I. Митрополия Унгро–Влахийская (Унгро–Валашская) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Митрополия Унгро–Влахийская (Унгро–Валашская)



Епархии

 

1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра–Бухарест

 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра – Галац

 3. Епископия Бузэуская. Кафедра – Бузэу

 

II. Митрополия Молдовы и Сучавы

Епархии

 

4. Архиепископия Ясская. Кафедра–Яссы

 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра – Роман

 

III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская)

Епархии

 

6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра – Сибиу

 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра – Алба Юлия

 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра – Клуж

 9. Епископия Орадийская. Кафедра – Орадя (Орадия)

 

IV. Митрополия Ольтенийская

Епархии

 

10. Архиепископия Крайовская. Кафедра – Крайова

 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра – Рымни–ку–Вылча

 

V. Митрополия Банатская

Епархии

 

12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра – Тимишоара

 13. Епископия Арадская. Кафедра – Арад

 

 Предстоятели румынской Православной Церкви

 

 

I. Сибиуская митрополия

1. Андрей Шагуна 1848–1864–1873

 2. Прокопий Ивачкович 1873–1874

 3. Мирон Романул 1874–1898

 4. Иоанн Мециану 1898–1916

 5. Василий Мангра 1916–1918

 

II. Буковинско–Далматская митрополия (1873–1919) III. Румынская Церковь Митрополиты–Примасы

1. Каллиник Миклеску 1875–1886

 2. Иосиф Георгиан 1886–1893

 3. Геннадий Петреску 1893–1896

 4. Иосиф Георгиан 1896–1909

 5. Афанасий Миронеску 1909–1911

 6. Конон Арэмеску–Донич 1912–1919

 7. Мирон Кристя 1919–1925

 

Патриархи

 

1. Мирон Кристя 1925–1938

 2. Никодим Мунтяну 1939–1948

 3. Юстиниан Марина 1948–1977

 4. Иустин Моисеску 1977–1986

 5. Феоктист Арэпашу с 16 ноября 1986 г. (интронизация)

 

 Библиография к главе III «Румынская Православная Церковь»

 

 

На русском языке

Арсений, епископ. Гавриил Банулеску–Бодони. Кишинев, 1894.

  Арсений Стадницкий, еп. Из современной церковной жизни в Румынии. Сергиев Посад, 1901.

  Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. 4.1. История Молдавских епархии и их святителей со времени основания господарства и до наших дней. Ч. II. Главные моменты и важнейшие деятели Румынской церковной жизни в XIX веке. СПб., 1904.

  Арсений (Стадницкий), еп. Положение православного духовенства в Румынии. Кишинев, 1890.

  Арсений (Стадниикий), еп. Румынская Православная Церковь. СПб., 1904.

  Блаженнейший Юстиниан, Патриарх Румынской Православной Церк–ви//ЖМП. 1977. № 6.

  Бубуруз П., прот. Посещение Патриархом Румынским Юстинианом Русской Православной Церкви//ЖМП, 1975, № 9.

  Буткевич Т. И., проф. прот. Высшее управление в Православных Автокефальных Церквах. Харьков, 1913.

  Ведерников А. Румынская Православная Церковь в борьбе за мир//ЖМП. 1951. № 6.

  Вениамин (Гроссу), игум. Памяти Гавриила Банулеску–Бодони//ЖМП. 1971. № 6.

  Владимиров В. Богословские и экуменические вопросы в Румынской церковной печати//ЖМП. 1966. № 1.

  Владимиров В. Жизнь и Богословие Румынской Церкви//ЖМП. 1967. №4.

  Владимиров В. Из жизни Румынской Православной Церкви (по румынским церковным журналам за 1 полугодие 1965 года)//ЖМП. 1966. № 5.

 Воссоединение униатов Трансильвании с Православной Церковью//ЖМП. 1949. № 8.

  Галенко Г. Житие и деятельность преп. Паисия (Величковского). Значение его деятельности в истории Русской Церкви. (Курсовое сочинение). МДА, 1957. Машинопись.

  Ганицкий. Молдо–Влахийский Экзархат в 1808–1812 гг./«Кишиневские епархиальные ведомости». 1884.

