Для проверки знаний по проблеме наркомании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для проверки знаний по проблеме наркомании



Методика - «интервью-выход».

 

Ответ помечается крестиком под одним из утверждений.

  Утверждение-вопрос Верно Неверно Не знаю
11 Легкие наркотики безвредны.      
22 Наркомания – это преступление.      
33 Наркотики повышают творческий потенциал.      
44 Наркомания –это болезнь.      
55 У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков.      
66 Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент      
77 Наркомания излечима.      
88 Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».      
99 Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.      
110 Наркоман может умереть от СПИДа      
111 Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.      
112 По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.      
113 Наркоман может умереть от передозировки.      
114 Продажа наркотиков не преследуется законом      
115   Наркомания неизлечима.      

 

 

Тренинг развития взаимодействия социального работника (добровольца) с воспитанниками

 

Концептуальной основой данного тренинга является идея сотрудничества взрослого с подростком с целью установления и развития отношений партнерства и сотрудничества воспитателя с воспитанником (родитель – ребенок). Авторы программы опираются на идеи Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Р. Дрейкуса, а также опыт работы отечественных психологов Н.Ю. Хрящевой. Е.В. Сидоренко, Е.И. Лебедевой.

Задачи программы:

· Повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими (расширение возможностей понимания, улучшение рефлексии своих взаимоотношений, выработка новых конструктивных коммуникативных навыков);

· Развитие коммуникативной компетенции;

· Формирование активной социальной позиции и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

· Повышение уровня психологической культуры

Психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы в форме специально организованного общения, помогает разрешить личностные проблемы, сформировать коммуникативные навыки оказания психологической помощи и поддержки, снять сдерживающие стереотипы, мешающие развитию. Благодаря тесному взаимодействию взрослого и подростка, у последнего происходит смена внутренних установок, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим, повышается компетентность в сфере общения, самостоятельность и активность в принятии решений, что особенно важно для детей группы риска.

День 1-й: Общая ориентация в профессиональных проблемах и перспективах дальнейшего личностного и профессионального совершенствования. Освоение активного стиля общения как основы профессиональной коммуникативной компетентности.

Цель: знакомство участников друг с другом и с программой проведения тренинга, ее принципами, целями и задачами; выяснение ожиданий и опасений от тренинга; общая ориентация в проблемах взаимоотношений в подростковой среде, а также между подростками и взрослыми; проблемы подростковой социализации; освоение активного стиля общения.

 

«Добро пожаловать»: знакомство с программой проведения тренинга, ее принципами, целями и задачами. Интервью – представление «Мои добрые дела». «Золотые правила» (правила группы). «Наши ожидания» (выяснение ожиданий и опасений от тренинга).

Ледокол «1=1» (разрушение коммуникативных барьеров и создание комфортной рабочей атмосферы сотрудничества). «Знаешь ли ты себя?» (процедура тестирования, настраивающая участников на изучение самих себя, закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие, позволяющее открыть в себе перспективы дальнейшего личностного и профессионального совершенствования). Упражнение «Благородный поступок» (раскрывает внутренние мотивы участников, настраивает на доверительный стиль общения, позволяет отрефлексировать собственные потребности и установки, поделиться своими чувствами, мыслями и размышлениями с другими). Работа в малых группах «Список претензий» (рефлексия проблем взаимоотношений в подростковой среде, а также между подростками и взрослыми; проблемы подростковой социализации; превращение проблем в цели – поиск путей разрешения острых вопросов, принятие других такими, какие они есть). «Мой стиль общения» (задание стимулирует участников к анализу собственного стиля взаимоотношений с другими, на его конструктивные и неконструктивные проявления; стимулирование к ведению дневника «Мой стиль общения» в процессе группового взаимодействия). «Откровенно говоря» (итоговое систематическое анкетирование, помогающее выработать ответственное отношение к происходящему, к себе; побуждает к активности, самоанализу; способствует решению целей и задач тренинга). «Интересное – полезное» (рефлексия происходившего в течение дня, прояснение находок и опасений).

 

День 2-й. Активное слушание как способ решения проблем во взаимоотношениях с подростками.

Цель: закрепление тренингового стиля общения, развитие профессиональной коммуникативной компетентности: продолжение работы над самораскрытием и осознанием сильных и слабых сторон своей личности, раскрытием профессиональных качеств, важных для эффективного межличностного общения; введение техник активного слушания.

