По сенсорному развитию детей раннего возраста с овз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По сенсорному развитию детей раннего возраста с овз



 

В основу методических рекомендаций по сенсорному развитию детей раннего возраста с ОВЗ положено методическое пособие разработанная Т.А. Ивановой, М.Ю. Резниченко, В.М. Сумеркиной «Комплексная программа раннего выявления и оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» [26].

Сенсорное развитие детей с ОВЗ происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности:

- нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность: проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе;

- страдает также и целостность восприятия: дети испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта;

- скорость восприятия заметно ниже, чем у детей с нормой развития для данного возраста;

- у детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность – детям с ОВЗ свойственна общая пассивность восприятия: данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков;

- у детей отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта;

- существенным недостатком является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с ОВЗ воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник [48, с. 75].

Исследования психологов выявили у детей раннего возраста с ОВЗ неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

Дети раннего возраста с ОВЗ затрудняются также в обозначении выделенных свойств словом. Также они путают названия цветов, геометрических фигур.

Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста с ОВЗ включает в себя:

- развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и примеривания;

- формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания;

- обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина;

- формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.

Чтобы сформировать у детей раннего возраста с ОВЗ определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

• Принцип доступности и индивидуальности.

Подбираемые технологии должны быть понятны и доступны каждому ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и первоначальный сенсорный опыт.

• Принцип последовательности и систематичности.

Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

• Принцип связи с жизненным опытом.

Существенным фактором в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.

• Принцип повторяемости.

Учитывая особенности развития восприятия у детей раннего возраста с ОВЗ, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.

Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует привлекать новый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо все усваивать, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.

• Принцип наглядности.

Дидактические игры и упражнения являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ:

• образовательные:

- развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

- соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

- обогащать активный и пассивный словарь детей;

• развивающие:

- развивать познавательные процессы;

- развивать мелкую моторику.

• воспитательные:

- воспитывать умение заниматься рядом, не мешая друг другу;

- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

Основные условия развития ребенка от 1 до 3 лет:

•   обеспечение предметно-пространственной развивающей среды;

•   создание благоприятных условий для социального, познавательного, речевого и двигательного развития;

•   стимуляция адаптационных механизмов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей;

•   организация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми первых лет жизни, их воспитанию и развитию.

Психолого-педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею индивидуального развития ребенка с учетом сензитивных периодов формирования функций.

Важнейшими условиями эффективного участия родителей в коррекционно-развивающем процессе являются формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений и его индивидуальных возможностях, повышение педагогического потенциала родителей, а также развитие гармоничных детско-родительских отношений.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте  –  обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Важное значение имеют занятия, направленные на знакомство ребенка с формой, величиной, цветом предметов, обучение его простым действиям с предметами. При нормальном психическом развитии все эти занятия проводятся в конце первого года жизни. При отклонениях в развитии они могут проводиться в разном возрасте, с учетом степени выраженности отставания в психомоторном развитии.

При знакомстве ребенка с различными свойствами окружающих его предметов нужно вырабатывать у него одно из первых понятий, понятие подобности – «такой же». Формирование этих понятий имеет важное значение для развития мышления. С этой целью проводятся специальные занятия.

Занятие 1. Взрослый берет несколько кубиков, резко отличающихся по цвету, например красных и синих (по два каждого цвета). Ребенку показывают красный кубик и предлагают: «Дай мне такой же кубик». Если ребенок ошибается, взрослый отказывается взять кубик, говоря: «Нет, это не такой. Вот такой». И при этом сам берет второй красный кубик.

Затем взрослый таким же образом проводит это занятие и с другими предметами и игрушками, пока ребенок не научится определять цвет по просьбе взрослого.

