Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сергей Владимирович Симпирович↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сергей Владимирович Симпирович Дмитрий Александрович Савельев Мастер-класс для вожатых
Дмитрий Александрович Савельев, Сергей Владимирович Симпирович Мастер-класс для вожатых
© Савельев Д.А., 2015 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
* * * Предисловие
Когда редактор издательства предложил нам название для книги – «Мастер-класс для вожатых», мы были против. «Какой мастер-класс? Вы что?» – этому названию нужно соответствовать. Необходимо иметь опыт работы не менее 100 лет, длинную, красивую должность со словами «ведущий» или «заслуженный» и быть, как минимум, доктором педагогических наук. Наша же цель была более скромной. Она состояла в том, чтобы все наработки в области работы с детьми в условиях загородных лагерей не пропали даром. Наработок и прочего материала было много. Методики и игры возникали и собирались в процессе нашей продолжительной работы сначала в загородных, а потом и зарубежных лагерях, и возникло большое желание передать все это богатство следующему поколению вожатых и воспитателей, которые работают в лагере или им еще это только предстоит. Но, после вдумчивого изучения термина «мастер-класс», мы изменили свое мнение. «Мастер-класс» – это было именно то, что нам нужно. Ведь что такое «Мастер-класс»? «Мастер-класс» – это передача всего, набитого многими шишками, опыта следующему поколению. «Мастер-класс» – это авторские методики, отшлифованные долгими часами игровых программ с детьми разного возраста. И, самое главное, «Мастер-класс» – это практика. Вы можете сразу начинать работать, используя предложенные готовые решения. Книга, которую Вы сейчас держите в руках, явилась результатом работы авторов сначала в педагогическом отряде. Школа для вожатых повлияла на первую особенность книги – в ней очень мало теории, почти одна практика. По нашему мнению – лучше работать в детском лагере только с практическими наработками, чем только с теоретической базой. После ШВМ были курсы для будущих вожатых в Педагогическом колледже и множество смен в зарубежных лагерях в Финляндии, Венгрии, Эстонии, Турции и на Мальте. И именно работа в международных лагерях определила вторую особенность данной книги – все игры в книге предназначены для разновозрастных групп. Потому что в отличие от обычных детских загородных лагерей, международные лагеря комплектуют группы детей в широком возрастном диапазоне. У вас в отряде одновременно могут быть дети от 8 и до 16 лет. И игры нужно проводить такие, чтобы они были интересны и понятны как для младших, так и для старших ребят. И, наконец, третья особенность книги кроется в ее структуре – книгу можно и нужно читать частями. Первую часть книги читаем в начале смены. Структура смены, знакомство с детьми, заселение и прочие особенности начального периода описаны именно на первых страницах. После того как аврал первых дней прошел – можно приступать к основной части книги: большие игры, тематические дни, оформление отряда и много другое Вы найдете именно там. И, наконец, в конце книги можно найти возрастные особенности ребят, пути разрешения конфликтных ситуаций и многое другое. Работать с детьми нелегко, но безумно интересно. Успех в работе вожатого зависит только от него самого. У хорошего, заводного вожатого, у которого всегда есть «в кармане» игры и веселые розыгрыши, который внимательно следит за ребятами, старается их понять, не бывает «плохого отряда» или «плохих детей». ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ! ДЕРЗАЙТЕ!