 

Ледокол «Комплимент» (активный запуск групповых процессов, положительный настрой на продуктивную работу, снятие коммуникативных барьеров). «Мой стиль общения» (работа с дневниками, анализ коммуникативных особенностей в групповом взаимодействии). Работа в группах: «Личностные качества, которыми должен обладать профессиональный социальный педагог (доброволец)», «Личностные качества, являющиеся противопоказанием к деятельности профессионального социального педагога (добровольца)», «Принципы взаимодействия профессионального социального педагога с агрессивно настроенным окружением» (дискуссия в группах направлена на обсуждение профессиональных вопросов, разумное сочетание активного самовыражения в позитивных и негативных ситуациях взаимоотношений). Упражнение «Испорченный телефон» (помогает понять причины возникновения непонимания в партнерском взаимодействии, способствует мотивированию к овладению навыками активного слушания). Активное слушание как способ решения проблем во взаимоотношениях с подростками (оценка техник ведения беседы с точки зрения того, насколько они способствуют пониманию партнера – групповая дискуссия). Экспериментирование с техниками активного слушания: повторением, перефразированием и интерпретацией, отражением чувств, резюмированием (работа в парах). «Мой стиль общения» (задание стимулирует участников к анализу собственного стиля взаимоотношений с другими, на его конструктивные и неконструктивные проявления; стимулирование к ведению дневника «Мой стиль общения» в процессе группового взаимодействия). «Откровенно говоря» (итоговое систематическое анкетирование, помогающее выработать ответственное отношение к происходящему, к себе; побуждает к активности, самоанализу; способствует решению целей и задач тренинга).

 «Интересное – полезное» (рефлексия происходившего в течение дня, прояснение находок и опасений).

 

День 3-й. «Язык принятия» и «язык непринятия». Продолжение отработки навыков активного слушания.

Цель: способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, развитию профессиональных навыков самоанализа, поведения в эмоционально напряженных ситуациях, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью интерактивного взаимодействия. Продолжение отработки навыков активного слушания.

 

Ледокол «Здравствуй. А я тебя помню» (разрушает коммуникативные барьеры, устанавливает доброжелательные и доверительные взаимоотношения, помогает включиться в продуктивную работу, продемонстрировать продуктивные способы вхождения в контакт). Упражнение «Грани сходства» (разрушает коммуникативные барьеры, способствует осознанию общего с другим человеком, развитию рефлексии и адекватной самооценки). «Подчеркивание значимости» (упражнение способствует развитию эмпатии, вербализации своего эмоционального состояния, повышению самооценки, расширению эмоционального словаря, улучшению взаимопонимания).

Работа в группах «Язык принятия» и «язык непринятия» (осознание зон принятия другого человека и вербальных и невербальных проявлений «языка принятия» или «языка непринятия» его через групповую дискуссию). Отработка в парах навыков овладения «языком принятия» и оформление дневника «Мой стиль общения» (акцентирование эмоциональных проявлений «языка принятия»; отличие его от согласия, отработка навыков принятия при несогласии с другой точкой зрения как условия развития толерантности во взаимоотношениях). Работа в парах по правилам активного слушания и «языка принятия». Отработка навыка снятия эмоционального напряжения в парах. «Я в тебе уверен» (повышение степени взаимного доверия, формирование адекватной самооценки). «Откровенно говоря» (итоговое систематическое анкетирование, помогающее выработать ответственное отношение к происходящему, к себе; побуждает к активности, самоанализу; способствует решению целей и задач тренинга).

 «Интересное – полезное» (рефлексия происходившего в течение дня, прояснение находок и опасений).

День 4-й Способы эффективной коммуникации, конструктивного общения и ведения дискуссии (совместное занятие добровольцев и воспитанников).

Цель: способствовать установлению доверительных взаимоотношений между подростком и добровольцем, продолжить закрепление полученных навыков и умений, расширить представления участников о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; обучить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать в процессе общения подростка со взрослым

 

