Война. Создание Азовской военной флотилии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Война. Создание Азовской военной флотилии



 

В воскресный июньский день 1941 года гитлеровская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась в пределы нашей Родины. Общая численность немецко–фашистских И союзных с ним войск, предназначенных для нападения на СССР, составляла около 5,5 миллиона человек.

За несколько часов до этого события нарком Военно–Морского флота Н.Г.Кузнецов направил военным советам Краснознаменного Балтийского, Северного и Черноморского флотов, командующим Пинской и Дунайской флотилий экстренную телеграмму, в которой говорилось о возможном внезапном нападении немцев и переходе флотов и флотилий на оперативную готовность в„– 1, при которой разрешалось применять оружие, срок готовности кораблей к выходу в море сокращался до 1 часа, форсировался ремонт кораблей, начиналась мобилизация судов.

Уже через 1 час 5 минут телеграмма была объявлена на Черноморском флоте, а к 2 часам 30 минутам 22 июня он находился в полной боевой готовности. Одновременно по тревоге были подняты силы других флотов и флотилий.

Военные действия на Черном море начались 3 часа 15 минут. Вражеская авиация совершила налеты на главную базу Черноморского флота — Севастополь. Фашисты пытались заблокировать Черноморский флот, сбросив на входном фарватере и в Северной бухте электромагнитные мины. Однако это им не удалось: вражеские самолеты были обнаружены своевременно и встречены огнем зенитных средств ПВО ВМБ и кораблей.

В 4 часа германские войска перешли государственную границу СССР. Румынская наземная и мониторы скрыли огонь по советскому берегу Дуная и кораблям Дунайской военной флотилии (Ду ВФ). Одновременно фашистская произвела налет на Измаил. Береговые батареи и корабли флотилии открыли ответный огонь. В течение дня противник неоднократно возобновлял арт–огонь и авианалеты, при отражении которых истребители сбили 3, а зенитные батареи — 1 самолет врага. Дунайская флотилия совместно с частями 14–го стрелкового корпуса и 79–го погранотряда сорвала попытки противника форсировать Дунай.

В первые сутки войны Черноморский флот и Дунайская флотилия потерь кораблей и самолетов не имели, но уже на следующий день при нанесении ударов по военно–морской базе Констанца и Сулина Черноморский флот потерял 16 бомбардировщиков. В этот день черноморцы и дунайцы начали постановку минных заграждений у военно–морских баз флота и на р. Дунай. В последующие дни постановка мин продолжалась. Особое внимание уделялось оборонительному минному заграждению у Севастополя, Одессы, Батуми. Корабли Черноморского флота и Дунайской флотилии во взаимодействии с авиацией начали систематический обстрел Констанцы, Сулины и других румынских портов. С кораблей и судов флота и флотилии велась поддержка огнем советских сухопутных войск. Однако, имея превосходство в самолетах, противник постоянно проводит налеты миноносной и бомбардировочной авиации на Севастополь, Очаков и другие объекты Черноморского флота, бомбит и обстреливает из пулеметов его корабли, устанавливает мины при выходе из портов и на предполагаемых маршрутах советских кораблей и транспортов.

К началу июля обстановка на советско–германском фронте складывалась не в нашу пользу, особенно на северо–западном и западном направлениях. Однако и противник, понеся большие потерн, встречая все возрастающее сопротивление и контрудары наших частей, был вынужден рассредоточить свои силы на широком фронте и утратил первоначальный наступательный потенциал своих ударных группировок. К началу августа на рубеже реки Луга — на северо–западе, в районе Смоленска — на западе, в районах Коростеня и Киева — на юге враг перешел даже к обороне, приступив к приведению в порядок своих частей для новых наступательных операций.

Воспользовавшись этой ситуацией, верховное Главнокомандование (ВГК) подтягивало стратегические резервы и создавало глубоко эшелонированную оборону на московском и Ленинградском направлениях. Был создан Резервный фронт, который возглавил генерал армии Г. К. Жуков.