1
Выбираем лагерь
В условиях огромного выбора форм отдыха, который сегодня есть у ребенка и его родителей, вожатому важно понимать и разбираться, что представляет собой детский лагерь, какими бывают лагеря, чем они отличаются друг от друга и как это все влияет на работу вожатого. Поэтому начнем мы нашу книгу с краткого, но весьма полезного ликбеза. Мы будем называть детским лагерем любую форму организованного отдыха детей и подростков, ограничиваясь нижней возрастной планкой в 7 лет и верхней в 18 лет. Лагеря для дошкольников – это совершенно отдельная огромная тема, так же как и молодежные лагеря, поэтому мы если и будем их касаться, то только в виде исключений. Традиционный детский лагерь – это организованный отдых большой группы детей, разделенных на отряды по возрасту, на загородной базе в период летних каникул. Продолжительность отдыха в детском лагере принято измерять в сменах, которые длятся от 3-х до 4-х недель. Сегодня почти все летние детские лагеря работают по педагогическим программам, в зависимости от которых, лагеря могут быть: творческими, спортивными, языковыми, трудовыми и пр. Так как пребывание за городом на природе и жизнь по определенному режиму почти всегда приводит к укреплению, а то и к улучшению здоровья ребенка, то зачастую к термину детский лагерь добавляется определение оздоровительный – детский оздоровительный лагерь или сокращенно – ДОЛ. Для администрации важно, что пребывание детей в ДОЛ регулируются определенными нормативными документами, в том числе санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН). А для вожатого нужно знать, что жизнь в ДОЛ летом – это присмотр за детьми и днем и ночью, установленный распорядок дня, в котором неизменным будет время завтрака, обеда, полдника, ужина, подъема и отбоя, одно или два запланированных программой мероприятия в день, много свободного времени, которое придется заполнять именно Вам, теплая погода, спортивные площадки, лес, речка, озеро или море, активность и здоровый образ жизни на открытом воздухе. Дети отдыхают не только летом, в осенние, зимние и весенние каникулы для них также открывают свои двери загородные лагеря. Основное отличие осеннего, зимнего и весеннего отдыха от отдыха в летней период в его продолжительности, смена в эти каникулярные периоды обычно длится от 5 до 10 дней. Программа организации детского досуга в этот недолгий период обычно очень насыщенна разнообразными играми и творческими мероприятиями. Во-первых, в силу погодных условий, в отличие от летнего периода, дети гораздо больше времени проводят в помещении, и буквально каждая минута их времени должна быть наполнена интересными, не скучными и полезными занятиями. Во-вторых, небольшая продолжительность смены, делает все очень концентрированным по времени и интенсивным по яркости впечатлений. Все то, что летом ребенок прожил и прочувствовал бы месяц, сокращается до нескольких дней. Если в летний период первые три-четыре дня смены ребенок может только адаптироваться и привыкать к условию жизни в лагере, то в каникулярные периоды осени, зимы и весны период адаптации сокращается буквально до пары часов. И, в-третьих, поскольку масштаб лагеря, и по количеству детей, и по количеству работников, в отличие от лета гораздо меньше, то основная деятельность происходит непосредственно в отряде, а почти вся нагрузка ложиться на вожатого. Не у всех детей, в силу разных причин, есть возможность выезжать летом на природу. Для них в городских условиях открываются лагеря с дневным пребыванием детей. На базах школ, учреждений дополнительного образования, социальных или спортивных учреждений, при наличии определенных условий (возможности пребывания детей в дневное время с обязательным питанием), открываются детские лагеря, в которых дети (в основном до 13–14 лет) находятся с утра и до вечера, и иногда с утра и до обеда. Особенность таких лагерей в том, что, в основном, работают в них учителя, программа занятости предусматривает экскурсии и организованные выезды, работу кружков, организованные спортивные, игровые и творческие мероприятия. Вожатому в таком лагере нужно будет подстраиваться под существующую программу занятости детей, при этом быть готовым занять свой отряд интересным делом или игрой буквально в любую свободную минуту. В лагере дневного пребывания работают все те же правила и законы, что характерны для любого детского коллектива и отряда. Детей нужно будет: перезнакомить, превратить в сплоченный дружный отряд, разделить на микрогруппы, вовлекать в соревнования, конкурсы и игры и т. д. Формы организации детского отдыха в настоящее время далеко не исчерпываются вышеприведенными примерами. Летом, кроме организованного досуга на стационарной базе, отдых может проходить в палаточном лагере. На загородной базе могут существовать несколько автономных детских лагерей, в этом случае разные организации снимают каждая свой корпус, в которых размещаются обычно немногочисленные (до 30 человек) группы детей. Досуг каждой группы организован по своей авторской программе и общих мероприятий при такой схеме практически нет. Как бы ни был организован детский лагерь, на каких бы принципах ни строилась жизнь детей, задача вожатого – обеспечить интересную, полезную, комфортную, безопасную и здоровую атмосферу. В нашей книге мы будем в основном вести речь о классическом детском загородном летнем лагере, но основные закономерности и принципы работы с временными детскими коллективами останутся неизменными.
