Ролевая (деловая) игра «Предотвращение употребления наркотиков» (45 мин.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевая (деловая) игра «Предотвращение употребления наркотиков» (45 мин.)



 

Цель: приобретение практических навыков; игра дает возможность каждому участнику самому найти решение задачи, находясь в роли «большого начальника», формирует собственный масштабный подход к преодолению проблемы, позволяет приобрести опыт создания социальных проектов.

Участники делятся на 2 микрогруппы. Одна представляет администрацию школы, другая - администрацию города (для большого города - округа, района).

Примеры ролей для участников:

администрация школы: директор, завуч, завхоз, учителя;

администрация города (округа, района): глава управы, его заместитель, председатель Комитета по делам молодежи, представитель соцзащиты, органов управления МВД и т.д.

Ведущий помогает распределить роли между участниками. При обсуждении ведущий предлагает применять те правила мозгового штурма, которые участники уже освоили ранее.

Задача участников игры: находясь в избранной для себя роли, предложить творческое решение проблемы наркотиков в рамках школы, двора, одного города. Результатом игры становиться проект «администрации школы», «администрации города».

С позиции практической целесообразности лучше ограничить масштаб до уровня: «свой двор», «своя школа». Ведущий предлагает участникам продумать не только то, что можно сделать, но и кто будет это делать, откуда можно взять деньги на эту деятельность, как можно будет оценить эффективность предложенной программы. Несколько лучших проектов можно наградить, если есть такая возможность.

 

Структурированные вопросы

Вопросы на понимание

  1. Каковы основные формы работы добровольца по профилактике безнадзорности и

беспризорности?

  1.  Каковы основные функции игры?
  1. Что такое психологический тренинг? Какие закономерности групповой динамики вы знаете? Какова общая структура психологического тренинга? Какими способностями должен владеть тренер?
  2. Дайте определения основным методам групповой работы.

Вопросы исследовательского характера:

1. Разработайте анкету по выявлению форм и методов, которые применяет в работе

по профилактике безнадзорности социальный центр в вашем микрорайоне.

2. Разработайте анкету для изучения интереса подростков старшего школьного

возраста к психологическому тренингу

  Темы для самостоятельной работы:

1. Разработайте сценарий профилактической акции.

2. Разработайте сценарий проведения тренинга общения для подростков 13-14 лет.

3. Назовите проблемные ситуации в групповом процессе и способы работы с ними.

4. Охарактеризуйте, в чем состоят особенности построения тренинговой программы для подростков? На что они должны быть направлены?

 

Синдром сгорания

Для всех профессий, относящихся к типу «человек-человек», свойствен «синдром сгорания». Мы приводим отрывок текста, взятый из работы Кочюнаса «Основы психологического консуль­тирования». В данной работе обсуждаются проблемы профессио­нальных психотерапевтов и психологов консультантов. Но, на наш взгляд, проявления «синдрома сгорания» в их деятельности и его профилактика практически не отличаются от подобной ситуации в деятельности социальных работников.

«Синдром сгорания» - сложный психофизиологический фено­мен, который определяется как эмоциональное, умственное и фи­зическое истощение из-за продолжительной эмоциональной на­грузки.

Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

• монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомни­тельным;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недо­статочности признания и положительной оценки;

• строгая регламентация времени работы, особенно при нере­альных сроках ее исполнения;

• работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопро­тивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначи­тельные, трудно ощутимые результаты такой работы;

• напряженность и конфликты в профессиональной среде, недоста­точная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе, ког­да не поощряются, а подавляются экспериментирование и ин­новации;

• работа без возможности дальнейшего обучения и профессио­нального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубле­ние «синдрома сгорания», является принятие личной ответствен­ности за свою работу.

Способы преодоления «синдрома сгорания»:

• культивирование других интересов, не связанных с консульти­рованием;

• внесение разнообразия в свою работу, создание новых проек­тов и их реализация без ожидания санкционирования со сторо­ны официальных инстанций;

• поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и пита­ния, овладение техникой медитации;

• удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких дру­зей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

• стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победите­лем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных само­уничижения и агрессивности;

• способность к самооценке без упования только на уважение

окружающих;

• открытость новому опыту;

• умение не спешить и давать себе достаточно времени для до­стижения позитивных результатов в работе и жизни;

• обдуманные обязательства (например, не следует брать на се­бя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

• чтение не только профессиональной, но и другой хорошей ли­тературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

• участие в семинарах, конференциях, где предоставляется воз­можность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

• периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

• участие в работе профессиональной группе, дающее возмож­ность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с кон­сультативной работой;

• хобби, доставляющее удовольствие.

Чтобы избежать синдрома сгорания, консультант должен из­редка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о своей жизни, можно остаться «эффективным консультантом» [2].

Часто, организационные моменты деятельности способствуют усугублению «синдрома сгорания», но, в то же время, в них есть ресурс для его преодоления. Каждое собрание может дать допол­нительный ресурс для социального работника, поддержку коллег и руководителя. Отчет может стать творческой, исследовательской деятельностью, а каждый социальный работник - первооткрывате­лем, исследователем. Профессиональная деятельность только в том случае будет по-настоящему эффективна, если она способст­вует личностному росту профессионала.

 

 

Приложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.007 с.)