Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Охрана труда в Российской Федерации – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально‑экономические, организационно‑технические, санитарно‑гигиенические, лечебно‑профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК). Охрана труда как институт трудового права – совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, а также на оздоровление и улучшение условий труда. В условиях становления в России рыночной экономики вопросы охраны труда приобретают особую значимость. Применение наемного труда в различных организационно‑правовых формах и структурах, в том числе основанных на частной и коллективной собственности, создает опасность пренебрежения требованиями охраны и безопасности труда, сокращения вложений средств именно в эту область. Сегодняшняя жизнь подтверждает, что многие предприятия и предприниматели в погоне за прибылью и высокими доходами не вкладывают средства даже в развитие производства, не говоря уже о мероприятиях по улучшению условий труда и его охране. Тем самым создается реальная угроза жизни и здоровью работников и нарушается их конституционное право на труд в условиях безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции). Свидетельством этого являются тревожные данные о состоянии охраны труда на предприятиях и в организациях и росте несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. С учетом сложившейся ситуации в последние годы усилилось внимание государства к вопросам охраны труда работников. Об этом свидетельствует множество новых законодательных актов в области охраны труда и значительное усиление государственного надзора и контроля за охраной труда. Правовое регулирование охраны труда осуществляется: • гл. 33–36 (ст. 209–231) Трудового кодекса; • Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181‑ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.); • рядом других законодательных актов. Помимо правовых актов общего значения государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве специальных актов, разрабатываемых и утверждаемых различными федеральными органами исполнительной власти. К ним относятся: межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда, отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, государственные санитарно‑эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила), гигиенические нормативы, санитарные нормы и др.
Все указанные правила и нормативы предварительно рассматриваются и согласовываются с соответствующими профсоюзными органами. Утверждаются они сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока, т. е. все они должны периодически пересматриваться. Все они имеют обязательную силу для работодателей, независимо от формы собственности и организационно‑правовой формы. Наряду с нормами, устанавливаемыми централизованно, преследующими цель ввести своеобразный «государственный стандарт» уровня охраны труда, все большее значение в условиях рыночной экономики приобретают акты локального правотворчества на самих предприятиях – коллективные договоры и соглашения, в которых предусматриваются мероприятия по улучшению условий труда работников, по экологической безопасности и охране здоровья работающих. В ст. 210 ТК и в ст. 4 Закона «Об основах охраны труда в РФ» сформулированы основные направления государственной политики в области охраны труда. Они включают в себя: • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; • неукоснительное выполнение всех нормативных актов в области охраны труда; • государственное управление охраной труда; • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; • содействие общественному контролю за охраной труда; • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда и разработку (внедрение) безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников и др. Реализация указанных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления, работодателей, а также профсоюзных органов и иных представительных органов по вопросам охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда осуществляется за счет средств бюджетов (РФ, субъектов РФ и местных), а также за счет внебюджетных источников. Оно может осуществляться в установленном порядке за счет средств, полученных от штрафов, взыскиваемых за нарушения трудового законодательства, а также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Кроме того, ст. 226 ТК предусматривает обязанности всех организаций, независимо от организационно‑правовых форм (кроме казенных предприятий и федеральных учреждений), финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда путем выделения на эти цели не менее 0,1 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.007 с.) |