Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные конституционные принципы

Поиск

Вопросы организации и функционирования публичной власти

 

3.1. Федеративное устройство и общие требования к организации публичной власти

 

В первую очередь остановимся на изменениях из данного раздела, относящихся к вопросам государственно-территориального устройства Российской Федерации. Часть 1 ст. 67 Конституции РФ, определяющая состав территории Российской Федерации, дополняется нормой, согласно которой на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом. Закон не раскрывает цели и принципы создания таких территорий. В практике многих других федеративных государств статусом федеральной территории, не входящей в состав субъектов федерации, нередко наделяется столица государства. Зачастую таким статусом наделяются малонаселённые регионы, не обладающие потенциалом для создания на их территории полноценного субъекта федерации и по каким-либо причинам (например, географическая отдалённость) не включенные в состав других субъектов. Федеральные территории могут также образовываться для размещения объектов военной инфраструктуры: полигонов, военных баз и т. п.

Часть 2 ст. 70 Конституции, согласно которой столицей Российской Федерации является город Москва, дополнена положением о том, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом. В результате принятия данной нормы размещение Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в Санкт-Петербурге, ранее предусмотренное лишь соответствующими федеральными конституционными законами, получило обоснование и на уровне Конституции РФ.

 

Уточняются вопросы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами. К федеральному ведению (ст. 71), в дополнение к уже имеющемуся перечню, отнесены вопросы организации публичной власти, научно-технологического развития, установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных, метрологическая служба. Отметим, что все эти сферы и ранее регулировались на федеральном уровне. Представляется, что их включение в текст конституции призвано не только устранить существующие пробелы в её тексте, но и подчеркнуть важность данных сфер общественной жизни для современного государства.

Несколько формулировок из перечня предметов федерального ведения изложены в новой редакции, более точно отражающей их содержание. Так, вместо формулировки "информация и связь" появилась формулировка "информационные технологии и связь", а вместо "деятельности в космосе" - "космическая деятельность".

Пункт "т" ст. 71, относящий к предметам ведения Федерации федеральную государственную службу, дополнен новым положением. Теперь к ведению Российской Федерации относится также установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Появление этой нормы также связано с повышенным вниманием государства к вопросам обеспечения законности и национальной безопасности, борьбы с коррупцией и злоупотреблениями властью. Данной теме посвящён ряд новелл и в других статьях Конституции (ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81).

Статья 72 Конституции РФ, устанавливающая перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, также существенно дополнена. В этот перечень дополнительно включены сельское хозяйство и вопросы молодежной политики.

В пункт "ж" ч. 1 ст. 72 включена развёрнутая формулировка вопросов здравоохранения, координация которых отнесена к совместному ведению. Теперь в тексте основного закона прямо указывается, что они включают обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, причём этот перечень не является исчерпывающим.

В отдельный пункт "ж.1" выделены вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Здесь же говорится о защите института брака как союза мужчины и женщины. Значение данной нормы в системе конституционно-правового регулирования, безусловно, выходит за пределы проблематики разграничения предметов ведения. По сути дела, она определяет одну из базовых мировоззренческих ценностей, лежащих в основе нашего общества и государства - традиционную семью.

 

Статьи 77 и 78 Конституции РФ дополнены нормами, устанавливающими требования и ограничения для руководителей органов государственной власти. Так, согласно новому п. 3 ст. 77 высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий следующим требованиям:

- достигший 30 лет,

- постоянно проживающий в Российской Федерации,

- не имеющий гражданства иностранного государства,

- не имеющий вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Федерации.

Аналогичные требования и ограничения, за исключением требования постоянного проживания в Российской Федерации, установлены новым пунктом 5 ст. 78 Конституции для руководителей федеральных государственных органов.