День рождения в лагере – для ребенка очень важный момент. Он не дома, не с друзьями и неизвестно, приедут к нему родители или не смогут. Поэтому, ни в коем случае, нельзя забыть поздравить ребят, у которых день рождения приходится на один из дней вашей смены.
школа (ее особенности и специфика); увлечения, хобби, привычки и склонности; особенности здоровья;
Ребенок может не сказать вам, что, к примеру, у него энурез и будет скрывать свою особенность, по возможности, до конца, ночью, выходя сушить белье, или просто будет днем его менять на другое, украденное с соседней кровати. Поэтому, если вы узнаете об этом от родителей, вы можете поговорить с ребенком, помочь ему, пообещав менять белье, и никому ничего не говорить – держа это в тайне. Этим вы избавите ребенка от ненужного стресса.
особенности характера;
Родители бывают в разводе и, когда к вам приедет папа вашего ребенка, он даже паспорт покажет, и попросит отпустить с ним сына. Вы, возможно, даже и не задумаетесь, что родителей иногда лишают прав на ребенка, и в таких случаях они не имеют разрешения приближаться к нему.
Вся эта информация поможет вам понять ваших подопечных и избежать возможных проблем, и тогда, в первый день заезда, группа детей, вы валившаяся из автобуса, уже не будет казаться чем-то не понятным и неизвестным. Это будет уже Ваш отряд!
План на день
Его наличие даст вашему отряду четкое представление о том, что именно и когда будет происходить в течение дня. План должен быть составлен накануне вечером и к подъему детей висеть на отрядном месте. Вожатому желательно придерживаться собственноручно написанного плана, а детям необходимо знать и понимать, что именно проходит или будет проходить в отряде в любой момент времени. Показателем организованной отрядной жизни является то, что ребенок всегда может сказать «А сейчас (через 10 минут, перед ужином) у нас игра (репетиция, сбор) и т. д.». И наоборот, если ребенок на вопрос «А что у вас будет после полдника?» отвечает: «не знаю» или «ничего», то это повод для вожатого пересмотреть план отрядных мероприятий на день.
Утренний отрядный сбор
Проводится обычно либо до завтрака, либо сразу после него. На этом сборе, вы расскажете о том, что ожидает ваш отряд в течение дня. Информация о мероприятиях должна быть конкретной и понятной каждому ребенку: что, где, в какое время. Если в каком-либо мероприятии принимает участие не весь отряд, то необходимо пояснить, что именно будут делать в это время остальные. Вожатый раздает задания и поручения на день отряду в целом или для конкретных команд в отряде. Также, на утреннем сборе проводится подведение итогов прошедшего дня. Если у вас в отряде работает система награждений и поощрений, то утренний сбор – то самое время и место, где озвучиваются имена победителей, призеров и отличившихся ребят
Играйте с детьми
Вывести свой отряд на футбольное поле и предоставить детей самим себе, несомненно, проще, чем организовать для своего отряда несколько веселых игр. Но именно наличие в багаже большого запаса игр, и главное – готовность их применять в любую свободную минуту, дает вожатому неоценимый инструмент организации детского досуга и сплочения отряда, творческого и физического развития детей.
Три периода одной смены
В этой главе мы постараемся более подробно разобрать и структурировать основные, наиболее важные, этапы смены. Для удобства, разделим нашу смену на три этапа и выделим наиболее значимые задачи для каждого. Итак, любую смену в детском лагере, кроме, пожалуй, самых коротких – трехдневных смен, мы разделяем на следующие периоды: организационный, основной и заключительный. Каждый из них имеет свои особенности, задачи, трудности и ключевые цели.
