Формы работы с детьми группы риска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы работы с детьми группы риска



1. Паспорт территории

Чтобы облегчить себе работу с беспризорниками или детьми группы риска на определенной территории, составьте себе паспорт территории. Если для чиновника паспорт территории - обязательный инструмент сложной многокило­граммовой отчетности, то для Вас такой паспорт - всего лишь помощник в Вашей работе.                                 

Паспорт территории состоит из подробной схемы, на которой следует обозначить:

-места, где обычно ночуют и собираются беспризорники, с указанием того, сколько ребят там ночует и кто из них является лидером,

-места, где ребята работают (легально, полулегально и нелегально), попрошайничают, дышат клеем, посещают игровые автоматы, иным образом проводят свое время,

-точки, на которых работают торговцы, охранники и другие работники, являющиеся Вашей опорой в работе с беспризорниками.

-социально неблагополучные микрорайоны

-семьи группы риска

К схеме прилагается описание с телефонами и ФИО тех, с кем Вы должны контактировать при своей работе с беспризорниками, в первую очередь:

-участкового уполномоченного милиции,                         

--инспектора ПДН,

-оперативного уполномоченного милиции, обслуживающего данную территорию,

-инспектора органа опеки и попечительства,

-Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

-Центра социальной реабилитации органов соцзащиты, обслуживаю­щего данную территорию,

-если с кем-то из тех, кто работает на данной территории у Вас сложились непростые отношения, то - телефон и иные данные их вышестоящего руководителя.

По возможности приложите к Вашему паспорту территории фотографии и краткую биографию тех беспризорников, что обычно обитают на той территории, с которой Вы работаете. У большинства беспризорных ребятишек, как правило, существует определенная территория, на которой они обитают. Ребята с разных территорий (например, с разных вокзалов) нередко враждуют друг с другом. Поэтому в течение до полугода состав беспризорного населения конкретной территории достаточно стабилен;

даже, когда этих ребят отправляют домой, не менее половины из них вновь возвращаются обратно. Нередко нам попадались ребята, которые по 20-30 раз вновь убегали из дома или детского учреждения, и, точно птица «Феникс» снова оказывались на «родном» вокзале или подвале.

Для того, чтобы более успешно задерживать при проведении рейда беспризорников, обитающих на стройках, заброшенных домах, подвалах и прочих местах, обозначьте в Вашем паспорте территории все выходы из помещения, где обитают ребята.

Чаще всего у беспризорников и тех, кто живет за их счет, есть определенное место встреч, где беспризорники передают «паханам» их долю. Нелишним будет в Вашем паспорте территории отметить эти места.

Но, еще раз повторяем, паспорт - лишь инструмент, при помощи которого Вы работаете с детьми, но отнюдь не цель Вашей работы.

2.Установление контакта с беспризорниками

Лучше всего, чтобы с беспризорниками Вас познакомил кто-то, кого они уже знают, кому доверяют и подвоха с чьей стороны не опасаются. Однако чаще всего это невозможно - если около вокзалов, как правило, уже работают какие — то организации, то беспризорники окраин чаще всего не охвачены чьим- либо вниманием. Такими посредниками могут быть также и те беспризорники, с которыми Вы познакомились в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей или социальном приюте во время очередного эпизода их уличной эпопеи.

Однако в большинстве случаев сделать это Вам не удастся. По-видимому, существует 4 основных способа прямого, без помощи посредников установления первоначального контакта:

- познакомиться с теми, кто нуждается в Вашей помощи при проведении кормления беспризорников, при раздаче им одежды и продуктов питания;

- в ходе милицейского рейда после задержания беспризорников; либо же до их задержания, но только с теми детьми, которые готовы добровольно ехать в социальные приюты и находиться в них;

- подойти к группе ребят (ребенку), представиться ему, рассказать о своей организации, о том, чем она занимается и чем она может помочь ему самому;

- организовать для детей — беспризорников мероприятие, которое может привлечь их внимание (фотографирование с раздачей фотографий, конкурс рисунков, игровой праздник, спортивное соревнование, катание на скейтах или самокатах - при этом смотрите, чтобы Вас не оставили без них).

