Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные темы лирики Пушкина.
Пушкин прежде всего — выразитель передовых для своего века взглядов, певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде «Вольность», написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы: Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение «Деревня», в котором благодаря приему противопоставления ярко и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Именуя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком барстве», которое «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души, и у него срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!». Его пламенное желание — увидеть «народ неугнетенный» и взошедшую над страной «прекрасную зарю свободы просвещенной». Тема свободы, борьбы, счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его «Сказки», стихотворения «В Сибирь», «Арион» и т.д. Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому замечательному чувству — дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья, которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей: И, признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья, Где ум кипит, где в мыслях волен я. Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским друзьям из ссылки «19 октября 1827 года». Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин». Сначала его стихи носят романтический характер, например, стихотворение «К морю». В нем звучит речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его сердцу красоту родной природы. Как замечательны его картинки осени, зима в «Евгении Онегине», описания замечательной крымской природы в «Бахчисарайском фонтане»! Всем знакомы его стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Туча», «Вновь я посетил» и другие.
стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть. Пушкин, его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит так безнадежно: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, который так гармонирует с тем чувством, которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихотворениях: «Кто знает край, где небо блещет», «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти основные темы лирики поэта отчетливы и в его романтических поэмах, цикле произведений о Петре I, в его поэме «Полтава» и повестях Белкина, романе «Евгений Онегин» и трагедии «Борис Годунов». 3. Проблема счастья в "Повестях Белкина" и "Маленьких трагедиях". Видение истории и ее трактовка у Пушкина непосредственно связаны с категориями счастья и смерти. Все исторические деятели, поэты, художники, правители, обычные люди — творцы истории — никто не избежал смерти, но после них остается память, легенды, притчи, летописи, документы, историче-ские факты, которые и сохраняют «сюжеты» для создания произведений. Тоже происходит и с категорией счастья: исторические истории любви, за-воевания государств и народов, легенды об этом тоже продолжают жизнь в различных исторических источниках.
Отношение самого Пушкина к категориям счастья и смерти было неод-нозначным. И связано оно с его религиозными взглядами и отношением к церкви. Хотя в юности Пушкин отдал дань увлечению античной философией гедонизма, со временем он понял и оценил историческое значение христиан-ства. Основной смысл христианства Пушкин видел в гуманизации человече-ского общества. Ценность «Божественного Евангелия», по его мнению, со-стоит не только в его мудрости, не только в кротости духа и простоте сердца, но и прежде всего в духе любви к ближним. Познакомившись с нравами и жестокими обычаями кавказских горцев, Пушкин пришел к заключению о важности миссионерской деятельности, которая могла бы приобщить их к христианским ценностям. Воля Провидения и случай проявляются и в «Повестях Белкина». В «Барышне-крестьянке» Пушкин обыгрывает ситуацию шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта», но вместо трагедии все заканчивается благополучно. В «Метели», где, как и в некоторых других произведениях Пушкина, метель является образом иррациональной стихии, однако присутствует счастливая развязка: то, что казалось Марье Гавриловне ужасным недоразумением, обернулось счастливым браком. То же самое происходит и в «Станционном смотрителе». Мрачные предположения Самсона Вырина, основанные на его жизненном опыте и библейской истории о блудном сыне, не оправдываются: Дуня выходит за-муж за любимого человека, богатого офицера Минского, и становится счаст-ливой женой и матерью. Из этого можно сделать вывод, что Пушкин безоговорочно верил в ра-зумность Божественного миропорядка. Однако пушкинское миропонимание и в этом вопросе нередко отличается от христианского. Дело не только в том, что он был суеверен и верил в приметы и вещие сны. У Пушкина, который не был склонен к мистицизму и отличался ясным и трезвым умом, мы встреча-емся, как указывалось выше, с элементами фантастики: материализацией ду-хов и общением живых людей с мертвыми. Внимательно относясь к категории Судьбы, Пушкин создает два типа отношения героев к ней: играющие с судьбой, жаждущие предельной полно-ты жизни, а значит, свободные; и расчетливые, самоуверенные вступающие в поединок с судьбой, но обреченные на гибель, так как подчинили себя со-мнительным, «неподвижным идеям». К первой категории можно отнести Дон Гуана («Каменный гость»), Вальсингама («Пир во время чумы»), мечтающих о разрушении преград, ограничений человеческих возможностей, ко второй – Германна («Пиковая дама») и Сальери («Моцарт и Сальери»), безысходность и бесцельность существования которых побуждали не дорожить жизнью и обмануть судьбу, такие герои у Пушкина обычно терпят поражение. Можно играть с судьбой, искушая ее, в надежде убедиться, что она помнит о тебе, но нельзя подчинить себе судьбу. Итак, можно сказать, что в системе взглядов Пушкина категории сча-стья и смерти неоднозначны. В разные периоды жизненного пути он вос-принимал их по- разному. Это напрямую зависело от его отношения к жизни и к церкви, к Богу. Он был и сторонником церкви, и не следовал её канонам. Все это отражалось в его творчестве, в его героях и тех жизненных ситуаци-ях, в которые Пушкин их ставил.