Организационный период
Организационный период является на наш взгляд самым важным в работе с детской группой. Именно во время организационного периода закладываются основы работы всей смены. Ошибки оргпериода исправить очень сложно, поэтому важно четко понимать цели и задачи вожатого в работе с группой на протяжении этого времени. Традиционно, оргпериодом называют первые три дня смены. Давайте разберем подробнее, что же должен сделать вожатый за это время…
Формирование норм и правил
ОЧЕНЬ ВАЖНО! В первый же день! На первом же отрядном сборе! Объяснить детям, что можно, что нельзя и “ ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ……”. Сюда входят и общие правила лагеря, и те правила, которые вы хотите ввести в отряде, и запреты, и правила пользования чем-либо, и общая информация о розетках, ценных вещах, и МНОГО чего еще… Сделать это можно разными способами, но сделать это надо ОБЯЗАТЕЛЬНО.
«Вживание» и снятие напряжения Ребенок, приехавший в лагерь, не важно впервые или нет, так или иначе, испытывает эмоциональный шок. Незнакомое место, новые люди, какой-то взрослый, вообразивший себя самым главным. …И рядом нет мамы с папой, знакомых и друзей, и непонятно, как еще все сложится… и страшно и интересно одновременно. Задача вожатого, как можно раньше снять это напряжение. Показать ребенку, что вокруг друзья, что будет интересно, что никто не обидит.
Постановка задач на смену
Предварительное планирование – важный подготовительный этап в работе вожатого. И мы надеемся, что Вы, конечно, его провели. Но, как известно, даже самый хороший и подробный план нуждается в корректировках. В первые дни в лагере Вы более близко познакомитесь со своим отрядом и, возможно, поймете, что некоторые запланированные Вами дела “не пойдут”. Может, изменится общелагерная программа или просто погода будет дождливой. И одной из целей оргпериода будет корректировка плана Вашей работы. Так же, более полно оценив Ваш отряд, пообщавшись с ребятами и напарниками, нужно будет наметить задачи смены. Говоря проще – на что будет нацелена Ваша работа с отрядом. Просто отдохнуть и повеселиться, сделать упор на сплочении отряда, затронуть социальные аспекты, акцентировать свою работу на развитии личностных качеств ребят, на групповой работе и так далее.
Основной период
Решение проблем Какой бы дружной и доброжелательной ни была обстановка в вашем отряде, проблемы будут возникать. Важнейшей задачей основного периода для Вас станет вовремя отслеживать возникающие проблемы и конфликты и решать их. Мы имеем в виду и межличностные отношения ребят в отряде, и групповые отношения, и личные проблемы ребенка, и проблемы бытовые и многое другое. Ведение смены У каждой смены есть “идея”, некая общая направленность. Исходя из неё, Вы ведете свою работу, поэтапно продвигаясь по плану смены. Мы не рекомендуем делать “резкие повороты”, кардинально менять идеи смены.
Заключительный период
Подведение итогов В процессе работы на смене вы, скорее всего, зарабатывали баллы, побеждали в конкурсах, вели общее соревнование в отряде. По окончании смены подсчитайте все результаты, подготовьте призы и подарки, поздравьте и наградите победителей.
Создание атмосферы “завершения”
Многим ребятам очень трудно расставаться с лагерем. За три недели они привыкли к распорядку дня, у них появились новые друзья, новые интересы и просто новая хорошая компания, которой у них, возможно, не было в городе, поэтому в конце смены у вас в отряде могут возникнуть грусть и слезы. Поддержите таких ребят, сообщите о встрече в городе, которая состоится осенью, предложите ребятам обменяться телефонами. В противовес этому в отряде может возникнуть кризис «последнего дня» – мы уже уезжаем, поэтому ничего делать не надо и правила можно нарушать, все равно не выгонят. В этот период уделяйте удвоенное внимание дисциплине и проводите игры, которые уже не требуют больших усилий от детей так, как они уже устали играть.
