Епископии I. В пределах Югославии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Епископии I. В пределах Югославии



 

1. Банатская. Кафедра – Вршац

 2. Банялукская. Кафедра – Баня–Аука

 3. Бачская. Кафедра – Нови–Сад

 4. Браничевская. Кафедра – Пожаревац

 5. Враньская. Кафедра – Вранья (Вране). Основана епархияв 1975 году.

 6. Горнокарловацкая. Кафедра – Карловац

 7. Далматская. Кафедра – Шибеник

 8. Жичская. Кафедра – Кралево

 9. Захлумская и Герцеговинская. Кафедра – Мостар

 10. Зворничко–Тузлянская. Кафедра – Тузла

 11. Нишская. Кафедра – Ниш

 12. Рашская и Призренская. Кафедра – Призрен

 13. Славонийская. Кафедра – Пакрац

 14. Сремская. Кафедра–Сремские Карловцы

 15. Тимокская. Кафедра–Заечар

 16. Шабацко–Валевская. Кафедра–Шабац

 17. Шумадийская. Кафедра–Крагуевац

 

II. За пределами Югославии

 

1.Восточной Америки и Канадская. Кафедра – Кливленд(США)

 2. Западной Америки. Кафедра – Лос–Анжелес (США)

 3. Средней и Западной Америки. Кафедра – Чикаго (США)

 4. Западной Европы. Кафедра – Лондон (Англия)

 5. Будимская. Кафедра – Будапешт (Венгрия)

 6. Тимишоарская. Кафедра – Тимишоара (Румыния)

 7. Австралийская и Ново–Зеландская. Кафедра – монастырь святого Саввы в штате Виктория

 и другие.

 

 Епархии Македонской Православной Церкви

 

 1. Архиепископия Охридская и Македонская. Кафедра – Скопье

 2.Митрополия Величская. Кафедра – Прилеп

 3 Митрополия Златовско–Струмицкая. Кафедра – Штип

 4. Митрополия Преспанско–Битольская. Кафедра – Битола

 5. Митрополия Американо–Канадская и Австралийская и другие.

 

 Предстоятели Сербской Православной Церкви

 

 Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи

 

 

Архиепископы

 

1. Св. Савва I 1219–1233, 1236

 2. Св. Арсений I 1233–1263

 3. Св. Савва II 1263–1271

 4. Даниил I 1271–1272

 5. Св. Иоанникий I 1272–1276,1279

 6. Св. Евстафий I 1279–1286

 7. Св. Иаков 1286–1292

 8. Св. Евстафий II 1292–1309

 9. Св. Савва III 1309–1316

 10. Св. Никодим I 1317–1324

 11. Св. Даниил II 1324–1337

 12. Св. Иоанникий II 1338–1346

 

Патриархи

 

1. Св. Иоанникий II (1338)‑1346–1354

 2. Св. Савва IV 1354–1375

 3. Св. Ефрем 1375–1379

 4. Св. Спиридон 1379–1389

 Св. Ефрем (вторично) 1389–1392, 1399

 5. Даниил III 1392–1398

 6. Савва V 1398–1406

 7. Даниил IV 1406

 8. Св. Кирилл I 1406–1419

 9. Св. Никон 1420–1435

 10. Феофан 1446

 11. Никодим II 1446–1453

 12. Арсений II 1455–1463

 13. Св. Макарий (Соколович) 1557–1571, 1574

 14. Антоний 1571–1575

 15. Герасим 1575–1586

 16. Савватий. 1587

 17. Никанор

 18. Иерофей 1589–1591

 19. Филипп 1591–1592

 20. Иоанн 1592–1614

 21. Паисий I 1614–1648

 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648–1655, 1659

 23. Максим 1655–1674, 1680

 24. Арсений III Чарноевич 1674–1690, 1706

 25. Каллиник I 1691–1710

 26. Афанасий I (Райович) 1711–1712

 27. Моисей (Райович) 1712–1726

 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726–1737, 1748

 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739–1746

 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746–1752

 31. Гавриил II 1752

 32. Гавриил III 1752

 33. Викентий I

 34. Паисий II (Грек)

 35. Гавриил IV (Грек)

 36. Кирилл II 1758–1763

 37. Василий (Бркич) 1763–1765, 1772

 38. Каллиник II (Грек) 1765–1766

 

Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви)

 

1. Мелетий (Павлович) 1830–1833

 2. Петр (Иоаннович) 1833–1859

 3. Михаил (Иоаннович) 1859–1879

 4. Феодосии (Мраович) 1883–1889

 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889–1898

 6. Иннокентий (Павлович) 1898–1905

 7. Димитрий (Павлович) 1905–1920

 

 II. Церковь в Австро–Венгрии

 

 

Карловацкие Митрополиты

 