Наиболее распространенными ошибками, допускаемыми при первом контакте с беспризорниками, по нашему мнению, является:

- стремление подыграть ребенку, установить с ним панибратские отношения, полностью разрушить дистанцию между ним и Вами;

- напротив, себя высокомерно, демонстрировать, что Вы и Ваш маленький собеседник - разного поля ягоды;

- боязнь высказать ребенку Ваше отношение к его негативным привыч­кам, потребовать от него вести себя в рамках приличия.

Основная Ваша задача установить с ребенком ЛИЧНЫЕ отношения, то есть не отношения типа наставник - беспризорник, а отношения, окрашенные положительные эмоции друг к другу. При этом Вы должны заранее быть готовы к тому, что ребенок, которому Вы помогаете Вас скорее всего обманет, и это не должно вызвать у Вас раздражения.

Если касаться способностей, которыми Вы должны обладать при общении с беспризорником (впрочем, как и при общении с любым другим ребенком), то Вы должны обладать:

-умением слушать,

-умением убеждать и заставлять себя слушать,

-умением требовать,

-умением признавать свои ошибки,

-умением шутить и обращать насмешки против того, кто смеется над Вами;

-умением интересно рассказывать.

 Почему контакт может быть утрачен и как этого избежать?

Каждый, кто работал с детьми, находящимися в трудном положении, знает, что время от времени контакт с ребенком теряется: тот, для кого еще пару месяцев назад Вы были чуть ли не кумиром, теперь вовсе не замечает Вас, а то и начинает настраивать против Вас других ребят. В чем же дело?

По нашему мнению, существуют следующие основные причины, по которым отношения прерываются либо превращаются из отношений со знаком «плюс» в отношения со знаком «минус»:

1. Изменения отношения к тем, кто борется с детской беспризорностью под давлением тех, кому это по какой - то причине выгодно (например мелких местных авторитетов, живущих за счет того, что 5-6 ребятишек, промышляющих кражами, отчисляют им долю за покровительство).

1. Вы не замечаете изменений, произошедших в ребенке (не. обязательно в худшую сторону) и строите с ним свои отношения так, как раньше; ну, например не замечаете явного взросления ребенка.

 

2. Вы утратили доверие в лице ребенка в связи с тем, что не смогли выполни гь взятое свое перед ним обязательство, попросту забыли об этом обязательстве. Не исключена и другая ситуация - ребенок доверил Вам свою тайну, свой секрет (может быть и криминального характера), однако Вы (не исключено, что с самыми добрыми намерениями) раскрыли этот секрет, использовали доверие ребенка вопреки его воле.

3. Ребенок рассматривает Ваши в отношении него действия, как предательские. Представим себе такую ситуацию - Вам никак не удается отправить в больницу ребенка, который тяжело болен. Вы сидите с ним в сквере и беседуете на интересующие его темы, а в это время Ваш коллега подъезжает к месту ваших бесед с нарядами милиции и скорой помощи. Скорее всего после Вашего гуманного шага в глазах ребенка Вы будете выглядеть обманщиком.

4. Вы полностью разрушили барьер, существовавший между Вами и ребенком, стали в его глазах одним из таких же, как он. Если раньше ребенок годился знакомством с Вами, то теперь он сам вполне может обматерить Вас, пнуть сзади или залезть в Ваш карман. Почувствовать тот барьер, который нельзя перейти и вернуться за который потом будет очень трудно, нелегко. По-видимому, определить эту границу возможно только на уровне интуиции. К сожалению, среди детей улицы есть определенный процент, который для того, чтобы уважать Вас нуждается в том, чтобы Вы проявили свою способность применить силу. Были у нас в жизни несколько случаев, когда заставить подростка уважать нас нам удалось только после того, как мы схватили наших юных собеседников за шиворот.

Нам кажется, что полностью избежать ослабления или разрыва отношений между Вами и Вашими питомцами вряд ли удастся. Однако, чтобы это происходило, как можно реже, а, если произойдет, то нарушенную связь удавалось восстановить, на наш взгляд, необходимо:

- Если Вы делаете что-то, что не нравится ребенку и с чем он не согласен, необходимо, чтобы он понимал, что Вы действуете в его интересах, что иного способа действовать у Вас не было или не осталось. Когда мы попадали в подобную ситуацию и в откровенном разговоре беспризорник, которого мы однажды отправили помимо его воли в психиатрическую больницу, упрекал нас в том, почему мы так с ним поступили, мы задали ему вопрос: «А как бы ты поступил на нашем месте?» Паренек предложил множество разных способов наших действий, однако нам удалось убедить его в том, что во всех этих случаях последствия были бы еще более плачевные.