Одними из наиболее важных для поэтики «Маленьких трагедий» и «По-вестей Белкина» являются мотивы счастья и смерти, которые проходят через все произведения этих циклов. Исследователи этих циклов по-разному трактовали проявление в них мотивов счастья и смерти. Так, В.А. Луков, В.И. Соловьёв, Н.В. Беляк, М.Н. Виролайнен рассматривают мотивы счастья и смерти как способ объ-единения трагедий в цикл. Например, в трагедии «Скупой рыцарь» В.А. Лу-ков отмечает, что мотив смерти показан через финальную сцену поиска клю-чей: «Ключи, которые Барон воспринимает как символ власти над жизнью, несут в себе смерть. Они отпирают и запирают сундуки, в которых лежит по-хороненное золото. Пушкин отказывает золоту во власти над временем». Барон представляет свое бессмертие «в вечном рыцарском служении своему золотому богу, в его вечной охране». Потому и безысходность, фатальность характеризуют первую «маленькую трагедию» Пушкина. Вторая трагедия «Моцарт и Сальери» имеет в композиции цикла важное значение, т.к. высту-пает в нём как «первая ступень в победе над смертью». Мотив счастья здесь связан, по мнению В.А. Лукова, с фигурой Моцарта, т.к. Моцарт-гений и он счастлив, это и является основной причиной зависти Сальери. Он желал убить не человека Моцарта, а гений Моцарта. Но после смерти Моцарт ста-новиться бессмертным, «гениальное искусство есть путь в бессмертие». Более высокой ступенью в цикле оказывается третья трагедия «Камен-ный гость». Счастье и любовь здесь неотделимы друг от друга, т.к. герои об-ретают счастье в любви. Несмотря на то, что смерть становиться преградой на пути любви, она не может победить любовь, следовательно, и счастье. В последней трагедии «Пир во время чумы» герои борются за жизнь, каждый по-своему, стремятся к одной цели – преодолеть смерть и страх перед ней. «Пир во время чумы» заключает основную, общую идею всего цикла – смерть можно победить. Так, В.И. Соловьев говорит о гимне Вальсингама: «Сокровенный смысл песни Вальсингама в надежде на смерть, на то, что смерть – залог бессмертия». Для бытова-ния мотивов счастья и смерти характерна их связь с судьбой и Случаем, не-понимание героями тех жизненных условий, в которые они попадают, связь мотивов с силами разъединения и эгоизма, а так же с мотивом страсти, кото-рым охвачены многие герои циклов. 4. История и судьба: «Капитанская дочка» и «Борис Годунов». Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина как поэта и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как “Песнь о вещем Олеге”, “Бородинская годовщина”, “Полтава”, “Медный всадник”, “Борис Годунов”, “История Пугачева” и, конечно же, “Капитанская дочка”. В драме “Борис Годунов” Пушкин обращается к иной эпохе, эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытаний для России. Драма “Борис Годунов” — в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба — и царь Борис, и Раскольников — совершают преступления, оправдывая себя “благими намерениями”, забывая, что именно ими вымощена дорога в ад. “Капитанская дочка” — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. “Капитанскую дочку” автор написал, работая над “Историей Пугачева” — документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но “Капитанская дочка” — это романтическое произведение. В “Капитанской дочке” Пушкин впервые разработал новый эпический жанр — жанр исторической повести, исторического романа. “Капитанская дочка” является началом русской исторической прозы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.007 с.) |