Пушкин и его эпоха: человек - судьба - история. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пушкин и его эпоха: человек - судьба - история.



Пушкин и его эпоха: человек - судьба - история.

Особенности эпохи - это время войны 1812 года. Россия обретает тяжёлый политический вес. Война сплотила русских людей, пробудила национальное самосознание. Именно в это время русские гордились тем, что они русские. Особую роль играло слово "отечество". Люди эпохи жили с желанием служить отечеству, посвятить ему жизнь. "Мой друг, отчизне посвятим, души прекрасные порывы" (К Чадаееву) Вот один из примеров преданности русского народа своей отчизне в русской литературе. Пушкин - создатель самобытной русской литературы. В этом и состоит ценность Пушкина. Вместе с самозознанием формируется и русский человек, и русская литератураю. В эпоху Пушкина появляется новый тип людей - декабристы. Их особенность - жить яркой, целеустремлённой жизнью. Чтобы их жизнь приносила пользу отечеству. Декабристы были воспитаны идеями Пушкина: "всемогущество разума", "орудие разума - слово". Декабристы уповали на слово, как орудие политической борьбы. Цель сего времени просвящать "тёмные умы". Цель декабристов - создавать общественное мнение. В это же время возникает понятие "гласность". В лицее Пушкина учили - "крепостное право - позор", "все люди равны и т.п." Пушкин стремился быть справедливым. Для эпохи характерно сочетание несочетаемых вещей. Сочетаются разные системы ценностей - во время классиизма появляется сентиментализм, романтизм... Поражение декабристов показало всем, что слово бессильно перед чем-либо другим. Например, жизнью, как таковой. Пушкин смотрит на вещи не так, как его друзья-декабристы. Самая главная черта, присущая его "поэту" - независимость. Пушкин считал, что соразмерность и сообразность - вот на чём должен быть основан мир.

Лермонтов и его поколение.координаты существования лермонтовского «я»

Несколько более младший современник Лермонтова, писатель Аполлон Григорьев, вспоминал, что это была «эпоха, над которой нависла тяжелой тучей другая, ей предшествующая... эпоха, когда журчали еще, носясь в воздухе, стихи Пушкина и ароматом наполняли воздух...», когда «с какой-то лихорадочностью произносилось имя «лорд Байрон...», а иногда «несколько других, еще более отверженных имен (имена декабристов.— Т. И.), какой-то ужас овладевал кругом молодых людей и вместе что-то страшно соблазнительное, неодолимо влекущее было в этом ужасе... Соблазн, страшный соблазн носился в воздухе...». Подраставшее поколение «жадно хотело жизни, страстей, борьбы и страданий». К этому поколению относился Лермонтов. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Этот вопрос глубоко волновал Лермонтова.Взгляд поэта на своё поколения отражается в произведениях «Дума» и «Монолог», ну,помните,еще «Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно»? это из стиха «Дума».Большинство стихов Лермонтова зрелого периода связано единой тематикой: в центре их – анализ современного общества и его психологии.Поэт изображает современное ему поколение как внутренне опустошенное,зараженное духовной апатией,утратившее жизненное предназначение.Это поколение «лишних людей», его удел – состариться в бездействии. «Дума» имеет 2 смысловых центра- «Я»(поэт) и «поколение».В то же время «поколение» охарактеризовано как «наше»,то есть поэт является частью общества,которое осуждает,вершит суд над самим собой. Но «я» не полностью поглащено,в нем есть непримеримость и непокорность,конфликт возникает не тока между Я и поколением,но и внутри самого Я.

Поэзия А.А. Фета.

1840 г. – первый сборник стихов Фета. 1856 – 3-й сборник. 1856 – последний сборник.