В целях укрепления обороноспособности Крыма и Приазовья, Государственный Комитет Обороны (ГКО) 20 июля 1941 года принял решение о создании в составе Черноморского флота Азовской военной флотилии (АВФ), командующим которой был назначен командир Новороссийской ВМБ Черноморского флота капитан 1 ранга А.П.Александров, военкомом — бригадный комиссар А.Д.Рощин. Ее формирование началось в Керчи. Часть судов флотилии передал Черноморский флот, по основу ее составили мобилизованные суда Азово–Черноморского пароходства. На Керченском судоремонтном заводе они вооружались и переоборудовались. В состав флотилии первоначально вошли: дивизион канонерских лодок «Дон», «Рион» и ледокол в„– 4, который еще в гражданскую войну входил в состав Азовской флотилии под названием «Знамя социализма»; дивизион сторожевых кораблей–тральщиков «Войков», «Мариуполь», «Перванш», «Севастополь» и «Штурман»; дивизион сторожевых катеров и катеров–тральщиков «Амур», «Адлер», «Туапсе», «Тайфун», «Поти», «Ураган», «Шквал», «Циклон» и 87–я отдельная истребительная авиаэскадрилья из 9 самолетов ИЛ–15.

Завершив формирование, Азовская военная флотилия 15 августа перешла в Мариуполь, ставший ее главной базой.

Основными задачами, поставленными перед флотилией наркомом ВМФ Н.Г.Кузнецовым и командующим Черноморским флотом Ф.С.Октябрьским, являлись содействие советским войскам, сражавшимся в Крыму и на побережье Азовского моря, обеспечение безопасности плавания судов Черноморского пароходства, технического флота и рыболовных организаций, недопущение десантов противника на побережье Азовского моря.

В целях выполнения поставленных задач, командующий флотилией А.П.Александров, начальник штаба капитан 2 ранга И.А.Фроликов, начальник оперативного отдела капитан–лейтенант А.В.Загребин, начальник разведки капитан–лейтенант В.С.Бархоткин, флагманский артиллерист старший лейтенант А.А.Бахмутов, флагманский минер капитан 3 ранга В.М.Дубовов и другие офицеры штаба налаживали боевое управление силами флотилии, их подготовку к боевым действиям на Азовском морском театре.

Во второй половине августа, тесня войска Юго–Западного и Южного фронтов, противник вышел к Запорожью и Днепропетровску. Перед угрозой вражеского вторжения оказался Донбасс. В этих условиях нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов приказал сформировать Отдельный Донской отряд (ОДО), В него вошли дивизион речных канонерских лодок — «Кренкель», «Октябрь», «Ростов–Дон», «Серафимович» и дивизион речных сторожевых катеров (8 единиц). Отряд базировался в портах Азова и Ростова, маневренные — базы Калач, Каменская и Цимлянская. Командиром отряда был назначен капитан 1 ранга С. Ф. Белоусов. Охрана устьевой части Дона возлагалась на отряды водного заграждения, сформированные в Москве, на Волге и приданные Северо–Кавказскому военному округу.

 

Начало боевых действий

В начале сентября часть 1–й танковой группы из района Днепропетровска и 11–я немецкая армия с каховского плацдарма перешли в наступление, рассчитывая с ходу прорваться в Крым. Но у Перекопа и Геническа передовые части противника встретили упорное сопротивление только что сформированной 51–й армии, взаимодействовавшей с авиацией и отдельными батареями Черноморского флота, а также с Азовской военной флотилией. Несколько ее кораблей и плавучая база в„– 127 с 16 по 24 сентября повседневно поддерживали огнем наши части в районе Геническа, оз. Молочного, на Арабатской Стрелке. 26 сентября катер–тральщик «Войков» (командир капитан–лейтенант А.Я.Беззубый) в районе Кирилловки уничтожил 2 мотобота, а вблизи косы Бирючий Остров захватил 4 шхуны неприятеля.

В эти и последующие дни боевые действия в северо–запад–поп части Азовского моря вели также экипажи канлодок «Дон», «Рион» и №–4; сторожевых кораблей–тральщиков «Перванш», «Штурман»; катеров–тральщиков «Туапсе», «Циклон» и «Ураган». Непосредственное руководство этой группой кораблей осуществлял командующий флотилией А.П.Александров. Уверенно действовали командир дивизиона сторожевых кораблей–тральщиков капитан 2 ранга В. С. Грозный, командиры канлодок лейтенанты П.Я.Кузьмин и Л.А.Скрипник. Бесстрашие и самоотверженность проявили многие другие офицеры, старшины и матросы.

