Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Структура научного знания ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Эмпирическое знание суть множество высказываний об абстрактных эмпирических объектах, и только опосредованно, часто через длинную цепь идентификаций и интерпретаций, является знанием об объективной реальности.
Научный факт включает в себя три элемента: перцептивный, лингвистический и материально-практический. Научная проблема - существенный эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой, как правило, не очевидной эмпирической или теоретической информации. Научная гипотез а - форма теоретического знания, сформулированная на основе научных фактов и нуждающаяся в разработке и преодолении неопределенности, выступает как средство инновации. Научная теория - высшая форма организация научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта теории. Попперовский критерий относительной приемлемости теорий: 1) сообщает наибольшее количество информации; 2) является логически более строгой; 3) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; 4) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.
Проблемно-практические задания для самостоятельной работы: 1. Приведите примеры научных фактов из области своей специальности. 2. Каково соотношение теории и фактов в процессе получения нового знания? Охарактеризуйте это соотношение на примере своей научной дисциплины. 3.К чему приводят изменения на метатеоретическом уровне? 4.Как можно охарактеризовать современную научную картину мира? ТЕМА 4. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ТРАДИЦИИ
НОВАЦИИ
Теории не обнаруживаются и не открываются. Они выстраиваются и формулируются (построение алгоритма, порождающего предложения данного языка). Созданная/функционирующая теория может выступать образцом построения новых теорий (проект). Проект: типовой (незнание); оригинальный (неведение).
РЕВОЛЮЦИИ
Проблемно-практические задания для самостоятельной работы:
1. Дать характеристику научному направлению, продолжателем которого себя считает обучающийся. Выявить специфику научной школы, представителем которой является. 2. Проследить в истории науки, представителем которой является обучающийся, революционные преобразования, понять чем они вызваны и какие обусловили последствия, аргументировать свои выводы. 3. Проследить влияние общенаучных революций на развитие науки, представителем которой является обучающийся. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Парадигма – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок, принимаемых членами данного научного сообщества. Нормальная наука - период господства некоторой парадигмы. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением " аномалий ". Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. Аномалия - проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы. Задачи-головоломки – путем решения таких задач в период нормальной науки происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания. Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Дисциплинарная матрица - термин Т. Куна, обозначающий нечто общее, связывающее исследователей, работающих в рамках одной парадигмы. Включает в себя: - символические обобщения или некоторые безусловно принятые научным сообществом обозначения, определения, смысловые концепты и формализованные конструкции, - метафизические парадигмы - используемые в качестве основополагающих концептуальные модели и представления, - исследовательские ценности - система ориентиров или "шкала" оценки качества исследования, научной теории, текста и т. п., - образцы - исследования, методологии, методики, подходы и т. п., признаваемые авторитетными и полагаемые в качестве "идеальных" примеров.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.015 с.) |