 

Полномочия Президента РФ

 

Существенным изменениям подверглись статьи Конституции РФ, устанавливающие полномочия Президента РФ. В ст. 80, определяющую правовой статус Президента РФ как главы государства и формулирующую его полномочия в наиболее общем виде, добавлена норма о том, что Президент поддерживает гражданский мир и согласие в стране. Пункт "б" ст. 83 и ч. 1 ст 110 Конституции наделяют Президента РФ полномочиями по общему руководству Правительством РФ и, соответственно, всей системой исполнительной власти. Напомним, что до принятия рассматриваемых поправок Конституция определяла Президента исключительно как главу государства, не относящегося ни к одной из традиционных ветвей власти.

Наибольшее количество изменений внесено в ст. 83 Конституции. Основная часть этих изменений связана с новым порядком формирования Правительства РФ и, соответственно, с изменившейся ролью Президента в этом процессе (п.п. "а-б.1", "в.1", "д", "д.1" ст. 83). Более подробно об этих изменениях рассказывается в разделе "Правительство Российской Федерации, исполнительная власть".

 

Существенные изменения в полномочиях Президента РФ связаны с обновлённым порядком формирования судебных и правоохранительных органов.

Уточнения внесены в пункт "е", определяющий полномочия Президента РФ в сфере формирования органов судебной власти. Теперь в данном пункте, наряду с представлением Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, упоминается и о представлении кандидатур на должности председателей и заместителей председателя этих судов. Наряду с назначением судей других федеральных судов оговорены полномочия Президента по назначению председателей этих судов и их заместителей. Впрочем, здесь стоит отметить, что данными полномочиями Президент РФ наделён ранее федеральными конституционными законами, регулирующими организацию судебной системы.

Статья дополнена пунктом "е.3", позволяющим Президенту вносить в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателей, заместителей председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

В соответствии с новой редакцией пункта "е.1" Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей (ранее Президент представлял кандидатов на эти должности и вносил представление об освобождении, а назначение и освобождение от должности осуществлял Совет Федерации), а также прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров (раньше эти прокуроры назначались и освобождались от должности Президентом без консультаций с Советом Федерации).

 

На основании пункта "е.4" Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты а Государственной Думе - кандидатуры заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа её аудиторов. Здесь стоит напомнить, что до настоящего времени Председатель Счётной палаты назначался Государственной Думой, а его заместитель - Советом Федерации.

 

Дополнена статья 83 и пунктом "е.5", наделяющим Президента РФ полномочиями формировать Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом. Таким образом, Государственный Совет, функционирующий в настоящее время на основании Указа Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 "О Государственном совете Российской Федерации" как совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства, получил конституционное закрепление своего места в системе государственных органов.

В новой, развёрнутой редакции изложены пункты "ж" и "и" статьи 83, наделяющие Президента полномочиями по формированию Совета Безопасности и Администрацию Президента Российской Федерации. Теперь Конституция указывает, что Совет Безопасности Российской Федерации формируется в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз, а цель формирования Администрации Президента - содействие реализации его полномочий. Ранее функции этих органов на конституционном уровне не были определены.

 

Отметим также, что новой редакцией Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности любого рассматриваемого Федеральным Собранием законопроекта, принятого Федеральным Собранием и подлежащего подписанию федерального закона и федерального конституционного закона, а также закона субъекта федерации до его обнародования (ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, п.п. "а", "в" ч. 5.1 ст. 125).

 

Законодательная власть

 

Состав и порядок формирования палат Федерального Собрания

 

Существенным изменениям подверглись нормы Конституции РФ, определяющие состав и порядок формирования Совета Федерации. В первую очередь следует обратить внимание на новое наименование членов Совета Федерации - теперь они именуются сенаторами Российской Федерации (ч.ч. 2-6 ст. 95, а также ч. 2 ст. 82, ч. 2 ст. 93, ч. 3 ст. 97, ч. 1 ст. 98, ч. 3 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Тем самым неофициальное название, давно укоренившееся в разговорной речи и лексиконе средств массовой информации, стало официальным конституционно-правовым термином. В то же время сам Совет Федерации именоваться Сенатом не стал. Очевидно, это связано с тем, что название "Совет Федерации" упоминается в ст. 11 Конституции, входящей в не подлежащую изменениям главу 1 "Основы конституционного строя".

