Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История И философия науки. Рабочая тетрадь для магистрантов И аспирантов↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ Я И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ» (ФГБОУ ВПО «МГУДТ») ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ Методические указания Учебно-методический комплекс для всех направлений подготовки Составители: Яковлева Л.Е., д.ф.н., профессор Ковалева О.В., к.ф.н., доцент
Москва МГУДТ 2015 УДК [ 001:167] (075) Я 47
Я 47 История и философия науки. Рабочая тетрадь для магистрантов и аспирантов: методические указания. /Сост. Яковлева Л.Е., Ковалева О.В. – М.: МГУДТ, 2015. – 24 с.
Рецензенты: - проф. Никитич Л.А. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ») - доц. Коржановская Л.Г. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)
Методические указания предназначены для магистрантов и аспирантов всех направлений подготовки очной и заочной форм обучения и будут использованы при изучении дисциплин «История и философия науки», «История и методология науки и техники». Методические указания содержат сравнительные таблицы по пяти основным темам курсов; проблемно-практические задания, ориентирующие на применение теоретических знаний в исследовательской деятельности по специальности; списки первоисточников по темам.
УДК [ 001:167] (075)
Подготовлено к печати на кафедре философии
Печатается в авторской редакции ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие адресовано магистрантам и аспирантам, изучающим курс "История и философия науки" и его модификациям (История и методология науки, Философские проблемы науки и техники) Цель данного пособия - структурировать объемный и сложный по содержанию материал по ключевым темам и представить его в форме сравнительных таблиц по заранее заданным критериям. Практическое назначение данного пособия - служить опорным конспектом для восприятия лекционного материала, определяя логику восприятия.
Табличная (схематичная) форма опорного конспекта способствует укреплению навыка при сравнительном анализе (независимо от того, что сравнивается) четко формулировать критерии такого анализа, структурировать изучаемый материал, отделяя существенное (определяющее) от второстепенного (логически следующего из основного). Предлагаемые опорные конспекты в такой форме позиционируются как возможные варианты, при этом приветствуется в процессе самостоятельной работы обучающихся с первоисточниками (списки прилагаются) введение собственных критериев сравнения и предложение их к обсуждению. Проблемные задания, предлагаемые в ряде тем, способствуют формированию аналитических способностей обучающихся, провоцируют на самостоятельность мышления и выводят на осознание специфики своей научной работы, приемов и способов работы с изучаемыми объектами. ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА НАУКИ
Наука в эпоху Средневековья
Наука в эпоху Возрождения
Проблемно-практическое задание для самостоятельной работы: 1.Проследите историю науки, представителем которой Вы являетесь. 2. Выделите донаучный и научный период в развитии Вашей научной дисциплины. Свой вывод аргументируйте. 3.Объясните, почему одни дисциплины встают на путь науки уже в античности, а в других донаучная фаза развития знания затягивается вплоть до 19 века? Чем это обусловлено?
Первоисточники: 1. Дж. Бернал Наука в истории общества. 2. П.П. Гайденко Эволюция понятия науки 3. Ле Гофф Интеллектуалы в Средние века 3. И.Д. Рожанский Античная наука 4. Н.И. Кузнец ова Наука в её истории. ТРАДИЦИИ
НОВАЦИИ
Теории не обнаруживаются и не открываются. Они выстраиваются и формулируются (построение алгоритма, порождающего предложения данного языка). Созданная/функционирующая теория может выступать образцом построения новых теорий (проект). Проект: типовой (незнание); оригинальный (неведение).
РЕВОЛЮЦИИ
Проблемно-практические задания для самостоятельной работы:
1. Дать характеристику научному направлению, продолжателем которого себя считает обучающийся. Выявить специфику научной школы, представителем которой является. 2. Проследить в истории науки, представителем которой является обучающийся, революционные преобразования, понять чем они вызваны и какие обусловили последствия, аргументировать свои выводы. 3. Проследить влияние общенаучных революций на развитие науки, представителем которой является обучающийся. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Парадигма – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок, принимаемых членами данного научного сообщества. Нормальная наука - период господства некоторой парадигмы. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением " аномалий ". Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. Аномалия - проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы. Задачи-головоломки – путем решения таких задач в период нормальной науки происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания. Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Дисциплинарная матрица - термин Т. Куна, обозначающий нечто общее, связывающее исследователей, работающих в рамках одной парадигмы. Включает в себя: - символические обобщения или некоторые безусловно принятые научным сообществом обозначения, определения, смысловые концепты и формализованные конструкции, - метафизические парадигмы - используемые в качестве основополагающих концептуальные модели и представления, - исследовательские ценности - система ориентиров или "шкала" оценки качества исследования, научной теории, текста и т. п., - образцы - исследования, методологии, методики, подходы и т. п., признаваемые авторитетными и полагаемые в качестве "идеальных" примеров.
Методические указания
Усл.печ.л. ____ Тираж 30 экз. Заказ №_____ Редакционно-издательский отдел МГУДТ 117997, Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1 тел./ факс: (495) 955-35-88 e-mail: riomgudt@mail.ru Отпечатано в РИО МГУДТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ Я И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ» (ФГБОУ ВПО «МГУДТ») ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ Методические указания Учебно-методический комплекс для всех направлений подготовки Составители: Яковлева Л.Е., д.ф.н., профессор Ковалева О.В., к.ф.н., доцент
Москва МГУДТ 2015 УДК [ 001:167] (075) Я 47
Я 47 История и философия науки. Рабочая тетрадь для магистрантов и аспирантов: методические указания. /Сост. Яковлева Л.Е., Ковалева О.В. – М.: МГУДТ, 2015. – 24 с.
Рецензенты: - проф. Никитич Л.А. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ») - доц. Коржановская Л.Г. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)
Методические указания предназначены для магистрантов и аспирантов всех направлений подготовки очной и заочной форм обучения и будут использованы при изучении дисциплин «История и философия науки», «История и методология науки и техники». Методические указания содержат сравнительные таблицы по пяти основным темам курсов; проблемно-практические задания, ориентирующие на применение теоретических знаний в исследовательской деятельности по специальности; списки первоисточников по темам.
УДК [ 001:167] (075)
Подготовлено к печати на кафедре философии
Печатается в авторской редакции ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие адресовано магистрантам и аспирантам, изучающим курс "История и философия науки" и его модификациям (История и методология науки, Философские проблемы науки и техники) Цель данного пособия - структурировать объемный и сложный по содержанию материал по ключевым темам и представить его в форме сравнительных таблиц по заранее заданным критериям. Практическое назначение данного пособия - служить опорным конспектом для восприятия лекционного материала, определяя логику восприятия.
Табличная (схематичная) форма опорного конспекта способствует укреплению навыка при сравнительном анализе (независимо от того, что сравнивается) четко формулировать критерии такого анализа, структурировать изучаемый материал, отделяя существенное (определяющее) от второстепенного (логически следующего из основного). Предлагаемые опорные конспекты в такой форме позиционируются как возможные варианты, при этом приветствуется в процессе самостоятельной работы обучающихся с первоисточниками (списки прилагаются) введение собственных критериев сравнения и предложение их к обсуждению. Проблемные задания, предлагаемые в ряде тем, способствуют формированию аналитических способностей обучающихся, провоцируют на самостоятельность мышления и выводят на осознание специфики своей научной работы, приемов и способов работы с изучаемыми объектами.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.01 с.) |