1. Софроний (Подгоричанин) 1710–1711

 2. Викентий (Попович) 1711–1725

 3. Моисей (Петрович) 1725–1730

 4. Викентий (Иоаннович) 1731–1737

 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739–1748

 6. Исайя (Иоаннович), 1749

 7. Павел (Ненадович) 1749–1768

 8. Иоанн (Георгиевич) 1769–1774

 9. Викентий (Иоаннович–Видак) 1774–1780

 10. Моисей (Путник) 1781–1790

 11. Стефан (Стратимирович) 1790–1837

 12. Стефан (Станкович) 1837–1842

 13. Иосиф (Райячич) 1842–1848

 

Карловацкие Патриархи

 

1. Иосиф (Райячич) 1848–1861

 2. Самуил (Маширевич) 1864–1870

 3. Прокопий (Ивачкович) 1874–1879

 4. Герман (Ангелич). 1881–1888

 5. Георгий (Бранкович) 1890–1908

 6. Лукиан (Богданович) 1908–1913

 

 III. Черногорская Митрополия

 

 

Митрополиты

 

1. Даниил 1697–1735

 2. Савва 1735–1766–1781

 3. Св. Петр I 1781–1830

 4. Петр II 1833–1851

 5. Никанор 1852(1858) ‑1860

 6. Иларион 1863–1882

 7. Виссарион 1882–1884

 8. Митрофан 1884(1888) ‑1920

 

После восстановления Патриаршества

  

1. (39) Димитрий 1920–1930

 2. (40) Варнава 1930–1937

 3. (41) Гавриил 1937–1950

 4. (42) Викентай 1950–1958

 6. (43) Герман 1958–1990

 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация)

 

 

 Предстоятели Македонской Правосланой Церкви

 

 

Архиепископы

 

1. Досифей 1958–1981

 2. Ангеларий 1981

 

 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь»

 

 

На русском языке

 

Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911.

  Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. № 8, т. 26.

  Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. № 10.

  Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II.

  БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор–ник». 1877. Т. II.

  Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913.

  Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. – Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

  Василий (Пронин), архим. Сербский подвижник иеросхимонах Феок–ТИСТ//ЖМП. 1975. № 11.

  Волнянский Никита. Несколько замечаний о первохристианстве у южных славян//ЖМП. 1947. № 11.

  Воскресенский Г. Из церковной жизни южных славян//«Богослов. Вестник». 1893. Т. III.

  Воскресенский Гр. А., проф. Православные славяне в Австро–Венгрии. I. Карловацкая митрополия. II. Буковинско–Далматинская митрополия. III. Босно–Герцеговинские митрополии. СПб., 1913.

  Гаврилович Андра. История Сербской Православной Церкви. Белград, 1930.

  Гермоген, en. Очерк истории славянских Церквей. СПб., 1899.

  Голубинский £., проф. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо–Валашской. М., 1871.

  Голубица Д. Сербы в России. М., 1841.

  Григорович В. Очерк путешествия по Европейской Турции. Казань, 1848.

  Дамаскин, иерод. К. 10–летию патриаршего служения Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1968. № 12.

  Дамаскин (Давидович), иерод. Кончина митрополита Загребского Дамаски–на//ЖМП. 1970. № 4.

  Дамаскин (Давидович), иером. Юбилей в Сербской Церкви//ЖМП. 1972. № 1.

  Добронравии К. Очерк истории Славянских Церквей. СПб., 1873.

  Дометиан (Топузлиев), иером. Материалы к диссертации на тему: «Славянские монастыри и их значение в церковно–религиозной и просветительной жизни славянских стран». (Стипендиатский отчет – кандидатское сочинение). МДА, 1962. Машинопись.

  Достян И. С. Борьба южнославянских народов против турецкой агрессии в XIV – XV вв.//«Византийский Временник», VII, 1953.

  Драгович Ж. Очерки из церковной жизни в Черногории//«Странник». 1881. Т. III.

  Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского. «Прибавл. к изданию творений свв. отцев». Ч. 8, 1849.

  Иванич И. Из церковной истории сербов в Турции в XVIII–XIX веках. Белград, 1902.

  Из жизни Православных Церквей. Сербская Церковь. Болгарская Церковь//ЖМП. 1970. № 5.

  Из жизни Православных Церквей.  Сербская Церковь. Румынская Церковь//ЖМП. 1970. № 1.

  Из жизни Православных Церквей. Сербская Церковь. Румынская Церковь//ЖМП. 1970. № 8, и др.

  История южных и западных славян. М.: Изд–во Московского университета, 1969.

  Истрин В. М. Очерки истории древнерусской литературы домосковского периода XI–XIII вв. Пг., 1922.

  И. X. св. Арсений, Архиепископ Сербский (к 700–летию со дня преставле–ния)//ЖМП. 1966. № 8.