  Гермоген, архиеп. К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе (1908–1948 г.)//ЖМП. 1948. № 8.

  Голубев П. Киевский митрополит Петр Могила. Киев, 1883. Т. 1; 1898. Т. 2.

  Голубинский Е. Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871.

  Давид П., диак. Новооткрытые древнехристианские святыни в Румынской Церкви//ЖМП. 1973. № 11.

  Дмитриев Н.. протод. Юбилейные торжества в Румынской Православной Церкви//ЖМП. 1968. № 12.

  Епифаний (Норочел), иерод. Митрополит Трансильванский Андрей (Шагу–на)//ЖМП. 1964. № 11.

  Епифаний (Норочел), иерод. Русско–румынские церковные отношения первой половины XIX столетия. (Стипендиатский отчет – кандидатское сочинение). МДА, 1964. Машинопись.

  Из жизни Православных Церквей. Румынская Церковь//ЖМП. 1969. № 12; 1970. № 10; 1972. № 12 и др.

  Ириней, архим. Митрополит Гавриил (некролог)//«Отечественные записки». 1821. Ч. VII.

  Истомин К. Из церковной жизни современной Румынии//«Вера и Разум». 1897. №2–4.

  Кантемир Д. Описание Молдавии. М., 1789.

  Кассо Л. А. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М., 1913.

  Колокольцев В. Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Историко–каноническое исследование. Казань, 1897.

  Королев А. Заступничество за православных в Австрии при императрице Елизавете//«Слав. Изв.». 1913. № 53.

  Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. – Казань, 1904.

  Курганов Ф. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880.

  Лашков Н., свящ. Молдовлахииские господари из греков, деятельность их для просвещения румын и Православия Румынской Церкви/ «Кишиневские епархиальные ведомости», 1885.

  Лашков Н. В. Папизм и настоящее положение Церкви в королевстве Румынском. Киев, 1884.

  Лашков Н., свящ. Темный период в истории Румынии. Кишинев, 1886.

 Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность. (Магистерская диссертация). Л., 1956. Кн. 1–2. Машинопись.

  Лукиан (Флорея), иером. Распространение христианства в Румынии до учреждения митрополии: Унгровлахийской (1359) и Молдовлахийской (1401). (Курсовое сочинение). МДА, 1960.

  Митрополит Гавриил (Банулеску–Бодони) Экзарх Молдо–Влахийский. (Нет начала и конца).

  Мордвинов В. П. Православная Церковь в Буковине. СПб., 1874.

  Мохов Н. Очерки истории молдавско–русско–украинских связей. Кишинев, 1961.

  Пальмов И. С. Основные черты церковного устройства у православных румын в Австро–Угрии//«Хр.Чт.». 1898. Вып. VI и отдельно. СПб, 1908.

  Петров А. Война России с Турцией 1806–1812 гг. Т. I.

  Питирим, архиеп. Братские визиты Предстоятеля Русской Церкви. В гостях у Румынской Православной Церкви//ЖМП. 1973. №5.

  Румынская Православная Церковь и защита мира//ЖМП. 1950. № 4.

  Скурат К. Е., проф. Румынская Православная Церковь//ЖМП. 1974. № 1.

  Стадницкий А. Архимандрит Андроник, игумен Ново–Нямецкого св. Вознесенского монастыря в Бессарабии. Кишинев, 1895.

  Стадницкий Авксентий. Румыны, получившие образование в русских духовно–учебных заведениях. Кишинев, 1891.

 Стан Ливиу, свящ. проф. Ватикан и Румынская Православная Цер–ковь//ЖМП. 1950. № 6.

  Стан Ливиу, свящ. проф. Законодательство Румынской Православной Церкви за время архипастырства Его Блаженства отца Патриарха Юстиниана//«Ортодоксия». 1968. № 1–2; ЖМП. 1969. № 9 (библиография).

  Стан Ливиу, свящ. проф. Румынская Православная Церковь. //ЖМП. 1960. № 9.

  Судьба униатской церкви в Румынии//ЖМП. 1949. № 1.

