Как мы не полетели «на ядре» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как мы не полетели «на ядре»



 

Ядерные электростанции, подлодки, ледоколы… Даже в космос мы реакторы запускали. Ну а что вы слышали об истории создания ядерного авиационного двигателя?

 

К. Малов, г. Новосибирск.

 

 

– В 1959 году нас, группу конструкторов‑пермяков, вызвали в Московский НИИ‑1 для решения дерзкой проблемы – мы должны были заставить атом поднимать в небо самолеты, – рассказывал один из непосредственных участников данного проекта инженер‑конструктор П. К. Гонин. – Почему именно моим землякам выпала такая честь?; Основная идея, положенная в основу проекта, принадлежала сотруднику нашего ОКБ Николаю Михайловичу Цыпурину. А чтобы довести ее, он подобрал группу коллег, таких же энтузиастов, как и он сам…

В состав группы входили В. Г. Блинов, А. В. Зотов, Ю. П. Рыбакин, Ю. С. Хлебников, В. А. Диканев, В. М. Копотев, Т. Г. Семенова и другие, тогда еще совсем молодые конструкторы. Научным руководителем проекта был назначен М. В. Келдыш – будущий президент АН СССР.

Он быстро понял, что хоть головы у ребят и светлые, но сами они – дилетанты; образования многим еще не хватает. Поэтому работа пошла так. С утра трудились над проектом, а вечерами учились, слушали лекции преподавателей МАИ.

И все это в режиме строжайшей секретности. Похоже, каждый из группы был «под колпаком». Во всяком случае, когда одного из пермяков едва не сфотографировали индусы у гостиницы «Останкино», ему пришлось долго доказывать, что пятно на лбу у него от рождения, что ни языка хинди, ни английского он не знает, и вообще встреча произошла по чистой случайности… В общем, бумаги на всякие объяснительные записки было изведено море, а нервов перемотали километр… Но в конце концов все утряслось, человек смог продолжить работу.

Суть же идеи, положенной в основу проекта, заключалась в следующем. Главную часть двигателя составляли графитовые нагреватели, или ТВЭЛы, тонкие трубки которых были покрыты изнутри радиоактивными изотопами. Горючее и окислитель, проходя через капилляры ТВЭЛов, должны были нагреваться до максимальных температур. Затем топливо сгорало в камере сгорания, и созданные таким образом газы с большой силой выбрасывались в атмосферу, создавая реактивную тягу.

В общем, схема простая. Но сколько она породила технических задач! Как сделать графитовые ТВЭЛы, которые бы выдерживали высокие давления? Как обеспечить необходимый температурный градиент по сечению реактора? Как обеспечить надежное регулирование ядерного процесса, чтобы реактор не пошел «вразнос»?.. Вопросы, вопросы, вопросы… Тут было над чем поразмыслить, поспорить, поломать головы…

Однако пермяки с проблемой все же справились. За несколько месяцев создали эскизный проект, разрисовали все, как положено, и в назначенный день представили на суд светил. Совещание вел И. В. Курчатов. В зале присутствовали С. П. Королев, В. П. Глушко и другие авторитеты в области авиационной, космической и ядерной техники.

– Конечно, мы для них представляли собой этакий детский сад, – вспоминал Тонин, – но слушали нас серьезно, задали много вопросов, устроили после доклада обсуждение сильных и слабых сторон проекта. Королев загорелся: «Такие бы двигатели да на ракету! До Луны можно долететь…»

В заключение слово взял Курчатов. Желтый, иссохшийся, он тяжело поднялся, пронзительно глянул из‑под насупленных бровей: «В целом работа выполнена достаточно грамотно. Но подумали ли вы о защите населения, на головы которого падут радиоактивные осадки из вашего двигателя?..»

Пермяки оторопели. Над этой стороной дела как‑то никто не задумывался. Наскоро посовещались, прикинули… Получалось, что выхлопы, в общем‑то, незначительны.

Но Курчатов остался непреклонен: «Вслед за первым самолетом полетят другие. Если конструкция окажется удачной, в мире начнется еще и гонка ядерных моторов. А что делает радиация с человеком, по мне видно. В общем, придумайте защиту. Иначе рука моя дать «добро» проекту не поднимается…»

На том и порешили. Но придумать эффективную защиту оказалось не так‑то просто. Она в значительной степени утяжеляла конструкцию, сводила на нет все преимущества ядерного двигателя перед обычным авиационным. А вскоре Курчатов умер. К власти в стране пришел Н. С. Хрущев, относившийся к стратегической авиации отрицательно. Существовавшие самолеты, как вы знаете, стали резать. Где уж тут помышлять о новых?..

Группа была расформирована. Многие вернулись в Пермь, на старые места, занялись другими делами. Проект же попал в секретный архив, где и пролежал несколько десятилетий. Лишь недавно он был рассекречен, и теперь о нем можно рассказать: была вот такая интересная страница в истории отечественной техники.