Ледокол «Ты мне нравишься» (упражнение нацелено на дальнейшее сближение членов группы, на повышение степени их взаимного доверия; рефлексия направлена на то, что им нравится в другом человеке). «Мой стиль общения» (анализ дневников общения, осмысление круга своего общения и стилей взаимоотношений в нем). «Грани различия» (упражнение направлено на осознание личностных различий в окружении и необходимости их принятия). «Контакты» (овладение конструктивными приемами «Я -сообщения», позволяющими налаживать эффективное взаимопонимание в партнерском взаимодействии). «Дерево радости и печали» (прояснение проблем во взаимоотношениях с подростками; рефлексия их, поиск способов разрешения в групповом взаимодействии). Подростковые инициации. Основные проблемы коммуникации в подростковом возрасте. «Отверженный» (упражнение настраивает на конструктивное восприятие личностных собственных недостатков, самоанализ своих слабых сторон. Главное – не отсутствие недостатков (они практически есть в характере и манере общения каждого человека), а знание их и желание и умение работать над собой). «Я тебя понимаю» (работа в парах позволяет отработать навыки цивилизованного общения – активное слушание, «Я-высказывание», констатирующих и воодушевляющих высказываний). «Откровенно говоря» (итоговое систематическое анкетирование, помогающее выработать ответственное отношение к происходящему, к себе; побуждает к активности, самоанализу; способствует решению целей и задач тренинга).

 «Интересное – полезное» (рефлексия происходившего в течение дня, прояснение находок и опасений).

День5-й. Конфликты, способы поведения в конфликтной ситуации. Поведение подростков и взрослых в конфликте (совместное занятие добровольцев и воспитанников). Беспроигрышный метод разрешения конфликтов (по Т. Гордону).

Цель: закрепление стиля доверительного общения и умения постоянного самоанализа; продолжение отработки навыков понимания окружающих; в совместном взаимодействии осознать причины конфликтов, конструктивные и неконструктивные способы поведения в них; определение способов разрешения конфликтных ситуаций (по Т. Гордону).

 

Ледокол «Я хочу тебе подарить…» (психологическая разминка, создающая доброжелательный настрой на партнера, разрушающая коммуникативные барьеры). Упражнение «Где вы стоите?» (конструктивное ведение дискуссии, принятие другой точки зрения как способ предупреждения конфликта). Мозговой штурм «Что такое конфликт?» (в групповом взаимодействии методом «мозгового штурма» подростки и добровольцы пытаются дать определение конфликта). «Записки в копилку или Дело в шляпе» (создание копилки конфликтных ситуаций). Ролевые игры-ситуации (помогают на практике отследить способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление). Конструктивное разрешение конфликтов (по Т. Гордону). Отработка вариантов переработки конфликтов (работа в группах с 6 шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону; материал для разрешения – записки из копилки; совместное участие в группах взрослого и подростка помогает прояснить каждому из них альтернативные взгляды на ситуацию, достичь лучшего взаимопонимания). «Верительные грамоты» (упражнение нацелено на дальнейшее закрепление навыка «Я-высказывания» и отработки конструктивного установления взаимопонимания, умения принимать решения, достигать мира и согласия). Отработка навыка снятия эмоционального напряжения в парах. «Откровенно говоря». «Аплодисменты по кругу» (снятие эмоционального напряжения).

День 6-й. Профессиональные навыки убеждающего воздействия на партнера.

Цель: закрепить коммуникативные навыки и умения участников, познакомить с механизмами психологического воздействия на людей, способствовать развитию навыков аргументации; завершить работу тренинговой группы, подвести итоги, стимулировать установление поддерживающих взаимоотношений участников вне тренинга.

 

Ледокол «Доброе утро» (разрушает коммуникативные барьеры, устанавливает доброжелательные и доверительные взаимоотношения, помогает включиться в продуктивную работу, продемонстрировать продуктивные способы вхождения в контакт). «Мой стиль общения» (обсуждение домашнего задания, рефлексия коммуникативных связей, осмысление своей манеры общения – конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции: то, что порождает и предупреждает конфликт). «Познаю себя» (процедура тестирования, настраивающая участников на изучение самих себя, закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие, позволяющее открыть в себе перспективы дальнейшего личностного и профессионального совершенствования – проводится как итог овладения коммуникативными навыками). «Накопительные комплименты» (упражнение снимает эмоциональное напряжение, разрушает коммуникативные барьеры, повышает самооценку). Упражнение «Необоснованная просьба» (отработка метода расчленения - разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последующей их проработкой). Упражнение «Чемодан» (отработка метода двусторонней аргументации; заключительная процедура, предназначенная для серьезного настроя на будущее; напутствие группы, в котором сформулированы общие выводы и впечатления участников друг о друге с точки зрения обретения коммуникативных навыков). «Я благодарен тому, что…» (рефлексия, обратная связь по поводу того, что было на занятиях; обсуждение выводов и впечатлений, снятие недоразумений, мелких обид и возможных конфликтов; сосредоточение на позитивных аспектах происходившего, что позволяет каждому участнику вернуться в повседневную жизнь с более реалистичной установкой). «Дневник» (стимулирование к наблюдению за собственным стилем общения, необходимостью делать конкретные выводы и предпринимать практические шаги, развивающие коммуникативную сферу личности). Упражнение «Не прекращайте работать» (позволяет установить тесные взаимоотношения друг с другом, заключить договор о совместном сотрудничестве и поддержке) Техника «Аукцион» (ритуал прощания).