План дня
Дети 6–8 лет 12.00 Заезд. 12.30 Расселение.
План дня
Дети 12–14 лет 12.00 Заезд. 12.30 Расселение. 13.00 Организационно-хозяйственный час.
Обратите внимание на режимные моменты и оставьте время на детские вопросы.
14.00 Обед. 14.45 Игры на знакомство, командное сплочение и выявление лидеров.
Заселяемся в корпус
Расселение детей по палатам воспринимается ребенком, как начало лагерной жизни, поэтому, чем более организованно все пройдет, тем меньше обид и конфликтов будет у вас в дальнейшем. Перед распределением детей по палатам вожатому уже желательно знать, сколько детей у него в отряде и иметь под рукой список с количеством мальчиков и девочек. Зайдя вместе с детьми в корпус, проведите их в общий холл или игровую комнату, попросите поставить свои сумки и чемоданы в одном углу и начинайте распределение по палатам, учитывая пожелания детей. Пусть ребята сами решают, кто с кем поселится в одну палату, но следите, чтобы не было обиженных. Проще всего поступить следующим образом: ”Мне нужно пять (четыре, семь) человек, которые хотят жить вместе. Есть такие?” Как только такая группа набралась, ваш напарник отводит их в комнату, помогает расселиться, а вы, тем временем, комплектуете следующую группу и так до тех пор, пока все ребята не будут расселены.
Деление на команды
В вожатской практике вы очень часто будете сталкиваться с необходимостью разделить ваш отряд на более маленькие группы или команды. Причины могут быть разными – для проведения разнообразных мероприятий, игр, спортивных соревнований и много другого. Такие группы могут быть временными, на одну игру, и постоянными, на весь период смены. Мы рассмотрим различные варианты деления, рассчитанные на разное количество и возраст участников. Как правило, они достаточно универсальны и просты. По нашим наблюдениям, практически используется один-два хорошо известных способа. Но, имея в запасе, и применяя в зависимости от ситуации, достаточно разнообразные виды деления, вы добавите участникам заинтересованности в последующих за делением занятиях. Грамотно подобранное и проведённое деление соответствующим образом настраивает группу и помогает ребятам “легче войти ” в то, что будет происходить далее. Дерево Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого уже выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников. Зоопарк Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны. Волшебные цвета Это вид деления похож на предыдущий. Но, вместо названий животных, ведущий рисует карандашом (или легко смывающимся фломастером) на лбу у каждого игрока точку определённого цвета. Когда точки будут нарисованы всем, нужно, не говоря ни слова, собраться в команды по цветам. Арифметика Это очень хитрый и, немного нечестный способ. Используйте его тогда, когда вам нужно получить команды с определённым набором игроков. Вы просите участников, по одному конечно, назвать вам любое число. Потом изображаете некоторое время «усиленную ра боту мысли» и определяете человека в нужную вам команду. На самом деле, никакого принципа деления у вас нет, вы делите детей произвольным образам. При некоторой сноровке, создаётся впечатление, что вы используете некую закономерность. Коллектор Это способ можно рассматривать и как деление на группы, и как отдельную игру. Для проведения потребуются специальные карточки. Карточки различаются по нескольким признакам – по цвету – по форме – по написанным на них цифрам – нарисованным символам и т. д. Таким образом, получается, к примеру, пять синих, пять красных и пять зеленых карточек. Среди них, не учитывая цвет, пять квадратов, пять кругов и пять треугольников. И так далее. Карточки раздаются участникам, и им предлагается, для начала, собраться в команды по цвету карточек. Ребята собираются в несколько команд, после чего проводится маленькая игра, например, всем детям в команде нужно выстроится по цвету глаз, от самых темных до самых светлых. Потом команды объединяются по форме карточек, по четным и нечетным цифрам, нарисованным символам, и так далее. При каждом варианте деления необходимо проводить новую мини-игрушку (построиться по алфавиту имен, по размеру ладошек, по дням рождения от января до декабря и т. д.) Способ хорош для проведения в первые дни – он позволяет всем быстро перезнакомиться, пообщаться в непринужденной форме, в процессе игрового тактильного контакта снять возникающее напряжение. Моё – не моё Из