Свадебные церемонии (Из «Сё-рэй Хикки» – свитка церемоний) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свадебные церемонии (Из «Сё-рэй Хикки» – свитка церемоний)



 

Церемонии, соблюдаемые при бракосочетании, разнообразны, и считается неправильным, когда человек не вписывается в рамки своего положения в обществе, тем самым нарушая установленные правила. Когда представитель среднего сословия устраивает предварительные переговоры о свадьбе между двумя сторонами, он приносит поздравительный подарок, который вручается во время помолвки от будущего жениха его нареченной невесте, и, если этот подарок принимается, семейство девушки уже не может отказаться от своего обещания. Это начало заключения контракта. Обычные подарки при помолвке следующие: представители высшего сословия посылают платье белого шелка, золотое украшение для пояса, отрез цветного шелка, отрез белого шелка с ромбовидным узором и другие шелковые вещицы (все это складывается кипой в три слоя); четырнадцать бочонков вина и семь сортов приправ. Представители среднего сословия посылают отрез белого шелка, золотое шитье для пояса, отрез белого шелка с ромбовидным узором и другие шелковые вещи (все это складывается кипой в два слоя); десять бочонков вина и пять сортов приправ. Представители низших сословий посылают кимоно из белого шелка, кимоно из цветного шелка, сложенные кипой в один слой, вместе с шестью бочонками вина и тремя сортами приправ. Для будущего тестя посылается меч с ножнами для подвешивания к поясу, какие носят в военное время, вместе со списком подарков; для тещи – шелковое кимоно с вином и приправами. Хотя все эти подарки являются правильными и подходящими для этого случая, их нужно соразмерять со средствами заинтересованных сторон. Будущий тесть в свою очередь посылает равнозначный подарок своему зятю, но выбранная невеста не посылает ответного подарка своему будущему мужу. Подарок от тестя ни в коем случае не должен остаться без ответа, но ответный подарок должен соответствовать его положению, и, если он беден, ему нужно послать лишь вино и приправы.

При посылке подарков шелковое кимоно не должно быть сложено, и об это следует позаботиться особо. Два шелковых кимоно, которые посылают на свадьбу, не должны быть сложены, причем ворот у них сшивается специальными стежками.

Церемония отсылки паланкина, чтобы забрать невесту в вечер свадьбы, состоит в следующем: в состоятельных семьях отправляют по одному доверенному слуге с обеих сторон для того, чтобы получить невесту и сопроводить ее к жениху. Перед парадной дверью расстилают циновки, на которые ставят паланкин для невесты, в то время как двое доверенных слуг поздравляют друг друга и посыльные жениха принимают паланкин. Если вместе с невестой посылается бадья с моллюсками для приготовления свадебного бульона, ее несет и принимает знатный человек. Рядом с парадным входом справа и слева зажигают фонари, называемые садовыми. Перед проходом, по которому понесут паланкин, справа и слева двое мужчин и две женщины парами ставят две ступки – правую и левую, в которых они толкут рис. Когда паланкин проносят, толченый рис из левой ступки переносят в правую и соединяют с рисом, который уже был в ней. Это называется «смешивание рисовой муки». Зажигают две свечи, одна – с правой стороны, а другая – с левой стороны прохода, и после того как пронесут паланкин, левую свечу переносят на правую сторону и, соединив два фитиля, свечи гасят. Эти три последних церемонии бывают только на свадьбах людей высокого ранга, они не соблюдаются на свадьбах обыкновенных людей. Невеста берет с собой в дом жениха в качестве подарков два шелковых кимоно, сшитые вместе особым образом, церемониальное платье из пеньковой ткани с длинными рукавами, похожими на крылья, – фурисодэ, пояс – оби и нижний пояс, веер, пять либо семь кошелей и один меч. Эти семь подарков ставят на длинный поднос, и их ценность должна зависеть от степени состоятельности семейства.

Кимоно невесты из белого шелка с ромбовидным узором надевается поверх нижнего кимоно также из белого шелка. На голове у нее накидка в виде белой шелковой косынки с красной подкладкой – цунокакуси, которая, когда она садится, ниспадает, словно мантия.

