Президент Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент Российской Федерации



 

3.2.1. Избрание, требования, гарантии

 

Основная часть поправок, относящихся к вопросам организации и функционирования публичной власти, посвящена полномочиям, порядку формирования и деятельности высших органов государственной власти. Ключевое место в этой системе занимает Президент РФ.

Для Президента Российской Федерации вводятся дополнительные требования и ограничения. В новой редакции ч. 2 ст. 81 Конституции увеличен срок постоянного проживания в Российской Федерации, необходимый гражданину России для избрания Президентом - теперь он составляет 25 лет (ранее - 10 лет). Введены новые требования: теперь Президентом РФ может быть избран гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства. Это требование не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на такой территории. Эта оговорка позволяет избираться на должность Президента РФ жителям Крыма.

Кандидат в Президенты не должен иметь и вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Введено более жёсткое ограничение на количество сроков, в течение которых гражданин вправе занимать должность Президента РФ: если ранее одно и то же лицо не могло занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд, то есть было вправе вновь занять эту должность после перерыва, то новая редакция п. 3 ст. 81 Конституции РФ допускает занятие должности Президента одним и тем же лицом не более двух сроков без всяких оговорок.

Вместе с тем частью 3.1 ст. 81 Конституции РФ и частью 6 ст. 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" специально оговаривается, что это ограничение применяется к лицу, занимающему или ранее занимавшему должность Президента РФ без учёта предыдущих президентских сроков. Указанные лица вправе выдвигаться кандидатами в Президенты РФ дважды после вступления в силу поправок к Конституции.

Конституция дополнена нормами, устанавливающими гарантии бывшему Президенту Российской Федерации. В силу новой ст. 92.1 Президент, срок полномочий которого истёк либо завершился досрочно по причине его отставки или стойкой неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью. Иные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом. Гарантий для Президента, отрешённого от должности, Конституция не предусматривает.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в том же порядке, в котором осуществляется отрешение от должности действующего Президента (ст. 93 Конституции РФ). Соответствующие поправки внесены в ст. 93, а также в ст.ст. 102 и 103, определяющие полномочия Государственной Думы и Совета Федерации.

 

Полномочия Президента РФ

 

Существенным изменениям подверглись статьи Конституции РФ, устанавливающие полномочия Президента РФ. В ст. 80, определяющую правовой статус Президента РФ как главы государства и формулирующую его полномочия в наиболее общем виде, добавлена норма о том, что Президент поддерживает гражданский мир и согласие в стране. Пункт "б" ст. 83 и ч. 1 ст 110 Конституции наделяют Президента РФ полномочиями по общему руководству Правительством РФ и, соответственно, всей системой исполнительной власти. Напомним, что до принятия рассматриваемых поправок Конституция определяла Президента исключительно как главу государства, не относящегося ни к одной из традиционных ветвей власти.

Наибольшее количество изменений внесено в ст. 83 Конституции. Основная часть этих изменений связана с новым порядком формирования Правительства РФ и, соответственно, с изменившейся ролью Президента в этом процессе (п.п. "а-б.1", "в.1", "д", "д.1" ст. 83). Более подробно об этих изменениях рассказывается в разделе "Правительство Российской Федерации, исполнительная власть".

 

Существенные изменения в полномочиях Президента РФ связаны с обновлённым порядком формирования судебных и правоохранительных органов.

Уточнения внесены в пункт "е", определяющий полномочия Президента РФ в сфере формирования органов судебной власти. Теперь в данном пункте, наряду с представлением Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, упоминается и о представлении кандидатур на должности председателей и заместителей председателя этих судов. Наряду с назначением судей других федеральных судов оговорены полномочия Президента по назначению председателей этих судов и их заместителей. Впрочем, здесь стоит отметить, что данными полномочиями Президент РФ наделён ранее федеральными конституционными законами, регулирующими организацию судебной системы.

Статья дополнена пунктом "е.3", позволяющим Президенту вносить в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателей, заместителей председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

В соответствии с новой редакцией пункта "е.1" Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей (ранее Президент представлял кандидатов на эти должности и вносил представление об освобождении, а назначение и освобождение от должности осуществлял Совет Федерации), а также прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров (раньше эти прокуроры назначались и освобождались от должности Президентом без консультаций с Советом Федерации).