Примечание: описания технологий находятся в следующей литературе:

  1. Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко Психологический практикум. Межличностные взаимоотношения – СПб., «Речь», 2002.
  2. К. Фопель Психологические группы. Рабочие материалы ведущего - М., «Генезис», 2001.
  3. К. Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения - М., «Генезис», 2001.
  4. А.С. Прутченков Свет мой, зеркальце, скажи… - М., «Новая школа», 1996.
  5. И.М. Марковская трениг взаимодействия родителей с детьми - СПб., «Речь», 2000.

 

Тактика установления контакта в условиях психологически затрудненного общения

И.В. Хромова

  В практике профессионального общения любой социальный педагог нередко сталкивается с ситуациями, когда у участников общения имеются различного рода социально-психологические барьеры (эмоциональный, смысловой, тактический, «барьер статуса» и др.). Эти барьеры создают, на первый взгляд, непреодолимую ситуацию. Мы её обозначаем как ситуацию «затрудненного общения». Успешно преодолев барьеры, не разрушив их, мы тем самым направляем развитие общения по линии нарастания конфликта. Снятие барьеров и развитие общения по линии контакта - одно из профессиональных умений, которым весьма желательно овладеть социальному педагогу.

Предлагаем адаптированный нами под задачи социальной деятельности педагога вариант методики установления контактного взаимодействия (Л.Б.Филонов). В оригинале эта методика состоит из последовательного описания шести стадий, название которых отражает главную сущность каждой из них. Мы использовали при адаптации первые четыре стадии:

Стадия 1 – «Накопление согласий».

Стадия 2 – «Поиск общих или совпадающих интересов».

Стадия 3 -«Принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения».

Стадия 4 – «Выявление качеств, опасных для общения».

При правильном выполнении предписаний желаемый контакт достигается на четвёртой стадии.

Стадия 1: «Накопление согласий»

 Если в ситуации затруднённого общения встречаются два человека, не равные по положению, по статусу и по общественным ролям, то человек более низкого формального статуса, как правило, неосознанно готовится к влияниям со стороны другого: он выдвигает ряд психических барьеров (например, «повышенная осторожность», «контроль», «тревога за высказывание» и др.).

  Если социальный педагог является активным участником общения, то технологически оправданным становится здесь высказывание своих согласий и соответствующий вызов их со стороны собеседника. Достигнутое согласие создает удовлетворяющее партнеров положение, оно само по себе не содержит элементов конфликта, конфронтации. Множественные согласия по мере их накопления снимают напряжение и понижают уровень тревожности.

В диалог желательно включать формулы, на которые невозможно ответить «нет». Начиная с классического «Хорошая погода сегодня, не правда ли?» до актуального «Ты ведь хочешь, чтобы скорее разрешились все твои проблемы?».

Для накопления согласий должно чаще звучать слово «да», максимально исключать слово «нет». Даже в том случае, если есть необходимость возразить, важно использовать специфические формулировки. Например, «Да, ты прав, вот только я бы добавил…», а следом можно давать утверждение, почти полностью противоположное высказанному.

Также на первой стадии важно отказаться от тех формул, которые могут восприниматься как давление, в частности, исключить из своей речи глаголы в повелительном наклонении («иди», «пиши», «расскажи») и заменить их косвенными формами («тебе лучше сходить», «не мог бы ты написать», «я бы лучше тебя понял, если бы ты рассказал»).

 

Стадия 2: «Поиск общих или совпадающих интересов»

Здесь начинается поиск «опорных пунктов», на которых в дальнейшем предлагается строить контактное взаимодействие. Первые узловые связки идут по линии нахождения совпадающего интереса.

