Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы построения профилактических программ
Профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать "защитные факторы" и способствовать ликвидации или уменьшению известных "факторов риска"; Профилактические программы должны быть нацелены на все формы асоциального поведения, в том числе и злоупотребления психоактивными веществами, включая употребление табака, алкоголя, марихуаны и летучих наркотических веществ; Профилактические программы должны включать: • обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими - как со сверстниками, так и со взрослыми); • обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают; • меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков; • обучение способам решения проблем; • обучение способам релаксации и снятия внутреннего напряжения
В профилактических программах для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы (Например: моделированию ситуаций, ролевым игры, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам; Профилактические программы должны включать модули (разделы/направления) для родителей или воспитателей, соответствующие тематике подростковых программ (например, содержащие информацию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам, и способствует выработке четкой политики в отношении их использования в самих семьях; Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта. Например, работа в начальной и средней школе должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими в критический период перехода от средних к старшим классам; Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей; Широкомасштабные программы, которые включают кампании в средствах массовой информации и изменения законодательства относительно психоактивных веществ (такие, как ограничение доступа к алкоголю, табаку - или другим наркотикам), являются более эффективными, когда сопровождаются профилактической работой в школе и семьях;
Широкомасштабные программы нуждаются в мероприятиях по усилению общественного мнения, направленного против использования психоактивных веществ во всех областях профилактической работы, включая семейную, школьную и общественную; Школы предоставляют удобную возможность охватить всю молодежь и могут служить базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (таких, как дети с отклоняющимся поведением; отстающие в учебе; или таких, у кого существует вероятность изоляции от социально-позитивной среды); Профилактические программы должны быть адаптированы к специфическим проблемам злоупотребления психоактивными веществами в данном сообществе (районе); Чем выше уровень риска среди населения, тем более интенсивными должны бытьпрофилактические усилия и тем раньше они должны начинаться; Профилактические программы должны соответствовать возрастным категориям, быть разработаны надлежащим образом и в соответствии с культурными особенностями района; Эффективные профилактические программы являются результативными и по затратам. Материальные вложения в профилактику употребления наркотиков дают 4-5 кратную экономию средств, которые позже пришлось бы затратить на лечение наркоманов. Факторы риска и защитные факторы. ВОПРОС: Что такое факторы риска и защитные факторы? В течение последних двух десятилетий исследователи старались определить, с чего начинается и как в дальнейшем развивается злоупотребление наркотиками. Было выявлено несколько факторов, которые позволяют отличать тех, у кого высокая вероятность употребления наркотиков от тех, у кого она низкая. Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами "риска", а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются "защитными" факторами.
Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека, и каждый из которых оказывает различное воздействие в зависимости от фазы развития ребенка. Исходя из этих соображений, влияющие на раннее развитие ребенка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными, ЭТИМИ ФАКТОРАМИ МОГУТ БЫТЬ: • неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками или страдают от психических заболеваний; • неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением; • отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей. Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с другими социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЭТИХ ФАКТОРОВ: • неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе; • неучастие или неудачное участие в школьных мероприятиях; • неспособность справиться с общественными задачами; • принадлежность к "отвергнутым" или к тем, кто, находится в контакте с отвергнутыми детьми; • позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе. Защитные факторы не всегда являются абсолютно противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ ВКЛЮЧАЮТ: • крепкие семейные узы; • положение, когда родители следят за поведением своих детей, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи; • успех в школьных мероприятиях; • крепкая связь с социальными институтами - например, семьей, школой, религиозными общинами; • соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ. Другие факторы - такие, как доступность наркотиков, особенности торговли наркотиками, и убеждение, что употребление наркотиков, в общем, не является неприемлемым, также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики. ВОПРОС: Как использовать факторы риска и защитные факторы для разработки профилактических программ? Изучение факторов и процессов, которые увеличивают риск употребления наркотиков или защищают от употребления наркотиков, определило ОСНОВНЫЕ МИШЕНИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА: • отношения в семье, • отношения со сверстниками, • школьная среда и • отношения внутри всего сообщества. Некоторые факторы, имеющие отношение к отдельным мишеням, кратко описаны далее. Каждая из этих мишеней может быть определена как область для проведения мероприятий первичной профилактики (т.е. предотвращения первого употребления наркотиков) через усиленное развитие социальных и личностных навыков, укрепление социально-полезных отношений и поведения, и информирование об опасных для здоровья последствиях злоупотребления наркотиками. ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. Профилактические программы могут усиливать защитные факторы среди детей путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения, и другим методам воспитания в семье. Исследования также показали, что родителям следует играть более активную роль в жизни детей, которая, в том числе, предполагает беседы о наркотиках, отслеживание поступков детей, понимание их проблем и личных забот. Также следует знать всех друзей, с которыми общаются дети.
ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. Профилактические программы должны быть сфокусированы на взаимоотношениях отдельного ребенка с его сверстниками. Улучшение социально-значимых способностей оказывает благоприятное воздействие на развитие социального поведения, коммуникабельности, позитивных отношений со сверстниками и устойчивой способности отказывать в ответ на предложение употреблять наркотики. ШКОЛЬНАЯ СРЕДА. Профилактические программы также должны фокусироваться на повышении общего качества обучения и усилении связи учащихся со школой, прививая им чувство своей индивидуальности, стремление к достижениям и снижая притягательность преждевременного прекращения обучения. Большинство школьных программ включают в себя поддержку позитивных отношений со сверстниками и обязательный образовательный компонент, необходимый для коррекции их ошибочных представлений о том, что все учащиеся употребляют наркотики. Исследования также показали, что понимание учащимися негативных (физических, психологических и социальных) последствий употребления психоактивных веществ и общего неодобрения наркотиков со стороны своих друзей и семей, способствует удержанию подростков от начала употребления. РОЛЬ СООБЩЕСТВА. Профилактические программы работают на уровне сообщества вместе с гражданскими, религиозными, правовыми и государственными организациями, имея целью усилить антинаркотические общественные нормы и просоциальное поведение через изменения в законодательстве и требованиях к поведению, средства массовой информации и общенародные образовательные программы. Программы, направленные на сообщество, могут включать изменение существующих законов и создание новых, ограничение рекламы, создание безнаркотических «свободных от наркотиков» зон в школах - всё, что обеспечивает более чистое, безопасное, свободное от наркотиков жизненное пространство. Предоставление детям знаний о неблагоприятном воздействии наркотиков, особенно
об их прямом негативном влиянии на личную жизнь, является важным элементом любой профилактической программы. Помимо этого, помогая детям достигнуть успехов в обучении и поведении в школе, мы тем самым помогаем им сформировать сильные, социально-позитивные связи со сверстниками, школой и обществом. Принципы оценки профилактических программ широкого профиля: • Охватывает ли программа все необходимые сферы: имеются ли в ней компоненты, ориентированные на отдельных людей, на семью, на школу, на средства массовой информации, на общественные организации, на учреждения здравоохранения? Сочетаются ли такие компоненты друг с другом по теме и содержанию? Могут ли они дополнять друг друга? • Использует ли профилактическая программа средства массовой информации и общеобразовательные методы, чтобы улучшать информированность общества, привлекать общественную поддержку, расширять школьную программу для учащихся и родителей и держать сообщество в курсе успехов программы? • Могут ли компоненты программы быть скоординированы с другими усилиями сообщества для увеличения эффективности профилактических мер (например, имеет ли обучение во всех компонентах программы согласованные цели и задачи)? • Составлены ли программы вмешательства надлежащим образом, чтобы достичь различных слоев общества, находящихся в зоне риска, и достаточно ли они долгосрочны, чтобы принести результаты? • Следует ли программа структурированному организационному плану, который предусматривает шаги от определения нужд и далее через планирование, применение и изучение ее эффективности вплоть до мер по усовершенствованию программы? Предусмотрено ли получение обратной связи от общества на всех стадиях программы? • Являются ли цели и деятельность программы специфичными (направленными на профилактику наркомании), рассчитанными на конкретный период времени, осуществимыми (с использованием доступных средств) и интегрированными таким образом, чтобы они работали совместно во всех компонентах программы и могли бы быть использованы для оценки прогресса и результатов программы? ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ: • Рассчитана ли школьная программа на детей всех возрастов, начиная с детского сада и до старшей школы? Если нет, то рассчитаны ли они хотя бы на критический период средних и старших классов? • Предполагает ли программа несколько лет влияния на детей (хотя бы весь период средних или старших классов)? • Использованы ли в программе хорошо проверенные, стандартизированные методы с детальным планом уроков и обучающим материалом? • Обучает ли программа сопротивлению наркотикам с помощью интерактивных методов (моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика)? • Воспитывает ли программа социально-позитивное отношение к школе и обществу?
