Вывод: для того, чтобы человек принял решение об изменении поведения, главное - создать у него мотив. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вывод: для того, чтобы человек принял решение об изменении поведения, главное - создать у него мотив.



Процесс формирования мотивации включает четыре главных этапа:

- создание уверенности в себе;

- получение необходимой информации;

- возникновение чувства компетентности;

- появление понимания необходимых изменений.

Развитие уверенности в себе - наиболее важный момент. Она связана с построением у человека положительной Я-концепции - достаточно полного и реалистичного представления о себе, сопряженного с самопринятием и самоуважением. Положительная Я-концепция - это тот «резервуар» внутренней поддержки, благодаря которому человек способен принять и преодолеть любую трудную жизненную ситуацию, выбрать зрелое поведение и активно противостоять проблемному.

«Отказ» (40 мин.)

 

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.

Группа делится на 3 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:

· одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома,

· одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить у тебя дома какие-то вещи,

· одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя.

Задание подгруппам: в течение 7 мин, придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой - «отказывающегося».

Ведущий прелагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Каждый стиль демонстрирует только один участник.

Комментарий; если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияние тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

 

«Гора жизни»

 

Способ проведения 1: По каждому этапу ведущий делает схематичные рисунки на доске и комментирует.

Способ проведения 2 («Живая скульптура»): ведущий может пригласить участника группы в качестве модели, поставить его в центр на небольшое возвышение (табурет) и на нем как на живой скульптуре показывать жизненные связи, используя для этого веревки и других участников в качестве различных ролей. После этого всем участвовавшим предлагается высказаться, что они чувствовали в своей роли на каждом этапе и при происходивших изменениях.

1. (рисунок) Человек стоит на горе. Эта гора - символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей: (веревок, канатов, шнурков), возможные названия которых: семья, любовь, работа, друзья, деньги, секс, увлечения, творчество. (При варианте разыгрывания стоящий в центре обвязывает вокруг пояса веревку, второй конец которой находится в руках у участника, символизирующего ту или иную жизненную связь.)

Попросите слушателей дополнить этот список - подрисовывая на рисунке поддерживающие человека веревочки.

2. (рисунок) Человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов рвется.

Комментарий к рисунку. Когда какая-то «связь» истончается или рвется (т.е. у человека возникают какие-либо проблемы), все остальные связи поддерживают человека, дают почувствовать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.

Если «связи» рвутся, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ, например: для снятия стресса после конфликта с начальником человек принимает алкоголь.

3. (рисунок) Человек стоит на горе; один из держащих его канатов оборван. Рядом сверху появляется канат - символическое изображение наркотика. (При варианте живой скульптуры человек с веревкой, изображающий наркотик, встает на стул - так, чтобы быть выше стоящего на горе, и протягивает конец веревки «стоящему на горе».)

Комментарии к рисунку. Итак, сначала наркотики попадают в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему бы и мне не попробовать?». Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» - героин. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных связях». Но постепенно, когда человек начинает потреблять героин все чаще и чаще, он хватается за «второй канат»- возникает зависимость (на рисунке отображается 2-ой висящий канат, либо возникает второй человек на втором стуле с веревкой).

4. (рисунок) Человек, стоящий на горе, держится только за висящие канаты - «наркотик». «Связи», с помощью которых он держался на этой горе до этого (канаты, веревки), оборваны. Человек уже не стоит на горе, он вот-вот оторвется от земли. Канаты подняли его руки вверх, он становится похожим на марионетку.

Комментарии к рисунку. Акцентируйте внимание на том, что героин превращает человека в марионетку, полностью руководит его действиями.

Обратитесь к зафиксированным результатам дискуссии, покажите, что все перечисленное участниками («остается без денег», «теряет работу», «бросает учебу», «болеет», «отрывается от людей», не думает о других») - это обрыв связей.

Покажите, что все связи, которые были указаны, рвутся, истончаются.

5. (рисунок) Человек стоит на горе, отпустив висящие канаты («героин»). С горой его связывает только один канат - семья. Семья, желая оградить его от наркотика, ограничивает его свободу. (Очень толстый, плотно натянутый канат).

Комментарий к рисунку. Если человек прекратил прием наркотика и пережил абстиненцию (например, прошел лечение в больнице), кажется, он отпустил канат. Но «канат - наркотик» очень долго остается в поле зрения зависимого (это символ психологической зависимости). В большинстве случаев все-таки остается одна связь - семья. Именно она помогает не упасть человеку. В этот момент важно то, как действует семья. Неэффективны в данном случае запреты и ограничение свободы, т.к. это своеобразный «ошейник», который тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом. В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться с ним пока не может и не умеет, поэтому он берется за канат-наркотик вновь. Хорошо, когда помощь семьи строится на поддержке и поощрении самостоятельности, понимании того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому.

6. (рисунок) Человек сам постепенно восстанавливает жизненные связи.

Комментарии к рисунку: В этот момент для человека, отказавшегося от наркотиков, важно восстановить все перечисленные ранее связи.

Обсуждение.

Ведущий задает группе вопросы для размышления (не для совместного обсуждения).

«Если я забочусь о своем здоровье и будущем, соглашусь ли я на первую инъекцию?»;

«Что может подтолкнуть меня к этому шагу?»;

«Если я уже употреблял внутривенные наркотики, не нахожусь ли я в психической зависимости от них?».

Подведение итогов занятия. Спросить у группы, что понравилось и не понравилось на занятии. Дискуссия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.005 с.)