Изменения внесены и в состав лиц, входящих в Совет Федерации (ч. 2 ст. 95 Конституции). Теперь, наряду с двумя представителями от каждого субъекта федерации, в состав верхней палаты могут быть назначены до 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом (до настоящего времени Президент был вправе назначить членов Совета Федерации в количестве до 10 процентов от представителей регионов, т.е. не более 15 человек, впрочем, на практике это право ни разу не использовалось), причём до 7 из них могут быть назначены пожизненно (ранее пожизненных членов Совета Федерации не было). Согласно ч. 5 ст. 95 Конституции пожизненными сенаторами могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Остальные сенаторы, представляющие Российскую Федерацию, назначаются сроком на 6 лет (ч. 6 ст. 95).

В соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 95 пожизненным сенатором становится также Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно ушедший в отставку. При этом бывший Президент вправе отказаться от полномочий сенатора.

Часть 3 ст. 95 устанавливает процедурное правило, согласно которому общее число сенаторов Российской Федерации, исходя из которого определяются итоги голосования (ч. 2 ст. 93, ч. 3 ст. 102, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108 Конституции), определяется по следующей формуле: установленное число представителей от субъектов федерации (по 2 от каждого) плюс сенаторы, осуществляющие полномочия в силу п.п. "б" и "в" ч. 2 ст. 95 (т.е. бывшие Президенты и сенаторы, назначенные Президентом). Иначе говоря, для определения кворума учитывается только количество реально назначенных представителей Российской Федерации и входящих в Совет Федерации бывших Президентов РФ.

 

Частью 4 ст. 95 Конституции для сенаторов установлены ограничения, аналогичные ограничениям, предусмотренным для для руководителей государственных органов. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин России, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.

Частью 1 ст. 97 такие же ограничения (за исключением минимального возраста - он по-прежнему составляет 21 год) установлены для депутатов Государственной Думы.

 

Частью 1 ст. 109 и частью 4 ст. 112 Конституции РФ предусмотрено новое основание для роспуска Президентом РФ Государственной Думы: трехкратное отклонение более одной трети кандидатур членов Правительства РФ, подлежащих утверждению Государственной Думой (п. "а.1" ч. 1 ст. 103 Конституции).

 

Законодательный процесс

 

Важная новелла появилась в конституционном регулировании законодательного процесса.

Пункт "а" новой части 5.1 ст. 125 Конституции наделяет Президента РФ правом обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции, а также законов, принятых палатами Федерального Собрания, но ещё не подписанных Президентом. Соответствующие дополнения внесены также в ч. 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ.

Напомним, что ч. 3 ст. 107 позволяет Президенту РФ отклонить принятый федеральный закон (президентское вето). В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов и депутатов Государственной Думы, Президент обязан в течение семи дней подписать его. В силу ч. 2 ст. 108 Конституции Президент в течение четырнадцати дней обязан подписать принятый федеральный конституционный закон (в отношении федеральных конституционных законов правом вето Президент не обладает).

Теперь названные статьи дополнены нормами, согласно которым Президент в течение названных сроков (семь дней для обычного федерального закона и четырнадцать дней для федерального конституционного закона) вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, который он должен подписать. При этом срок для подписания закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом. Если Конституционный Суд подтвердит конституционность принятого закона, Президент подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом соответствующего решения. Если Конституционный Суд не подтвердит конституционности закона, Президент возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Фактически данными поправками вводится новая стадия законодательного процесса - предварительный конституционный контроль. Нельзя не отметить и определённое расширение полномочий Президента в законодательном процессе. При этом срок для рассмотрения Конституционным Судом президентского запроса Конституция не определяет. Впрочем, полагаем, он будет определён в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации".

 

Полномочия Правительства РФ

 

Существенной правке подверглась ст. 114 Конституции РФ, определяющая компетенцию Правительства. Впрочем, нужно отметить, что в форме новых полномочий Правительства в Конституцию, по сути дела, включены нормы, определяющие важнейшие направления и цели социально-экономической, культурной, экологической политики государства, устанавливающие дополнительные социальные гарантии и обязательства государства перед гражданами и даже нравственные ориентиры общества.