Корабли флотилии обеспечивали отход вдоль северных берегов Азовского моря войск 9–й армии, эвакуацию рыболовного флота и имущества предприятий из Осипенко и Мариуполя, продолжали содействовать советским войскам в районе Арабатской Стрелки.

Решая задачу обеспечения морских коммуникации, корабли флотилии в период оборонительных действий с 20 сентября по 10 октября 1941 года из портов Осипенко, Мариуполь, Таганрог вывезли более четверти миллиона тонн грузов, г. том числе около 50 тысяч тонн зерна, более 100 тысяч тонн руды и угля, 30 тысяч тонн нефтепродуктов, промышленного оборудования и др.

6 октября авиация противника вела воздушную разведку в районах Керчи и Феодосии, бомбила Мариуполь, сбросила 2 мины на внешнем рейде Севастополя. При отражении налета на Мариуполь отличилась 87–я истребительная эскадрилья АВФ. Ее командир капитан И.Г.Агафонов на самолете «ИЛ–15» сбил два «Ю–88» и два «МЕ–110». Через два дня немцы повторили налет на Мариуполь. На этот раз советскими истребителями было сбито 6 неприятельских самолетов.

Однако, несмотря на значительные потери в живой силе и технике, гитлеровцы 8 октября захватили Мариуполь. Перед уходом нашими частями были взорваны заводы Азовсталь, Коксохим, ряд портовых сооружений. Но в порту остались 2000–тонный док, парусник «Товарищ», корпус тральщика «Труд», 3 баржи, свыше 3 тысяч тонн хлеба. При выходе из порта погиб от вражеского огня буксир «Саламбала».

Из Мариуполя корабли флотилии отходили на Керчь и Ейск самостоятельно. Сам командующий, отдавший приказ об отходе, на корабле «Мариуполь» отправился в Ейск для сбора сил в портах восточного побережья. К сожалению, в течение нескольких дней он был в изоляции и фактически флотилией не руководил. Лишь 14 октября командный пункт флотилии был развернут в ст. Приморско–Ахтарской.

13 октября, по представлению командования Черноморского флота, нарком ВМФ назначил командующим Азовской военной флотилией контр–адмирала С.Г.Горшкова. Вскоре приступили к своим обязанностям военком флотилии полковой комиссар С.С.Прокофьев, начальник штаба капитан 3.ранга А.В.Свердлов и начальник политотдела батальонный комиссар В.А.Лизарский.

Знакомясь с флотилией, контр–адмирал С.Г.Горшков пришел к заключению, что многие вопросы взаимодействия с сухопутными войсками оказались не решенными. Связь с частями 9–й армии, отступавшей по северному берегу Азовского моря, была неустойчивой, а порой прерывалась совсем, что затрудняло организацию огневой поддержки. А корабли нуждались не только в целеуказаниях для артогня, но и в поддержке и прикрытии от вражеской авиации. Такая неотработанность организации взаимодействия, по мнению адмирала, явилась одной из причин поспешного оставления Мариуполя. Поэтому первейшей задачей, за которую пришлось взяться ему и штабу, было установление не просто связи, а совсем иного контакта с сухопутным командованием на северном побережье Азовского моря, где действовали 9–я и 56–я армии, и на Керченском полуострове с 51–й армией.

Между тем, на Южном фронте мотомехчасти противника выдвигались в направлении Таганрога. Генштаб Красной Армии поставил перед авиацией Черноморского флота задачу: уничтожить оставленные в Мариуполе и Осипенко значительное количество плавучих средств и портового оборудования.

В это время корабли АВФ содействовали частям Советской армии в районе Арабатской Стрелки и Таганрога. Так, в Миусском лимане с 9 октября действовали 4 катера 14–го отряда водных заграждений под командованием начальника штаба старшего политрука В.П.Никитина. Выведя из строя паром, личный состав отряда высаживал небольшие группы пехотинцев в местах сосредоточения гитлеровцев для разрушения их переправ. Совместно с отходившим батальоном удерживал село Лакедемоновка, чем вынудил гитлеровцев обходить Миусский лиман с севера, помогал отходившим частям эвакуироваться через лиман. А когда задача была выполнена, катера покинули лиман и пришли в Азов.