  Поэтому на этой стадии целесообразно включить в диалог разговор на отвлеченные темы – интересы, хобби, любимые занятия. Отвлечённая тема снимает на время остроту ожидания исполнения формальных ролевых функций, а тем самым и напряженность. Здесь особенно важно то, что педагог, благодаря общему интересу, становится для своего партнера источником положительных эмоций. В дальнейшем именно это послужит поводом для постепенного сокращения дистанции в процессе взаимодействия.

Стадия 3: «Принятие принципов и качеств, предлагаемых

для общения»

Основой для механизмов третьей стадии является представление каждого участника о том, что у него есть некоторый набор качеств, которые он может демонстрировать своему партнеру.

    На третьей стадии стороны уже не удовлетворяются сходством интересов. Они стремятся углубить отношения и в связи с этим ознакомиться с личностными характеристиками друг друга. При этом каждый участник демонстрирует те из них, которые, по его мнению, являются наиболее подходящими для построения постоянных отношений. Одновременно осуществляется первый обмен информацией об индивидуальных принципах общения, проводится отбор наиболее ценных качеств каждого.

  Социальному педагогу в ходе диалога необходимо точно фиксировать первичное проявление качеств, положительно влияющих на установление контакта, словесно сразу же закреплять их своим одобрением. («Спасибо, вы так хорошо умеете все объяснить»; «Я вижу, вы во всем так аккуратны»; «Хорошо иметь дело с такими решительными людьми, как вы»). В то же время сам социальный педагог при необходимости должен уметь определить и продемонстрировать такие свои личностные качества, которые вселят в его партнера уверенность в том, что он, как минимум, не опасен и, более того, заинтересован и может помочь.

   Для этого важно категорически запретить себе негативные высказывания, такие как «Этого трудно добиться»; «Не обещаю, но попробую»; «У нас мало шансов на успех». В то же время не следует забывать отмечать любые достижения. Причем необходимо так строить фразы, чтобы партнер не только видел, что его успехи вообще замечают, но что их замечаете именно вы: «Я сразу заметил, как ты изменился в этом»; «Я ведь не ошибаюсь, это твоя заслуга?»; «Мне сразу бросилось в глаза…»; «Я же говорил, что все получится!».

  Как только во взаимодействии достигнуто понимание другого человека не только как исполнителя определенных социальных функций (ролей), но и как «живой» личности со всеми ее особенностями, совершается переход на стадию 4.

 

Стадия 4: «Выявление качеств, опасных для общения»

    После того, как на третьей стадии были продемонстрированы качества, которые участники общения считают необходимым показать друг другу, закономерно наступает период, когда они оба начинают заботиться о выявлении ряда других, пока ещё не выясненных черт личности – качеств, опасных для общения.

  Известно, что каждый человек (намеренно или неосознанно) скрывает ряд своих личных качеств. По самым разным причинам некоторые качества скрываются из-за их опасности для коммуникации (несдержанность, бестактность, вспыльчивость, резкость и т. п.), другие – потому что являются социально неодобряемыми (завистливость, хитрость, черствость, льстивость и т. п.). Третьи расцениваются индивидом как собственные слабости (лиричность, склонность внезапно смущаться и др.). Эти особенности скрываются оттого, что могут стать предметом иронических замечаний и нападок. Иногда маскируются отдельные качества, которые связаны со способами поведения в некоторых трудных и опасных ситуациях, например, нерешительность или трусость. Скрываются и такие, которые препятствуют развитию отношений (подозрительность, недоверчивость) или связаны с негативной оценкой других (пренебрежение, презрение, высокомерие), либо используются для подавления другой личности (агрессивное поведение, авторитарность).

  Социальный педагог должен уметь определить и нейтрализовать отрицательные качества, мешающие общению. Если такое качество непроизвольно проявляется у партнера, существует несколько способов показать его нецелесообразность. Например, можно уподобить свое поведение поведению партнера (на привычку перебивать отвечать тем же; на сильную медлительность отвечать еще большим замедлением темпа). Если есть уверенность в стабильности контакта, можно доводить уподобление до уровня пародии, утрирования. Единственно, что нельзя усиливать, - это неконтролируемую агрессию. В случаях ее проявления необходимо всемерно «гасить» возникающую эмоциональную напряженность снижением, к примеру, темпа беседы, понижением силы голоса, повторением ряда приемов первой стадии и др.

    Специальные тренинги, а также специальная литература с описанием тренировочных упражнений поможет социальному педагогу скорее овладеть предлагаемой техникой установления контакта в условиях затруднённого общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.051 с.)