Так, к новым полномочиям Правительства РФ относятся:

- обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

- обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала;

- обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

- осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики;

- осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

- содействие развитию предпринимательства и частной инициативы;

- обеспечение реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

- создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

 

Местное самоуправление

 

Изменения, внесённые в главу 8 "Местное самоуправление", носят концептуальный, можно даже сказать, революционный характер. Дело в том, что при разработке проекта Конституции РФ в 1993 г. за основу была принята концепция самостоятельности местного самоуправления, особой природы местной власти, отличной от власти государственной. В главу 1 "Основы конституционного строя" была включена ст. 12, закрепившая базовый принцип: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Разумеется, в реальности разорвать единую систему управления, в течение многих десятилетий строившуюся и функционировавшую на основе принципа демократического централизма, было невозможно. В связи с этим в ч. 2 ст. 132 Конституции было закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Однако на практике в процессе взаимодействия между органами государственной власти и формально независимыми от них органами местного самоуправления регулярно возникали проблемы, связанные не в последнюю очередь с необходимостью сочетать интересы эффективного управления с одной стороны и самостоятельность местной власти - с другой.

В новой редакции Конституции РФ делается попытка преодолеть это противоречие. Принципиальное значение в связи с этим имеет понятие "публичная власть", введенное в лексикон Конституции законом о поправках. Не случайно оно вынесено в название этого закона. Понятие "публичная власть" объединяет государственную власть и местное самоуправление, подчёркивая общность их правовой и социальной природы, способов формирования и методов деятельности.

В соответствии с новой ч. 3 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Согласно новому п. 1.1 ст. 131 органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Отметим, что ранее государственные органы были не вправе участвовать в формировании органов местного самоуправления, попытки отдельных субъектов федерации вводить подобные практики в своё законодательство решительно пресекались.

Внесен также ряд изменений, связанных с приведением текста Конституции в соответствие с современными реалиями, сложившимися в процессе развития муниципального права за последние четверть века. Так в ст. 131 включено понятие "муниципальное образование", добавлена норма о возможности установления на отдельных территориях, в том числе в городах федерального значения и административных центрах (столицах) субъектов федерации, особенностей осуществления публичной власти.

Особо следует отметить включение в п. 1 ст. 132 Конституции положения о том, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. Заметим, что это единственный из предметов ведения местного самоуправления, удостоившийся отдельного упоминания в тексте Конституции. По сути дела, в данном случае речь идёт о закреплении одной из социальных гарантий, которым в законе о поправках уделено существенное внимание.

 

 

Артем Барсегян,

юрист компании "Гарант"

 

Основные конституционные принципы

 

Первая группа поправок призвана закрепить на конституционном уровне важнейшие принципы, лежащие в основе общества и государства; базовые ценности, определяющие смысл и приоритеты функционирования государства.

Согласно п. 2.1 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

В силу новой ст. 67.1 Конституции Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах; участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство (ч. 2 ст. 67.1).

В новой редакции Конституции существенно уточняется действие принципа приоритета международного права, закрепленного в ч. 4 ст. 15. Этот принцип не отменяется, однако закрепляется верховенство Конституции РФ и невозможность использования международно-правовых норм в целях, не совместимых с принципами российской правовой системы. В силу ст. 79 Конституции РФ решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Вопросы о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации, решаются Конституционным Судом РФ (п. "б" ч. 5.1 ст. 125 Конституции РФ).

Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается (ч. 3 ст. 67.1 Конституции РФ).

Согласно новой ст. 79.1 Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

 

Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (ч. 3 ст. 67.1 Конституции).

Здесь же следует упомянуть п. "ж.1" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

 

Согласно новой редакции п. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством (ч. 4 ст. 68 Конституции).

Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия (ч. 2 ст. 69 Конституции РФ).

Согласно ч. 3 ст. 69 Конституции Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.011 с.)