- Работайте в паре с другим своим коллегой - добровольцем, который мог бы занять Ваше место в общении с тем подростком, с которым Вы утратили контакт.

- Никогда не обманывайте доверия ребенка, даже ради его собственного блага. Действуйте так, чтобы Вас никто не мог упрекнуть Вас во лжи и злоупотреблении доверием. Например, в нашей практике был случай, когда к нам в офис добровольно пришли трое ребят, которые просили разрешить 2 дня переночевать у нас, после чего они обещали добровольно поехать домой. Мы пообещали им, что поможем им подготовить их возвращение домой, однако предупредили, что, если они нарушат свои обязательства, то мы будем вынуждены возвращать их домой через милицию. С ребятами был заключен письменный договор, под которым они расписались. Когда один из троих наших беспризорников, на третий день убежал от нас, два дня был неизвестно где и вернулся к нам обдышанным клеем, и мы отправили его в ЦВИНП, мальчик согласился с нами, что мы полностью сдержали свое перед ним слово,

- Никогда не позволяйте себе, чтобы беспризорники, с которыми Вы работаете, воспринимали Вас, как чудаков, которым некуда девать деньги и время, которых не грех развести на деньги, кинуть или в крайнем случае послать. Как только Вы увидите первые следы такого отношения (а по интонации, мимике, лексике ребенка это всегда видно) немедленно поменяйте свои ролевые и статусные позиции в отношении него, к примеру выдвиньте в отношении него новые требования и настойчиво проводите их в жизнь. Однажды, один из нас очень долго работал с пареньком, который жил в заброшенной машине и не хотел, чтобы его устроили в детский дом. Однажды я заметил в отношении ребенка проявления пренебрежения, хотя раньше мальчик всегда радовался встрече со мной. Я решил побудить паренька заняться спортом и поставил перед ним условие — или он соглашается заняться спортом или завтра ему придется искать новый приют, так как я сделаю так, что машину изберут. Увидев, что мне есть, что противопоставить его отношению ко мне, парень дал согласие, был устроен мною в секцию карате, а через месяц перебрался из брошенный машины в детский дом.

- Не допускайте неопределенности и непоследовательности в достижении поставленных Вами целей. Бывает так, что Вы работаете с ребенком и говорите: «Надо бы тебе вернуться домой и продолжить учебу!» Он соглашается: «Да, надо бы», «Когда же ты вернешься?»- спрашиваете Вы его. «Да, вот, уже скоро,» - отвечает он. «Завтра скажешь мне, когда» -требуете Вы. На следующий день разговор повторяется один к одному. В конце концов становится ясно, что собственной воли для возвращения ребенку не хватит (слишком привлекателен тот острый и яркий мир, в который погрузился беспризорник), а у Вас план действий отсутствует. В конце концов Ваши беседы начинают 'восприниматься ребенком, как скучные и ни к чему не обязывающие нотации. Не допускайте, чтобы решение проблемы заходило в тупик только из-за того, что у Вас нет четкого и последовательного плана действий

Существует более сотни форм помощи беспризорникам, которые Вы можете использовать в своей работе. Укажем основные из них:

- Индивидуальная беседа. Цель такой беседы - предоставить беспризорнику важную для него информацию или узнать побольше о нем самым. Не надо путать целенаправленно проводимую беседу с обычным общением. Такое общение также важно для поддержания контакта и моральной поддержки ребенка, однако беседа преследует определенную цель (рассказать о возможных последствиях дружбы с определенным лицом, изменить отношение к родителям).

- Фотографирование ребят в группе. По прошествии нескольких месяцев, особенно, если ребенок после отправки вновь вернулся на место, где он бродяжничает, достаньте эту фотографию, узнайте, как сложилась судьба изображенных на ней ребят.

- Конкурс рисунков (на бумаге, асфальте, заборе - разумеется, по согласованию с собственником этого забора). Лучше всего, чтобы конкурс был тематическим (например «Что меня волнует больше всего» или «Мой самый близкий друг»). Желательно, чтобы конкурс включал в себя не только процесс нанесения изображения, но и рассказ авторов о том, кого и почему они изобразили. Не забудьте про подарок для победителя и награды для всех участников (крайне желательно, чтобы какую — то награду получили все).