…К рассказанному П. К. Гониным остается добавить, что работа эта не пропала даром. Накопленный опыт «мозгового штурма» пригодился потом участникам конструкторской группы в их последующей работе над перспективными вариантами реактивных авиационных двигателей. Да и сама идея создания ядерного реактивного двигателя не заброшена окончательно.

Например, в одном из отделов Российского научного центра имени И. В. Курчатова ведутся работы над проектом подобного двигателя, предназначенного для дальних космических рейсов – на Марс и к окраинам Солнечной системы. По мнению разработчиков, именно такой двигатель позволит марсианской экспедиции обернуться за 665 суток, иметь меньшую массу пилотируемого комплекса. А поскольку стартовать он будет с дальней околоземной орбиты, влияние его на окружающую среду будет практически сведено к нулю.

Так что вполне возможно мы с вами еще сможем дожить до тех времен, когда будет положен «хэппи энд» этой давней истории.

 

ЧТО ЗА ЖИВОТНОЕ?

 

… Будучи студентом университета, я очень часто посещал питательный зал главной городской библиотеки г. Уфы. Однажды, просматривая подшивку одной из центральных газет (то ли «Известия», то ли «Труд» – уже не помню) за 1964 год, я наткнулся на любопытное сообщение, которое даже переписал себе в блокнот. Вот оно:

«Сантьяго, 18 июня. В провинции Магальянес (Чили) обнаружено неизвестное животное, выброшенное на берег водами Тихого океана. Как сообщает чилийская газета «Гольпе», оно весит примерно две тонны, имеет в длину шесть, а в ширину два метра. Два передних плавника животного, указывает газета, очень похожи на человеческие руки с пятью пальцами и ногтями, два задних плавника не имеют пальцев. Голова животного удлиненной формы, пасть с тремя большими клыками. Животное будет исследовано чилийскими учеными».

Заметка не сопровождалась ни рисунком, ни фотографией. Листая подшивку дальше, я больше не обнаружил сообщений на эту тему. А хотелось бы знать, что это за животное, увидеть его изображение. Может быть, вы знаете больше?

 

Р. Д. Айтов, г. Уфа.

 

 

Скорее всего перед нами типичный пример газетной «утки». Смотрите, сообщение пришло из Сантьяго со ссылкой на некую провинциальную газету, издателям которой надо как‑то привлекать подписчиков и читателей. А летом, когда большинство людей уходят в отпуска, так мало событий, достойных описания. Вот и приходится их придумывать.

Хотелось бы, конечно, дать и иной, более интересный вариант ответа на этот вопрос. Однако, увы, другой информацией не располагаем. А ведь 30 лет, прошедших со дня публикации, – достаточный срок, чтобы закончить научные исследования, сколь дотошными они не были, и опубликовать результаты.

 

Нет, скорее всего в этом случае мы имеем дело с вымыслом. Впрочем, в истории известны и куда более захватывающие мистификации. Вспомните хотя бы легенду о Моцарте и Сальери. Сколько десятилетий она будоражила умы?.. Ну а чем кончилось все, вы можете прочесть в конце нынешнего выпуска.

 

ЛЕД РАССКАЗАЛ ОБ АТЛАНТИДЕ

 

… Надеюсь, вы не будете смеяться. Но меня вот уже многие годы интересует Атлантида. Существовала ли в действительности эта страна? Что нового может сказать наука по этому поводу?

 

Виктор Сапегин, г. Херсон.

 

 

Недавно получены новые сведения по этому поводу. Причем получены, надо сказать, на редкость нетрадиционным способом. Уже несколько лет две группы ученых – европейская и американская – ведут исследования в Гренландии. Суть их заключается в том, что с помощью специального бурового оборудования ученые достают с разной глубины керны – образцы льда – и тщательно изучают их.

И вот в верхней части ледяной колонны общей длиной в 2700 м исследователи отыскали геологические свидетельства – остатки пыли и пепла – примерно 400 вулканических извержений за последние 7000 лет. В том числе и вулканическую пыль от извержения в Эгейском море, которое произошло в 1623 году до н. э. Как полагают исследователи, именно это извержение на острове Сан‑Торини и погубило миной‑скую цивилизацию, послужившую основой для мифа об Атлантиде.

Действительно, то была весьма развитая цивилизация, стоявшая на голову выше других по соседству. Об этом говорят ныне проведенные раскопки, обнаружившие под слоем пепла толщиной около 300 м(!) настенные фрески, документы, утварь, свидетельствующую о весьма высоком уровне культуры жившего на острове народа.

 

НЕ ОБИЖАЙТЕ МЕХАНИКУ!

 

…Говорят, в 30‑е годы радиолюбители Москвы могли смотреть телепередачи из Лондона, Берлина без помощи ретрансляторов. Действительно ли это так? Почему подобное «дальнодействие» не используется в наши дни?

 

Николай Самуилов, г. Нижний Новгород.