  Султан В. Положение и деятельность Румынской Православной Церкви в период княжения Александра Кузы: труды и–подвиги братьев Скрибанов–По–песку. (Курсовое сочинение)..МДА, 1968. Машинопись.

  Сумарянин. Перевод нового церковного закона в Румынии//«Чт. в Общ. дух. просвещ.». 1893, июль–август.

  Шабатин И. Н., проф. Из истории русско–румынских церковных отноше–НИЙ//ЖМП. 1956. № 2.

 

На румынском языке

 

BalşN. Bisericile si mănăstirile din veacurile XVII şi XVIII. Bucureşti, 1933. (Церкви и монастыри в XVII и XVIII веках).

 Biserica Ramând. Bucureşti, 1888. (Румынская церковь). Bodogae Teodor. Din istoria Bisericii ortodoxe de acum 3OO ani. Sibiu, 1943. (Из истории Православной Церкви – 300 лет тому назад).

  CalinicD. D. Pravoslavnica Mărturisire. Bucureşti. 1859. (Православное исповедание).

 Cazacii V. Paisie VeUcicovski si însemnătatea lui pentru monahismul pravoslavnic. 1898. (Паисий Величковский и его значение для православного монашества).

 Cef/ericou S. Paisie Velicicovski. Traducere de Nicodim Munteanu. Mănăstirea Neamţ, 1933. (Паисий Величковский. Перевод Никодима Мунтяну).

  Erbiceanu C. Istoria mitropoliei Moldovei. Bucureşti,.1888. (История Молдавской митрополии).

  Gheorghe C. Bezuiconi. Călători ruşi în Moldova si Muntenia. Bucureşti, 194–7. (Русские путешественники в Молдавии и Мунтении–Валахии).

  Istoria Bisericii Romîne. Bucureşti, 1957. Voi. I – II. (История Румынской Церкви).

  Laurian Л. Documente istorice despre starea politică si religioasă a romînilor din Transilvania. – Bucureşti, 1846. (Исторические документы, касающиеся политического и религиозного состояния трансильванских румын).

  Nicolae (Mladin), mitropol. Ardealului. Biserica Ortodoxă Română una si aceeaşi în toate timpurile. Sibiu, 1968. (Румынская Православная Церковь одна и та же во все времена).

  Pâcurariu Mircea, Atitudinea Bisericii Ortodoxe Române faţă de războiul de independenţia//BOR. 1967. An. LXXXV, nr. 5–6. (Отношение Румынской Православной Церкви к борьбе за независимость).

  Pâcurariu Mircea, puol Dr., profesor la Institutul Teologic Uniuersitar din Sibiu. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Sibiu, 1972. Resume (на франц., немец, и англ, яз.). (История Румынской Православной Церкви).

  Racoueanu G. Viata si nevointele fericitului Paisie. Rirnnicul–Vflcei, 1933. (Житие и подвиги блаженного Паисия).

  Scriban Filaret. Istoria bisericească a Romînilor pe scurt. Jasi. 1871. (Церковная история румын вкратце).

  Simedrea Tit. Patriarhia românească. Acte si documente. Bucureşti, 1926. (Румынская Патриархия. Акты и документы).

  Serbânescu Niculae. Optzeci de ani de la dobîndirea autocefaliei Bisericii Ortodoxe Române//BOR. 1965. An. LXXXIII, nr3 – 4. (Восемьдесят лет со времени получения автокефалии Румынской Православной Церкви).

  Sereda G. De la Biserica autocefală la Patriarhia Română/Rev. «Ortodoxia». 195O. An. II, nr. 2. (От автокефалии Церкви до Патриархата)..

  Stan Liviu. Legislaţia Bisericii Ortodoxe Române în Timpul arhipăstoririi Prea Fericitului Părinte Patriarh Justinian/«Ortodoxia». 1968. Aii. XX, nr. 2. (Законодательство Румынской Православной Церкви во время архипастырства Блаженнейшего отца Патриарха Юстиниана).

 

 

 Глава IV. Болгарская Православная Церковь

 

 Юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется на территорию Болгарии, а также на православные болгарские общины Северной и Южной Америки, Австралии и др.