- Спортивное соревнование (например на скейте, роликовых коньках, по игре в мяч, прыжках в мешке) или спортивный праздник. Как самостоятельное воспитание такое соревнование имеет смысл для того, чтобы помочь ребятам сбросить излишнюю накопившуюся у них энергию.

- Розыск родственников. Лучше всего для этого сделать запрос, по возможности указав в нем ФОИ разыскиваемого человека, место и дату его рождения. Запрос лучше всего направить в органы милиции, однако, его копии можно направить также в органы ЗАГС или в местную администрацию.

- Возможна госпитализация несовершеннолетнего для если спасения жизни ребенка, если есть угрожающие факторы для его жизни и здоровья

Возможна госпитализация несовершеннолетнего без его согласия и согласия его родителей и в психиатрическую больницу. Психиатрическое освидетельствование человека проводится по его просьбе, а, если он не достиг 15 лет, то по просьбе или с согласия его родителя или законного представителя. При отсутствии родителей или возражении 1 из них, освидетельствование может быть проведено по решению органа опеки и попечительства Однако существуют и 3 случая, когда не требуется даже такого согласия: а) если человек представляет непосредственную опасность для себя или окружающих; б) если он находится в беспомощном состоянии;

в) если лицу, при его оставлении без психиатрической помощи может быть причинен существенный вред (ст. 23 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиям прав граждан при ее оказании). По этом же 3 основания человек, страдающий психическим заболеванием, может быть госпитализирован в больницу без его согласия или согласия его законного представителя.

Принуждение нам приходилось использовать также в процессе изъятия у ребят психоактивных веществ и алкогольных напитков, запрете на курение сигареты. Распространена точка зрения, что строгость в отношении подростков, требование не курить или не пить алкогольных напитков, затруднят Ваше с ними общение. Наш опыт показывает, что, как правило, это не влечет отрицательных последствий, вместе с тем заставляет чувствовать дистанцию между ним и Вами, создает определенную психологическую подтянутость.

Однако, применяя элементы принуждения в отношении ребенка. Вы должны тонко чувствовать ту незримую грань, которую нельзя перейти и ту грань принуждения, которую надо достигнуть, чтобы заставить прислушиваться к Вашим словам.

Принуждение может быть и мягким. Например, Вы организуете питания беспризорных детей, однако сок даете не всем, а только тем, кто бросил курить и дышать клеем. Или у Вас в офисе стоит компьютер, на котором Вы разрешаете ребятам играть. Всем разрешается играть по 15 минут, а тем, кто выполнил некое Ваше условие - 30. При этом важно, чтобы Ваше поощрение воспринималась, как заслуженная награда, а не как абсолютное право, которым ребенок обладает в любом случае.

3. Социальный патронаж

Работая с ребенком, Вы преследуете ряд важных целей. Среди таких целей - и не допустить совершение ребенком преступления, и защитить его от преступной деятельности других лиц, и защитить его жизнь и здоровье, и раскрыть те его способности и возможности, о которых он сам возможно и не подозревает. Однако наиглавнейшей Вашей целью будет являться возвращение (или помещение) ребенка в социально благоприятную среду, то ест'.. такую среду, которая обеспечит его развитие и благополучие.

И вот Ваша основная цель достигнута - ребенок, который многие дни (а может быть и несколько лет) провел на улице переступил порог родной (или опекунской семьи) детского дома, интерната или приюта. На этом Ваша работа не заканчивается.

В настоящее время одной из основных причин беспризорности является то, что беспризорный ребенок, уже один раз выявленный и направленный туда, где ему должно быть хорошо, выпадает из поля зрения тех, кто целенаправленно работает с беспризорниками. Попав в привычную среду, которая вновь и вновь (часто незаметно для себя) воспроизводит те • причины, по которым ребенок убегает на улицу, ребенок вновь сталкивается с фактором X, который заставляет его променять семейно - приютский быт на уличную вольницу.

Поэтому Вы должны продолжать уделять внимание тому, кому Вы уже смогли помочь вернуться. Это называется социальный патронаж. Формамитакого социального патронажа будут являться:

-Поздравление ребенка с его днем рождения и праздниками (для этого Вам следует иметь список дней рождения всех Ваших воспитанников).