Прибывшие в Таганрогский порт корабли Отдельного Донского отряда охраняли город со стороны моря, обеспечивали вывод плавучих средств, эвакуацию людей и народнохозяйственных грузов. Пять сторожевых катеров ОДО сопровождали 11 транспортных судов с различными материалами и оборудованием в Ейск. На эвакуации жителей были заняты канлодки №-4 и «Дон». Огнем своих орудий поддерживали защитников города канлодки «Кренкель» и «Ростов–Дон». 17 октября вражеские танки прорвались к самой оконечности города и открыли с высокого берега огонь по не успевшим выйти в море судам. От неприятельского снаряда утонула канлодка «Кренкель». На ней погибли руководившие эвакуацией Таганрога секретари горкома партии Л.И. Решетник и Н.Я.Сердюченко, заместитель председателя горисполкома М. И. Рамазанов, заведующий отделом горисполкома В.Л.Наталевич и другие.

Вражеским снарядом была повреждена канлодка «Ростов–Дон». Экипаж буксира «Ока» сумел вывести ее в залив, а затем в город Ростов. Несколько катеров под командой лейтенанта В.С.Богословского сняли с ее борта раненых, в том числе командира ОДО С.Ф.Белоусова, а также эвакуированный из Таганрога запас денег и доставили их в Азов.

Конец октября завершился для Азовской флотилии удачным переводом из Ейска в Керчь плавдока, который перевозили буксиры «Норд» и «Миус» в сопровождении истребителей и 5 кораблей, а также набегом 3 сторожевых катеров и 2 катеров–тральщиков в район Таганрог — Беглицкая коса, но время которого было уничтожено 11 мелких судов и захвачено 2 сейнера противника.

В это время, учитывая недостаточную обеспеченность флотилии в кораблях, командующий Черноморским флотом Ф.С.Октябрьский передал ей 2 подводные лодки типа «М», сторожевой катер «Кубань» и 2 канлодки «Буг» и «Днестр». Накануне несколько укрепилась материально–техническая база Донского отряда. Теперь он имел 4 речных канлодки, 8 сторожевых бронекатеров, 9 полуглиссеров, 3 полевые батареи, бронепоезд и одну пулеметную роту.

Флотилия пополнилась также вновь сформированным Ейским сектором береговой обороны и батальоном морской пехоты.

К началу ноября, по свидетельству контр–адмирала С.Г.Горшкова, сложилась такая обстановка, в которой ограниченным силам флотилии приходилось действовать одновременно на двух операционных направлениях — крымском и ростовском.

На крымском направлении наши корабли оказывали систематическую поддержку правому флангу 51–й армии, отражавшей наступление фашистских войск на Керчь, а после неблагоприятного исхода этих боев и оставления Керченского полуострова 13-16 ноября, обеспечивали эвакуацию войск через Керченский пролив на Таманский полуостров. В проливе сосредоточились все корабли, суда и плавсредства, находившиеся в Юго–Западной части Азовского моря. Непосредственное управление ими осуществляла с косы Чушка оперативная группа, возглавляемая начальником штаба флотилии А.В.Свердловым. Поставленная задача была выполнена успешно. Только суда АВФ перевезли на кубанскую сторону 15 тысяч человек и 400 орудий. Крупнокалиберные орудия сразу же занимали огневые позиции на косе Чушка и открывали огонь по противнику, преследовавшему арьергард наших войск — 302–ю стрелковую дивизию 51–й армии и 9–ю бригаду морской пехоты.

Утром 16 ноября от пристани Еникале отошли последние плавсредства с войсками 51–й армии, а также формированиями гражданской обороны и активом города. Однако часть подразделений, прикрывавших эвакуацию, не успела переправиться и укрылась в Старокантийских и Аджимушкайских каменоломнях, где вместе с партизанами сражалась против гитлеровцев.

По боевому действовала группа кораблей АВФ в северо–восточной и северной частях Азовского моря. Она обеспечивала противодесантную оборону восточного побережья, систематически нарушала коммуникации противника между портами Осипенко, Мариуполь и Таганрог. Стремясь своими действиями оттянуть с ростовского направления часть вражеских сил, два отряда кораблей этой группы произвели 24-25 октября ночной поиск между косами Белосарайская, Кривая и Беглицкая, в ходе которого было уничтожено 4 вражеские шхуны и повреждено 2 мотобота. В ночь на 26 октября отряд из 7 сторожевых катеров проник через плавни в Мертвый Донец и открыл пулеметный огонь по противнику в Сенявской. Было уничтожено до 200 солдат врага. 4-6 ноября отряд бронекатеров произвел 4 артналета по противнику в районе Сенявки и Морского Чулека.