Занятие 2. Взрослый просит ребенка красные кубики отдавать маме, а синие брать себе, складывая из кубиков две кучки. Число кубиков каждого цвета постепенно увеличивается. Вначале ребенка просят делать очень широкие движения, помещая кубики разного цвета друг от друга на большом расстоянии. Если малыш затрудняется выполнить задание, в качестве ориентира ему можно предложить коробки красного и синего цвета, в которые помещаются кубики соответствующих цветов. Затем коробки убираются. Подобные занятия проводятся с другими предметами и игрушками красного и синего цвета.

Занятие 3. Ребенка просят построить две башни – красную и синюю. Взрослый выполняет это задание одновременно с ребенком. При этом умышленно нужно допустить ошибку и понаблюдать за реакцией ребенка. Взрослый сразу же исправляет свою ошибку, осуждая себя. Ошибку ребенка вначале исправляет сам взрослый, затем нужно сделать паузу и немного подождать, наблюдая, исправит он свою ошибку или нет. Никогда нельзя оставлять ошибку неисправленной.

Занятие 4. После того как ребенок научился различать два цвета, вводите третий цвет: желтый или белый. Упражнение с тремя цветами проводится так же, как и с двумя.

Затем ребенка учат не только группировать однородные предметы по цвету, но и сопоставлять разнородные предметы. Ребенок также научается группировать предметы по величине и форме, выбирать предметы двух заданных цветов из четырех. При этом следует помнить, что эти навыки формируются у здорового ребенка на третьем году жизни. Важно также учитывать, что понятие цвета формируется у ребенка очень постепенно. Вначале все дети испытывают большие трудности в материализации «чистого» цвета без связи его с каким - либо предметом. Для ребенка цвет долго неразделен с предметом, и поэтому выделить его ему очень сложно. Полезно в этих случаях использовать цветные фломастеры или жидкие краски, которыми ребенок мог бы оперировать. Цветные пятна, которые он нарисует на чистой бумаге, будут помогать ему выделять цвет вне связи с какими-либо конкретными предметами. В этих заданиях просьба, обращенная к ребенку, может быть следующая: «Сделай красное» и т.п. Затем через несколько дней после проведения подобных упражнений взрослый просит ребенка показать «красное», давая ему следующие задания: «Дай красный кубик», «Дай красный мяч» и т.п. В дальнейшем ребенка следует обучить ответам на вопросы, спрашивая у него: «Какого цвета…?»

Закрепляя умение детей группировать предметы по цвету, следует обучать их различным предметным действиям, например, выкладывать мозаику, нанизывать бусы разного цвета на нитку и т.п.

Не менее важно обучать ребенка дифференцировать форму предметов. Следует помнить, что обучение различению формы связано с движением. Поэтому многие специалисты рекомендуют знакомить ребенка, например, с понятием «круг», идя с ним вместе вокруг какого-либо предмета и повторяя: «Идем по кругу». При этом хорошо бы очертить круг вокруг какого-либо предмета, а также постараться, чтобы ножки ребенка оставляли видимый след на земле или на полу.

После этого проводят специальные упражнения с формами, вырезанными из картона и других материалов. У здорового ребенка основные представления о форме предметов формируются на втором году жизни.

После упражнений, связанных с движением, детей следует учить находить круглые предметы. Взрослый вырезает круги и квадраты из бумаги и картона, перемешивает их и просит ребенка найти круги. На первых порах все картонные формы должны быть одного цвета.

Детей учат раскладывать однородные предметы, отличающиеся по форме на две группы. При этом у детей развивают понимание слов «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Показ, демонстрация предмета во всех случаях сопровождается соответствующими словами. Сначала взрослый на глазах у ребенка приступает к группировке предметов. Он показывает малышу круг и объясняет, что такие игрушки он будет класть в эту сторону. Затем показывает квадрат и говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону, и начинает выполнять эти действия. При этом спрашивает ребенка, куда надо положить круг, а куда квадрат. Положив круг на круг, взрослый показывает это ребенку и поясняет, что они одинаковые. Затем задание выполняет малыш вместе со взрослым и наконец самостоятельно.

