Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Портреты и паспорта метеоритовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первым ученым, занявшимся в начале XX века фотографированием и изучением спектров метеоров, был профессор Московского университета С. Н. Блажко. Тогда еще молодой ученый, он направил на небо небольшую светосильную фотографическую камеру с призмой, установленной перед объективом. Даже простая фотография метеора ‑ дело довольно редкой удачи, потому что метеор, как быстро движущаяся светящаяся точка, и притом светящаяся довольно слабо, не успевает запечатлеть свой, так сказать, «портрет» на пластинке. При современной чувствительности фотографических пластинок только самые яркие метеоры, те, которые ярче звезд второй величины, оставляют на пластинке свой след в виде тонкой линии. Вспышки при полете метеора отмечаются на фотографии утолщениями этой линии. Нужно, чтобы такой яркий метеор пролетел как раз в области неба, охватываемой данной фотокамерой. Можно, правда, выбирать для этой цели ночи, когда бывает заведомо много метеоров, и все же редко случается, чтобы через поле зрения камеры пролетел достаточно яркий метеор.
Рис. 88. Фотография яркого метеора. Утолщения следа метеора указывают на повторные вспышки его яркости при полете Недаром С. Н. Блажко на вопрос астрономов, желавших фотографировать метеоры: «Каковы, по‑вашему, шансы на успех?», неизменно отвечал шуткой: «Это зависит от счастья, а я не знаю, счастливый вы или нет». Элемент удачи тут, конечно, велик, но надежду на удачу можно увеличить, если фотографировать не одним, а несколькими фотоаппаратами сразу, направив их на разные области неба. Совместными усилиями нескольких фотокамер вероятнее захватить небесного беглеца. Такая батарея фотокамер, почти еженощно стерегущих появление метеоров, установлена, например, на обсерватории в Душанбе.
Рис. 89. Спектры метеоров: слева ‑ железного, со множеством ярких линий, справа ‑ каменного, в котором пара самых ярких линий (крайние слева) принадлежит ионизованному кальцию. Перерывы наклонных линий спектра на правом снимке вызваны быстрыми закрываниями объектива фотоаппарата специальным вращающимся сектором В среднем один метеор получается за 100 часов экспозиции (конечно, не на одной, а на многих пластинках) в безлунные ночи с обычным (т. е. небольшим) числом падающих звезд, если применяется одна камера типа «Турист». В августе, когда много падающих звезд вылетает из созвездия Персея, один сфотографированный метеор приходится в среднем на 5 часов экспозиции. Нашлось бы у вас терпение фотографировать метеоры? У многих любителей астрономии из Московского отделения Всесоюзного астрономо‑геодезического общества это терпение нашлось, и они были за него вознаграждены рядом прекрасных и ценных фотографий. Между тем в сравнении с терпением вооружение «ловца метеоров» может быть очень скромным ‑ один или лучше несколько обычных фотоаппаратов типа «Турист» или «Фотокор» и запас пластинок.
Рис. 89. Спектры метеоров: слева ‑ железного, со множеством ярких линий, справа ‑ каменного, в котором пара самых ярких линий (крайние слева) принадлежит ионизованному кальцию. Перерывы наклонных линий спектра на правом снимке вызваны быстрыми закрываниями объектива фотоаппарата специальным вращающимся сектором Если перед фотокамерой поставить призму, какая применяется в спектрографах, то вместо фотографии яркого метеора получится фотография его спектра. Ширина спектра будет определяться видимой длиной пути метеора по небу. Фотографировать спектры метеоров еще труднее или, вернее, требуется еще больше удачи и времени, чем для обычного фотографирования, потому что свет метеора, растянутый в спектр, да еще поглощенный в призме, ‑ гораздо слабее. С. Н. Блажко получил еще в 1908 и 1914 гг. спектры нескольких метеоров и подробно исследовал их. Новые спектры метеоров удалось получить только за последние годы, причем совместными усилиями всех астрономов мира, занявшихся этим делом; к настоящему времени удалось набрать не очень‑то много таких спектрограмм. Что же оказалось? На основании спектров метеоров ‑ как бы их «паспортов» ‑ выяснилось, что одни из них состоят из каменистых веществ, другие ‑ из железа с примесью никеля. Но как раз такими оказываются и метеориты. Некоторые из них ‑ это камни, которые лишь специалист может отличить от обычных земных пород. Другие же состоят из чистого железа с примесью никеля и притом в такой пропорции, которая в самородном железе не встречается. От искусственно выплавленного железа они отличаются необычайно крупной кристаллизацией, о чем, впрочем, мы еще будем говорить. Изредка метеориты попадаются как бы в виде железной губки, поры которой заполнены каменистой массой. Это ‑ железокаменные метеориты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.008 с.) |