Социальные гарантии, основы социально-экономической политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные гарантии, основы социально-экономической политики



 

Поправки, относящиеся к этой группе, сосредоточены преимущественно в статьях Конституции РФ, регулирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами и устанавливающих полномочия Правительства РФ.

Согласно новой ст. 75.1 Конституции РФ в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Статья 75 Конституции дополнена нормами, посвящёнными основам социальной политики государства.

Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Согласно новой редакции п. "е" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования. В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи; сохранение и укрепление общественного здоровья; создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции). Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи (п. 1 ст. 132 Конституции).

 

Нормы, определяющие важнейшие направления и цели социально-экономической, культурной, экологической политики государства, устанавливающие дополнительные социальные гарантии и обязательства государства перед гражданами, включены и в ст. 114 Конституции РФ, определяющую полномочия Правительства РФ.

К новым полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:

- обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

- обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала;

- обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

- осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики;

- осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

- содействие развитию предпринимательства и частной инициативы;

- обеспечение реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

- создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

 

Вопросы организации и функционирования публичной власти

 

3.1. Федеративное устройство и общие требования к организации публичной власти

 

В первую очередь остановимся на изменениях из данного раздела, относящихся к вопросам государственно-территориального устройства Российской Федерации. Часть 1 ст. 67 Конституции РФ, определяющая состав территории Российской Федерации, дополняется нормой, согласно которой на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом. Закон не раскрывает цели и принципы создания таких территорий. В практике многих других федеративных государств статусом федеральной территории, не входящей в состав субъектов федерации, нередко наделяется столица государства. Зачастую таким статусом наделяются малонаселённые регионы, не обладающие потенциалом для создания на их территории полноценного субъекта федерации и по каким-либо причинам (например, географическая отдалённость) не включенные в состав других субъектов. Федеральные территории могут также образовываться для размещения объектов военной инфраструктуры: полигонов, военных баз и т. п.

Часть 2 ст. 70 Конституции, согласно которой столицей Российской Федерации является город Москва, дополнена положением о том, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом. В результате принятия данной нормы размещение Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в Санкт-Петербурге, ранее предусмотренное лишь соответствующими федеральными конституционными законами, получило обоснование и на уровне Конституции РФ.

 

Уточняются вопросы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами. К федеральному ведению (ст. 71), в дополнение к уже имеющемуся перечню, отнесены вопросы организации публичной власти, научно-технологического развития, установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных, метрологическая служба. Отметим, что все эти сферы и ранее регулировались на федеральном уровне. Представляется, что их включение в текст конституции призвано не только устранить существующие пробелы в её тексте, но и подчеркнуть важность данных сфер общественной жизни для современного государства.

Несколько формулировок из перечня предметов федерального ведения изложены в новой редакции, более точно отражающей их содержание. Так, вместо формулировки "информация и связь" появилась формулировка "информационные технологии и связь", а вместо "деятельности в космосе" - "космическая деятельность".

Пункт "т" ст. 71, относящий к предметам ведения Федерации федеральную государственную службу, дополнен новым положением. Теперь к ведению Российской Федерации относится также установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Появление этой нормы также связано с повышенным вниманием государства к вопросам обеспечения законности и национальной безопасности, борьбы с коррупцией и злоупотреблениями властью. Данной теме посвящён ряд новелл и в других статьях Конституции (ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81).

Статья 72 Конституции РФ, устанавливающая перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, также существенно дополнена. В этот перечень дополнительно включены сельское хозяйство и вопросы молодежной политики.

В пункт "ж" ч. 1 ст. 72 включена развёрнутая формулировка вопросов здравоохранения, координация которых отнесена к совместному ведению. Теперь в тексте основного закона прямо указывается, что они включают обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, причём этот перечень не является исчерпывающим.

В отдельный пункт "ж.1" выделены вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Здесь же говорится о защите института брака как союза мужчины и женщины. Значение данной нормы в системе конституционно-правового регулирования, безусловно, выходит за пределы проблематики разграничения предметов ведения. По сути дела, она определяет одну из базовых мировоззренческих ценностей, лежащих в основе нашего общества и государства - традиционную семью.

 

Статьи 77 и 78 Конституции РФ дополнены нормами, устанавливающими требования и ограничения для руководителей органов государственной власти. Так, согласно новому п. 3 ст. 77 высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий следующим требованиям:

- достигший 30 лет,

- постоянно проживающий в Российской Федерации,

- не имеющий гражданства иностранного государства,

- не имеющий вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Федерации.

Аналогичные требования и ограничения, за исключением требования постоянного проживания в Российской Федерации, установлены новым пунктом 5 ст. 78 Конституции для руководителей федеральных государственных органов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.012 с.)