Республика Болгария – государство на востоке Балканского полуострова. На севере отделена от Румынии Дунаем, на востоке омывается Черным морем, на юге граничит с Турцией и Грецией, а на западе с Союзной Республикой Югославией. Основное население страны составляют болгары. Кроме них имеются турки, армяне, цыгане, русские, греки, евреи и др.

Площадь – 110.900 кв. км.

Население – более 8.990.000 (на 1989 г.)

Столица София – 1.200.000 человек.

Исторический очерк Болгарской Православной Церкви

 

 1. Проникновение христианства к болгарам

 

 На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях христианство начало распространяться очень рано. По преданию, хранимому Болгарской Церковью, епископская кафедра имелась в г. Одесс (нынешняя Варна), где епископом был Амплий, ученик св. апостола Павла. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. В числе других епископов Балканского полуострова в деяниях Первого Вселенского Собора участвовал и Протогон, епископ Сердики (Сардики), а несколько позднее он председательствовал на Поместном Соборе в своем кафедральном городе.

 В конце IV и начале V столетий христианство на Балканском полуострове распространял миссионер св. Никита Ремесьянский.

 В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря тому, что многие из них служили в Византии в качестве воинов–наемников. Находясь среди христианского населения, воины–славяне принимали крещение и по возвращении домой становились благовестниками святой веры.

 Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно ассимилировались с местным населением. Два народа – болгары и славяне – слились в один народ, получив от первого имя, а от второго язык.

 К болгарам (праболгарам) христианство частично проникало еще тогда, когда они находились в южных пределах нашей страны. После же их переселения на Балканский полуостров его интенсивному распространению способствовали торговые сношения Болгарии с христианской Византией, а также пленники обеих сторон.

 

 2. Стремление князя Бориса к провозглашению церковной автокефалии; автономия Церкви

 

 Массовое крещение болгарского народа произошло лишь в 865 г. при святом болгарском князе Борисе I (852–889; в крещении Михаил) [290]. Непосредственно после принятия христианства св. князь Борис принимает деятельные меры к провозглашению церковной автокефалии. Прежде всего он обратился с просьбой о даровании независимости своей Церкви в Константинопольскую Патриархию, но там ему отказали на том основании, что Болгарская Церковь только что основана и ей, как еще молодой, необходимо пребывать под непосредственным руководством своей Матери–Церкви. Тогда св. князь направил такую же просьбу Римскому папе Николаю I. Около трех лет (866–869) тянулись переговоры с Римом и закончились безрезультатно. Убедившись в том, что централистский Рим менее всего способен дать автокефалию Церкви, св. князь обратился снова в Константинополь, где в то время проходили деяния Поместного Собора в храме «Премудрости Божией» («св. Софии»). Введенные в собрание Отцов прибывшие послы св. Бориса заявили: «Незадолго пред сим мы были язычниками и лишь в весьма недавнее время приобщились благодати христианства. Чтобы теперь не погрешить в каком–либо пункте, мы желаем узнать от вас, местоблюстителей всех Патриархов, какой Церкви мы должны подчиняться». Папские легаты незамедлительно ответили, что болгары должны подчиняться Римской Церкви. Но болгарские послы не удовлетворились этим ответом и потребовали, чтобы легаты этот вопрос решили вместе с представителями Восточной Церкви. Тогда представители Восточных Патриархов спросили болгар: «Кому же страна принадлежала в то время, когда вы ее заняли, и какие в ней были тогда священники, греческие или латинские?» Болгары ответили: «Мы взяли ее оружием у греков и нашли в ней чисто греческих священников». После этого представители Восточных Патриархов пришли к выводу: «Страна эта (Болгария. – К. С.) принадлежит Константинопольской Церкви». Начались споры, но представители Восточных Патриархов остались непреклонны [291]. Вслед за этим Отцы Собора, невзирая на протесты римских легатов, в специальном заседании от 4 марта 870 г. согласились удовлетворить, хотя и частично, просьбу болгарского князя. Говорим частично потому, что, как свидетельствуют сами болгары, «первоначально Болгарская Церковь была автономной Архиепископией в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии, однако она пользовалась широкой внутренней автономией и быстро утвердилась и окрепла» [292].