  Казанский С. Жизнь св. Саввы, первого Архиепископа Сербского//«При–бавл. к изд. твор. свв. отцев». М., 1849. Ч. 8.

  Казем–Бек А. Патриарх Сербский Викентий (Некролог)//ЖМП. 1958. № 9.

  Казем–Бек А. Преемник св. Саввы (к избранию Патриарха Сербского Германа)//ЖМП. 1959. № 1.

  Каптеров Н. Приезд в Москву Павловского афонского монастыря архимандрита Исайи в 1688 г. с грамотами от прежде бывшего Константинопольского

 Патриарха Дионисия, Сербского Патриарха Арсения и Валахского господаря Щербана с просьбою, чтобы государи освободили их от турецкого ига//«Прибавления к творениям свв. отцев в русском переводе». 1889. Ч. 44.

  Кашич Душан, проф. протп. Взгляд на прошлое Сербской Церкви. (По поводу 750–летия ее автокефалии)//ЖМП. 1969. № 9–11.

  Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербский. М., 1898.

  Костич Милан. Православная Сербская Церковь в Австрии при Патриархе Арсении III Чарноевиче в 1690 году до конца XVIII СТ.//ТКДА. 1869. № 5.

  Круглик Дамиан, свящ. Из жизни Сербской Православной Церкви (по журналу «Гласник» за 1967 год)//ЖМП. 1969. № 4.

  Круглик Д., свящ. Почитание святителя Василия, Острожского чудотворца в Сербской Церкви//ЖМП. 1974. № 8.

 /Сулаковскмй. Начало русской школы у сербов в XVIII в. СПб., 1903.

  Кустодиев К. Церковь Угорская и Сербов; их взаимоотношения. М., 1873.

  Кутепов П. Братский визит Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975. № 1.

  Кутепов П. Взаимоотношения Русской и Сербской Православных Церквей в наше время//ЖМП. 1962. № 5.

  Кутепов П. св. Савва–первый Архиепископ Сербский//ЖМП. 1962. № 3.

  Лебедев А. История Греко–Восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903.

  Леонид, архим. Объяснение к областной карте трех автокефальных славянских Церквей на Балканском полуострове. СПб., 1871.

 Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. СПб., 1901. Т. 2.

  Макушевич В. Исторические памятники южных славян и соседних им народов. Варшава, 1864.

  Малицкий П. История Христианской Церкви. Тула, 1913. Вып. 3.

  Маркович Василий. Православное монашество и монастыри в Средневековой Сербии. Сремские Карловцы, 1920.

  Маиеевский. История первобытной Христианской Церкви у славян. Перевод с польского языка. Варшава, 1840.

  Митрович Ч. О братском союзе русских и сербов. М., 1893. Речь, произнесенная в зале Сербского подворья в Москве, 14.01.1893 г., в память первого Архиепископа и просветителя сербского св. Саввы, студентом IV к. МДА Ч.Н. Митровичем.

  Мордвинов Владимир. Православная Церковь в Буковине. СПб., 1874.

  Новосал Н. Лазарь, князь Сербский//ЖМП. 1964. № 7.

  Новый Сербский Патриарх/ /ЖМП. 1958. № 12.

 Овсяный Н. Сербия и сербы. СПб., 1898.

  Пальмов И. Исторический взгляд на начало автокефалии Сербской Церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии. СПб., 1891. Речь на годичном акте СПб. духовной академии. 1891 г.

  Пальмов И. С. Новейшее устройство Православной Черногорской Церкви по Уставу св. Синода от 30 декабря 1903 года и Уставу православных консисторий от 1 января 1904 года. СПб., 1905.

  Пальмов И. С. Новые данные к вопросу об учреждении Сербской архиепископии св. Саввой (в XIII в)//«Хр. Чт.». 1892. Т. 1.

  Пальмов И. С. Перевод сербского закона о церковных властях//«Хр. Чт.», 1891, янв. – июнь.

  Пальмов И. С. Церковное устройство, судоустройство и судопроизводство в Сербии по закону 1890 г. СПб., 1893.

  Петров Н. Исторический взгляд на взаимные отношения между сербами и русскими в образовании и литературе.//ТКДА, 1876, ноябрь, прилож. Речь, произнесенная в торжественном собрании Киев. дух. академии 28 сентября 1876 г.

  Петрович В. История о Черной Горе. «Чтения в Импер. Обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете», 1860, июнь.

  Питирим, архиеп. Братские визиты Предстоятеля Русской Церкви. В гостях у Сербской Православной Церкви//ЖМП. 1973. № 2.

  Пичет И. Очерк истории Православной Сербской Церкви. «Православ. Обозрен.» М., 1870., № 1, 3, 4, т. 1.

  Покрышкин П. Православная церковная архитектура XII – XVIII стол, в нынешнем Сербском Королевстве. СПб., 1906.