всего отряда, для начала, выбираются капитаны команд. Они становятся спиной к группе и закрывают глаза. Вожатый по очереди спрашивает их, указывая на кого-нибудь, «это твоё?». Если капитан отвечает «Да» – тот, на кого указывал ведущий, переходит в соответствующую команду. Если «Нет», то вожатый показывает на другого участника. Молекулы Все участники игры свободно и хаотично передвигаются по игровому помещению. Каждый из них представляет собой один атом. По сигналу ведущего атомы (игроки) должны объединиться в молекулы – взяться за руки, образовав круг. Молекулы могут состоять из двух, трёх и более атомов. После того, как молекулы были образованы, игра продолжается, отдельные атомы снова перемещаются до следующего сигнала ведущего. Если вожатый говорит «Температура повышается», то «атомы» двигаются быстрее и наоборот. Соответственно, в конце игры можно создать нужное количество команд. Талисман Каждый участник выбирает какую-нибудь маленькую вещь – свой талисман. Это могут быть расчёска, брелок, заколка или часы. Вожатый собирает талисманы и, перемешав, складывает в кучу. Далее, выбирается один из игроков – Оракул. Оракулу завязывают глаза и сажают спиной к талисманам и игрокам. Ведущие, беря по очереди талисманы из общей кучи, спрашивает Оракула, в какую команду определить тот или иной талисман. После того, как все талисманы определены, игроки разбирают их и образуют команды.
Знакомство с территорией
Представления детей о размерах окружающего мира не совсем похожи на наши, взрослые. Если нам лагерь может показаться совсем небольшим, то для ребят, особенно для малышей, это огромная неизведанная страна. И с этой страной детей нужно обязательно познакомить, чтобы ребята как можно скорее узнали, где находится медпункт, клуб и футбольное поле и свободно ориентировались на территории. Такое знакомство лучше всего провести в виде веселой и интересной игры. Такие игры так и называются:
«Игры на знакомство с местностью».
Веселая экскурсия (для самых маленьких) Это путешествие по лагерю, во время которого у каждого объекта, с которым вы хотите познакомить ребят, можно делать остановки и проводить маленькие веселые игры. Терра – инкогнита или неизведанная земля Для этой игры каждой команде выдается лист со своим маршрутом, где нанесены пункты и их очередность (1 – столовая, 2 – административный корпус, 3 – клуб и т. д.). У каждого такого пункта ребят встречают взрослые и проводят с ними маленькие конкурсы и викторины. Следопыт Все ребята делятся на команды и каждая команда должна как можно быстрее и точнее ответить на несколько вопросов. Для того чтобы выполнить задание, командам нужно пробежать по территории. Вопросы могут быть такими: – сколько скамеек у столовой? – сколько окон в здании медпункта? – сколько углов у беседки за 2-м корпусом? – какого цвета баскетбольные щиты? и т. д. Репортер Каждой команде дается 1–1,5 часа, для того, чтобы ответить на вопросы, которые вам нужно заранее подготовить и раздать каждой команде. После сбора информации ее можно оформить в виде газеты. Вопросы могут быть такими: – какого цвета глаза у вожатой 4-го отряда? – чего боится главный врач? – самая страшная тайна директора лагеря? и т. д. 7 чудес света Команды получают задание – найти на территории лагеря что-то, напоминающее одно из чудес света. Нужно придумать легенду – объяснение, почему мы считаем, что это именно так. Вот семь чудес света: Египетские пирамиды, Храм Артемиды, Статуя Зевса, Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды, гробница Мавсола, Александрийский маяка если мы в чем-то и ошиблись, то не судите нас очень строго! Пропавшая экспедиция Каждая команда получает в начале игры записку, в которой в зашифрованном виде написано место, где находится следующая записка. Нужно пробежать по маршруту, собрать все записки и расшифровать послание, которое оставила «пропавшая экспедиция». В послании может быть легенда смены, отрядные традиции, напутствия и т. д. Волшебные зверушки На территории, на стенах разных зданий (мед пункт, столовая, жилые корпуса и т. д.) мелками нужно нарисовать контуры небывалых животных. Детям дается задание: найти изображения этих животных, перерисовать их, придумать им названия и легенду. Легенда может быть о том, как они появились, и что их связывает между собой, и что означают эти изображения. В конце каждая команда показывает и рассказывает то, что у них получилось.
