Государственный и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда



 

В условиях формирования рыночной экономики должен усиливаться контроль государства за соблюдением трудового законодательства, за охраной жизни и здоровья людей в процессе труда.

В соответствии со ст. 352 ТК способами защиты государством трудовых прав и законных интересов работников являются:

• государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

• защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляют органы прокуратуры РФ.

Государственный надзор и контроль, а также контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно‑правовых форм, а также на работодателей – физических лиц.

Законодательством определена система и компетенция органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда.

Основным контролирующим органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354–365 ТК и Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 (ред. от 08.01.2003 г.).

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых распространяется трудовое законодательство.

Деятельность органов Федеральной инспекции труда и их должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК).

Основными задачами инспекции являются:

• обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

• обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

• обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;

• доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие нормативных актов.

Надзор и контроль осуществляют государственные инспекторы труда (правовые и по охране труда) и иные должностные лица инспекции. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами и федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 357 ТК, п. 9, 10 Положения о Федеральной инспекции труда государственные инспекторы труда имеют право: в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно‑правовой формы, осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда, получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников; привлекать к административной ответственности в виде штрафа виновных в нарушении законодательства о труде и правил охраны труда; передавать материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности; предъявлять иски в суде и т. д.

Государственные инспекторы по охране труда, кроме того, имеют право: расследовать несчастные случаи; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники; запрещать производство и использование средств индивидуальной защиты; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, до их устранения; отстранять от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности и т. д.

Важным с точки зрения оперативной защиты трудовых прав работников является положение, содержащееся в ст. 357 ТК. Предусмотрено, что в случае обращения профсоюзной организации, работника или иного лица в инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению трудовых споров (за исключением исков, принятых судом или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушений законодательства имеет право выдать работодателю предписание об устранении нарушения или восстановлении нарушенного права (в том числе о восстановлении на работе), подлежащее обязательному исполнению. Работодатель вправе обжаловать предписание в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения.

Кроме Федеральной инспекции труда имеются другие специальные государственные органы и инспекции, которые осуществляют: государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК) и государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК), государственный санитарно‑эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК), государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369 ТК) и др.

Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирована в законе. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по вопросам, относящимся к их компетенции, требовать от работодателей предоставления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям, давать предписания об устранении нарушений, в установленном порядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой ответственности и т. д.

В целях проверки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда проводится государственная экспертиза условий труда. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 (ред. от 01.02.2005 г.). Экспертиза может проводиться по запросам органов надзора и контроля за состоянием охраны труда, судебных органов, работодателей, профессиональных союзов. Экспертизе подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда в соответствии со ст. 370 ТК осуществляют профессиональные союзы, имеющие право создавать в этих целях правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда вправе: контролировать соблюдение работодателями законодательства о труде и правил по охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда; участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также проводить самостоятельное расследование; получать необходимую информацию от работодателей и других должностных лиц; предъявлять работодателям требования о приостановлении работ в случае угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям предписания об устранении выявленных нарушений, обязательные для рассмотрения; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; обращаться в правоохранительные органы с требованием о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательства об охране труда и т. д.

Законодательством определена система контроля за охраной труда, которая должна действовать на предприятиях и в организациях. В соответствии со ст. 217 ТК в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку. При численности 100 и менее работников решение о создании такой службы принимает работодатель. Если служба не создается и нет специалиста по охране труда, работодатель должен заключить договор со специалистами или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда.

В организациях по инициативе работодателя или работников или их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетных началах входят представители работодателя, профсоюза или иных уполномоченных работниками органов. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду. Комиссия организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организует проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информирует работников о результатах проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда (ст. 218 ТК).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.007 с.)