• Обучает ли программа социальным знаниям (коммуникабельность, уверенность в себе, самоуважение) и способам сопротивления наркотикам с учетом культуральных особенностей и уровня развития детей? • Способствует ли программа позитивному влиянию детей друг на друга? • Прививает ли программы антинаркотические социальные нормы? • Закрепляет ли программа знания тренировкой умений и навыков? • Имеет ли программа адекватную частоту и кратность занятий (от 10 до 15 занятий в первый год и затем 10-15 закрепляющих занятий)? • Предполагает ли программа периодическую оценку для определения ее эффективности? • Принципы оценки семейных профилактических программ • Охватывает ли семейная программа семьи с детьми любого возраста? • Развивает ли программа навыки родителей в следующих сферах: а) Снижение проблемного поведения у детей; б) Улучшение отношений между родителями и детьми, включая умение слушать, общаться и решать проблемы; в) Обеспечение сознательной дисциплины и подчинения правилам; г) Наблюдение за поведением и деятельностью детей в подростковый период. • Включает ли программа для родителей образовательный компонент с информацией о наркотиках (согласованной с той, которую получают их дети)? • Направлена ли программа на семьи, имеющие детей в возрасте от детского сада до одиннадцатого класса с тем, чтобы усилить защитные факторы? • Обеспечивает ли программа доступность консультативных служб для семей, принадлежащих к группе риска? ВОПРОС: Как лидеры и разработчики программ могут убедиться, что стратегия профилактики соответствует потребностям сообщества (общины, коммуны)? Когда члены сообщества обращают внимание на проблему злоупотребления наркотиками, появляется необходимость в разработке всеобъемлющего плана, который связывал бы стратегию профилактики с потребностями общества. План должен включать: • оценку проблем сообщества в связи с потреблением наркотиков; • выявление наиболее важных факторов риска, на снижение которых он будет направлен и/или защитных факторов, которые должны быть усилены; • учет доступных ресурсов, которые необходимо учитывать в дальнейшем планировании, и основных участников и программы, которые будут задействованы. Как часть плана, должны быть приняты решения о том, в какой дополнительной поддержке нуждаются уже задействованные в сообществе программы. Поддержка может включать: • более интенсивную работу правоохранительных органов; • новую политику продажи алкоголя и табака, призванную изменить отношение к рекламе и употреблению наркотиков; • школьные программы и работу с употребляющими психоактивные вещества родителями. ВОПРОС: Каким образом сообщество может принять перспективную модель программы и эффективно применить ее? Каждая община (сообщество) может иметь свои уникальные характеристики. Чтобы профилактическая программа преуспела, они должны быть обязательно учтены. Поэтому исследователи разрабатывают модели, которые можно было бы в дальнейшем адаптировать для различных обстоятельств и различных слоев населения. При адаптации стандартных программ к нуждам сообщества очень важно понимать, что большая эффективность достигается, если в программе сохраняются стержневые элементы эффективных профилактических мер (включая их основную структуру, содержание и распространение). ВОТ НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ТАКИХ СТЕРЖНЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ: • Структура - например, необходимое число основных и закрепляющих профилактических занятий; критический возраст или характеристики аудитории, на которую направлены меры (учащиеся средней школы, родители); • Содержание - например, наиболее эффективные компоненты (включение тренингов по умению отказывать сверстникам и школьных курсов по воспитанию социальных норм, включение тренинга по умению общаться в семье в семейные программы); • Обеспечение - например, издание руководств по специальным тренингам; обеспечение надлежащего обучения персонала и контроль за качеством исполнения программы. ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ: - • Что было сделано в рамках программы? • Как выполнялась программа? • Кто принимал в ней участие? • Достигла ли программа ожидаемых результатов? • Выполнялась ли программа тем самым образом, каким предполагалось? • Достигнуты ли ожидаемые долгосрочные эффекты? ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ. Профилактика наркомании в последние несколько десятилетий приобрела разнообразные формы. Обычно описываются пять основных категорий профилактики наркомании, хотя в некоторых случаях используются различные их сочетания. ИТАК, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ТАКОВЫ: • подходы, основанные на предоставлении информации, • подходы, основанные на апелляции к ценностям и знаниям, • воспитание противодействия наркотикам, • подходы, основанные на предоставлении альтернативы, • подходы, основанные на влиянии социальной среды и сверстников.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.052 с.) |