 Первым архиепископом автономной Церкви был св. Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским Патриархом Игнатием.

 Таким образом, 4 марта 870 г. явилось фактически днем рождения Болгарской Православной Церкви. С этого времени было положено начало церковно–административному устройству Болгарской Церкви. Болгария была разделена на несколько епархий, которые постепенно, с расширением границ государства возрастали в количественном отношении.

 

 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия:

 

период расцвета славянской письменности

 

 св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления своей национальной Церкви. Большое содействие его миссионерско–просветительному труду оказали ученики святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия – святые Климент, Наум, Горазд и другие. «Победа и утверждение дела Кирилла и Мефодия в Болгарии, откуда его результаты распространились и на другие страны, – говорят современные болгарские исследователи, – тесно связаны с деятельностью их учеников, нашедших в Болгарии широкое поле деятельности после их изгнания из Моравии» [293]. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны св. князя и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с неменьшим успехом продолжался и во время правления Симеона (893–927), сына св. Бориса. Сам князь Симеон принимал деятельное участие в тогдашнем литературном движении. Так, по его указанию был составлен сборник «Златоструй», состоящий из переводов творений святителя Иоанна Златоуста, призывающего человека жить по–христиански и исполнять свои религиозные обязанности. При нем же была переработана для болгарских нужд византийская эклога – «Закон судный людям». Работа эта имела главным образом правовое значение [294].

 

 4. Обстоятельства установления автокефалии и возведения Болгарской Церкви в ранг Патриархата

 

 В X столетии Болгарская Православная Церковь уже играла важную роль не только в духовном росте своих членов, но и в возвышении степени могущества самой державы. Церковь способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию. Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону нанести в 917 г. сокрушительный удар византийским войскам, значительно расширить пределы своих владений и объявить себя после этого «царем болгар и ромеев». Последние обстоятельства явились важной предпосылкой к провозглашению автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведению ее в ранг Патриархата, что и произошло около 919 г. на Церковно–Народном Соборе в Преславе. Константинополь вначале не признал этих новшеств и лишь 28 октября 927 г. болгарский царь Петр (927 – 969) заключил с Византией мирный договор, согласно которому Петр был признан царем, а глава Церкви – архиепископ Доростольский Дамиан – Патриархом [295]. Отсюда 28 октября 927 г. и считается началом болгарского патриаршества. Позднее, впрочем, в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно после того как восточная Болгария при сыновьях царя Петра (Борисе II и Романе) была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать и после неблагоприятных для Болгарии политических обстоятельств, изменяя лишь по требованию условий политического существования своего народа местопребывание патриаршей кафедры: со времени Петра она находилась в Доростоле (ныне Силистра), после покорения предбалканской Болгарии Цимисхием перенесена была в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и наконец в Охриду – столицу западного болгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 – 1014).

 

 5. Охридская Архиепископия

 

 В 1018–1019 гг. византийский император Василий II Болгаро–бойца, завоевав Болгарию, признал автокефалию Болгарской Церкви, хотя и лишил ее патриаршего ранга, низведя до Архиепископия [296].

 К тому же Архиепископы Охридские (после кончины Первого и последнего Архиепископа болгарина Иоанна), а вскоре и епископы, назначаемые теперь указом императора, были греки, и поэтому немногие из них заботливо относились к своей болгарской пастве. Таков был, например, Архиепископ Феофилакт, оставивший после себя в числе многих литературных трудов. «Благовестник», свидетельствующий о его архипастырской ревности и попечении об окормляемой им пастве.

 В тесной связи с византийскими завоеваниями стоит возникновение и распространение в Болгарии ереси богомильской, явившейся своеобразным протестом против угнетения. Окружающую человека действительность богомилы понимали дуалистически. (См. подробнее о них в «Краткой истории болгарской философской мысли». М., 1977. С. 49 – 57, а также в труде Д. Ангелова «Богомильство в Болгарии». М.: ИЛ, 1954. 214 с. Перевод с болгарского.).

