Сенсорное развитие детей раннего возраста в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорное развитие детей раннего возраста в онтогенезе



В психологических словарях «сенсорное развитие» трактуется как развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве), т.е. о сенсорных эталонах [34, с. 362]. В теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, применяется термин «сенсорные эталоны», что означало выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цветы, формы, величины и т.д.

Ощущение – это отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга [34, с. 217]. Это понятие простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов. Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.

Восприятие – это уже более сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире [34, с. 43]. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Ф. Фребель считал, что каждый человек познает себя в творчестве, поэтому рекомендовал обучать детей пению, лепки из песка и глины, рисованию красками и карандашами. Отмечая первоначальную важность сенсорного развития, подчеркивал острую необходимость точного формирования представлений об окружающем мире через естественное наблюдение за предметами. Фребель придумал шесть «даров» (мячик, куб, шар, куб, цилиндр и т. д.). Благодаря таким игрушкам, по его мнению, дети получали ключ к пониманию внешнего мир [17, с. 239].

Е. И. Тихеева считала, что познание мира требует развитие органов чувств, много уделяла внимания сенсорному развитию, которое близко связывала с окружающей жизнью, с играми и трудом, рассматривала как неразрывное единство развития речи, мышления и восприятия. Заслуга Тихеевой в том, что она разработала методику с использованием материала «щедро рассыпанного в природе» [32, с. 48].

Одним из первых исследователей, обративших внимание на особенности детского восприятия мира, был И. М. Сеченов. Еще в 1892 году он отмечал, что маленький ребенок смотрит, но не видит. Умение видеть И. М. Сеченов объяснял функцией мозга, которая совершенствуется у ребенка с возрастом [47, с. 182].

В научной литературе приводятся многочисленные данные об организации процесса зрительно-пространственного восприятия, в котором ведущую, программирующую роль играет мозг. Как организующие процессы восприятия рассматриваются третичные структуры коры больших полушарий головного мозга.

А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, М. И. Лисина, Е. Ф. Рыбалко утверждали, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, которые ориентируют практическую деятельность ребенка. Собственно, через усвоение систем сенсорных эталонов происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта [27, с. 283].

Э. Д. Гибсон и Ж. Пиаже привнесли противоположное понимание закономерностей сенсорного развития; разработали концепцию развития восприятия, которая предполагает, что перцептивные действия - это продукт индивидуального опыта субъекта [38, с. 251].

Л. А. Венгер считал, что сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета, например, выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величина - метрическая система мер. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии [12, с. 5].

Э. Г. Пилюгина считала, что основная задача сенсорного развития - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и размере предмета. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств [39, с. 52].

Н. Н. Поддьяков  выявил, что сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Работы направлены на использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей. Педагоги установили, что использование специально сконструированных дидактических пособий и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, музыкой. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений [41, с. 116].

М. Б. Медведева, Т. П. Бабич, Е. А. Янушко разработали дидактические и обучающие игры для детей, способствующие развитию восприятия цвета, формы и величины, предметных представлений, окружающей ориентировки, характеризующиеся четкой последовательностью [39, с. 19].

Развитие зрительно-пространственного восприятия очень важно в жизни ребенка, так как непосредственное чувственное познание окружающего составляет необходимую основу представлений и понятий ребенка об объективной действительности.

Л. В. Морозова отмечает значительное число исследований зрительного восприятия у взрослых и вместе с тем немногочисленность опубликованных работ о психофизиологических механизмах организации и реализации зрительно-пространственного восприятия у детей [13, с. 22].

Созревание анатомо-физиологического аппарата глаза, механизмов сенсорно-перцептивного процесса осуществляется в течение длительного периода онтогенетического развития (от рождения и до 15-17 лет), и этот процесс очень важен. Полноценное восприятие начинает развиваться в связи с началом деятельности ребенка и проходит ряд этапов, различающихся составом перцептивных действий, механизмами включения различных мозговых структур в этот процесс, функциональной [12, с. 8].

