Детей раннего возраста с ОВЗ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей раннего возраста с ОВЗ



Период раннего детства (от рождения до 3 лет) имеет ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных этапов и требующих создания для детей специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, воспитания (Н. М. Аксарина; Н. М. Щелованов; К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева, Э. П. Фрухт) [37].

Наиболее интенсивный темп развития – основная особенность периода раннего детства. Быстрый темп формирования ведущих умений важен как в данный возрастной период, так и в его «зоне ближайшего развития». Ни в каком другом периоде не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются и совершенствуются все функции организма: моторика, познавательная деятельность, речь. К 3 годам ребенок овладевает всеми основными двигательными навыками и дифференцированными движениями пальцев рук. Он приобретает много знаний и представлений об окружающем, ориентируется в цвете, форме и величине предметов. На протяжении трех лет у ребенка развиваются все функции речи. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. Если к одному году ребенок употребляет около 10 слов, к двум годам его словарь содержит 100 слов, а к трем годам – 1 200 слов. В раннем возрасте у детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. Быстро развиваются и такие психические процессы, как внимание, память. Характерной особенностью младенческого и раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности), легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка [42].

Ребенок обладает большими потенциальными, компенсаторными возможностями развития. Путем специально направленного психолого-педагогического воздействия можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более высокий уровень той или иной линии развития. Задача воспитания – полнее использовать богатые природные возможности ребенка и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста.

Процесс развития скачкообразен и неравномерен. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Критические периоды в первые годы жизни – 1 год, 2 года, 3 года. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей:

- 1 год – овладение ходьбой;

- 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи;

- 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребенка со второй сигнальной системой, ребенок осознает себя как личность.

Резко, скачкообразно в возрасте 1 год 6 месяцев удлиняется работоспособность, период бодрствования, так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции.

Неравномерность в развитии ребенка первых лет жизни определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность в развитии, выделяются периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и ведущие линии в его развитии. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» (то есть наиболее значимые) линии развития: познавательное, социальное, речевое, физическое развитие. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обеспечивает переход на качественно новый этап. Так, например, в возрасте 7–8 месяцев ведущим движением является ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружающем. В возрасте 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию понятий. В период от 10 месяцев до 1 года – 1 года 6 месяцев происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного словаря. Научившись новому, приобретя новое умение, действие, на какой-то период времени оно становится доминирующим в поведении ребенка. Так, научившись ходить самостоятельно, ребенок меньше играет, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня.

При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах. Именно эти соответствующие психические процессы имеют первостепенное значение не только для настоящего, но и для будущего.

Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей младенческого и раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. Учитывая это, пред- усматривается повторяемость в обучении, обеспечение связи между воздействием окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью. Ребенок трех лет способен на достаточную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица).

В первые три года жизни отмечается большая физическая и психическая ранимость ребенка, лабильность его состояния. Дети в этом возрасте легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние и возбудимость нервной системы. Хотя на протяжении трех лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к трем годам достигает 5,5–6 часов; однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды не- прерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше и легче утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдаются в стрессовых состояниях (например, в период адаптации при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение).

    Особенности периода раннего детства:

• наиболее интенсивный темп развития;

• высокая пластичность высшей нервной деятельности, легкая обучаемость;

• большие потенциальные компенсаторные возможности развития;

• скачкообразность и неравномерность процесса развития;

• единство и взаимосвязь психического, физического и речевого развития;

• потребность в общении со взрослым;

• ведущая роль взрослого в развитии ребенка;

• особая чувствительность к определенного рода воздействиям;

• неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков [42].

У детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть нарушены различные «линии развития» – познавательное, социальное, речевое и физическое развитие. Это крайне неоднородная группа детей. При этом могут отмечаться многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем [48, с. 25].

Очень важно следить за темпом психомоторного развития ребенка. Для своевременного обнаружения отставания в развитии следует сравнивать достижения малыша с возрастными нормативами.

Психомоторное развитие детей, которые родились с проблемами здоровья, может не соответствовать указанным в календаре показателям. Не следует очень сильно паниковать. Выявленные проблемы в развитии часто могут быть устранены с помощью своевременного создания специальных развивающих условий среды, применения особых методов и приемов воспитания. Важно вовремя обратиться за помощью к педиатру, неврологу, врачу лечебной физкультуры, а также специальному педагогу.

При наблюдении за темпом общего развития ребенка необходимо помнить, что своевременное появление тех или иных возрастных достижений развития зависит от целого ряда факторов:

• общего состояния здоровья малыша;

• полноценного систематического эмоционального общения взрослого с ребенком;

• наличия развивающих условий предметно-пространственной среды;

• соответствия режима дня и педагогической нагрузки возрасту и индивидуальным особенностям здоровья и психики ребенка;

• продуманной организации детской активности в период бодрствования.

Не все дети имеют одинаковые темпы психомоторного развития. На каждом возрастном этапе одни линии развития формируются быстрее, а достижения в других могут запаздывать. Небольшое отставание в развитии определенных умений по сравнению с нормативами развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения. Однако необходимо зафиксировать этот факт и уделить особое внимание активному применению средств педагогического воздействия для активизации темпа психического развития [48, с. 32].

Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии:

• ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы «сквозь»);

• остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого;

• трудности приспособления к рукам матери;

• задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого;

• не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери;

• имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи);

• не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;

• не откликается на обращение близких взрослых.

Признаки отставания в развитии зрительного восприятия:

• ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света;

• не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;

• не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно (после 3 месяцев);

• поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);

• не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;

• у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).

Признаки отставания в развитии слухового восприятия:

• у ребенка не отмечается моргание, вздрагивание на неожиданный резкий громкий звук;

• не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредоточение;

• не отмечается поиск невидимого источника звука (после 3 месяцев), ребенок не поворачивает голову в сторону раздражителя (после 4 месяцев);

• одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не узнает голоса матери;

• не появляется лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса, отсутствует подражание голосу взрослого (после 6 месяцев);

• ребенок не начинает понимать обращенную к нему речь: не находит по слову близких предметы, не выполняет простые действия (после 9–10 месяцев).

Признаки отставания в двигательном развитии:

• ребенок не овладевает произвольными движениями: в положении лежа на животе не поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев) или удерживает голову непродолжительное время; не опирается на руки (руки под грудью);

• не может свободно поворачивать голову в разных направлениях;

• имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону);

• не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот) после 6 месяцев;

• не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой) после 8 месяцев;

• не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры к 12 месяцам;

• не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми;

• не может удержать игрушку и выполнить простые манипуляции с ней (после 5 месяцев);

• совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9–10 месяцев).

Признаки отставания в познавательном развитии:

• ребенок не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери;

• в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребенком отсутствует улыбка или она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) остаются бедными, маловыразительными;

• «комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на непродолжительное время;

• не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования;

• не различает близких и чужих людей;

• отсутствует потребность во взаимодействии со взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами;

• нет потребности самостоятельного изучения окружающего;

• действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев).

Признаки отставания в доречевом развитии:

• у ребенка крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный (в первые недели и месяцы жизни);

• отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные;

• звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком;

• ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта;

• отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их неполноценность;

• гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках;

• наблюдаются бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков (к 4 месяцам);

• лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, ребенок не повторяет слоги (после 6 месяцев);

• не появляется подражательная голосовая активность или она крайне низкая;

• ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соотнесенно) и звукоподражаний (к году) [48, с. 76].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.028 с.)