Мебель и имущество невесты подготавливают для нее служанки из ее родного дома в день, предшествующий свадьбе, а пожитки жениха точно так же подготавливают женщины его дома.

Когда невеста встречается со своим будущим мужем в комнате, где собрались родственники, она занимает почетное место, ее жених садится ниже ее, не напротив, а по диагонали и благоразумно избегает ее взгляда.

На возвышении пола заблаговременно ставятся два подноса, приготовленное угощение, столик с двумя трясогузками,[131] еще один столик с изображением рая, птицу, рыбу, две бутылки вина, три чарки для вина и два котелка для подогрева вина.

Женщины выходят встретить невесту, приглашают ее в туалетную комнату и, когда она расправит свое кимоно, ведут ее в комнату, и они с женихом занимают свои места там, где им указали. Затем вносят два подноса, и служанки с поздравительными речами вручают паре сушеную рыбу и морские водоросли, такие как те, что сопровождали подарки, и сушеные каштаны. Затем две замужние женщины берут по бутылке вина, которые были подготовлены заранее, и ставят их в часть комнаты с опущенным полом. Затем две служанки, которые исполняют роль виночерпиев, приносят котелки и ставят их туда же. На двух винных бутылках имеются две прикрепленные к ним бумажные бабочки (по одной на каждой), олицетворяющие соответственно мужское и женское начало. Бабочку, олицетворяющую женское начало, кладут на спинку, и вино выливают из бутылки в котелок. Бабочку, олицетворяющую мужское начало, кладут сверху на другую бабочку, вино выливают из бутылки в тот же самый котелок, его с надлежащей церемонностью переливают еще в один котелок, другой формы, который виночерпии ставят перед собой. Перед невестой и женихом накрывают два небольших низких обеденных столика, а также перед женщинами, обслуживающими невесту. Женщина, избранная наливать вино, берет три винные чарки и ставит их одну на другую перед женихом, который выпивает две чарки,[132] начиная с верхней, потом доливает немного вина из полного котелка в пустой. Сливание вина из разных бутылок в один котелок на свадебной церемонии олицетворяет заключенный таким образом союз. Затем жених наливает третью чарку вина и выпивает ее, и чарку женщины относят невесте, которая трижды наливает и трижды выпивает из этой чарки вино и наливает немного вина из одного котелка в другой, как это делал жених. Эту чарку затем отставляют и ставят на первые две и все чарки относят назад на возвышение на полу – токо [133] и устанавливают как раньше. После этого на правую сторону столика ставятся закуски, и виночерпии ставят три чарки перед невестой. Та выпивает трижды из второй чарки, которая передается жениху. Он также выпивает три чарки, как и раньше, и чарки снова ставят друг на друга, и виночерпии устанавливают их на изначальное место. Затем на левую сторону столика ставятся другие закуски, и три чарки опять ставят перед женихом, который трижды наливает в третью чарку и трижды опустошает ее, а невеста делает то же самое. Когда чарки и столики ставят на прежние места, жених, поднимаясь со своего места, некоторое время отдыхает. В это время для женщин, обслуживающих невесту, и для служанок подаются вино и суп из рыбьих плавников. Их обносят одной керамической чаркой с вином, поставленной на небольшой квадратный подносик, все вместе чарки ставятся на один длинный поднос, а котелок с вином и всяческие приправы и закуски приносят из кухни. Когда эта часть празднества закончена, комнату прибирают, и невеста с женихом снова занимают свои места. Теперь подают супы и приготовленный рис. Две керамические чарки, позолоченная и посеребренная, ставятся на поднос, на котором воссоздан остров Такасаго.[134] На этот раз бабочки из золотой и серебряной бумаги прикрепляются к котелкам с вином. Жених выпивает чарку-другую, а прислуживающие женщины предлагают паре другие закуски. В соответствии с обычаем приносят рис, политый горячей водой, и карповый суп. Когда подогреют вино, выставляют чарки из лакового дерева, и на этот раз пир как раз и начинается. (До сего момента питье и закуски были проформой.) Подают чай и двенадцать тарелок с засахаренными фруктами, а обед состоит из трех перемен – одна из семи блюд, одна – из пяти блюд и одна – из трех блюд. Либо из двух перемен по пяти блюд и одной из трех блюд, в зависимости от достатка семейства. Вышеописанные церемонии надлежит проводить только в семействах высшего ранга и ни в коем случае не подходят для низших сословий, которые не должны преступать надлежащие границы своего положения.

