Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные гарантии, основы социально-экономической политикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поправки, относящиеся к этой группе, сосредоточены преимущественно в статьях Конституции РФ, регулирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами и устанавливающих полномочия Правительства РФ. Согласно новой ст. 75.1 Конституции РФ в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Статья 75 Конституции дополнена нормами, посвящёнными основам социальной политики государства. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. Согласно новой редакции п. "е" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования. В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи; сохранение и укрепление общественного здоровья; создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции). Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи (п. 1 ст. 132 Конституции).
Нормы, определяющие важнейшие направления и цели социально-экономической, культурной, экологической политики государства, устанавливающие дополнительные социальные гарантии и обязательства государства перед гражданами, включены и в ст. 114 Конституции РФ, определяющую полномочия Правительства РФ. К новым полномочиям Правительства Российской Федерации относятся: - обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды; - обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала; - обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни; - осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики; - осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности; - содействие развитию предпринимательства и частной инициативы; - обеспечение реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; - осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным; - создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Вопросы организации и функционирования публичной власти
3.1. Федеративное устройство и общие требования к организации публичной власти
В первую очередь остановимся на изменениях из данного раздела, относящихся к вопросам государственно-территориального устройства Российской Федерации. Часть 1 ст. 67 Конституции РФ, определяющая состав территории Российской Федерации, дополняется нормой, согласно которой на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом. Закон не раскрывает цели и принципы создания таких территорий. В практике многих других федеративных государств статусом федеральной территории, не входящей в состав субъектов федерации, нередко наделяется столица государства. Зачастую таким статусом наделяются малонаселённые регионы, не обладающие потенциалом для создания на их территории полноценного субъекта федерации и по каким-либо причинам (например, географическая отдалённость) не включенные в состав других субъектов. Федеральные территории могут также образовываться для размещения объектов военной инфраструктуры: полигонов, военных баз и т. п. Часть 2 ст. 70 Конституции, согласно которой столицей Российской Федерации является город Москва, дополнена положением о том, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом. В результате принятия данной нормы размещение Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в Санкт-Петербурге, ранее предусмотренное лишь соответствующими федеральными конституционными законами, получило обоснование и на уровне Конституции РФ.
Уточняются вопросы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами. К федеральному ведению (ст. 71), в дополнение к уже имеющемуся перечню, отнесены вопросы организации публичной власти, научно-технологического развития, установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных, метрологическая служба. Отметим, что все эти сферы и ранее регулировались на федеральном уровне. Представляется, что их включение в текст конституции призвано не только устранить существующие пробелы в её тексте, но и подчеркнуть важность данных сфер общественной жизни для современного государства. Несколько формулировок из перечня предметов федерального ведения изложены в новой редакции, более точно отражающей их содержание. Так, вместо формулировки "информация и связь" появилась формулировка "информационные технологии и связь", а вместо "деятельности в космосе" - "космическая деятельность". Пункт "т" ст. 71, относящий к предметам ведения Федерации федеральную государственную службу, дополнен новым положением. Теперь к ведению Российской Федерации относится также установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Появление этой нормы также связано с повышенным вниманием государства к вопросам обеспечения законности и национальной безопасности, борьбы с коррупцией и злоупотреблениями властью. Данной теме посвящён ряд новелл и в других статьях Конституции (ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81). Статья 72 Конституции РФ, устанавливающая перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, также существенно дополнена. В этот перечень дополнительно включены сельское хозяйство и вопросы молодежной политики. В пункт "ж" ч. 1 ст. 72 включена развёрнутая формулировка вопросов здравоохранения, координация которых отнесена к совместному ведению. Теперь в тексте основного закона прямо указывается, что они включают обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, причём этот перечень не является исчерпывающим. В отдельный пункт "ж.1" выделены вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Здесь же говорится о защите института брака как союза мужчины и женщины. Значение данной нормы в системе конституционно-правового регулирования, безусловно, выходит за пределы проблематики разграничения предметов ведения. По сути дела, она определяет одну из базовых мировоззренческих ценностей, лежащих в основе нашего общества и государства - традиционную семью.
Статьи 77 и 78 Конституции РФ дополнены нормами, устанавливающими требования и ограничения для руководителей органов государственной власти. Так, согласно новому п. 3 ст. 77 высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий следующим требованиям: - достигший 30 лет, - постоянно проживающий в Российской Федерации, - не имеющий гражданства иностранного государства, - не имеющий вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Федерации. Аналогичные требования и ограничения, за исключением требования постоянного проживания в Российской Федерации, установлены новым пунктом 5 ст. 78 Конституции для руководителей федеральных государственных органов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.007 с.) |