Исследования Д. А Фарбер, В. В. Алферовой, Т. Г. Бетелевой показали, что структуры мозга, принимающие участие в организации зрительно-пространственного восприятия, созревают у ребенка не одновременно. Зрительное восприятие можно рассматривать как действие, также формирующееся и развивающееся после рождения ребенка, имеющее свои критические и сензитивные периоды [13, с. 14]. Согласно современным представлениям о критических и сензитивных периодах развития, эти периоды не тождественны [17, с. 275]. Критические периоды связаны в основном с формированием новых морфофункциональных комплексов и взаимодействий в самом организме преимущественно по генетической программе. В период интенсивного развития функциональной системы отмечается повышенная чувствительность к действию различных специфических факторов. В критический для становления какой-либо функции период данная функция становится более «ранимой» и при ее реализации ребенок испытывает большее количество трудностей, форсирование деятельности в данный период нецелесообразно. Сензитивные периоды больше характеризуются адаптивными функциональными изменениями в организме в связи с воздействиями внешней среды. Именно в эти периоды повышена чувствительность к таким внешним воздействиям, как увеличение опыта, а интенсификация обучения, стимуляция психического развития на данном этапе оказывают значительное влияние на психофизиологическое созревание детей. Несомненно, что рассматриваемые периоды онтогенеза взаимосвязаны и взаимообусловлены в едином процессе развития. Недостаточное внимание к этим периодам обычно приводит к задержке в развитии той или иной системы.

Сенсорное воспитание детей имеет место в педагогике как – система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созданием новой теории восприятия в психологии. Основное внимание акцентируют на саморазвитии восприятия, как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями, в том числе терминов «перцептивное действие», «орудийные игры» [1].

Сенсорное развитие является базой умственного, эстетического, нравственного развития. Для успешной работы необходимо повышать компетентность родителей, педагогов, создавать предметно-развивающую среду, подбирать игровой материал.

Обогащение чувственного опыта ребенка через воздействие на различные анализаторы в практической жизненной среде, используя предметы, находящиеся в быту [1].

В современном подходе обосновались два направления: усвоение «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов [22, с. 17]

Своевременное сенсорное развитие в период раннего детства - определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира. По мнению Л. Н. Павловой  быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития [35, с. 42]. К.И. Вересотская считает, что источником познания ребенка является чувственный опыт [13, с. 12]. Следовательно, главное в раннем возрасте – его обогащение, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо ознакомить детей с так называемыми сенсорными эталонами. Вначале малыши только знакомятся с основными свойствами предметов, сравнивают их, подбирают одинаковые, запоминают названия, затем начинают различать их и, наконец, пользоваться своими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Освоение эталонных значений проходит в несколько этапов, где первым и очень важным является период раннего возраста. В период первых трех лет обогащается сенсорный опыт посредством сознания, тактильного чувства, зрения, слуха, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире.

В исследовании Н. М. Аксариной прослеживается процесс сенсорного развития детей первого года жизни [3, с. 126]. Т.В. Башаева отмечает сложность развития восприятия ребенка. В этот период наблюдается разнообразие изменений, относящихся к развитию основных форм чувствительности [6, с. 157].

Первый год жизни является периодом сенсомоторных предэталонов, когда ребёнок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления. Основная задача предоставить богатство и разнообразие внешних впечатлений, развитие внимания к свойствам предметов. В условиях ограниченности ребенок будет испытывать «сенсорный голод», ведущий к значительным нарушениям в развитии.

В действиях ребенка возникают первые познавательные реакции. Заинтересованность к окружающему миру появляется тогда, когда у ребенка начинают развиваться движения, совершенствоваться зрение. В предметной деятельности ребенок узнает свойства и качества предметов, обнаруживает первые связи между ними. Так же самостоятельная предметная деятельность позволяет накапливать практический опыт.