 В XIV столетии в Болгарии получили распространение еретические учения адамитов (учили о равенстве всех людей, но иллюстрировали эту идею весьма своеобразно–один из ее проповедников, некий Лазарь, ходил по улицам Тырнова в «костюме» Адама), жидовствующих (осмеивали почитание Христа Спасителя, православную веру и проч.), варлаамитов (учили, что Божественный свет на Фаворе сотворен, отрицали иконопочитание).

 Ереси эти были осуждены на церковных Соборах в Тырнове в 1350 и 1360 годах [297].

 Хотя для первой Болгарской Патриархии и наступил закат, тем не менее Охридская Архиепископия, явившаяся законной наследницей Патриархата, стремилась продолжить его церковную миссию. Ее пастыри не прекращали совершение богослужений на славянском языке, содействовали сохранению и развитию славянской письменности, всеми возможными силами поддерживали и воспитывали патриотический дух среди своей паствы. Истинные чада Архиепископии считали ее средоточием духовной жизни покоренного болгарского народа и правомерной носительницей славы Болгарской Патриархии как во времена византийского гнета, так и после завоевания всего Балканского полуострова турками вплоть до 16 января 1767 г., когда в связи с проведением Константинопольской Патриархией политики централизации Архиепископия была подчинена Константинополю на правах Преспанской митрополии [298]. Именно в пределах Охридской Архиепископии – в Македонии – в XVIII веке зародились первые проблески болгарского возрождения. А в XIX столетии память о недавно упраздненной Охридской Архиепископии вдохновляла верных чад Болгарии на борьбу за восстановление независимости своей Церкви.

 

 6. Тырновский Патриархат

 

 Почти два века болгарский народ находился под греческим игом. В 1185–1186 гг. братья Петр и Асень организовали восстание против византийского владычества и освободили Дунайскую Болгарию. В пределах восстановленного Второго Болгарского царства была организована независимая Церковь во главе с Архиепископом. Резиденцией предстоятеля Церкви стала столица Тырнов.

 Первый Тырновский Архиепископ Василий не был признан Константинопольским Патриархом. Но вскоре Тырновская Архиепископия настолько упрочила свое положение, что встал вопрос не только о признании ее как самостоятельной Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это произошло в 1235 г. после заключения болгарским царем Иоанном Асенем II с никейским императором Иоанном Дукой военного союза против Константинопольской латинской империи. Одним из условий данного договора было признание Тырновского Архиепископа Патриархом. В силу договора в том же году был созван церковный собор в городе Лампсаке (на восточном берегу Мраморного моря), который под председательством Константинопольского Патриарха Германа II, при участии множества архиереев, архимандритов и монахов греческих и болгарских признал «незабвенно и неотъемлемо» патриаршее достоинство за Тырновским «Архиепископом Иоакимом, мужем благоговейным и святым, просиявшим добродетельным и постническим житием». С решением собора согласились все восточные Патриархи, приславшие своему собрату «рукописание своего свидетельства».

 Необходимо здесь же отметить, что Тырновская Патриархия явилась не новой Поместной Церковью, а, как и Охридская Архиепископия, ветвью прежней Болгарской Патриархии, ее законной продолжательницей.

 Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет – со дня признания ее в Лампсаке до покорения Болгарии турками (1235–1393). За эти годы она достигла полного расцвета своих духовных сил и оставила церковной истории имена своих славных предстоятелей. Например Тырновский Патриарх св. Иоаким I, выдающийся подвижник Афона и пещерских монастырей на берегу Дуная, а в патриаршем служении прославившийся доступностью и милосердием. Другой Тырновский Патриарх Игнатий известен своей стойкостью и твердостью в православной вере во время Лионской унии (1274) Константинополя с католическим Римом. Но самой светлой личностью этого периода бесспорно является святитель Евфимий (с 1375 г.), имевший несчастье пережить падение своего царства. Это был ревностнейший архипастырь, все свои силы отдавший на благо родной Церкви, своего народа. Особенно много он потрудился в деле исправления богослужебных книг, за это его иногда называют болгарским Никоном. Патриарх Евфимий создал около себя целую школу писателей из болгар, сербов и русских и сам оставил несколько сочинений, состоящих из жизнеописаний болгарских святых, похвальных слов и посланий. В бедственную войну болгар с турками (1393) он, в связи с отсутствием царя, находившегося на полях битвы, был правителем и опорой бедствующего народа. Святитель показал высокий пример патриотизма, смело отправился в лагерь турок просить их о пощаде народа. Сам. турецкий полководец был изумлен таким подвигом Патриарха, принял его довольно ласково и отпустил с миром. Но после взятия Тырнова турки приговорили Евфимия к обезглавливанию, затем приговор заменили пожизненной ссылкой во Фракию. Год кончины доблестного иерарха неизвестен. В народе о нем сохранилась память как о национальном герое и благодетеле страны. Болгарская Церковь причислила его к лику святых [299].