-Встречи с детьми с целью узнать, с какими проблемами они сталкиваются, как складываются их отношения с родителями, учителями, друзьями, соседями, работниками милиции и других государственных служб.

-Обсуждение с ребенком произошедших с ним событий, фильмов, которые он посмотрел и книг, которые прочел, его собственных планов на будущее.

-Проведение анкетирования детей (желательно разработать небольшую анкету из 7-10 вопросов), из которой можно было бы узнать, каково социально - психологическое самочувствие ребенка, насколько его слова соответствуют реальному положению дел.

-Встречи с теми детьми и взрослыми, с которыми у Вашего подопечного возникают проблемы, разрешение этих проблем в интересах обоих сторон (при этом Ваша главная задача - не сделать еще хуже, не спровоцировать со стороны «противной стороны» агрессию в отношении ребенка после того, как Вы исчезнете с горизонта.

Формами патронажа может быть и привлечение бывшего беспризорника к работе с беспризорниками нынешними, однако делать это следует очень осторожно: как бы встреча с представителями уличного мира вновь не пробудили у ребенка тягу к возвращению на улицу. Впрочем, если Вы видите, что у ребенка выработался иммунитет к соблазнам уличной жизни (то есть попросту изменились интересы и взгляды на жизнь), то особой угрозы в этом уже нет.

Правовое воспитание

  Знание норм права способствует подготовке подростка к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям, воспитывающимся вне семьи. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Учащийся, сталкиваясь в процессе обучения с правовыми нормами, юридическими понятиями и категориями или вступая в правоотношения с окружающими его людьми, познает, оценивает юридические нормы и преобразовывает их в свои установки, которые выражаются в его правовом поведении.

Знания о правах и обязанностях, ответственности и защите, которые существенно определяют развитие личности в демократическом обществе, часто носят поверхностный характер, не связанный с практикой повседневного поведения.

В Законе Российской Федерации об образовании определены некоторые направления отбора общего содержания образования, актуальные применительно к правовому образованию. «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…»(ст.26).

Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», 1948 г.; Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, 1966 г.; Пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.; Конвенция о правах ребенка, 1989 г.; Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, 1950 г. и др.; в конституциях государств и внутренних законодательствах и иных нормативных актах.

Права и свободы многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Они всегда связаны с удовлетворением интересов в личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни и должны соответствовать реальным возможностям общества. В важнейших международно-правовых актах и в Конституции страны закреплены основные, фундаментальные права и свободы человека и гражданина.

Новая Конституция России провозгласила, что права, и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием [Закон Российской Федерации от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г. (СЗ РФ, 1996, №3, ст.150)].

Окружающая правовая действительность непрерывно ставит перед ними проблемы необходимости соотношения своих действий и поступков с учетом интересов общества, порядком и правилами, установленными в государстве. Недостаточная организованность формирования правового воспитания учащихся приводит к тому, что подростки, оказавшись в различных жизненных ситуациях, часто неверно оценивают возникшую правовую ситуацию, неправильно ведут себя при разрешении тех или иных правовых вопросов. [Гурин В.Е.(1988, с.9)].

Долгое время правосознание, как индивидуальное, так и общественное, формировалось по принципу: человеку достаточно знать свои обязанности и меры наказания, применяемые за их нарушение. Такой подход к формированию правосознания утвердил в нашем обществе предубеждение, что право и вся правовая система в целом являются орудием принуждения и подавления личности. При этом не учитывалось обстоятельство формирования страха перед законом и правоохранительными органами. Не учитывалось и то, что главным в процессе формирования правосознания является не страх человека перед законом, а сознательное и добровольное соблюдение им правовых норм.

Это создавало предпосылки для развития правового нигилизма, что подтверждает опрос старшеклассников школ Росси, из которых только 4% считают исполнение законов обязательным. При этом статистика утверждает, что в стране каждое третье правонарушение совершается учащимися. Умышленное нарушение российского законодательства приобрело для государства угрожающие масштабы, что в значительной степени подрывает устои общества. Народ, не знающий законов своей страны, ведет неправовую жизнь или довольствуется неустойчивыми зачатками права.

Правовая безграмотность общества, выражающаяся в незнании людьми основ права, является следствием формального отношения к решению данной проблемы со стороны государственных органов управления.

