Основные темы лирики Пушкина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные темы лирики Пушкина.



Пушкин прежде всего — выразитель передовых для своего века взглядов, певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде «Вольность», написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение «Деревня», в котором благодаря приему противопоставления ярко и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Именуя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком барстве», которое «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души, и у него срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!». Его пламенное желание — увидеть «народ неугнетенный» и взошедшую над страной «прекрасную зарю свободы просвещенной». Тема свободы, борьбы, счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его «Сказки», стихотворения «В Сибирь», «Арион» и т.д.

Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому замечательному чувству — дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья, которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:

И, признаюсь, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья,

Где ум кипит, где в мыслях волен я.

Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским друзьям из ссылки «19 октября 1827 года». Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин». Сначала его стихи носят романтический характер, например, стихотворение «К морю». В нем звучит речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его сердцу красоту родной природы. Как замечательны его картинки осени, зима в «Евгении Онегине», описания замечательной крымской природы в «Бахчисарайском фонтане»! Всем знакомы его стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Туча», «Вновь я посетил» и другие.

стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть. Пушкин, его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит так безнадежно:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, который так гармонирует с тем чувством, которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихотворениях: «Кто знает край, где небо блещет», «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти основные темы лирики поэта отчетливы и в его романтических поэмах, цикле произведений о Петре I, в его поэме «Полтава» и повестях Белкина, романе «Евгений Онегин» и трагедии «Борис Годунов».

3. Проблема счастья в "Повестях Белкина" и "Маленьких трагедиях".

Видение истории и ее трактовка у Пушкина непосредственно связаны с категориями счастья и смерти. Все исторические деятели, поэты, художники, правители, обычные люди — творцы истории — никто не избежал смерти, но после них остается память, легенды, притчи, летописи, документы, историче-ские факты, которые и сохраняют «сюжеты» для создания произведений. Тоже происходит и с категорией счастья: исторические истории любви, за-воевания государств и народов, легенды об этом тоже продолжают жизнь в различных исторических источниках.

Отношение самого Пушкина к категориям счастья и смерти было неод-нозначным. И связано оно с его религиозными взглядами и отношением к церкви. Хотя в юности Пушкин отдал дань увлечению античной философией гедонизма, со временем он понял и оценил историческое значение христиан-ства. Основной смысл христианства Пушкин видел в гуманизации человече-ского общества. Ценность «Божественного Евангелия», по его мнению, со-стоит не только в его мудрости, не только в кротости духа и простоте сердца, но и прежде всего в духе любви к ближним. Познакомившись с нравами и жестокими обычаями кавказских горцев, Пушкин пришел к заключению о важности миссионерской деятельности, которая могла бы приобщить их к христианским ценностям.

Воля Провидения и случай проявляются и в «Повестях Белкина». В «Барышне-крестьянке» Пушкин обыгрывает ситуацию шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта», но вместо трагедии все заканчивается благополучно. В «Метели», где, как и в некоторых других произведениях Пушкина, метель является образом иррациональной стихии, однако присутствует счастливая развязка: то, что казалось Марье Гавриловне ужасным недоразумением, обернулось счастливым браком.

То же самое происходит и в «Станционном смотрителе». Мрачные предположения Самсона Вырина, основанные на его жизненном опыте и библейской истории о блудном сыне, не оправдываются: Дуня выходит за-муж за любимого человека, богатого офицера Минского, и становится счаст-ливой женой и матерью.

Из этого можно сделать вывод, что Пушкин безоговорочно верил в ра-зумность Божественного миропорядка. Однако пушкинское миропонимание и в этом вопросе нередко отличается от христианского. Дело не только в том, что он был суеверен и верил в приметы и вещие сны. У Пушкина, который не был склонен к мистицизму и отличался ясным и трезвым умом, мы встреча-емся, как указывалось выше, с элементами фантастики: материализацией ду-хов и общением живых людей с мертвыми.