  Попов И. В. Краткий очерк истории Сербской Церкви до падения царства Сербского.//ТКДА, 1866. № 9.

  Попов Нил. Нынешнее состояние Православной Церкви в Сербии. М., 1874.

  Попов Н. Православная Церковь в Далмации под венецианским, французским и австрийским владычеством (XVI – XIX вв.)//«Православное Обозрение», 1873. Первое и второе полугодие.

  Попов Нил. Россия и Сербия. М., 1869.

  Попович Г. История Черногории. Белград, 1896.

  Попович Лазарь. Черногорский владыка Петр I. Киев, 1897.//ТКДА, 1897, № 1, 2, 5 и 6.

  Православная Сербская Церковь/ /«Хр. Чт.». 1865. Ч. 2.

  Принятие христианства народами Центральной и Юго–Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука. 1988.

  Прокич Божидар. Становление Охридского Патриархата. Белград, 1912.

  Разиньков И., диак. Сербская Церковь на территории Королевства Сербского от завоевания его турками до 1878 года. (Курсовое сочинение). МДА, 1963. Машинопись.

  Ранке Л. История Сербии по сербским источникам. Перевод с немец. Петра Бартенева. М., 1857.

  Ровинский П. А. Черногория в ее прошлом и настоящем. Т. I. СПб., 1888; т. II, ч. 1.–СПб., 1897 и ч. 2.–СПб., 1901.

  Роганович Иован П. Сербия и сербы в прошлом и в настоящее время в отношениях церковно–религиозном и народно–политическом//«Странник». 1899. Янв., фев., март.

  Роганович Иован П. Черногорский теократизм. 1496–1851. Казань, 1899.

  Скурат К. Е., доц. Сербская Православная Церковь (справка)//ЖМП, 1969. № 9.

  Славяне и Русь. Изд. Академии Наук СССР. М., 1968.

  Славяноведение в дореволюционной России. Изучение южных и западных славян. М.: Наука, 1988.

  Смирнов Е. История Христианской Церкви. Вильно, 1912.

  Смирнов И., свящ. Значение Афона в истории Сербской Церкви. Сергиев Посад, 1911.

 Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 1, СПб., 1885.

  Сокаль И., прот. Патриарх Сербский Гавриил (Некролог)//ЖМП, 1950, №5.

  Ставрофор, прот. Димевски Славко, д–р. История Церкви Македонского народа. Скопье, 1965. Издание Македонской Православной Церкви. Перевод с македонского. Машинопись.

  Тарасьев В. Знаменательный юбилей Сербской Православной Церкви//ЖМП. 1976. № 2.

  Тарасьев В., прот. Избрание и интронизация нового Патриарха Сербского//ЖМП. 1991. № Э.

  Тарасьев В., прот. 50–летие служения в священном сане Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975. № 5.

  Тарасьев В., прот. Святейший Патриарх Сербский Герман//ЖМП. 1992. № 1.

  Титов Ф. И., свящ. Высокопреосвященнейший Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский.//ТКДА, 1898. № Ъ, 4, 9.

  Тихомиров М. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969.

  Тихомиров М. Н., акад. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII века. «Славянский сборник». М., 1947.

  Троиикий Ив. Е. Православная Сербская Церковь//«Хр. Чт.». 1865. Ч. 2.

  Троицкий С., проф. Великое преступление//ЖМП. 1949. № 2. (О пагубной роли католического духовенства для Хорватии).

  Троицкий С. Как живут и страдают православные и униаты в Австро–Венгрии. Пг., 1914.

  Троиикий С. Православие, уния и католичество у славян и румын в Австро–Венгрии. Пг., 1914.

  Филарет, архиеп. Святые южных славян. Описание жизни их. СПб., 1894.

 Флоренский Т. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888.

  Хроника Сербской Церкви//ЖМП. 1972. № 5.

  Церковное судоустройство и судопроизводство в Сербии. «Чтение в Москов. обществе любителей духов, просвещения». Кн. 10. М., 1870.

  Чельирв М. П. Церковь королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности (1879–1896 г.). (Историко–канонический очерк). СПб., 1899.

  Шабатин И. Н., проф. Из истории великой Русско–Балканской дружбы во ХРисте//ЖМП. 1948. № 12.

  Шабатин И. Н., проф. Из истории взаимоотношений Сербской и Русской Православных Церквей//ЖМП. 1956. № 6.

  Шабатин И. Н., проф. История Балканских Церквей. Конспект для студентов IV курса МДА. Тр. – Сергеева Лавра, 1966.

  Шабатин И. Н., проф. (Никита Волнянский). Константинопольская Патриархия и Балканские славяне в 50–70–х гг. XIX В.//ЖМП. 1948. № 6.