Правосознание личности не дается человеку от рождения, а формируется на протяжении всей жизни. Наиболее сензитивным периодом в восприятии правовых норм является старший подростковый возраст. Именно в этот период развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать.

Практика правового воспитания показывает, что становление основных компонентов правовой культуры происходит неравномерно. У одних подростков стремление участвовать в правоохранительной деятельности сочетается с недостаточным уровнем знаний и умений, что иногда приводит к их неправомерным действиям в роли «блюстителей порядка». У других, наоборот, хороший уровень правовых знаний сосуществует с нежеланием применять эти знания на практике, пассивностью в общественной деятельности.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность. Цели правового воспитания должны отражать формирование специфических качеств личности.

Правовое воспитание - длящееся в пространстве и времени - процесс формирования соответствующих установок, потребностей, ценностей, мотивов поведения. Правовая воспитанность - состояние, в котором человек находится в данный момент, когда он решает, как поступить в той или иной ситуации. Это определяет правосознание и уровень правовой культуры человека, которая зависит не только и не столько от объема правовых знаний, понимания необходимости исполнять нормы права, а от степени сформированности отношения к закону, как к ценности, которая в демократическом обществе незыблема.

В ходе воспитательного процесса решается задача правового воспитания: формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения. Получая правовую информацию, учащиеся вырабатывают свое отношение к ней через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других, объяснение фактов окружающей действительности, имеющих юридическое значение. Достижение цели правового воспитания возможно тогда, когда необходимость соблюдать правовые нормы станет привычкой. Правовая привычка является внутренней потребностью к должному действию, прочным и устойчивым навыком правомерного поведения человека. Привычки возникают под влиянием уже сложившихся убеждений и находятся под контролем сознания. Они закрепляют накопленный личностью правовой опыт, отражают ее мировоззрение, осознанную необходимость в определенных действиях и, перерастая в черту характера, делают поведение личности более оперативным и устойчивым.

Для определения эффективности правового воспитания важно выявление структуры мотивов правомерного поведения. Чтобы выяснить личностный смысл явлений и собственных действий человека, нужно знать мотивы его деятельности.

А.И. Долгова, Г.М. Миньковский, К.Е. Игошев в работах о формировании группового и индивидуального правового сознания молодежи отмечают зависимость правовых убеждений несовершеннолетних от убеждений их родителей, товарищей по школе, от характера микросреды по месту жительства [Долгова А.И., (1981); Игошев К.Е., (1980, 1989); Миньковский Г.М., (1984, 1987)]. В правой воспитательной работе необходимо учитывать и это. «В структуре правосознания нет элемента, который бы сам по себе непосредственно превратился бы в убеждение. Толчок, побуждающий к определенному поведению, обычно исходит извне и в сочетании с внутренними регуляторами определяет в итоге конкретный поведенческий акт. Часто это жизненная ситуация, рассогласованная между потребностями, желаниями и системой субъективных правовых взглядов личности и ее реальными возможностями, заставляющая принять конкретное решение»

Правовые знания, отражая определенный уровень познания права в обществе, выступают важным средством воздействия на окружающую действительность. «Знания о действующем праве в более широком смысле необходимая предпосылка осознания личностью правомерных действий. Человек руководствуется в выборе варианта поведения различными факторами в конкретной жизненной ситуации: он может поступать правомерно и, не зная о существовании той или иной нормы, определенного правового предписания. Однако, чтобы добиться осуществления личностью активных положительных поступков в сфере правового регулирования на основе устойчивого правомерного поведения, необходимо информировать субъект права о его правовом положении в обществе, повышая его правовую осведомленность.

Целенаправленное воздействие права на личность с целью формирования правосознания и готовности действовать в соответствии с его предписаниями предполагает наличие у личности объективной правовой информации.

Правосознание личности подростка как интегративного качества личности, вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения. Оно образуется как элемент сознания и способ практического привычного действия, по мере на­копления опыта и достижений.

В формировании правосознания большую роль играет отработка представлений о праве, которая приводит к усвоению школьниками правовых понятий.

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются:

- осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его;

- правовое самосознание, понимание своих прав и обязанностей;

- отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе;

- прекращение связей с антиобщественной средой;

- наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы;

- устранение негативных влияний на подростка в семье, неблагоприятных условий жизни;

- контроль за его поведением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.048 с.)