Все эти упражнения необходимо сочетать с развитием движений рук малыша. Дети опускают шарики в широкое горлышко бутылки, выкладывают мозаику и т.п. Полезны специальные игры, когда сильно различающиеся по форме вкладыши надо вложить в соответствующие им отверстия.

Необходимы игры-упражнения, которые обучат ребенка воспринимать различную величину предметов. Эти занятия проводятся также в процессе предметно-практической и игровой деятельности малыша. Ребенка учат воспринимать на ощупь большой и маленький предметы, тяжелый и легкий, гладкий и шероховатый, предметы различной формы.

Взрослый приготавливает для ребенка круги или квадраты двух размеров. Форма, цвет и фактура этих предметов должны быть одинаковыми. Разница между предметами около 1,5см. Взрослый объясняет ребенку, что круги, которые он ему показывает, разные – большие и маленькие – и что большие круги он будет класть в большую коробку, а маленькие – в маленькую. Сначала он сам выполняет действия, спрашивая ребенка, куда положить какой кружок. На глазах ребенка взрослый прикладывает большой кружок к большому, маленький к маленькому и показывает, что они одинаковые. Это занятие полезно проводить с объемными предметами, чтобы ребенок мог взять их в руки и почувствовать разницу в их размере. Это могут быть кубики, шарики разного размера.

Выполняя подобные задания, ребенок учится фиксировать внимание на величине предметов, устанавливать тождество и различия, учится понимать слова «такой», «не такой», «одинаковые», «разные», «большой», «маленький». Необходимо использовать такие игры, как нанизывание колец, складывание матрешек.

На начальных этапах работы не нужно требовать от ребенка обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы предметов. Взрослому необходимо помнить, что, если ребенок активно и правильно выполняет задания, у него формируются необходимые представления о свойствах предметов.

Для коррекции нарушений сенсорного развития ребенка от 1 года до 2 лет определяются следующие направления работы:

• ознакомление с окружающим:

- знакомить с предметами ближайшего окружения, их признаками, несложными действиями (ест, надевает, поливает);

- учить различать основные признаки предметов (цвет, величину, форму);

- учить различать, узнавать предметы в ближайшем окружении и на картинке;

- развивать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное отношение к ним;

- знакомить с водой (вода льется, в ней купаются, плавают игрушки), с песком, со снегом;

- знакомить с внешним видом овощей, фруктов;

- учить находить их в натуральном виде и на картинках по указанию взрослого;

- научить узнавать и показывать живых, игрушечных, нарисованных животных: кошку, собаку, зайца, (кролика), медведя, рыбку, птичку, петуха, курицу.

• Игры-занятия с дидактическими игрушками:

• от 1 года до 1 года 6 месяцев:

- собирать пирамидку из колец двух контрастных размеров; открывать и закрывать одноместную матрешку, яйцо;

- собирать двухместные матрешки, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их;

- учить вставлять втулочки в отверстия столика;

- группировать предметы по цвету;

- учить распознавать контрастные размеры: большой, маленький;

- знакомить детей с цветом предметов: красный, синий;

- учить группировать предметы по цвету («Положи красные шарики в красную коробку, а синие шарики в синюю»);

• от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

- учить различать предметы по величине, с помощью взрослого собирать пирамидку из 3-4 колец на конусной основе, строить башни из 3-х, потом 4-5 колец (постепенно уменьшающихся);

- продолжать формировать умение подбирать предметы по форме: подбирать крышки соответствующей формы к коробочкам и шкатулкам (круглые, квадратные, прямоугольные);

- учить различать предметы по размеру, выбирая самый большой из них и самый маленький (называя «большой» и «маленький»);

- учить собирать 2-3-х местные дидактические игрушки (матрешки, бочата, огурчики и т.п.);

- формировать обобщенное представление о предметах;

- учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой, маленький, красный, синий и т.д.);

- учить различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый);

- отбирать предметы одного цвета по предложению взрослого;

- раскладывать шарики, втулки, кубики, соотнося их цвет с цветовым полем (коробка, столик).