 С падением Второго Болгарского царства Тырновская кафедра вскоре была подчинена ведению Константинопольской Патриархии на правах митрополии. Таким образом, вместе с утратой политической свободы похоронена была и автокефалия Тырновской Патриархии. «Удар по политической независимости Болгарии, – свидетельствует современный болгарский историк Жак Натан, – являлся одновременно ударом по церковной независимости болгарского народа» [300]. Средоточием духовной жизни болгар осталась лишь Охридская Архиепископия, находившаяся под тяжелым игом греков–фанариотов. В 1767 г. и она прекратила свое существование. Болгары остались без своего духовного центра, вверенные попечению нежелательной для них греческой иерархии.

 

 7. Церковь во время турецкого господства на Балканах:

 

тяжесть духовного и политического гнета; борьба болгар за церковно–национальную независимость; усиление этой борьбы в XIX веке; греко–болгарская схизма

 

 Турецкое господство подвергло тяжелым испытаниям религиозную, культурную и экономическую жизнь балканских народов, в том числе и болгар. Начались систематические попытки со стороны греческого высшего духовенства эллинизировать Болгарскую Церковь. «Целые века стенал измученный народ под двойным – политическим и духовным–иностранным гнетом, – пишет митрополит Стара–Загорский Панкратий, – но несмотря на все выпавшие на долю народа невзгоды и страдания, пламень его веры и патриотизма не погас. Он поддерживался священной памятью о славном историческом прошлом родины и питался твердой уверенностью, что настанет пора, когда «дед Иван» – братский русский народ – поможет освобождению болгарской земли» [301].

 Духовное и политическое рабство не смогло опустошить сердца болгарских людей. В самый тяжелый момент их жизни явился вдохновенный сын своего народа и его благочестия – преподобный иеромонах Паисий Хилендарский (1722–1798), основоположник болгарского возрождения; Родился он в Самоковском приходе и в возрасте 23 лет отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Такого же рода материалы он собирал во время поездок по стране в качестве монастырского проповедника и проводника паломников, стремившихся посетить Святую Гору. В 1762 г. преподобный Паисий написал «Историю славяно–болгарскую о народах, и о царях, и о святых болгарских», в которой привел факты минувшей славы болгарского народа как предмет достойный памятования и подражания. «Он понимал, – пишет академик Петр Динеков, – что в тот момент болгарскому народу больше всего нужна была книга его истории, о его славном прошлом. Он пришел к выводу, что эта книга не должна быть обычным историческим трудом, не должна спокойно и бесстрастно излагать исторические события, перечислять факты и имена. Это должна быть книга, которая будет оказывать сильное воздействие, резко разграничивать положительное от отрицательного, давать оценку историческим событиям, осуждать и разоблачать, непосредственно обращаться к читателю» [302]. Именно этой книгой преподобный Паисий хотел пробудить национальное самосознание болгар, напомнить им, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена и одновременно укрепить веру народа в светлое будущее, поднять его на борьбу и с греками, и с турками. С подобной же целью ученик преподобного Паисия епископ Вра чанский Софроний (1739–1813) издал на новоболгарском языке «Собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого языка».

