Коллизии Лермонтовской драматургии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллизии Лермонтовской драматургии.



В своих драматических произведениях, как и в лирике, Лермонтов сосредоточивал внимание на самых существенных противоречиях русской общественной жизни конца 1820 — начала 1830-х годов, периода реакции и общественного упадка, последовавшего за разгромом декабристского движения. Напряженные раздумья о народе, томившемся в крепостном рабстве, о пустоте жизни дворянского общества, страстный протест против всякого проявления социального зла и насилия над человеком — таково главное идейное содержание и лирики, и драматургии Лермонтова. «Маскарад» – драма Лермонтова (1835–1836), вершина его драматургии. Герой драмы Арбенин наделён мятежным духом, умом, сильной волей и средствами. Но, будучи связанным с великосветским обществом рождением и воспитанием, он напрасно стремится обрести независимость и свободу. Он живёт по законам этого общества и, пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, совершает убийство своей жены (подмешал яд в мороженое) и сошёл с ума.Он любил жену, но слухи ползли, пятнали его честь. Убив жену, он узнал, что она не виновата. Конфликт поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной (женушкой). Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком стар» В драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя. Лермонтов презирал светское общество. Картину нравов дворянского общества Лермонтов нарисовал в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, – говорит Арбенин, – все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

Печорин как герой своего времени, как литературный характер и как герой «нашего времени».

Этот герой очень странный. Странность в том, что он не деятельный. Традиционность представления о герое:

Герой должен ясно понимать, в какую сторону нужно двигаться, какой ели добиваться. Он представляет свою страну и родину. Такой герой всегда наделен целостностью. И это определяет его поведение.

Но Печорин принципиально нецельный. Он говорит, что в нем живет 2 человека: 1 живет,а другой мыслит и судит его. Эта раздвоенность – черта печоринского хар-ра. Эта нецельность и демонстрируется читателю: юношеские черты и старческое понимание жизни. Жизнь для него – открытая книга, и он прочитал ее уже. Печорину с Вернером вместе скучно. «Они видят через 3 оболочки». Княжну Мэри он видит насквозь. Но Лермонтов сталкивает Печорина с событиями в жизни, ктр он не может понять. В опред. момент он узнает всю глубину чувств Мэри, и эта глубина – то, что он изначально не знал в ней.

Основа нецельности - рефлексия (изречений, напр. на самого себя). Рефлексия парализует действие, мешает поступкам. В 30-е гг герой – Гамлет («Быть или не быть?»). Рефлексия говорит о размытости ориентиров человека, он потерян, не различает добро и зло.

Другой аспект – Печорин оказался героем своего времени. Это время с точки зрения Лермонтова не героическое, где подлинное слово заменено ложным, нет проявлений чувств, желаний. Поэтому в этом времени Печорин – герой. Герой не зависит от времени, а Печорину выпала судьба жить во времени и зависеть от него, подчиняться ему. Но он хочет умереть, как Байрон и Ал. Македонский. А они умерли героической смертью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.004 с.)