Глава 2. Практическая работа по изучению сенсорного развития детей раннего возраста с овз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Практическая работа по изучению сенсорного развития детей раннего возраста с овз



Подбор методик по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ

 

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

Ниже представляем описание методик по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ.

1. Методика К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной «Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни», включает задания на выявления сенсорного развития детей раннего возраста [36, с. 14].

Задание на соотнесение величины.

Цель: выявление сформированности ориентировки на контрастных величинах предметов.

Материал – 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого – 10 см, второго – 7 см, третьего – 4 см.

Методика выявления – взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.

Поведение ребенка – собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).

Задание на соотнесение форм.

Цель: выявление сформированности восприятия формы.

Материал – два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Один комплект дается ребенку, другой – у взрослого. Взрослый показывает ребёнку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.

Поведение ребенка – правильно дает взрослому соответствующую фигуру.

Задание на соотнесение основных цветов.

Цель: выявление сформированности восприятия основных цветов.

Материал – цветное лото, в котором имеются карты с основными 4 цветами, изображение разнообразных предметов 4-х цветов (необходимо использовать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку карты с 4-мя основными цветами, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 цвета (цвет чередует) и спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.

Поведение ребенка – правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.

2. Адаптированная методика Л. А. Венгера «Группировка игрушек», направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме [11, с. 21].

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20х20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке представлен в таблице 1: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.).

Таблица 1

Набор предметов

Похожие на квадрат Похожие на треугольник Похожие на круг
Кубик Конус Монета
Коробок Ёлочка Медаль
Пуговица Формочка Полусфера
Ластик Крышка Цыплёнок
Мыло Ракета Пуговица
Записная книжка Призма Кольцо
Флакон (бутылочка) Флакон (бутылочка) Божья коровка
Батарейка Камушек Коробка (пудреница)

 

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка:

- понимание и принятие задания;

- способы выполнения – умение работать по образцу;

- целенаправленность действий;

- обучаемость;

- отношение к результату;

- результат.

1 балл – ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла – ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла – ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

3. Адаптированный вариант методики И.А. Шаповала «Цветные кубики» [54, с. 122].

Цель: выявление сформированности зрительного восприятия цвета. Оборудование: 4 кубика основных цветов - красного, жёлтого, зеленого, синего.

Ход обследования: 4 кубика разного цвета ставят перед ребенком, просят показать такой же, какой находится в руках у воспитателя и назвать цвет этого кубика. Воспитатель говорит: «Покажи, пожалуйста, такой же кубик, как у меня». Затем взрослый просит ребенка: «А теперь скажи, какого цвета этот кубик».

Обработка результатов: выявляется по следующим критериям:

- принятие задания;

- уровень восприятия цвета: отличает ли цвета, называет ли основные цвета;

- результат;

- отношение к результату.

4. Адаптированный вариант методики И.А. Шаповала «Разбор и складывание пирамидки» [54, с. 124].

Цель: выявление уровня развития практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящихся действий.

Оборудование: пирамидка из трех колец одинакового цвета, разных по величине.

Ход обследования: исследование проводится индивидуально. Ребенок сидит за столом. Ему показывают пирамидку, затем у него на глазах собирают одно кольцо за другим. Затем воспитатель предлагает разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый делает это сам и предлагает ребенку собрать её. Инструкцию можно повторить дважды.

Обработка данных: выявляется по следующим критериям: 

- принятие задание, складывает пирамидку самостоятельно, с учетом или без учета величины колец;

- обучаемость;

- результат выполнения задания;

- отношение к результату;

- способ действия: подбор колец путем «проб и ошибок», сравнение колец путем наложения или не на основе зрительного соотнесения.

5. Методика Стребелевой Е. А. обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет, включает задания по соотнесению предметов по форме, величине, цвету [44, с. 21].

1) «Спрячь шарики».

Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения – ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

1 балл – ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.

2 балла – ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 балла – ребенок сразу понимает задание; выполняет его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате.

2) «Разбери и сложи матрешку».

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования: педагог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: педагог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (огрет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).

2 балла – ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 балла – ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

3) «Разбери и сложи пирамидки».

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Проведение обследования: педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

1 балл – ребенок действует неадекватно (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).

2 балла – ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

4) «Поиграй с цветными кубиками».

Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла – ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла – ребенок различает цвета; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

По данным методикам можно определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ, кроме детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности грубого нарушения работы рук и мелкой моторики. Эти методики предназначены для детей раннего возраста: уровень сложности и используемый материал соответствуют данной возрастной категории детей.

Основными параметрами оценки в вышеперечисленных методиках по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ считаются:

- принятие задания;

- способы выполнения задания;

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.

Способы выполнения задания: при обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка, следовательно, низкого уровня сенсорного развития.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи:

- выполнение действия по подражанию;

- выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов;

- выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

 

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

- количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

- речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

- обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях;

- отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

Отношение к результату своей деятельности:

заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей;

безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с низким уровнем сенсорного развития.

Количественная оценка: все указанные выше параметры отражаются в балльной оценке познавательного развития детей. При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости. Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.

2 балла ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении предложенных нами заданий, является  показателем уровня сенсорного развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов.

Таким образом, по результатам данных методик по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ можно определить текущий уровень сенсорного развития: высокий, средний, низкий.

 

 

2.2 Методические рекомендации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.059 с.)