В этот период летчики 9–й и 87–й эскадрилий, регулярно бомбили запятые гитлеровцами порты, живую силу и боевую технику в прибрежных районах, отражали налеты немецкой авиации, вели плановую разведку.

13-16 ноября, корабли Отдельного Донского отряда в районах Сенявки, Недвиговки и Морского Чулека обстреляли скопление гитлеровцев; были уничтожены эшелон с танками, 10 автомашин с грузами, убито и ранено до 500 солдат и офицеров.

В начале ноября 1941 года армии Южного фронта вновь завязали ожесточенные бои с перешедшими в наступление немецко–фашистскими войсками, стремящимися захватить Ростов.

Защищавшая Ростов–на–Дону 56–я армия с трудом сдерживала наступление войск Клейста. Наши части, после оставления Таганрога, на подступах к Ростову и в плавнях Дона поддерживали корабли Отдельного Донского отряда. В конце октября этот отряд пополнился бронекатерами, прибывшими с Волги, что существенно повысило возможности содействия нашим войскам в дельте Дона.

Для отработки взаимодействия с 56–й армией контр–адмирал С.Г.Горшков с группой офицеров своего штаба 19 ноября прибыл в Ростов–на–Дону. Вместе с командующим этой армии генерал–лейтенантом Ф.Н.Ремезовым они наметили план совместных, действий, договорились, где разместить морскую пехоту, куда подтянуть корабли.

Однако удержать город не удалось. 21 ноября войска 56–й армии оставили Ростов. Корабли Отдельного Донского отряда и дивизион канлодок отошли к Азову.

Правда, фашисты недолго оставались в городе. В результате решительного контрнаступления войск 56–й и 9–й армий, активного участия ОДО и морской пехоты флотилии уже 29 ноября Ростов–на–Дону был освобожден. Враг был отброшен от Ростова на рубеж рек Самбек и Миус.

В боях под Ростовом моряки–азовцы показали самоотверженность, мужество и героизм. Здесь, под Ростовом, началась боевая слава Цезаря Куникова — будущего Героя Советского Союза, бесстрашного комбата, возглавлявшего отряд моряков специального назначения в ходе Южно–Озерейской десантной операции под Новороссийском.

Куниковцы вместе с Азовским партизанским отрядом «Отважный–2» во главе с Н. П. Рыбальченко произвели удачный рейд в запятую врагом Сенявку, во время которого уничтожили сотни гитлеровских солдат и офицеров, 20 танков, более 100 автомашин с грузами, взорвали два железнодорожных моста.

Отряд Ц. Куникова часто выходил в море, минировал вход в Таганрогский порт, канал, на Мариуполь, вел бой с немецкими катерами. У хутора Зеленкова, блокировав путь к отступлению противника, моряки обезвредили группу диверсантов.

Цезарь Куников был разносторонне талантлив. До войны почти одновременно окончил промакадемию и машиностроительный институт, был начальником технических управлений Наркоммаша и Наркомтяжмаша, директором ЦНИИ технологии машиностроения, ответственным редактором центральной газеты «Машиностроение». С каждым боем все ярче проявлялись его воинское мастерство, храбрость и мужество. Такими же были его соратники — комиссар В.Н.Никитин, командиры и краснофлотцы отряда. «Я командую моряками, — писал Цезарь своей сестре — если бы ты знала, что это за народ! Я знаю, что в тылу иногда сомневаются в точности газетных красок, но эти краски слишком бледны, чтобы описать наших людей».

В начале декабря обстановка на Азовском море в значительной степени стабилизировалась, хотя боевые действия не прекращались. Наиболее активно проводились они в северо–восточной части Азовского моря. Так, 3 декабря под Таганрогом, против неприятельских войск действовали самолеты 91–й эскадрильи ВВС Черноморского флота, а также 87–й эскадрильи, 40–й артдивизион и батарея в„– 131 Азовской флотилии. Принявшая участие в освобождении Ростова сводная рота Отдельного Донского отряда моряков продолжала преследовать врагов в первых рядах наступающих частей 56–й армии. Лишь 15 декабря она была отозвана с передовой и возвращена в Азов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.03 с.)