Фет – поэт «чистого искусства». Таким он вошёл в историю России. В своём творчестве, Фет, сознательно противостоял господствующему демократическому направлению. Афанасий Фет стремился сохранить в стихах естественность духовных движений. Фет не признавал равенства искусства и обыденной жизни. Особое место в творчестве Фета занимает природа. Лирика природы представляется поэту всемогущей непонятной силой, которая одухотворяет сущность человека на Земле. В лирике поэта иллюстрируется связь мира поэта и мира человека. Эту оригинальность отметил Н. Скатов: «Оригинальность Фета в очеловечивании природы и человека.» Фет утверждал, что мир природы прекрасен в противоположность житейскому миру. В ссвоих произведениях, Фет старался приобщить читателя к стихийным началам природной жизни. Фет утверждал: «Мир во всех частях равно прекрасен. Красота разлита повсюду!» Скорее всего, именно поэтому в лирике Фета так много восторга, восхищения над природными явлениями.

«Вечер»

Запечатлена реальная картина природы в вечернее время. Лирический герой – зоркий созерцатель, способный вглядываться, вслушиваться и улавливать едва видимое, слышимое. Стихотворение можно отнести к импрессионизму. В стихотворении описывается лишь силуэт вечерней природы.

«Заря прощается с землёй…»

Картина природы не статична. Передача динамики меняется в зависимости от состояния природы. Таинственный переход природы из одного состояния в другое вызывает ощущение магии. Как будто всё в природе имеет двойную жизнь: деревья, растения…

«Светл и душист твой роскошный венок»

Одно из стихотворений, относящихся к любовной лирике. Лирический герой переживает состояние упоительного блаженства. Образ любимой вызывает восторг, счастливое состояние.

«Шёпот, робкое дыхзание»

В стихотворении нет ни одного глагола. Условные реалии передают чувство и состояние человека. Предметы рисуются не в полном объёме. Обозначена лишь условная фиксация предметов. Стихотворение передаёт трепет влюблённых, вместе проведших ночь и теперь встречающих рассвет.