• Игры-занятия со строительным материалом:

• от 1 года до 1 года 6 месяцев:

- учить накладывать кубик на кубик (башня), кубик на кирпичик (автомобиль), кирпичик на кубик (стол);

- учить выстраивать в ряд одинаковые кирпичики на плоскости (дорожки);

• от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

- учить ставить вертикально в ряд кирпичики на длинное ребро (забор), затем на короткое ребро (высокий забор), используя кубик и кирпичик, делать по показу простейшие постройки (стул, стол, диван, кровать);

- делать перекрытия на устойчивой основе (скамейка) и менее устойчивой (ворота, домик).

Для коррекции нарушений сенсорного развития ребенка 2-3 лет выделяются следующие цели и направления работы:

• развитие зрительного восприятия:

• цвет (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный):

- сличение;

- выбор по названию;

- самостоятельное называние;

- группировать однородные предметы 2-х цветов на группы;

- подбор по образцу разнообразные предметы;

- подбор предметов по рисунку;

- группировка однородных предметов по 1 признаку (по образцу, по слову взрослого);

• форма:

- подбор по образцу основных геометрических фигур и форм (круг, квадрат, треугольник, шар-куб-крыша);

- выбор по названию;

- самостоятельное название;

- учить собирать почтовый ящик (2-3 формы), Доску Сегена (методом проб, примеривания, зрительным соотнесением);

• величина:

- сравнивать по величине (большой - маленький, длинный - короткий);

- учить составлять 2-3-х составную пирамидку;

- учить составлять пирамидки-стаканчики;

- учить собирать и разбирать 2-3-х составные матрешки [26, с. 97].

Также мы предлагаем игры на различение формы и величины предметов [23].

Игра «Шароброс» (Проводится с детьми от 1года 3 месяцев).

Цель игры: учить ребенка различать форму шара, круга и размеры – большой и маленький, знать названия «большой» и «маленький».

Для игры ребенку дают коробку (ящик), в стенках которой имеются круглые вырезы большого и маленького размеров. С одной стороны коробка (ящик) открыт. Ребенку даются шары двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шары не могли пройти через меньшие отверстия.

Взрослый показывает, как пользоваться игрушкой, приговаривая: «Вот дает большой шар (дает ребенку подержать его), а это маленький шар (дает подержать). Сюда положим большой шар, это большое окошко, сюда положим маленький шар, это маленькое окошко вот они и покатились». Потом предлагает ребенку опускать в отверстия то большой, то маленький шар. Ребенок может сам назвать размеры.

Занимательная коробка (проводится с детьми от 1 года 6 месяцев).

Цель игры: учить различению форм шар и куб, круг и квадрат, употреблению названий «шарик», «кубик».

Ребенку предлагается коробка, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размеров, а также шары и кубы двух размеров. Коробка с одной стороны открыта.

На первом занятии взрослый дает ребенку в руки по большому шарику и предлагает показать их, затем таким же образом дает кубик, ребенку предлагает показать то куб, то шар. «А теперь будем опускать в коробку большой шар и большой куб. Куда же нам шар опустить? В какое окошко? (Шар в диаметре больше, чем сторона квадратного отверстия, поэтому он не может пройти в это отверстие.) вот в это окошко опустим шарик. А теперь кубик опустим. Куда же его опустить? Вот сюда.» Затем по предложению взрослого ребенок сам опускает шар и куб. Ребенку предлагают называть шар и кубик.

Когда ребенок хорошо справится с данной задачей, ему предлагают более сложную. К коробке сразу даются два шарика и два кубика, большие и маленькие. Так же как и на предыдущем занятии, ребенку предлагается поочередно подержать, пощупать кубики и шарики. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать большой шар и опустить его в большое отверстие. «В большое окошко бросим большой шарик». Таким же образом находят маленький шарик и опускают в меньшее отверстие. «В маленькое окошко бросим маленький шарик». То же проделывается с большим и маленьким кубиками. Затем ребенку предлагается самим поиграть, приговаривая: «Большой кубик в большое окошко» и т.д. Взрослый следит за правильностью действий ребенка и побуждает его сопровождать свои действия словами. Так как второй вариант игры дается детям около двух лет, то такое проговаривание им посильно и имеет значение для более четкого усвоения представлений о форме и величине предметов.

