История И философия науки. Рабочая тетрадь для магистрантов И аспирантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История И философия науки. Рабочая тетрадь для магистрантов И аспирантов



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ Я И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»

(ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ

Методические указания

Учебно-методический комплекс для всех направлений подготовки

  Составители: Яковлева Л.Е., д.ф.н., профессор

                    Ковалева О.В., к.ф.н., доцент

 

Москва

МГУДТ 2015


УДК [ 001:167] (075)

Я 47

 

Я 47 История и философия науки. Рабочая тетрадь для магистрантов и аспирантов: методические указания. /Сост. Яковлева Л.Е., Ковалева О.В. – М.: МГУДТ, 2015. – 24 с.

 

 

Рецензенты:

- проф. Никитич Л.А. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

- доц. Коржановская Л.Г. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

 

 

Методические указания предназначены для магистрантов и аспирантов всех направлений подготовки очной и заочной форм обучения и будут использованы при изучении дисциплин «История и философия науки», «История и методология науки и техники».

Методические указания содержат сравнительные таблицы по пяти основным темам курсов; проблемно-практические задания, ориентирующие на применение теоретических знаний в исследовательской  деятельности по специальности; списки первоисточников по темам.

 

 

УДК [ 001:167] (075)

 

Подготовлено к печати на кафедре философии

 

 

Печатается в авторской редакции

ВВЕДЕНИЕ

 

Методическое пособие адресовано магистрантам и аспирантам, изучающим курс "История и философия науки" и его модификациям (История и методология науки, Философские проблемы науки и техники)

Цель данного пособия - структурировать объемный и сложный по содержанию материал по ключевым темам и представить его в форме сравнительных таблиц по заранее заданным критериям.

Практическое назначение данного пособия - служить опорным конспектом для восприятия лекционного материала, определяя логику восприятия.

 

Табличная (схематичная) форма опорного конспекта способствует укреплению навыка при сравнительном анализе (независимо от того, что сравнивается) четко формулировать критерии такого анализа, структурировать изучаемый материал, отделяя существенное (определяющее) от второстепенного (логически следующего из основного).

Предлагаемые опорные конспекты в такой форме позиционируются как возможные варианты, при этом приветствуется в процессе самостоятельной работы обучающихся с первоисточниками (списки прилагаются) введение собственных критериев сравнения и предложение их к обсуждению.

Проблемные задания, предлагаемые в ряде тем, способствуют формированию аналитических способностей обучающихся, провоцируют на самостоятельность мышления и выводят на осознание специфики своей научной работы, приемов и способов работы с изучаемыми объектами.


ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА НАУКИ

  Субъект познания Объект познания Средства познания Характеристики знания
Донаучное знание Жречество и чиновничество в древних цивилизациях   Отсутствует общественная потребность в объективных истинных знаниях о мире Мир в целом в его отношении к богам Случайное и постепенное обобщение практического опыта. Накопление новых знаний происходит случайно и стихийно   Утилитарная направленность: ведение календарей, измерение земли, предсказания разлива рек. Рецептурный характер знания:  организация знания в виде рецептов, словарей, алгоритмов действия. Синкретизм (нерасчлененность мифологических, математических, этических структур мышления) Сакральное происхождение знания, отсюда ограничение доступа к знанию
Научное знание Научное сообщество Наука выступает как социальный институт, направленный на систематическое получение нового объективного знания Природа, общество, человек Выдвижение теоретической гипотезы, её обоснование и проверка. Специальная организация деятельности с помощью методологии для получения новых знаний Теоретичность: построение логически связанных, согласованных и обоснованных систем знаний Систематичность: объяснение характера идеальных объектов и их связи на основе единого принципа Доказательность: логическая непротиворечивость, аргументированность, обоснованность фактами Открытый доступ к знани

Наука в эпоху Средневековья

Субъект познания Объект познания Цель познания Научно-исследовательские программы Характерные черты
 Интеллектуалы, объединенные в университеты Бог и сотворенная им Книга Природы Достичь спасения, совершенствуя себя и созерцая созданную Богом природу. Естественнонаучное познание занимает второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души Герменевтика: познание мира трактовалось как расшифровка смысла, вложенного в вещи и события актом божественного творения. Осознание символического содержания бытия. Реальные признаки вещей в классификациях средневековой науки объединяются с символами и языковыми знаками Схоластический метод: Авторитет Священного Писания – это не оковы, а связь с Абсолютным и точка опоры на земле. Логика как наука о доказательстве в рассуждениях и диалектика как искусство правильно определять и классифицировать понятия, отыскивать нужные аргументы – главная опора научного знания. Научное знание как комментарий к Священному Писанию и авторитетным источникам. Телеологизм: поиск целей в природе на основе теоцентричности средневековой культуры   Философия – служанка богословия – как высшей науки. Метод теологии – движение от Первопричины – Бога к следствию – природе. Метод философии – движение от следствий (природных явлений) к первопричине. Критерием истины всегда выступают истины Откровения. Символизм Аллегоризм