В народе существует традиция, что на церемонии вино-пития на свадьбе невеста должна пить первой, а затем вручает чарку жениху, но хотя некоторые знатоки церемоний и ратуют в пользу такого обычая, это, вне всякого сомнения, большая ошибка. В своих «Записках о церемониях» Конфуций пишет: «Мужчина важнее женщины: это право сильного по отношению к слабому. Небеса важнее земли, принц занимает более высокое место, чем его министр. Такой закон предпочтения един для всех». И опять в «Книге истории»[135] Конфуция написано: «Курица, которая утром закричит петухом, приносит несчастье». В нашей отечественной литературе в книге «Дзюсё» (книга о божествах)[136] говорится:

«Когда богини увидели в первый раз богов, они воскликнули первыми: „О! Какие красавцы мужчины!“ Но боги были сильно недовольны и сказали: „Мы, кто так сильны и могучи, по праву должны говорить первыми. Так почему же эти женщины сейчас поступили наоборот и заговорили первыми? Это действительно невежливо“». И опять же написано: «Когда боги породили убогого Хируко,[137] один из небесных ками, отвечая, заметил, что его несчастье было наказанием для богини, которая осмелилась заговорить первой». Точно такое же правило существует в Китае и в Японии, и считается, что, если жена в чем-то превосходит мужа, это к несчастью: с таким предупреждением люди будут соблюдать осторожность, как бы не совершить нарушение этикета, хотя это может и одобряться в простонародье.

На свадьбах представителей низшего сословия невеста и обслуживающие ее женщины и подружки устраивают застолье, но жених в этом пире не участвует, и когда празднество невесты заканчивается, зовут жениха и ему подают винную чарку невесты. Но так как соблюдаемые здесь правила простонародны, не стоит указывать правила, которыми они руководствуются. Поскольку свадебная церемония важна в основном только для вступающих в брак, есть некоторые хранители церемоний, которые утверждают, что не нужно готовить угощение для обслуживающих невесту женщин, и, по моему мнению, они правы: ведь муж и жена в начале своего союза должны быть разлученными, а для невесты пировать, словно рядовой гость, кажется неблагоприятным началом. Таким образом, я указал два предвещающих несчастье обычая, которых следует избегать.

Церемонии, соблюдаемые на свадьбах рядовых особ, следующие. Застолье, которое готовят, должно соответствовать их доходам. На поднос ставят три чарки для вина. Церемонию «три раза по три» проводят как описано выше, после чего невеста переодевается, и устраивают застолье из трех перемен – две перемены по пять блюд и одна – по три блюда или одна перемена из пяти блюд, одна – из трех и одна – из двух, в соответствии с достатком семейства. Вносят поднос с изображением острова Такасаго и подогревают вино, засахаренные фрукты пяти или семи сортов также подаются в коробках или на подносах; и когда подают чай, жених встает и идет отдыхать. Если котелки для вина оловянные, их не нужно выставлять в комнате, а нужно приносить из кухни, и в этом случае к ним не прикрепляют бумажных бабочек.

В древние времена невеста и жених обычно переодевались три или пять раз во время церемонии, но сейчас после того, как выпивается девять чарок вина, как описано выше, перемена платья происходит всего один раз. Невеста надевает шелковое кимоно, которое она получила от жениха в подарок, в то время как жених облачается в церемониальное платье, которое ему покупает невеста.