 

На основании пункта "е.4" Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты а Государственной Думе - кандидатуры заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа её аудиторов. Здесь стоит напомнить, что до настоящего времени Председатель Счётной палаты назначался Государственной Думой, а его заместитель - Советом Федерации.

 

Дополнена статья 83 и пунктом "е.5", наделяющим Президента РФ полномочиями формировать Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом. Таким образом, Государственный Совет, функционирующий в настоящее время на основании Указа Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 "О Государственном совете Российской Федерации" как совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства, получил конституционное закрепление своего места в системе государственных органов.

В новой, развёрнутой редакции изложены пункты "ж" и "и" статьи 83, наделяющие Президента полномочиями по формированию Совета Безопасности и Администрацию Президента Российской Федерации. Теперь Конституция указывает, что Совет Безопасности Российской Федерации формируется в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз, а цель формирования Администрации Президента - содействие реализации его полномочий. Ранее функции этих органов на конституционном уровне не были определены.

 

Отметим также, что новой редакцией Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности любого рассматриваемого Федеральным Собранием законопроекта, принятого Федеральным Собранием и подлежащего подписанию федерального закона и федерального конституционного закона, а также закона субъекта федерации до его обнародования (ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, п.п. "а", "в" ч. 5.1 ст. 125).

 

Законодательная власть

 

Состав и порядок формирования палат Федерального Собрания

 

Существенным изменениям подверглись нормы Конституции РФ, определяющие состав и порядок формирования Совета Федерации. В первую очередь следует обратить внимание на новое наименование членов Совета Федерации - теперь они именуются сенаторами Российской Федерации (ч.ч. 2-6 ст. 95, а также ч. 2 ст. 82, ч. 2 ст. 93, ч. 3 ст. 97, ч. 1 ст. 98, ч. 3 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Тем самым неофициальное название, давно укоренившееся в разговорной речи и лексиконе средств массовой информации, стало официальным конституционно-правовым термином. В то же время сам Совет Федерации именоваться Сенатом не стал. Очевидно, это связано с тем, что название "Совет Федерации" упоминается в ст. 11 Конституции, входящей в не подлежащую изменениям главу 1 "Основы конституционного строя".

Изменения внесены и в состав лиц, входящих в Совет Федерации (ч. 2 ст. 95 Конституции). Теперь, наряду с двумя представителями от каждого субъекта федерации, в состав верхней палаты могут быть назначены до 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом (до настоящего времени Президент был вправе назначить членов Совета Федерации в количестве до 10 процентов от представителей регионов, т.е. не более 15 человек, впрочем, на практике это право ни разу не использовалось), причём до 7 из них могут быть назначены пожизненно (ранее пожизненных членов Совета Федерации не было). Согласно ч. 5 ст. 95 Конституции пожизненными сенаторами могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Остальные сенаторы, представляющие Российскую Федерацию, назначаются сроком на 6 лет (ч. 6 ст. 95).

В соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 95 пожизненным сенатором становится также Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно ушедший в отставку. При этом бывший Президент вправе отказаться от полномочий сенатора.

Часть 3 ст. 95 устанавливает процедурное правило, согласно которому общее число сенаторов Российской Федерации, исходя из которого определяются итоги голосования (ч. 2 ст. 93, ч. 3 ст. 102, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108 Конституции), определяется по следующей формуле: установленное число представителей от субъектов федерации (по 2 от каждого) плюс сенаторы, осуществляющие полномочия в силу п.п. "б" и "в" ч. 2 ст. 95 (т.е. бывшие Президенты и сенаторы, назначенные Президентом). Иначе говоря, для определения кворума учитывается только количество реально назначенных представителей Российской Федерации и входящих в Совет Федерации бывших Президентов РФ.

 

Частью 4 ст. 95 Конституции для сенаторов установлены ограничения, аналогичные ограничениям, предусмотренным для для руководителей государственных органов. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин России, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.

Частью 1 ст. 97 такие же ограничения (за исключением минимального возраста - он по-прежнему составляет 21 год) установлены для депутатов Государственной Думы.

 

Частью 1 ст. 109 и частью 4 ст. 112 Конституции РФ предусмотрено новое основание для роспуска Президентом РФ Государственной Думы: трехкратное отклонение более одной трети кандидатур членов Правительства РФ, подлежащих утверждению Государственной Думой (п. "а.1" ч. 1 ст. 103 Конституции).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.011 с.)