Режимные моменты
Каждый день в лагере не похож на предыдущий, но есть мероприятия, повторяющиеся изо дня в день – это подъем, зарядка, завтрак и т. д. Эти моменты жизни лагеря называются режимными, потому что они определяют правила, по которым живет организованный детский коллектив. Итак, давайте посмотрим на примерный план дня в детском оздоровительном лагере и разберем проблемы, которые могут возникнуть с каждым из пунктов. Подъем Предположим, что подъем у вас в лагере будет в 8:30. Поднявшись, в ваше первое утро, вы увидите, что какая-то часть детей уже встала, хотя вы и поднялись пораньше в 8:00, а остальные крепко спят, и совершенно не горят желанием просыпаться. Это происходит оттого, что все дети разные – у каждого свои биоритмы. Кто-то привык вставать в семь утра, а кому-то родители давали поспать до десяти. И за один день они не смогут сменить ритм жизни. Что делать? Вставайте раньше (как это ни тяжело) и занимайте или просто контролируйте тех, кто уже поднялся. Если вы оставите их утром бездельничать, эти 1–2 часа скуки могут испортить их настрой на день, и они проведут его как сомнамбулы, несмотря на все ваши усилия. Или же наоборот, это будут 1,5 часа стояния на голове и бегания по корпусу, что тоже нравиться далеко не всем. Тех, кому не хватает 15 минут на подъем, заправку кровати и чистку зубов, будите в первую очередь. Это очень часто относится к девочкам, особенно старшего возраста. Достаточно подойти и разбудить ребенка за полчаса до официального подъема, и к нужному времени он будет бодр и собран. Зарядка Первая проблема, которая может возникнуть – это дети, которые в первый же день заявят вам, что они освобождены от физкультуры. Однако достоверной информацией о допуске ребенка к зарядке владеет только медицинский работник лагеря, у которого в первый день собираются все мед. документы на каждого человечка в лагере. Именно он подойдет к вам со списком ребят вашего отряда, освобожденных от физкультуры. Такие дети могут просто выйти вместе со всеми на улицу и сделать комплекс очень легких упражнений. Конечно, к каждому ребенку нужно подходить индивидуально, ведь у него действительно может болеть голова или он просто не очень хорошо себя чувствует. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы иногда освобождать кого-нибудь от утренних упражнений. И, второе, на зарядку все дети идут неохотно, потому что изо дня в день повторять круговые движения головой и вращения рук по часовой стрелке становится скучно. Это как манная каша, которая, на самом деле вкусная и полезная, но воспринимается детьми как вселенское зло просто потому, что ею их кормят ежедневно, начиная с яслей. Как сделать манную кашу вкусной? Как сделать зарядку веселой? Просто надо веселиться! Вы можете помочь себе и своим детям, если постараетесь сделать утренние упражнения веселыми и необычными, например, делая из них сказку, где каждому дается определенная роль с соответствующим движением или несколькими. Вы рассказываете сказку, например, «Колобок», и когда ребенок слышит имя своего героя, он делает свое движение. И не забывайте, что ваша задача не провести полный комплекс упражнений по подготовке олимпийских чемпионов, а дать детям утром подвигаться и окончательно проснуться. Завтрак Если вы попали в лагерь со строго организованной системой передвижения отрядов по территории, вам надо будет строить свой отряд, а детям это не понравится. У них аллергия на слово «пары» развилась еще в детском саду. Но правила лагеря нельзя изменить. Что у вас остается, чтобы и волки были сыты и овцы целы? Не хотите идти в парах? Тогда давайте пойдем: в тройках; в цепочке; в замкнутой цепочке – в центре вожатый, который «не хочет есть»; в шеренге – три шага вперед, два назад; в колонне, при этом у всех, кроме первого