Когда все эти церемонии соблюдены, женщины, обслуживающие невесту, ведут ее в жилище родителей жениха. Невеста несет шелковые кимоно в подарок родителям, братьям и сестрам своего жениха. Вносят поднос с тремя чарками для вина, который ставится перед родителями жениха. Отец жениха выпивает три чарки и вручает чарку невесте, которая после того, как выпьет две чарки, получает подарок от свекра, затем она выпивает третью чарку и возвращает чарку отцу своего жениха, который снова пьет три чарки. Затем подается рыба, в домах обыкновенных людей – приготовленный рис. После чего свекровь, взяв вторую чарку, выпивает три глотка и передает ее невесте, которая выпивает из двух чарок и получает подарок от своей свекрови, затем она делает один глоток из третьей чарки и возвращает ее свекрови, которая снова выпивает три глотка. Подаются закуски, а в домах обыкновенных людей – суп, после чего невеста выпивает из третьей чарки и вручает ее своему свекру, который трижды выпивает из чарки, невеста снова делает из нее два глотка, после чего ее свекровь пьет трижды. Родители мужа и невеста таким образом выпили все девять раз. Если у жениха есть братья или сестры, подают суп и закуски, а перед ними на поднос ставят одну фарфоровую винную чарку, и они выпивают по команде отца семейства. Не обязательно подавать суп по такому случаю. Если родители жениха умерли, вместо вышеописанной церемонии он ведет свою невесту выразить свое почтение перед табличками, на которых написаны их имена.

В старые времена после совершения церемоний, описанных выше, жених обычно наносил церемониальный визит родителям невесты, но в настоящее время этот визит наносят перед свадьбой, и хотя формы церемоний, соблюдаемых по этому случаю, и отражают старинные традиции, все-таки они отличаются, и будет хорошо, если мы возобновим древнюю традицию. Два подноса, какие использовались на свадебном пиру, нагружают дичью, рыбой и приправами, аккуратно уставленными, обычно кладутся в длинную коробку и отправляются в дом родителей невесты. Также посылаются пятьсот восемьдесят рисовых пирожков в лаковых коробках. Современная практика посылать рисовые пирожки в бадье совершенно противоречит этикету: не важно, сколько лаковых коробок может понадобиться для этой цели, только они являются правильными кухонными принадлежностями для того, чтобы посылать в них пирожки. Также подарки приносят три, пять, семь или десять мужчин, в соответствии со средствами семьи. Будущий муж дочери дарит меч и шелковое кимоно своему тестю, а шелковое кимоно – своей теще, а также дарит подарки братьям и сестрам невесты. (Церемония винопития та же самая, что имеет место между невестой и родителями жениха, с очень небольшими изменениями: жених не получает никаких подарков от своей тещи, и, когда выпивается третья чарка, жених пьет прежде тестя.) Родители невесты делают ответный визит жениху, где соблюдаются похожие церемонии.

На свадьбах выдающихся людей комнату для молодых делают из трех смежных комнат[138] и обставляют заново. Если имеются лишь две смежные комнаты, третью комнату пристраивают для этого случая. Подарки, о которых было упомянуто ранее, кладут на два подноса. Кроме этого, свадебный наряд жениха вешается на вешалку. Футоны и постельные принадлежности кладут во встроенный шкаф. Вещи невесты должны быть разложены женщинами, которых за день до этого посылают именно для этой цели, или же это может быть сделано, пока невеста переодевается. Алтарь с образами семейных богов помещается на полке, примыкающей к спальному месту. Для каждого предмета обстановки существует надлежащее место. Кайокэ [139] ставится на токо, но если оно отсутствует, кайокэ ставится во встроенный шкаф с приоткрытой дверцей, так чтобы его было сразу заметно. Книги ставятся на книжную полку или в шкаф, но, если нет ни полки, ни книжного шкафа, их кладут на токо. Одежду невесты вешают на вешалки в семействах высшего сословия, семь кимоно вешают на одну вешалку, пять из них уносят и заменяют другими и снова три уносят и заменяют другими, вешалок бывает несколько, причем вешалка для полотенец устанавливается на более почетное место, чем вешалки для одежды.