  Шабатин И. Н., проф. Русско–Сербские церковные отношения//ЖМП. 1949. № 4.

  Якишч Д. Н., прот. Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро–Угрию в 1690 г. под руководством Печского Патриарха Арсения III Чарноевича. Прага, 1912.

  Якшич Д. Н., проф. Православная Сербская Церковь в XIX веке/Сб. «История Христианской Церкви в XIX веке», т II. СПб., 1901.

 

На сербском языке

 

Веселинович Райко, д–р. Историка Српске Православие Цркве са народном историком. Београд, 1966.

  Вукичевич М. Знаменита срби муслимани. Београд, 1906.

  Вукоманович А. Раскази о архииепископима Србским койи су били у Печи.//«Гласник српск. научи, друштва». 1859. Кнь. II.

  Греич Ристо. Српска Црква на историйской прекретници. Београд, 1969.

  Груич Р. Старине манастира Ораховице у Славонийи. Београд, 1939.

  Данила, арх. Животи кральева и архийепископа Српских. Београд, 1885.

  Даничич Г. Животи светога Симеона и светога Саве написаних Доментийа–ном. Београд, 1865.

  Димитриевич С. Прилози расправи «Односи Печких Патрийараха с Руским у XVII веку»//«Споменик српске кральевске Академийе». 1900. Кнь. 38.

  Доментийан, Пером. Живот светога Симеона и светога Саве. Београд, 1865.

  Драгович М. Прилози за историйу Црне Горе у време владика и разних племена. Београд, 1887.

  Дуркович–Иакшич Лйубомир, д–р. Први српски питомци богослови у Русийи (пре 100 година). Београд, 1945.

  Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894.

  Душан К. Петрович, проф. Историйа Сремске епархийе.Сремски Карловци, 1970.

  Илийевски Д. Смислата на некой отпори против автокефалийата Македон–ската Православна Црква. Скопйе, 1970.

  Иречек /Сонет. Велики везир Мехмед Соколович и србски Патрийарси Макарийе и Антонине. Београд, 1959.

  Кашич Душан, д–р. Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967.

  Кашич Душан, д–р. Манастир Раковица. Београд, 1970.

  Кашич Душан, д–р. Смисао Српске Црквене историйе. Београд, 1969.

 Кашич Душан, д–р. Српски манастири у Хрватской и Славонийи. Београд, 1971.

 Кашич Д. – Станье у Печкой патрийаршийи после емиграцийе. Патрийарха Арсенийа 1\///«Богословлье». 1960. Кнь. 1.

 Леонид, архим. Славенско–српска кньижница на св. гори Атонской//«Глас–ник српск. научн. друштва». 1859. Кнь. 47.

 Манастири и фреске Српске Православие Цркве. Београд, 1970.

  Медакович. Повестница Црне Горе. Земун, 1850.

  Милакович. Историйа Црне Горе.Задар, 1856.

  Миличевич М. Манастири у Сербийи. Београд, 1867.

  Милошевич М. Општи лист патрийаршийс Печке//«Гласник српск. научн. друштва». 1872. Кнь. 35.

  Никетич Светозар. Историйски развитак Српске Цркве. Београд, 1870.

  Никодим Милаш., епископ, д–р. Историйско–канонички поглед на установль–енье српско–румунске (Далматинско–Буковкчке) митрополийе. Задар, 1873.

  Никодим Милаш, епископ, д–р. Православна Далмацийа. Нови Сад, 1911.

  Никодим Милаш, епископ, д–р. Списи о историйи Православие Цркве у Далматинско–Истрийском владичанству од XV до XIX века. Задар, 1898.

  Патрийарх Арсенийе III и ньегово доба//«Хришчанский Весник». 1890. Кнь. 5.

  Пейич Славко. Знамените српске православке. Београд, 1969.

  Попович Владан, проф. св. Сава и проблем развитка наше културе. Београд, 1961.

  Попович. Историйа Црне Горе. Београд, 1896.

 Посланица светога архийерейског сабора Српске Православие Цркве поводом прославе 750–годишньице црквене аутокефалности (1219–1969). Београд, 1969.

  Протич Милисав. Читанка о манастиру св. Стефана у Сланцима – Метоха Хиландарског. Београд, 1972.

  Рувараи И. Мойсийе Петрович, митрополит Београдски (1713 – 1730)//«Споменик српске кральевске Академийе». 1898. Кнь. 34.

  Рувараи, И. Одломци о грофу Дйурдйу Бранковичу и Арсенийу Црнойевичу. Београд, 1896.

  Рувараи, И. О каталозима Печких патрийараха//«Гласник српск. научи, друштва». 1868. Кнь. 23.

  Рувараи, И. О Печким патрийарсима од Макарийа до Арсенийа III (1557 – 1690). Задар, 1888.