закрыты глаза. расправив руки и гудя как самолеты; считая шаги; и т. д. – вариантов может быть ну очень много. При таком построении и дети довольны: они не как всегда и не как все, и правила соблюдены. Советуем как-нибудь на досуге до начала смены записать на листочке 22 способа веселого похода в столовую. Тихий час Это, конечно же, очень спорный вопрос: нужен тихий час или нет. Дети не любят спать днем, но если это предписано правилами лагеря – тихий час будет. Дневной отдых необходим в медицинских целях, так как биоритмы детского организма это не домыслы. Если ребенок будет только бегать и прыгать, то произойдет истощение, а не восстановление организма. А ведь лагерь-то оздоровительный. Тихий час это не обязательно только сон, это 1,5–2 часа, когда мы в корпусе и ведем себя тихо-тихо. Это может быть: чтение книг; написание писем домой; игры в шахматы, шашки; решение кроссвордов. Можно сказать, что тихий час это еще время, когда дети дают отдохнуть вожатым. Тихий час может быть двух видов: организованный; неорганизованный. В чем различие? Организованный тихий час – это турнир по шахматам на приз «Получасовой отсрочки отбоя», конкурс кроссвордистов на время и т. п. То есть это мероприятия, организованные вами, но не требующие вашего непосредственного участия, и удовлетворяющие требованиям тихого часа: спокойные игры в корпусе. Неорганизованный тихий час – это просто свободное детское время, не контролируемое вами. Если вы или ваше начальство решите, что в тихий час надо только спать, то необходимо: безапелляционно заявить об этом вашему отряду; потребовать раздеться и занять горизонтальное положение; периодически проходить по палатам и давать всем понять, что вы «на стреме». Заметим, что после дальнего похода на озеро или грандиозной спортивной эстафеты «сонный» тихий час может быть оптимальным решением. Отбой Если отбой стоит в плане в 23:00, это означает, что в 23:00 все лежат в кроватях, поэтому готовиться надо заранее. Огонек должен закончиться не менее чем за полчаса до отбоя, чтобы у детей было время подготовиться ко сну: помыться, почистить зубы и т. д. В 23:00 они должны лежать в кроватях. Можно дать им полчаса времени по говорить при свете или почитать. После того, как вы пошли на уступки детям, они охотнее идут вам навстречу в ваших желаниях. Если же какая-то палата все никак не успокаивается, вычлените лидера, заводилу, который и не дает всем спать, и отправьте его на полчаса в игровую, пусть просто посидит. Без него вся комната заснет и, когда он вернется, ему ничего не останется, как уснуть самому.
Оформление отрядного места
У вашего отряда обязательно будет отрядное место, где будут проходить самые разные мероприятия. Это может быть холл между этажами или отдельная игровая комната. Это место очень много значит для детского коллектива. На отрядном месте обычно есть «живой» уголок. В этом уголке живут не звери и птицы, а он сам. Уголок, который живет, меняется каждый день. Правила содержания «живого» уголка: Уголок должен быть говорящим, то есть его содержание и рубрики должны меняться. Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, спорт и т. д.) В оформлении уголка и обновлении содержания должны принимать участие дети. В «живом» уголке (или стенгазете) могут быть самые разные рубрики. Ниже мы приводим список рубрик, которые были в нашем «живом» уголке. Вы можете использовать их как базу. Однако обязательно постарайтесь что-то изменить, сделать по-своему и сами или вместе с ребятами, придумать веселые названия рубрик.
Временные рубрики (необходимые только для орг. периода): краткие данные о лагере. поздравление с приездом. законы лагеря. адрес лагеря.
Рубрики основного периода смены соревнования. подготовка к о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.016 с.) |