Если нет гардеробной, постельные принадлежности невесты и мебель для ее одежды размещаются в спальне. В первую брачную ночь не предусматривается никаких ширм, но на следующий день для них подбирают подходящее место. Все эти церемонии должны строго соответствовать доходам семьи.

 

Примечание.    Автор «Сё-рэй Хикки» не делает упоминания об обычаях выбривания бровей и чернения зубов замужних женщин в знак верности своим мужьям. В высших сословиях юные дамы обычно чернили зубы, перед тем как покинуть дом своих отцов и войти в дом своих мужей, и завершали свадебную церемонию выбриванием бровей сразу же после свадебного торжества или, во всяком случае, не позднее, чем случится их первая беременность.

Происхождение этой моды затерялось в веках. В качества доказательства того, что она существовала еще до XI века, занятная книга «Тэйдзё Дзакки», или «Средневековые записки Тэйдзё», цитирует дневник Мурасаки Сикибу, дочери некоего Тамэсёки, вассала дома Итидзэн, придворной дамы и знаменитой поэтессы, автора книги под названием «Гэндзи моногатари» и других произведений. В своем дневнике она писала, что в последнюю ночь пятого года эры Канко (1008 г.), для того чтобы она могла появиться в выгодном свете в день Нового года, она удалилась в уединение собственного жилища и исправляла недостатки своей внешности чернением зубов и иным способом украшая себя.

Упоминание этого обычая также сделано в «Эйга моногатари»,[140] древней книге той же авторши.[141]

Император и придворные при его дворе также имели обыкновение чернить свои зубы, но этот обычай постепенно вымирает при нынешних обстоятельствах. Говорят, что он произошел от некоего Ханадзоно Арисито, который занимал высокое положение садайдзина, или «левого министра», в начале XII века, в правление императора Тоба. Будучи сладострастным человеком утонченного вкуса, этот министр выщипывал себе брови, брил бороду, чернил зубы, белил себе лицо и красил губы, чтобы как можно сильнее походить на женщину. В середине XII века придворные, которые уходили на войну, чернили себе зубы, и с того времени такая практика вошла в моду при дворе. Сторонники глав династии Ходзё [142] также чернили зубы в знак своей верности, и этот обычай назывaли модой Одавара по названию призамкового города этого семейства. Таким образом, обычай, который произошел из любви к чувственности и удовольствиям, по ошибке стал знаком проявления сильного и преданного духа.

Мода на чернение зубов доставляет немало хлопот своим последователям, поскольку цвет следует обновлять каждый день или, по крайней мере, через день. Хотя этот обычай и кажется сначала странным и отталкивающим, глаз привыкает смотреть без отвращения на хорошо вычерненный и отполированный ряд зубов, но когда покрытие начинает стираться и зубы становятся тускло-серыми с черными полосами, рот действительно становится уродливым. Хотя никто из читающих это никогда не воспользуется рецептом чернения зубов и не станет опробовать его на практике, я прилагаю рецепт, составленный для меня модным в Эдо аптекарем:

 

«Взять три пинты воды и, подогрев ее, добавить половину чайной чашки вина. Положить в эту смесь некоторое количество раскаленного докрасна железа. Оставить настаиваться на протяжении пяти-шести дней, когда на поверхности смеси образуется пленка, которую следует слить в небольшую чайную чашку и поставить рядом с огнем. Когда она нагреется, в нее добавляют растертый в порошок чернильный орешек (нарост на коре дуба) и железные опилки, затем полученную смесь снова следует подогреть. После этого жидкость наносят на зубы с помощью мягкой перьевой кисточки с добавлением растертого в порошок чернильного орешка и железных опилок, и после неоднократного нанесения достигается желаемый цвет».

 

Говорят, что эта процедура служит защитным средством для зубов, и я знавал людей, которые предпочитали страдать от уродства, чем от боли, и наносили на зубы черное покрытие, когда приступы зубной боли возникали с особенной силой. Один человек рассказывал мне, что после нанесения раствора для чернения зубов он испытывал немедленное облегчение боли и что, пока он чернил зубы таким образом, боли не испытывал.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.023 с.)