Известно, что чувственно дети начинают различать форму предметов очень рано, уже на первом году жизни. Но отчетливое и более общее представление о форме у них складывается тогда, когда они сочетают ее восприятие со словесным обозначением. Поэтому важно, чтобы взрослый называл ребенку предметы, качества и действия, а позже ребенок (когда он уже в состоянии это сделать) сам бы произносил бы соответствующие слова. Это относится к называнию не только формы, величины, но и цвета.

Постройка башен из кубиков различной величин.

Цель занятия: учить детей различению размеров, называнию размеров «большой» и «маленький». Детям от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев дается постройка башни из двух кубов резко контрастных размеров (примерно 20 и 4 куб. см). Взрослый сам ставит меньший куб на больший, называет размеры кубов, предлагая ребенку подать ему то большой, то маленький куб, поставить маленький на большой. Само построение не представляет трудности для ребенка; важно, чтобы он усвоил названия.

Для ребенка старше полутора лет задача усложняется, ему предлагают построить башенки из трех кубов, менее контрастных по размерам (примерно 20, 12, 4 куб.см); лучше, если кубы окрашены одинаково. Взрослый сам возводит постройку, приговаривая: «На большой куб поставлю маленький и еще совсем маленький». Предлагает ребенку сделать то же. Занятие требует нескольких повторений.

Детям в возрасте, близком к двум годам и старше, предлагается построить башни из пяти кубов. Размеры смежных кубов не отличаются уже так контрастно (примерно 20, 16, 12, 8, 4 куб.см). Эта задача значительно труднее предыдущей, и дети не сразу с ней справляются. Кроме показа взрослого, как строить башню, помогает расположение кубов в ряд на поверхности стола, при этом нагляднее выступает разница в размерах кубов.

Собирание башни из колец разного размера.

Цель занятия: учить детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово «кольцо» и название цвета, а детей около двух лет и называть их.

Башни для занятий берутся одноцветные, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Детям от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев дается башня из двух, а затем из трех колец, резко отличающихся по размеру (примерно 6; 4,5; 2,5 см в диаметре). Взрослый сначала сам собирает башню, приговаривая: «Возьму большое колечко, а теперь маленькое и самое маленькое. Вот и башенка готова».

Примерно в 1год 9 месяцев детям дается башня из пяти колец, менее контрастных по размеру (6; 5; 4,5; 3,5; 2,5 см в диаметре). Самостоятельно собрать такую башню, отбирая по порядку нужные кольца, задача нелегкая; дети с ней обычно справляются в возрасте около двух лет после нескольких повторных занятий и самостоятельных игр с башенками.

Взрослый на глазах у ребенка собирает башенку, приговаривая: «Возьму самое большое кольцо. (Нанизывает его на стержень) А теперь возьму кольцо поменьше, теперь самое маленькое». Предлагает ребенку собирать башенку, также приговаривая. Если ребенок ошибся, можно предложить ему наложить одно кольцо на другое, обвести его пальцем и выбрать большее. Такой способ самоконтроля доступен детям к концу второго – началу третьего года жизни. Этот прием побуждает их к активным действиям: надо внимательно присмотреться, сравнить, подумать. Игры со сборными игрушками 58 Усвоение детьми понятия о величине предметов происходит во время различных игр.

Игры со сборными игрушками дают конкретное представление о разнице в величине, так как меньшие могут поместиться только в большие по размеру. Правильность решения ребенком игровой задачи предусмотрена в самом устройстве игрушки. Но эти игрушки представляют для детей известную трудность.