  Ружичич Н. Кратки историйски преглед узайамних односа измедйу Српске и Грчко–Цариградске Цркве и ньихових представительа од првог времена ньиховог познаваньа па до нас. Београд, 1875.

  Слийепчевич Дйоко, д–р. Историйа Српске Православие Цркве. Кнь. 1. Минхен, 1962.

  Сретькович Г. Краль Вукашин убио цара Уроша. Београд, 1881.

  Срапькович П. Историйа српског народа. Београд, 1886.

  Српска Православна Црква. Ньена прошлост и садашньост. Београд, 1972. (На сербском и английском языках).

  Српска Православна Црква 1219–1969. Споменица о 750–годишньици аутокефалности. Београд, 1969.

  Српска Православна Црква 1920–1970. Спомениуа о 50–годишньици успо–становльеньа Српске Патрийаршчйе. Београд, 1971.

  Стойанович. Стари српски записи и натписи. Кнь. 4. Ср. Карловци, 1923.

  Тройиики Сергийе. Ново законодавство о Српской Цркви и ньегови комен–татори. Београд, 1932.

  Тройиики Сергийе, проф. св. Сава и словенство. Нови Сад, 1929.

  Хиландарски типик светога Саве. Београд, 1935.

  Шафарик Я. О границама, докле йе се простирала облает некадашньег печког Патрийархата//«Гласник српск. научи, друштва». 1856. Кнь. 8.

  Швабич П Историйа Српске Цркве. Београд, 1901.

  Югович (Иугович) М. Титуле и натписи архиепископа Српских//«Богословлье». 1934. Гл. 9.

  Ястребок (Иастребок) М. Податци за историйу Цркве у Старой Србийи//«Гласник српск. научи, друштва». 1879. Кнь. 40.

 

 

 Глава III. Румынская Православная Церковь

 

 Юрисдикция Румынской Православной Церкви распространяется на территорию Республики Румыния, а также на православных румын Австралии, Новой Зеландии, Америки (США и Канада), Англии, Швеции, Франции, Германии, Австрии и Болгарии.

Расположенная между Восточной и Центральной Европой Румыния омывается с востока Черным морем, имеет общие границы с Украиной, Республикой Молдова, Болгарией, Союзной Республикой Югославией и Венгрией.

Площадь–237.500 кв. км.

Население–23.100.000 (оценка на 1990 г.)

Столица – Бухарест 2.300.000.

Исторический очерк Румынской Православной Церкви

 

 1. Период раннего христианства на территории современной Румынии

 

 Согласно преданию, в пределы современной Румынии первые семена христианства были принесены святым апостолом Андреем и учениками святого апостола Павла. Во II и III веках в существовавшую здесь Римскую провинцию Дакию христианство проникало благодаря торговцам, купцам, римским поселенцам. Священник Н. Дашков замечает: «Если не подлежит никакому сомнению, что римский язык и нравы, римские порядки и общественность оставили глубокие следы в поселенцах Дакии Траяна, то справедливость требует допустить и то, что основное исконное начало новоисторической цивилизации – христианство – пустило первые свои лучи в здешний край именно в это время» [216]. Раскрывая дальше этот вопрос, он приходит к заключению, что христианство, «занесенное в Дакию римскими колонистами, которые на первых порах и составляли большой контингент христиан, очевидно, должно считаться занесенным сюда не с востока, как ошибочно полагают некоторые историки во главе с г. Голубинским, а с запада, так как во II и даже III веках Византийской Церкви… еще не существовало» [217]. Пресвитер Карфагенской Церкви Тертуллиан свидетельствует, что в его время (конец II – начало III в.) имелись христиане среди даков, предков современных румын. В своем трактате «Против иудеев» Тертуллиан, говоря о том, что уже во многих местах прославляется имя Господа нашего Иисуса Христа, спрашивает: «В кого уверовали иудеи, жившие тогда в Иерусалиме, и другие народы из пределов Гетулии, Мавритании, Испании, Галлии, обитатели Британии, недоступные для римлян, но покорившиеся Христу, сарматы, даки (курсив мой. – К. С), германы, скифы, множество иных неизвестных нам стран и островов, которых и исчислить нельзя» [218].

 Свидетельством раннего развития христианства среди предков румынского народа, а также хорошей организации у них Церкви является большое количество мучеников, пострадавших в годы гонений римских правителей на Церковь Христову. Так, в 1971 году стал известен следующий факт. Весной данного года румынские археологи на одной из поврежденных наводнением дорог, ведущей к холмам Никулицеле (уезд Тулча), обнаружили древнюю христианскую базилику. Под ее алтарем были найдены гробницы четырех христианских мучеников – Зотика, Аттала, Камасиса и Филиппа. Проведенные специалистами исследования показали, что праведная кончина этих мучеников наступила в результате суровых темничных условий и мучений во времена правления императора Траяна (98 – 117). В 1972 году их святые мощи были торжественно перенесены в храм мужского монастыря Кокош (Нижнедунайская епархия, уезд Галац). Немало мучеников было в районе Дуная до Паннонии и в последние гонения императора Диоклетиана (284–305). Среди них–епископы Ефрем Томский и Ириней Сирмийский, священники и диаконы.