Роман Гончаров Обломов

Характеристика Обломова. Дом Обломова. Знакомство с героем. Обломов и его бытовое окружение. Самый знаменитый гончаровский роман начинается словами: «В Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов».Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя, Обломова. Перед нами один из многих тысяч населения огромного уже тогда города. Задается тон повествования – неторопливый, эпически-плавный. Сон обломова Сон помогает нам понять характер персонажа, предсказать дальнейшую судьбу или раскрыть философские раздумья автора. Так и Обломов не просто дремлет. Сон рисует нам идеал героя. Но идеал не абстрактный: он когда-то был воплощен в родительском доме, в Обломовке. Поэтому сон есть в то же время воспоминание счастливого детства, оно видится сквозь призму взволнованного умиления (особенно образ покойной матушки). Однако и этот идеал, и это воспоминание более реальны для Обломова, чем настоящее. Заснув печальным сном, «тревожимый» жизненными заботами в чужом для него Петербурге, Илья Ильич проснулся семилетним мальчиком – «ему легко, весело». Герой Гончарова телесно присутствует в столице, но его душа здесь сворачивается, мертвеет. Духовно персонаж все еще живет в родной Обломовке. Даже время по-иному течет в Обломовке. «Они вели счет времени по праздникам, по временам года <...>, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа. Может быть, это происходило оттого, что <…> все путали и названия месяцев, и порядок чисел». Линейному течению событий – от числа к числу, от события к событию – они предпочитали круговое, или циклическое, время по сезонам года, по повторяющимся церковным праздникам. И в этом залог всеобщей стабильности. Образ Штольца в романе Гончарова "Обломов".Чтобы углубить черты Обломова, необходимо было противопоставить ему контрастный характер современного деятеля. Ну а в русской жизни таких пока было мало: «…Выставив рядом русского же как образец энергии, знания, труда <…> впал бы в противоречие с самим собою». Как персонаж и характер, Штольц остался русскому читателю далек и непонятен. Непонятна его активность, любовь к труду, стремление учиться. Патриархальному взлелеиванию Илюши контрастно противопоставлена система европейского воспитания, которое получил Андрей Штольц в доме немца-управляющего. В чем задача такого воспитания? «Когда сын его воротился из университета, – рассказывает Гончаров о юности Андрея, – и прожил месяца три дома, отец сказал, что делать ему в Верхлеве больше нечего <…>. А отчего нужно ему в Петербург, почему не мог он остаться в Верхлеве и помогать управлять имением, – об этом старик не спрашивал себя; он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. И он отослал сына – таков обычай в Германии». Таков обычай вообще в Европе, где подросший человек сразу выпархивает из семейного гнезда и знает, что дальше в жизни может надеяться только на себя. Ольга и Агафья в романе Гончарова "Обломов. Ольга – героиня нового времени. Музыка соединяет Обломова и Ольгу еще до личной встречи. Но одной свободы мало: необходимы богатые духовные задатки. «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! – с восхищением восклицает автор. Понятно, что подобная девушка не пользуется успехом в лицемерном светском обществе – «зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки. <…> Говорила она мало, и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись. Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил ее» Главное в новой женщине – стремление к равенству с мужчиной. Ну а равенства быть не может без равного уровня образованности. «Зачем нас не учат этому? – с задумчивой досадой говорила она, иногда с жадностью, урывками, слушая разговор о чем-нибудь, что привыкли считать ненужным женщине», от «двойных звезд» до «школ живописи». В этом вопросе – крик души современной ей женщины, обреченной ограничить свой кругозор узкими рамками семьи и «пристойных» девушке знаний. Скоро русские девушки начнут бегать из дому, доводя до отчаяния родителей. Будут венчаться фиктивным браком, чтобы иметь возможность учиться... Скоро, скоро появятся женские курсы и другие учебные заведения. Но это случится уже ближе к шестидесятым годам. Так что Ольга опередила свое время.Появляется Агафья Матвеевна еще в конце первой части под безликим определением «хозяйка», кстати и некстати одолевая Обломова заботами о рубашках, пирогах, платках и прочем. Но лишь с уходом со сцены Ольги писатель раскрывает нам душу второй главной героини. На самом деле душой этой, на первый взгляд, недалекой женщины, овладевает любовь. Как все ценное и вечное в мире, она происходит медленно и внешне незаметно: «Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил с прибавкой <…> волканических взрывов – все это совершалось <…> в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал этого».Малограмотная чиновница сумела оценить в «барстве» лучшие черты Обломова – доброту, внутреннее достоинство, независимость. А оценив, посвятила себя преданному служению. Их совместная жизнь удивительно напоминает картину, которую начертала во время последнего свидания Ольга Ильинская: «…С тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом масленицы, ездить в гости, <…> не думать ни о чем; ложились бы спать и благодарили Бога, что день скоро прошел, а утром просыпались бы с желанием, чтоб сегодня походило на вчера». Ольга предупреждает: «Разве это жизнь? Я зачахну, умру... за что, Илья?» Этой жизнью начала жить Агафья Матвеевна – и «лицо ее постоянно высказывало <…> счастье, полное, удовлетворенное…»

