствии боевых кораблей Петр I не решился и вернулся на галеры, оставив у взморья часть казацких лодок. Ночью русские галеры возвратились в Ново–Сергиевск.

Между тем на взморье разыгрались совершенно неожиданные события. Оставшиеся казаки увидели, как часть янычар высадилась на лодки и ушла в сторону Азова, а другие стали нагружать на транспортные суда–тунбасы различные грузы. Загрузившись, тунбасы направились к Каланче. Когда они поравнялись с ее устьем, казаки смело бросились на турецкие суда, окружили их и большую часть захватили. Сопровождающий тунбасы конвой бежал на лодках к своим кораблям. Не разобравшись в ситуации, неприятельские суда снялись с якорей и ушли в море. Два из них не успели сняться. Один из судов захватили и сожгли нападавшие, а второй сожгли сами турки.

Такой оборот событий обрадовал царя. С радостью сообщал он о первой морской победе над турецким флотом в Москву. «У турок было захвачено, — писал он А. Виниусу 31 мая, — десять тунбасов, 300 бомбов великих пудов по пять, 500 копей, 5000 гранат, 86 бочек пороху, 26 человек языков и много всякого припасу — муки, пшена, уксусу ренского, бекмасу, масла деревянного, а больше сукон и рухляди многое число; и все, что к ним на жалованье и на сиденье прислано, все нашим в руки досталось».

Спустя неделю на взморье до Каланчинскому рукаву было выведено 22 галеры. Они заняли позицию поперек Таганрогского залива, преграждая путь в Кутюрьму, Бугурчу, Мокрую и Сухую Каланчу и в основное русло Дона. Одновременно с блокадой Азова с моря, он был блокирован со стороны суши. С каждым днем кольцо блокады вокруг крепости становилось все меньше и меньше. Русская артиллерия непрерывно обстреливала город, а 15 тысяч солдат ежедневно под вражеским огнем засыпали крепостной ров. В устье Дона были сооружены две береговые батареи, которые усиливали морскую блокаду. Для этой цели предназначались также форты на правом берегу Дона напротив Азова, в районе Ново–Сергиевска и на правом берегу Каланчи. В случае прорыва кораблей турецкого флота сквозь линию русских галер, их должны были встретить береговые батареи и не допустить к крепости.

Не прошло и месяца с момента отступления первой турецкой эскадры, как в море появилась вторая, состоящая из 7 линейных кораблей, 17 галер и множества мелких судов. На них находился 4–тысячный отряд турецких войск, предназначенный для пополнения азовского гарнизона.

Командующий турецкой эскадрой Турночи–паша, обнаружив русский флот, остановился на большом расстоянии от него. Несмотря на значительное превосходство в силах, турки не решались атаковать русскую флотилию, занимавшую выгодную позицию и опиравшуюся на береговые укрепления. Почти две недели прошли в обоюдном бездействии. Лишь 28 июня турецкий адмирал решил высадить на берег десантный отряд. Однако увидев, что русские галеры стали сниматься с якорей и идти навстречу его кораблям, Турночи–паша отступил и вскоре ушел обратно в Константинополь. Азов был полностью лишен подвозов и подкреплений, что сыграло важную роль в исходе осады. 15 июня главнокомандующий русскими войсками А. С. Шеин и сообщал в Москву: «Город Азов осажден накрепко, въезду и выезду в него и из него нет; сухие и водяные пути, море и устья донские все заперты судами морского каравана».

В нюне русское командование приняло план возведения у крепостных стен гигантского земляного вала, и каждое утро осажденные видели, как вырастала за ночь эта громадина. Систематически продолжала обстреливать крепость артиллерия. Особенно сильный огонь был сосредоточен по одному из угловых бастионов, который в результате многодневных бомбардировок был сильно поврежден. Используя это, атаманы Минаев и Лизогуб решили вести казаков на штурм. 17 июля около 2000 казаков, быстро взобравшись на вал, сбили турок и проникли внутрь крепости, едва не ворвавшись в цитадель. Туркам удалось отбить приступ. Не получив подкреплений, казаки вернулись на вал и засели в угловом бастионе.

На другой день был дан приказ об общем штурме. В полдень 18 июля, как только русские начали артиллерийскую подготовку, над турецкой крепостью взвился белый флаг: неприятель капитулировал. 21 июля пала крепость Лютик, прикрывавшая выход в море по Мертвому Донцу. Азов и гирла Дона стали русскими.

 

Морским судам быть

 

Взятие Азова ни в коей мере не решило вопроса о возвращении выходов к морям для свободной морской торговли, тем более, что Россия продолжала находиться в состоянии войны с Турцией. Необходимо было решить проблему овладения берегами Керченского пролива, находившегося под контролем Турции. Кроме того, предстояла трудная и упорная борьба с одной из сильнейших держав того времени — Швецией, господствовавшей на Севере Европы уже около 150 лет и с особым упорством противодействовавшей попыткам русских выйти на побережье Балтики.

Взятие Азова явилось лишь началом того большого плана Петра I, к осуществлению которого он приступил сразу же по возвращении в Москву. Для закрепления первых успехов необходимо было создать регулярный военно–морской флот. Этот вопрос он выносит на решение Боярской думы. Выступая перед боярами, Петр I заявил: «Понеже фортуна сквозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре: разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым, да неподалеку оттуда, где заложена мною крепость Таганрог, сию крепость благоустроить и населить же… И еще потребно, — еще нам способнее морем воевать, нежели сухим путем, — построить караван в 40 али более того судов… Ничто же лучше мню быть ежели воевать морем, понеже зело близко есть и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К нему же потребен есть флот».

После длительных горячих споров по настоянию Петра I Боярская дума 20 октября 1696 года приговорила: «Морским судам быть». Этот день принято считать датой основания русского регулярного военно–морского флота. Принятое Боярской думой решение гласило: «Корабли сделать со всей готовностью и с пушками, и с мелким ружьем, каким быть к войне». Предстоящее строительство требовало огромных средств. Только расходы на постройку одного большого корабля определялись в крупную по тому времени сумму — 10 тысяч рублей. К тому же для кораблей нужны были в большом количестве пушки, порох, боевое снаряжение, обмундирование для экипажей. Кроме этого требовались значительные расходы на постройку верфей, пристаней, освоение и расширение предприятий, обеспечивающих судостроение железом, тросами, парусиной, краской, смолой, паклей и т. п. Таких средств государство не имело. 4 ноября 1696 года, опять–таки по настоянию Петра I, Боярская дума принимает второе решение: о создании дворянских, монастырских и гостинных «кумпанств» (компаний), на которые возлагались задачи постройки и полного оснащения кораблей и судов.

Введение корабельной повинности было враждебно встречено со стороны многих землевладельцев и купцов, готовых откупиться от этой обязанности, а не обременять себя организацией кораблестроительных работ. Но Петр I жестко требовал выполнения этого решения и сурово наказывал виновных, лишал их земли и подвергал ссылке в отдаленные края.

К началу 1697 года было создано 52 «кумпанства». В течение года они должны были построить по одному кораблю и обеспечить его всем необходимым. Позднее задание увеличилось до 77 кораблей и срок их готовности был перенесен на конец 1698 года. Кроме больших кораблей намечалось построить также свыше 1500 стругов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.058 с.)