 В V веке на территории Румынии христианство распространял латинский миссионер св. Никита Ремесьянский (431). «Он обратил к христианству многие народы и основал между ними монастыри, – говорится об этом апостоле Дакии в труде Ф. Курганова «Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви» [219]. Известно, что на Втором, Третьем и Четвертом Вселенских Соборах уже был епископ из г. Томы (ныне Констанца). В хрониках VI века упоминается епископ из г. Акве, который боролся с еретиками того времени, но только в XIV столетии образуются две митрополии: одна в Валахии, (основана в 1359 году. Первый митрополит – Иакинф Критопул), другая в Молдавии (основана ранее 1387 года. Первый митрополит – Иосиф Мушат).

 Провинция Дакия входила в область Иллирика, поэтому и да–кийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Рима, – следовательно, зависели от Римского папы. После разрушения Сирмии гуннами (V век) церковная область Дакии вошла в ведение архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. С учреждением в VI веке императором Юстинианом I в родном своем городе – первой Юстиниане – центра церковной администрации вместе с другими провинциями, подчиненными этому центру, была подчинена и Дакия. «Желая всячески возвеличить свою родину, – говорилось в рескрипте Юстиниана, – император хочет, чтобы и епископ ее пользовался правами высшего иерарха, именно, чтобы он был не только митрополитом, но и архиепископом. Его юрисдикция отныне должна простираться на следующие провинции: Дакию средиземную и береговую, верхнюю Мизию, Дарданию, Превалис, вторую Македонию и часть второй Паннонии. В старину, – замечалось далее, – префектура находилась в Сирмии, которая и служила центром как гражданского, так и церковного управления для всего Иллирика. Но во времена Аттилы, когда северные провинции были опустошены, префект Аппении бежал из Сирмии в Фессалонику, а «под сенью префектуры» и епископ этого города приобрел прерогативы высшего иерарха Иллирика. В настоящее время, ввиду того что придунайские области возвращены империи, император счел необходимым перенести префектуру опять на север, в Дакию средиземную, лежащую недалеко от Паннонии, где находилась раньше эта префектура, и поместить ее в своем родном городе. Ввиду такого возвышения Юстинианы, епископы ее отныне должны владеть всеми прерогативами и правами архиепископа и первенствовать среди епископов вышеозначенного округа». В VIII веке Церковь этой области (Первой Юстинианы, а вместе с ней и Дакии) императором Львом Исаврянином ставится под полную юрисдикцию Константинополя. С возвышением у южных славян Охриды для румын в X веке этот город становится религиозным центром.

 

 2. Церковь в румынских княжествах до турецкого порабощения

 

 В годы существования Тырновского Патриархата (упразднен в 1393 году. См. главу IV «Болгарская Православная Церковь») митрополиты Валахии (или иначе: Унгро–Валахии, Мунтении) находились в его ведении, а затем снова попали в зависимость от Константинополя.

 Зависимость румын от Болгарской Церкви имела то следствие, что румыны приняли алфавит, изобретенный братьями Кириллом и Мефодием, и славянский язык в качестве языка церковного. Случилось это естественно, ибо румыны тогда еще не имели своей – румынской–письменности.

 Находясь в зависимости от Константинопольской Патриархии, румынские митрополии утверждали и укрепляли Православие среди своей нации, а также заботились и о единстве веры со всем Православием. В знак признания церковных заслуг румынских митрополий и их значения в истории Православия Константинопольская Патриархия в 1776 году присвоила Унгро–Валашскому (Унгро–Влахийскому) митрополиту, который был первым по чести митрополитом в ее иерархии, почетное звание, сохраняемое им и до сегодняшнего дня, – Наместник Кесарии Каппадокийской, – исторической кафедры, где святительствовал св. Василии Великий.

 Однако с XV и до начала XVIII вв. зависимость от Константинополя была, скорее, номинальной [220], хотя с середины XVII вв. (до XIX) митрополиты Румынской Церкви именовались Экзархами Константинопольского Патриарха, что было занесено и в их церков–но–юридические сборники (например, в Кормчую книгу 1652 года) [221]. Румынские митрополиты избирались местными епископами и князьями. Патриарха только ставили об этом в известность и испрашивали у него благословения. Во всех внутренних делах управления Церковью румынские митрополиты были совершенно самостоятельны; даже в случае провинности в делах церковных они подлежали не юрисдикции Патриарха, а суду 12 архиереев румынских княжеств. За нарушение государственных законов они судились смешанным судом, состоящим из 12 архиереев и 12 бояр.