 С этого времени болгары поднялись на решительную борьбу за свою церковную и национальную независимость. Эта борьба, продолжавшаяся несколько десятилетий, охватила всю порабощенную Болгарию и сплотила воедино народные силы сопротивления. «Борьба за независимую Церковь, – говорит Жак Натан, – стала поистине народной борьбой, в которой принимал участие весь народ – крестьяне, ремесленники, что придавало движению действительно массовый характер» [303]. Стали открываться школы, печататься книги. Церковно–национальные деятели начали настойчивее доказывать право болгар на восстановление автокефалии своей Церкви, даже в ранге Патриархата, на том историческом основании, что получение этого права они добились еще в X веке, что почти восемь веков просуществовала независимая Болгарская Церковь в Охриде, что прославившаяся своим святителем Евфимием Тырновская Патриархия продолжала сиять в душах верующих болгар благодатным светом и духовно согревать их сердца.

 Острые формы приняло проявление церковно–национальной борьбы в 1820 г. в г. Враце. Злоупотребления епископа–грека Мефодия побудили врачанских жителей отказаться от уплаты ему «владычнины». Во главе движения стал местный купец Д. X. Тошов, желавший заменить Мефодия епископом–болгарином. Борьба затихла лишь после того, как Тошов, по проискам греков, был схвачен и вывезен из Врацы. «Это, – пишет проф. П.Ников, – были первые выступления против греческого духовенства в Болгарии, когда появились требования о замене греческих архиереев болгарскими. Церковное движение было вызвано в основном алчностью и злоупотреблениями представителей Патриархии» [304].

 В конце 20–х и в 30–е годы XIX столетия, когда было образовано самостоятельное греческое королевство, эллинизаторские тенденции греческого духовенства в Болгарии заметно усилились. Но в то же время, в связи с успешной для России русско–турецкой войной (1828–1829), усилился и рост болгарского национального самосознания и церковного движения. Укрепившиеся тогда же связи болгар с Россией, в духовных академиях которой стали с 1838 г. обучаться болгарские иноки, способствовали появлению образованных монахов–болгар, которые в значительно большей степени соответствовали требованиям епископского служения, чем менее образованные греческие кандидаты.

 Важным моментом в истории церковно–национального освобождения болгар явились события 1840 г. Паства Тырновской епархии, доведенная до крайнего состояния насилием местного митрополита–грека Панарета, – человека грубого, необразованного, в прошлом циркового борца, – обратилась в Константинополь с просьбой о его удалении из Тырнова. Турецкое правительство поддержало эту просьбу. В связи с этим представители тырновской паствы предложили на вакантное место одного из поборников болгарского возрождения – архимандрита Хилендарского монастыря Неофита Возвели. Хотя турецкое правительство не возражало против этой кандидатуры, Патриархия сумела добиться назначения на митрополию грека, по имени также Неофит. Архимандрит Возвели был определен при нем лишь в чине протосингела, а вскоре, интригами своего митрополита, был сослан на трехлетний срок на Афон. Там он написал острый памфлет против греческого духовенства: «Просвещенный европеец, полуумершая мать–Болгария и сын Болгарии». В памфлете мать–Болгария, оплакивая жалкое положение своих детей, спрашивает: кто виноват в этом. Сын ее называет среди виновников греков, считающих себя избранным народом [305]. Отбыв ссылку, архимандрит Неофит Возвели не прекратил своей церковно–национальной деятельности. Вернувшись в Константинополь, он сблизился здесь с постриженником Хилендарской обители отцом Иларионом Стояновичем. Образовавшаяся в Константинополе большая «болгарская православная община, – свидетельствует проф. И. Н. Шабатин, – поручила оо. Илариону и Неофиту ходатайствовать … об открытии в Константинополе болгарского приходского храма», а также «о направлении в епархии, населенные болгарами, архиереев болгарской национальности». По приказанию Патриарха оба ходатая были высланы «в Хилендар в монастырскую тюрьму. Неофит там и скончался, Илариону же удалось, благодаря энергичной защите русского правительства, выйти на свободу. В октябре 1849 г. в турецкой столице была освящена болгарская церковь, в которой Патриарх разрешил служить и проповедовать на славянском и болгарском языках. Вскоре церковь эта стала центром болгарского национально–освободительного движения. В 1858 г. для этой церкви был поставлен специальный архиерей Иларион (Стоянович) с титулом епископа Макариопольского» [306].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.084 с.)