Драматургия Островского

Островский создавал свои пьесы в сознательном противоборстве с выдуманным миром охранительно-романтичной мелодрамы и плоским зубоскальством натуралистического псевдореалистического водевиля. Его пьесы коренным образом обновили театральный репертуар, внесли в него демократическое начало и круто повернули артистов к актуальным проблемам действительности, к реализму. Островский замечал: «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии - для всего народа... Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать». Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были жизненно и психологически достоверны. Без этого они могли потерять свою художественную убедительность. Противоречие между естественным законом жизни и уродующим душу человека неумолимым законом быта определяет драматическое действие, из которого возникали различные виды финальных решений - от комически-утешительных до беспросветно-трагических. Непримиримое противоречие естественного закона и законов быта раскрывается на различном характерологическом уровне - в поэтической сказке «Снегурочка», в комедии «Лес», в хронике «Тушино», в социальных драмах «Бесприданница», «Гроза» и т.д. В зависимости от этого меняется содержание и характер финала. Центральные персонажи активно не приемлют законов быта. "Гроза" стала переломным произведением в творчестве Островского. Он отходит от своих москвитянинских убеждений и в полной мере использует средства и метод критического реализма. Как уже было сказано, в драматургию Островского приходит "тревожное начало". Основным становится изображение трагедии личностного начала, рождающегося в патриархальном мире, в котором этому личному, индивидуальному нет места. Основой трагедии становится трагедия личная, трагедия Катерины. Личное начало, которое возникает как антагонист всего патриархального, ещё не умеет высказать общественно-политической трагедией, поэтому обретает форму любви. Сама Катерина чувствует это неясно: "Лезет мне в голову мечта какая-то". Все же этот процесс неизбежен, она добавляет: "И никуда я от неё не уйду". Это противоборство ярко показано всей пьесой, все герои здесь словно разделены на два лагеря: людей старых и новых. Самодурство, деспотизм одних и смелость, решительность других ярко выражены с одной стороны в образах Дикого, Кабанихи, с другой - Варвары, Кулигина. Есть и почти нейтральные персонажи, вроде Бориса Григорьевича - умного, образованного…но недостаточно сильного, чтобы сорвать с себя цепи, наложенные обществом и, прежде всего, его дядей, купцом Диким. Бесприданницы - явление типическое для того времени. Драматическое напряжение нарастает в связи с внутренним противоречием Ларисы Огудаловой. Рожденная в благородной фамилии, она лишена состояния. Брошенная выгодным, видным женихом - Паратовым, она вынуждена искать себе новую пару. В силу прямоту её характера, многие богатые кавалеры, которые могли бы составить ей пару по крайней мере приличную, отваживаются от дома её матери - потому что Лариса не стесняясь говорит правду в глаза. Последний, кто несмотря на три года унижений, готов выйти за неё - Карандышев(по авторскому комментарию, небогатый чиновник).Истинное осознание приходит к Ларисе лишь в последний момент, когда она соглашается с Карандышевым: Смерть Ларисы неслучайна - она ищет её и находит. В отличие от той же Катерины, она ещё не успела примириться с собой, лихорадочно ищет пути к спасению…но случайный, в запале, выстрел Карандышева куда лучше всего того, на что она была готова - деньги для неё не являются определяющим фактором, мужа она должна по крайней мере уважать…но прежде всего, уважать себя. А.Н. Островский умело использовал язык, многие языковые средства, но прежде всего - символику.

Пушкин и его эпоха: человек - судьба - история.

Особенности эпохи - это время войны 1812 года. Россия обретает тяжёлый политический вес. Война сплотила русских людей, пробудила национальное самосознание. Именно в это время русские гордились тем, что они русские. Особую роль играло слово "отечество". Люди эпохи жили с желанием служить отечеству, посвятить ему жизнь. "Мой друг, отчизне посвятим, души прекрасные порывы" (К Чадаееву) Вот один из примеров преданности русского народа своей отчизне в русской литературе. Пушкин - создатель самобытной русской литературы. В этом и состоит ценность Пушкина. Вместе с самозознанием формируется и русский человек, и русская литератураю. В эпоху Пушкина появляется новый тип людей - декабристы. Их особенность - жить яркой, целеустремлённой жизнью. Чтобы их жизнь приносила пользу отечеству. Декабристы были воспитаны идеями Пушкина: "всемогущество разума", "орудие разума - слово". Декабристы уповали на слово, как орудие политической борьбы. Цель сего времени просвящать "тёмные умы". Цель декабристов - создавать общественное мнение. В это же время возникает понятие "гласность". В лицее Пушкина учили - "крепостное право - позор", "все люди равны и т.п." Пушкин стремился быть справедливым. Для эпохи характерно сочетание несочетаемых вещей. Сочетаются разные системы ценностей - во время классиизма появляется сентиментализм, романтизм... Поражение декабристов показало всем, что слово бессильно перед чем-либо другим. Например, жизнью, как таковой. Пушкин смотрит на вещи не так, как его друзья-декабристы. Самая главная черта, присущая его "поэту" - независимость. Пушкин считал, что соразмерность и сообразность - вот на чём должен быть основан мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.009 с.)