 

 

Да, до войны радиолюбители Москвы действительно могли принимать первые телепередачи из Лондона и Берлина. Причем применявшийся для этого аппарат вовсе не был чудом техники – многие его детали энтузиасты делали своими руками.

Представьте себе ламповый приемник, в котором вместо динамика подключена неоновая лампа. Затем монтировался диск с отверстиями, расположенными по спирали, и маленький экранчик. Когда диск вращался с постоянной скоростью, на экране появлялось изображение.

Такой принцип передачи изображения – механическую развертку – предложил еще в 1884 году немецкий инженер Пауль Нипков. Качество изображения при этом, конечно, было очень низким. Но, как ни странно, оно имело и свои преимущества – для его передачи было достаточно полосы частот обычного радиовещательного канала.

Позже были предложены более совершенные системы механического телевидения, например, с зеркальным винтом Оликсона или с зеркальным колесом Вейлера. Однако чтобы получить на экране такую же яркость, как в современном телевизоре, при механической развертке надо было освещать бы Съемочную площадку источником света в 1000 раз ярче солнца! Слишком уж большую часть световой энергии «съедает» механическая развертка и связанная с ней оптическая система. Поэтому и распространена в наши дни гораздо более экономная электронная развертка, при которой электронный луч перемещается с помощью управляющего электромагнитного поля.

Однако электронной развертке тоже свойственны недостатки. Например, чтобы обеспечить необходимое отклонение электронного луча, надо приложить напряжение в несколько тысяч вольт! А высоковольтный источник питания далеко не всегда бывает, что называется, под рукой.

Поэтому, когда на Луну и на Венеру посылались первые советские космические аппараты, решено было установить на них не электронные камеры, а с механической разверткой. Такие телекамеры могли работать от бортовых источников питания.

Лунный ландшафт освещен очень ярко, значит высокая чувствительность не нужна. На Луне нет подвижных объектов, следовательно, время передачи одного кадра может быть велико. На «Луноходе‑1», например, стояла камера, передававшая круговую панораму за 25 минут, с четкостью 6000 строк по 500 элементов в строке. Это было немногим хуже» обычной телепередачи. И передавалось изображение по обычному радиоканалу.

При съемке космических панорам обнаружилось и еще одно преимущество механической развертки. В кадр могло попасть изображение солнечного диска, и все равно детали поверхности, тона и полутона передавались с высокой четкостью. Электронная телекамера такой передачи обеспечить не может, изображение обязательно бы «засветилось»: кроме солнечного диска на панораме ничего не удалось бы разобрать.

 

ДОСЬЕ ЭРУДИТА

 

«ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» НАКОНЕЦ «ЗАСВЕТИЛИСЬ»…

 

«Это самые значительные открытия из всех, что были сделаны с помощью телескопа «Хаббла», – сказал на пресс‑конференции Голланд Форд, астроном из Научного института космического телескопа в Балтиморе.

Он имел в виду вот какие события…

Вот уже более четверти века в астрономии существует термин «черная дыра». Его придумал в 1967 году американский физик Джон Уиллер по аналогии с понятием «абсолютно черного тела» для обозначения неких небесных объектов. Они, по идее, настолько массивны, что сила их притяжения способна привлечь к себе буквально все, даже лучи света!

Хотя сама по себе возможность существования «черных дыр» вытекала из уравнений общей теории относительности, ни сам ее создатель Альберт Эйнштейн, ни его последователи не думали, что подобные объекты действительно могут существовать в природе. Лишь несколько десятилетий спустя космологи стали предполагать их наличие во Вселенной, а астрономы‑наблюдатели открыли «сезон охоты» за ними.

И вот в конце прошлого, 1993, года в исследованиях наступил новый этап. После капитального ремонта, проведенного на орбите, космический телескоп «Хаббл» получил возможность заглянуть в самые сокровенные глубины Вселенной. И в галактике М‑87, мерцающей в созвездии Девы, он обнаружил гигантскую «черную дыру».

Конечно, саму «дыру», как мы уже говорили, увидеть, в принципе, невозможно. Однако на присланных с орбиты фотоснимках астрономы обратили внимание на нечто, напоминающее по форме воронку мыльной воды, всасываемую в сливное отверстие ванны. Только в небе крутилась не вода, а межзвездный газ.

Спектограф телескопа, специально предназначенный для выявления подобных смутных объектов, измерил длину волны кислорода, находящуюся в той части спирали, которая приближается к нам, а также в той части, которая удаляется. Разница в длинах волн позволила измерить скорость, с которой газ крутится в воронке. Она оказалась ошеломляющей – 5333 км/с!

А вслед за тем научный мир облетела и новая сенсация. Обнаружена вторая «черная дыра»! И не где‑нибудь, а прямо в центре нашей родной галактики Млечный Путь… Правда, эта «дыра» куда скромнее. Если первая занимает площадь, по крайней мере равную всей нашей Солнечной системе, то вторая намного меньше. И масса ее составляет не 3 млрд, масс Солнца, а «всего лишь» 1,3 млн. масс нашего светила.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.033 с.)