 Румынские митрополиты оказывали большое влияние на ход гражданских дел. Они выступали в качестве главных советников своих государей, в случае отсутствия господаря председательствовали в государственных советах. Во время решения важнейших судебных и уголовных дел в присутствии самого господаря первый голос подавался митрополитом.

 Трудно сказать, из какого количества епархий состояла Румынская Церковь в первые столетия своего бытия; вероятно, их было немного, и они были довольно обширны. Вследствие этого широкое развитие получили вспомогательные органы епархиальной власти по надзору за порядком церковной жизни, так называемые «протопопиаты». Протопопов назначали епархиальные архиереи. Подобная организация Румынской Церкви свидетельствует о том, что церковная жизнь в Румынии с древних времен стояла на твердом пути развития в национальном духе. Но порабощение Румынии турками нарушило нормальное течение церковной жизни в стране.

 

 3. Румынская Православная Церковь при османском владычестве:

 

правление фанариотов; стремление румын соединиться с православной Россией; выразители этого стремления; временное присоединение румынских епархий к Русской Православной Церкви; ослабление зависимости православных румын от Турции; увлечение румынской молодежи западным образованием

 

 В XV и первой половине XVI века Валахия и Молдавия вели тяжелую борьбу с Османской империей, стремившейся подчинить эти дунайские княжества. Со второй половины XVI века усилилась зависимость Молдавии и Валахии от Османской империи. Хотя до начала XVIII века Валахия и Молдавия управлялись своими князьями (господарями) положение их населения было исключительно тяжелым. С XVIII столетия оно еще более ухудшилось. Дело в том, что в 1711 году император Петр I в союзе с молдавским и валашским господарями предпринял Прутский поход против турок. Как свидетельствует румынский летописец XVII–XVIII веков (И. Некуль–ча), для торжественной встречи императора бояре и почетные старые горожане во главе с митрополитом Гедеоном вместе со всеми священнослужителями вышли за г. Яссы, где с великой радостью поклонились Петру I, воздавая хвалу Богу, что наконец настало время освобождения их от турецкого ига. Но радость румын была преждевременной. Поход окончился неудачно. Оказавшись победителями, турки не стали церемониться с непокорной и беззащитной «райей» и жестоко с ней расправились. Валашский князь Брынко–вяну и три его малолетних сына были привезены в Константинополь и в 1714 году публично казнены через обезглавливание [222]. В 1711 году и затем в 1716 году турки отдали Молдавию и Валахию под безраздельную власть греков–фанариотов.

 Правление фанариотов, продолжавшееся более столетия, – один из труднейших периодов в истории православного румынского народа [223]. Покупая себе власть над страной, князья–фанариоты стремились с лихвой возместить понесенные затраты; население подвергалось систематическим поборам, приводившим к его обнищанию. «Руководствуясь одним только животным инстинктом, – свидетельствует еп. Арсений, – фанариоты подчинили своему грубому произволу все имущество и жизнь своих новых подданных… В их правление пролито немало крови румын; ими пускались в дело всякого рода истязания и пытки; самый легкий проступок наказывался как преступление; закон был заменен произволом; двадцать раз господарь мог обвинить и оправдать по одному и тому же делу; не имея никакого значения и силы, народные представители собирались только формально. Румынский народ был глубоко оскорблен и обижен гнусной системой фанариотов, деспотизм которых подавлял национальность и погрузил в невежество целую страну, истощив ее средства произвольными налогами, которыми они удовлетворяли жадность чиновников Порты и обогащали себя и свою челядь, стремившуюся в княжества за богатой добычей. Нравственное растление, принесенное фанариотами, проникло во все слои румынского народа» [224].

 Но тяжелее всего было то, что, стремясь создать взамен павшей Византии греческое царство из народностей Балканского полуострова, князья–фанариоты всячески старались насадить здесь греческую культуру и подавить все национальное и самобытное, в том числе и румынскую народность. Массы греческого населения «среднего и низшего классов отправились на жительство в Молдаво–Валахию как в землю обетованную», где правили князья их национальности. [225] Содействие эллинизации румынского народа оказывала князьям–фа нариотам и греческая иерархия.

 Если прежде зависимость Церкви Молдавии, и Валахии от Константинопольского Патриарха была номинальной, то теперь епископами назначали греков, богослужение в городах совершалось на греческом языке и т. п. Правда, низшее духовенство продолжало оставаться национальным, но оно настолько было принижено и, можно сказать, бесправно, что не имело возможности оказать существенного просветительного влияния на свой народ. Вместе с крестьянством оно должно было нести все государственныеповинности, а также платить налоги в казну.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.161 с.)