Наука в эпоху Возрождения

Субъект познания Объект познания Цель познания Научно-исследовательские программы и методы Характерные черты
Отдельные ученые вне стен университетов Бесконечная природа во всем многообразии ее форм Античная культура Достижение гармонии божественного и земного. Всестороннее развитие человека и, прежде всего, его эстетических качеств  Коперниканская революция в астрономии: становление гелиоцентрической модели Вселенной Зарождение предпосылок экспериментального метода в изысканиях алхимиков и магов. Структурно-математический метод Н. Кузанского Становление метода филологической критики ис точников в трудах гуманистов эпохи Ренессанса. Идея бесконечности Вселенной и универсальности ее законов в трудах Дж.Бруно   Тесная связь с философией, литературой и живописью. Эстетический характер научного знания. Органицизм создаваемой научной картины мира, в основе которой лежит неоплатонизм. Натурфилософский характер создаваемых дисциплин – политологии, истории.

 

Проблемно-практическое задание для самостоятельной работы:

1.Проследите историю науки, представителем которой Вы являетесь.

2. Выделите донаучный и научный период в развитии Вашей научной дисциплины. Свой вывод аргументируйте.

3.Объясните, почему одни дисциплины встают на путь науки уже в античности, а в других донаучная фаза развития знания затягивается вплоть до 19 века? Чем это обусловлено?

 

Первоисточники:

1. Дж. Бернал Наука в истории общества.

2. П.П. Гайденко Эволюция понятия науки

3. Ле Гофф Интеллектуалы в Средние века

3. И.Д. Рожанский Античная наука

4. Н.И. Кузнец ова Наука в её истории.

ТРАДИЦИИ

 

Характер Содержание Функции Способ существования
Явные Символические обобщения Концептуальные идеи Управление ходом исследования Форма фиксации Способ организации (образец продукта) Научное направление
Неявные Ценности (субъективное понимание красоты теории/формулы, изящества эксперимента) Образец действия: непосредственная демонстрация; текст в качестве посредника. Научная школа

 

 

НОВАЦИИ

Характер Происхождение Область проявления Механизм Способ существования
Преднамеренные Результат целенаправленных акций Область целеполагания: мн-во вопросов, задач, проблем (н\я традиция, исп. накопленные знания в форме образцов). Деловые вопросы. Выяснение/ обнаружение В рамках традиции
Непреднамеренные Побочный результат Область неведения. Принципиальная невозможность постановки вопроса. Праздные вопросы Открытие (к нему нет рационального пути) В пространстве взаимодействия традиций

Теории не обнаруживаются и не открываются. Они выстраиваются и формулируются (построение алгоритма, порождающего предложения данного языка). Созданная/функционирующая теория может выступать образцом построения новых теорий (проект). Проект: типовой (незнание); оригинальный (неведение).

 

РЕВОЛЮЦИИ

  примеры причина следствие
частнонаучные Микроскоп в биологии. Радиотелескоп в астрономии. … Новые методы исследования Смена стандартов научной работы, появление новых областей знания.  
общенаучные Геометрия Евклида Механика Ньютона Дарвиновская теория ТО Эйнштейна Квантовая механика   Разработка новых принципов (не дедуктивны)   Мировоззренческий переворот. Исторически обусловлены.

Проблемно-практические задания для самостоятельной работы:

 

1. Дать характеристику научному направлению, продолжателем которого себя считает обучающийся. Выявить специфику научной школы, представителем которой является.

2. Проследить в истории науки, представителем которой является обучающийся, революционные преобразования, понять чем они вызваны и какие обусловили последствия, аргументировать свои выводы.

3. Проследить влияние общенаучных революций на развитие науки, представителем которой является обучающийся.

ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Парадигма Отношение к природе (миру) Познавательные модели Понятие истины Основные тезисы Задачи науки
Доклассический тип рациональности Единство субъекта и объекта Мир-космос Организменная — мир как организм. Раскрытие устройства бытия, космоса, природы по аналогии с устройством живого организма. Семиотическая — мир как книга, как текст, который
надо прочесть, или шифр, смысл которого надо разгадать, расшифровать. Адекватность природе См.: Тема 2. Основные этапы развития науки. Снять страх перед природой
Классический тип рациональности Субъект противостоит объекту Человек – наблюдатель Природа-автомат Механическая — мир как машина, как часы. Описание мира как комплекса механически взаимодействующих частей. Статистическая — мир как статистический ансамбль, совокупность
балансов. Объективна Общезначима Абсолютна   - Мир- прост - Подчиняется фунд. законам сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания Завоевать природу Прогностическая функция
Неклассический тип рациональности   Организационная — рассмотрение универсума на основе вычленяемых различных организационных законов. (идеи А. А. Богданова, Р.Селларса, Г. Брауна, структуралистов, холистов и др. Эволюционная —Из фундаментальной идеи биологии она трансформируется в эволюционистский способ мысли.. Конкретна Н – продукт эпохи, культуры, стиля Законы: первичные, вторичные Термодинамика (введение времени) учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования Интерпретировать
Пост неклассический тип рациональности Материя-спонтанно активна учет феномена обратной связи и особой роли активности субъекта в познании Системная -  целостный подхода к миру в условиях учета сложнейшей многообразной дифференцированности знания,достигнутого в современной науке. Самоорганизационная -  оценка объективной реальности в терминах нелинейности,
неустойчивости, неравновесности. Возможность спонтанного возникновения самоорганизации из беспорядка и хаоса в диссипативных структурах. Субъективна Парадигмальна   Множественность Темпоральность Сложность Необратимость Самоорганизация соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности   Концепция глобального эволюционизма Коэволюция успеть за радикально изменяющейся социокультурной реальностью и стать значимой для нее путем использования своей прогностической функции

 

Парадигма – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок, принимаемых членами данного научного сообщества.

Нормальная наука - период господства некоторой парадигмы. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением " аномалий ". Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.

Аномалия - проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы.

Задачи-головоломки – путем решения таких задач в период нормальной науки происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания.

Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму.

Дисциплинарная матрица - термин Т. Куна, обозначающий нечто общее, связывающее исследователей, работающих в рамках одной парадигмы. Включает в себя:

- символические обобщения или некоторые безусловно принятые научным сообществом обозначения, определения, смысловые концепты и формализованные конструкции,

- метафизические парадигмы - используемые в качестве основополагающих концептуальные модели и представления,

- исследовательские ценности - система ориентиров или "шкала" оценки качества исследования, научной теории, текста и т. п.,

- образцы - исследования, методологии, методики, подходы и т. п., признаваемые авторитетными и полагаемые в качестве "идеальных" примеров.

 

Методические указания

 

Усл.печ.л. ____ Тираж 30 экз. Заказ №_____

Редакционно-издательский отдел МГУДТ

117997, Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1

тел./ факс: (495) 955-35-88

e-mail: riomgudt@mail.ru

Отпечатано в РИО МГУДТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ Я И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»

(ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ

Методические указания

Учебно-методический комплекс для всех направлений подготовки

  Составители: Яковлева Л.Е., д.ф.н., профессор

                    Ковалева О.В., к.ф.н., доцент

 

Москва

МГУДТ 2015


УДК [ 001:167] (075)

Я 47

 

Я 47 История и философия науки. Рабочая тетрадь для магистрантов и аспирантов: методические указания. /Сост. Яковлева Л.Е., Ковалева О.В. – М.: МГУДТ, 2015. – 24 с.

 

 

Рецензенты:

- проф. Никитич Л.А. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

- доц. Коржановская Л.Г. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

 

 

Методические указания предназначены для магистрантов и аспирантов всех направлений подготовки очной и заочной форм обучения и будут использованы при изучении дисциплин «История и философия науки», «История и методология науки и техники».

Методические указания содержат сравнительные таблицы по пяти основным темам курсов; проблемно-практические задания, ориентирующие на применение теоретических знаний в исследовательской  деятельности по специальности; списки первоисточников по темам.

 

 

УДК [ 001:167] (075)

 

Подготовлено к печати на кафедре философии

 

 

Печатается в авторской редакции

ВВЕДЕНИЕ

 

Методическое пособие адресовано магистрантам и аспирантам, изучающим курс "История и философия науки" и его модификациям (История и методология науки, Философские проблемы науки и техники)

Цель данного пособия - структурировать объемный и сложный по содержанию материал по ключевым темам и представить его в форме сравнительных таблиц по заранее заданным критериям.

Практическое назначение данного пособия - служить опорным конспектом для восприятия лекционного материала, определяя логику восприятия.

 

Табличная (схематичная) форма опорного конспекта способствует укреплению навыка при сравнительном анализе (независимо от того, что сравнивается) четко формулировать критерии такого анализа, структурировать изучаемый материал, отделяя существенное (определяющее) от второстепенного (логически следующего из основного).

Предлагаемые опорные конспекты в такой форме позиционируются как возможные варианты, при этом приветствуется в процессе самостоятельной работы обучающихся с первоисточниками (списки прилагаются) введение собственных критериев сравнения и предложение их к обсуждению.

Проблемные задания, предлагаемые в ряде тем, способствуют формированию аналитических способностей обучающихся, провоцируют на самостоятельность мышления и выводят на осознание специфики своей научной работы, приемов и способов работы с изучаемыми объектами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.051 с.)