Субъективное и практическое ненаучное знание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное и практическое ненаучное знание



 

Анализируемый нами тип знания – то знание, которое имеет наибольшее значение для практической человеческой деятельности – прежде всего является субъективным и носит практический, а не научный характер. Практическое знание – это такое знание, которое нельзя представить формальным способом; оно приобретается посредством практики, т. е. в процессе самой человеческой деятельности в ее разнообразных контекстах. Как пишет Хайек, это знание имеет значение в любых конкретных обстоятельствах, т. е. конкретных субъективных координатах времени и места6. Иными словами, мы имеем в виду знание, выраженное через то, как человек оценивает свои цели, а также через его субъективное представление о целях, которые преследуют другие действующие субъекты. Это знание включает также практическую информацию о средствах, которые, по мнению действующего субъекта, доступны ему и могут дать ему возможность достичь целей, но особенно – информацию обо всех обстоятельствах, личных или иных, которые, как считает действующий человек, могут иметь для него значение в контексте конкретной деятельности7.

 

Частное и рассеянное знание

 

Практическое знание является эксклюзивным и рассеянным. Это означает, что каждый действующий субъект обладает только несколькими «атомами», или «битами», всей информации, которая генерируется в масштабах социума и распространяется глобально, и что парадоксальным образом этими битами владеет только он: иными словами, только он сознательно обращается к ним и интерпретирует их. Следовательно, каждый человек, действующий и проявляющий предпринимательство, делает это своим собственным, личным и неповторимым способом, поскольку он стремится достичь определенных целей в соответствии с неким мировоззрением и некоей суммой знаний о мире, которыми во всех их разнообразных и многочисленных оттенках владеет только он и которые в этой форме недоступны никому другому. Поэтому знание, которое мы имеем в виду, не дано, оно не есть нечто, что может стать доступным каждому через материальные средства хранения информации (газеты, журналы, книги, компьютеры и т. п.). Это значимое для человеческой деятельности знание является практическим и строго эксклюзивным по своей фундаментальной природе; оно «распространяется» исключительно в сознании индивидов, которые действуют и в совокупности составляют общество. На рис. 4.1 изображены человечки, которые будут служить наглядной иллюстрацией наших рассуждений.

 

Рис. 4.1

 

Человечки на этом рисунке символизируют двух реальных людей из плоти и крови, которых мы будем называть А и В. Каждый из людей, которых обозначают А и В, обладает неким личным и эксклюзивным знанием, т. е. знанием, которым не обладает другой. Действительно, с нашей точки зрения, внешнего наблюдателя мы видим, что «существует» знание, которым не обладает внешний наблюдатель, и оно рассеяно между А и В, так как одной частью его обладает А, а другой – В. Предположим, например, что информация, которой владеет А, состоит в том, что он планирует достичь цели X (эту цель обозначает направленная на X стрелка над его головой), и у него есть конкретное практическое знание, значимое в контексте его деятельности (набор практических знаний или информации обозначен лучиками вокруг головы А), чтобы помочь ему в этом. В находится в аналогичной ситуации, за исключением того, что он преследует совершенно иную цель У (ее обозначает стрелка, направленная от его ног к У). Набор практической информации, которую субъект В считает значимой в контексте своей деятельности, направленной на достижение У, также изображен лучиками вокруг его головы.

Во многих случаях, когда деятельность является простой, действующий субъект обладает всей информацией, необходимой для достижения цели, и у него нет необходимости иметь дело с другими действующими субъектами. В таких ситуациях то, предпринимается действие или нет, зависит от экономического расчета, т. е. от оценочного суждения, которое человек выносит, напрямую сравнивая и взвешивая субъективную ценность своей цели с издержками, т. е. с ценностью, которую он приписывает тому, от чего он вынужден будет отказаться ради достижения избранной цели. Действующий субъект может принять решение такого типа непосредственно только применительно к некоторым, очень простым типам действий. Большая часть деятельности, в которую мы вовлечены, гораздо сложнее и относится к другому типу. Представим себе, что, как изображено на рис. 4.1, А страстно желает достичь цели X, но для этого ему требуется недоступное для него средство М, про которое он не знает, где или как его найти. Давайте также предположим, что В находится в другом месте и стремится к совершенно другой цели (к цели Y), направляя на это все свои усилия, и что он знает или имеет в своем распоряжении достаточное количество ресурса М или знает о существовании ресурса М, который не нужен ему и не подходит для его целей, но при этом случайным образом представляет собой именно то, что необходимо А, чтобы достичь желанной для него цели (X). Нужно отметить, что цели X и Y противоречат друг другу, как и в большинстве реальных ситуаций: действующие лица преследуют различные цели с различной степенью интенсивности и обладают несопоставимыми или рассогласованными знаниями об этих целях и о средствах, находящихся в их распоряжении (этим объясняются унылые рожицы наших человечков). Позже мы увидим, как предпринимательство позволяет преодолеть эти противоречия и отсутствие координации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.004 с.)