Чтобы добиться результата, от ребенка требуется соблюдение последовательности в действиях, а также более тонкое различение деталей игрушки. Матрешку, например, можно правильно собрать, если знаешь, где верх и низ игрушки.

Кроме того, в играх со сборными игрушками, чтобы справиться с открыванием и закрыванием различных шаров, коробок, яиц, матрешек, бочонков, требуется и ручная умелость, согласованность действий обеих рук.

Таким образом, задачи этих игр сводятся к умению различать размеры игрушки, развитию координации мелких движений кисти руки и усвоению порядка действий. В играх с некоторыми сборными игрушками развиваются и пространственные ориентировки – различение верха и низа предмета.

Сборные матрешки.

Принцип проведения игр здесь тот же, что и при сборке коробок, но деятельность детей усложняется тем, что части сборной игрушки отличаются по форме и смысловому содержанию. Ребенок должен научиться отличать низ и верх игрушки. Слова «верх» и «низ» ему еще не понятны и употреблять их в разговоре не нужно. Ребенок практически должен усвоить эти пространственные понятия и помочь ему в этом может жизненный опыт, уже имеющийся у малыша полутора-двух лет. «Покажи, где у матрешки головка, а на головке у нее красивый платочек» (верхняя часть матрешки); «А вот у матрешки кармашек на платье или переднике» (нижняя часть матрешки). В зависимости от оформления игрушки могут быть названы и другие знакомые ребенку признаки.

Детям до 1 года 6 месяцев дается одинарная матрешка: ее надо просто открывать и закрывать. После 1 года 6месяцев им дают двойную матрешку: ее надо разобрать, правильно собрать, вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх).

Детям двух лет и старше дается тройная матрешка. Здесь перед ними еще более сложная задача: различать размеры, правильно собирать обе половинки, последовательно вкладывать матрешки друг в друга.

Игры на различение и усвоение названий цвета.

Различать цвета начинают очень рано. Исследования показали, что во втором полугодии первого года жизни ребенок способен отличать один цвет от другого. На втором году жизни ребенка происходит установление связи между зрительным восприятием и словесным обозначением цвета. Это дается ребенку гораздо труднее, чем установление связи между формой предмета и его названием.

Задача научить детей с ОВЗ различать цвета поставлена в начале третьего года называть четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Так как эта задача для ребенка доступна, но нелегка, то упражнять его в различении цветов надо систематически и в разнообразной форме. Особенно важным является упражнение в быту, в жизненных ситуациях: взрослый называет цвет одежды, обуви и других предметов обихода. Жизненная соотнесенность цвета с предметами, близкими ребенку, облегчает ему усвоение названий цветов. Куклы в платьях разного цвета, автомобили различной окраски тоже помогают запомнить названия цветов. Этой же цели служат и некоторые дидактические игрушки и игры.

Эти игры разнообразны, перед детьми ставятся различные задачи: подобрать предметы определенной окраски к соответствующему цветному фону, выбрать названный взрослым цвет, распределить предметы по цвету. Ввиду некоторой трудности материала, усложнения даются постепенно: сначала дети имеют дело с предметами двух цветов, потом добавляется третий, но выбор предлагается из двух цветов, к знакомому цвету добавляется новый. Потом предлагается выбор из трех и четырех цветов. Даются разные игрушки на различение цвета.

Игры с цветными шариками.

С цветными шариками дети сталкиваются уже на первом году жизни, сначала их подвешивают к манежу, а потом дают в руки разноцветные шары. В начале второго года малыши катают шары по полу, скатывают с лоточка.

По отношению к детям старше 1 года 6 месяцев ставится задача – научить их различать цвет и понимать его название. Даются два цвета – красный, который своей яркостью очень рано привлекает внимание и радует маленького ребенка, и еще один, гармонирующий с красным (синий). Взрослый дает ребенку лоток и 3 – 4 красных шарика. «Покатай красный шарик! Еще красный, красный шарик». Затем в таком же порядке даются одни синие шарики. На следующих занятиях даются красные и синие шарики.