Внимательно относясь к категории Судьбы, Пушкин создает два типа отношения героев к ней: играющие с судьбой, жаждущие предельной полно-ты жизни, а значит, свободные; и расчетливые, самоуверенные вступающие в поединок с судьбой, но обреченные на гибель, так как подчинили себя со-мнительным, «неподвижным идеям». К первой категории можно отнести Дон Гуана («Каменный гость»), Вальсингама («Пир во время чумы»), мечтающих о разрушении преград, ограничений человеческих возможностей, ко второй – Германна («Пиковая дама») и Сальери («Моцарт и Сальери»), безысходность и бесцельность существования которых побуждали не дорожить жизнью и обмануть судьбу, такие герои у Пушкина обычно терпят поражение. Можно играть с судьбой, искушая ее, в надежде убедиться, что она помнит о тебе, но нельзя подчинить себе судьбу.

Итак, можно сказать, что в системе взглядов Пушкина категории сча-стья и смерти неоднозначны. В разные периоды жизненного пути он вос-принимал их по- разному. Это напрямую зависело от его отношения к жизни и к церкви, к Богу. Он был и сторонником церкви, и не следовал её канонам. Все это отражалось в его творчестве, в его героях и тех жизненных ситуаци-ях, в которые Пушкин их ставил.

Одними из наиболее важных для поэтики «Маленьких трагедий» и «По-вестей Белкина» являются мотивы счастья и смерти, которые проходят через все произведения этих циклов.

Исследователи этих циклов по-разному трактовали проявление в них мотивов счастья и смерти. Так, В.А. Луков, В.И. Соловьёв, Н.В. Беляк, М.Н. Виролайнен рассматривают мотивы счастья и смерти как способ объ-единения трагедий в цикл. Например, в трагедии «Скупой рыцарь» В.А. Лу-ков отмечает, что мотив смерти показан через финальную сцену поиска клю-чей: «Ключи, которые Барон воспринимает как символ власти над жизнью, несут в себе смерть. Они отпирают и запирают сундуки, в которых лежит по-хороненное золото. Пушкин отказывает золоту во власти над временем». Барон представляет свое бессмертие «в вечном рыцарском служении своему золотому богу, в его вечной охране». Потому и безысходность, фатальность характеризуют первую «маленькую трагедию» Пушкина. Вторая трагедия «Моцарт и Сальери» имеет в композиции цикла важное значение, т.к. высту-пает в нём как «первая ступень в победе над смертью». Мотив счастья здесь связан, по мнению В.А. Лукова, с фигурой Моцарта, т.к. Моцарт-гений и он счастлив, это и является основной причиной зависти Сальери. Он желал убить не человека Моцарта, а гений Моцарта. Но после смерти Моцарт ста-новиться бессмертным, «гениальное искусство есть путь в бессмертие».

Более высокой ступенью в цикле оказывается третья трагедия «Камен-ный гость». Счастье и любовь здесь неотделимы друг от друга, т.к. герои об-ретают счастье в любви. Несмотря на то, что смерть становиться преградой на пути любви, она не может победить любовь, следовательно, и счастье. В последней трагедии «Пир во время чумы» герои борются за жизнь, каждый по-своему, стремятся к одной цели – преодолеть смерть и страх перед ней. «Пир во время чумы» заключает основную, общую идею всего цикла – смерть можно победить. Так, В.И. Соловьев говорит о гимне Вальсингама: «Сокровенный смысл песни Вальсингама в надежде на смерть, на то, что смерть – залог бессмертия». Для бытова-ния мотивов счастья и смерти характерна их связь с судьбой и Случаем, не-понимание героями тех жизненных условий, в которые они попадают, связь мотивов с силами разъединения и эгоизма, а так же с мотивом страсти, кото-рым охвачены многие герои циклов.

4. История и судьба: «Капитанская дочка» и «Борис Годунов».

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина как поэта и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как “Песнь о вещем Олеге”, “Бородинская годовщина”, “Полтава”, “Медный всадник”, “Борис Годунов”, “История Пугачева” и, конечно же, “Капитанская дочка”. В драме “Борис Годунов” Пушкин обращается к иной эпохе, эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытаний для России. Драма “Борис Годунов” — в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба — и царь Борис, и Раскольников — совершают преступления, оправдывая себя “благими намерениями”, забывая, что именно ими вымощена дорога в ад. “Капитанская дочка” — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. “Капитанскую дочку” автор написал, работая над “Историей Пугачева” — документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но “Капитанская дочка” — это романтическое произведение. В “Капитанской дочке” Пушкин впервые разработал новый эпический жанр — жанр исторической повести, исторического романа. “Капитанская дочка” является началом русской исторической прозы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.007 с.)