Взрослый предлагает выбрать из них: «Дай красный шарик», «Покатай красный шарик», затем предлагает катать синие, потом в разбивку те и другие. Игры повторяются вне занятий. Позже добавляются шарики другого цвета, но выбирать детям предлагается из двух цветов: красные – зеленые, синие – желтые, зеленые – желтые и т.д.

Подбор шариков по цвету.

Цель игры: учить детей подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.

Первый вариант. 6 – 8 шариков одинакового размера, окрашенные в два цвета, складываются в общую коробку. Ребенку предлагают переложить все шарики одного цвета в другую коробку. Затем смешать все шарики и выбрать другой цвет. Сначала цвет называет сам взрослый, а потом предлагает ребенку называть цвет самому.

Второй вариант. На следующих занятиях дети получают коробку, где сложено 8 – 10 шариков двух цветов, и две коробки или пластмассовые тарелочки такого же цвета, что и шарики. Взрослый на глазах у ребенка раскладывает шарики по цвету, приговаривая: «В красную коробочку положу красный шарик, и еще красный, в синюю коробку положу синий шарик» и т.д., пока все шарики не будут разложены в коробки соответствующего цвета. Затем предлагается ребенку так же разложить шарики. Ребенку, умеющему говорить, предлагают называть цвет шариков. Ребенок может сначала класть шарики одного цвета, а потом другого цвета или раскладывать их вразбивку. И тот и другой способы допустимы.

Занятие надо повторять. Дети старше двух лет обычно хорошо справляются с этой задачей и даже могут заметить и исправить допущенные ошибки.

Третий вариант. Даются две одинаковые коробки нейтральной окраски (светлокоричевого, голубоватого, серого цвета). В третьей коробке лежат шарики двух основных цветов. Взрослый раскладывает в коробки шарики: в одну – одного цвета, в другую – другого. Называет цвет: «Сюда положу зеленый шарик, сюда желтый, сюда еще зеленый» и т. д. Затем ребенку предлагает разложить шарики и назвать их цвет. Занятия повторяются с варьированием подбора цветов. На повторных занятиях взрослый может давать лишь словесное указание: «В одну коробочку положить синие шарики, в другую – желтые» и т.д.

Игры с цветными втулочками.

Цель игры: закреплять умение втыкать в отверстия и вынимать из них втулочки; различать цвета и понимать название цвета «красный, синий, зеленый, желтый».

На предыдущих занятиях дети учились вставлять в отверстия и вынимать цветные втулочки: это для них уже не представляет трудности. Теперь становится возможно в этой игре поставить новую задачу различения втулочек по их окраске. Взрослый показывает втулочки (можно назвать их «грибочками») красного цвета, вставляет их в отверстия однотонного столика, говоря: «Сюда красный грибочек, еще красный» и т.д. Затем вставляет и называет синие грибочки. После этого ребенку предлагается вставлять сначала красные, потом синие грибочки или наоборот. Впоследствии предлагается вставлять грибочки вразбивку. Игры повторяются с изменением цвета грибочков (два цвета из четырех основных).

Детям, умеющим говорить, предлагают самим действовать и называть цвета.

Посредством игры дети с меньшим напряжением овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны.

В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

Ребёнку с ОВЗ для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

При проведении игр с детьми раннего возраста с ОВЗ следует помнить:

- для ребёнка с ОВЗ эмоциональная сторона организации игры – важное условие: педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре;

- необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Роль взрослого в игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Использование игр и игровых приемов у детей раннего возраста с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании [20, с. 17].

Таким образом, использование предметных игр с целью развития восприятия, усвоению сенсорных эталонов у детей раннего возраста с ОВЗ, обогащают образовательный процесс, повышают результативность обучения, вызывают положительное отношение к обучению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В раннем детском возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие.

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.089 с.)