На втором и третьем годах жизни задачи усложняются. Ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, но он продолжает накапливать представления о свойствах предметов. В этот период следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств: шестью цветами спектра (исключить голубой оттенок, так как ребенок может спутать его с синим), формами (круг, квадрат, овал, прямоугольник). Современные исследования установили тот факт, что тенденция знакомить ребенка с ограниченным набором форм, цвета, их заучиванию и правильному употреблению названий приводит к ограничению багажа знаний об окружающем мире, снижению внимания на разновидности свойств предмета.

Как установила Э. Г. Пилюгина, ребенку этого возраста характерна черта «опредмеченности» восприятия, т.е. он использует слова-заменители для описания предмета (например, квадрат называет «кирпич» или «домик»). Так же знакомя его со свойствами предметов, мы должны делать акцент на умении учитывать эти свойства и правильно понимать слова: «форма», «цвет» и т.д. Но исключением является величина, которую нельзя «абсолютно» обозначить, так как она познается в сравнение и фиксируется в устной форме. Необходимо организовывать наглядное сопоставление, которое далее перейдет в процесс сопоставления «на глаз», что позволяет сравнивать предметы по внешним свойствам и между предметами, которые нельзя приложить вплотную (например, объемные фигуры) [39, с. 65].

При создании благоприятных условий у ребенка второго года жизни происходит интенсивный процесс освоения сенсорными способностями. Манипулируя предметами, дети в этот период выполняют задание автоматически (шарик проходит только в круглое отверстие, треугольник в треугольное) и при этом их интересует только момент исчезновения - практическое действие с предметом. Так же сначала дети путем проб и ошибок размещают вкладыши разной величины в соответствующие гнезда. Этот процесс начинается с хаотичных действий и приводит к зрительному сопоставлению. Пик сенсорного развития характеризуется сортировкой разнородных предметов по цвету.

Еще одной особенностью является не последовательное изучение предмета и невозможность выделения его сторон. Ребёнка интересует более яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Очень часто можно наблюдать, когда ребенок увлеченно рассматривает красочное изображение, даже не подразумевая, что оно перевернуто верх ногами.

Практический опыт ребёнок получает в результате многократных сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей, что приводит его к достижению результатов в быту (различает большую и маленькую утварь, обувь).

Дети третьего года жизни должны осознать то, что цвет, форма, величина и др. - постоянные признаки предмета, которые нужно учитывать при любых действиях. На данном этапе завершается становление фундамента сенсорного развития, далее начинается систематическое усвоение ребенком сенсорной культуры.

Г. А. Урунтаева выделила особенности сенсорного развития в раннем детстве: образование нового типа внешних ориентировочных действий; «примеривание», а затем зрительное соотнесение предметов по признакам; образование первичных представлений о свойствах предметов [51, с. 172].

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста формируются способности:

1. Выделение и учет основных характеристик предметов и явлений.

2. Группировка предметов по образцу с учетом основных характеристик при выборе из четырёх разных видов.

3. Соотношение разнородных предметов по основным характеристикам при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разных цвета, либо четыре разных величины и т.д.).

4. Распознавание предметов и явлений в разнообразных цветовых гаммах, имеющих характерный цвет (лист, яблоко, банан и т.д.), при разной величине (лису и лисёнка, собаку и щенка).

5. Обозначение различных предметов в соответствии с их характерными сенсорными признаками (листок, помидор, морковь, яблоко, звездочки).

6. Использование «опредмеченных» слов-заменителей для обозначения основных характеристик: формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо) и т.п.

7. Подбор предметов необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (бруски загружает в машину).

8. Активное использование общепринятых названий цвета, часто без соотнесения на конкретный предмет (желтым обозначает предмет и красного, и зеленого цвета).

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего, тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть пользоваться зрительной ориентировкой. Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость и неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или они разные. Когда ребёнок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т. е. путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов.

На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нём. Благодаря этому наши воспитанники начинают не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (понимать сигналы светофора). Особенно важна в организованной образовательной деятельности цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Малейшая примесь серого делает цвет «грязным». Очень важно при изготовлении дидактических пособий любой чистый цвет наносить на белую поверхность (только тогда весь спектр будет чистым и ясным, как радуга), т. к. правильно подобранные по цвету, форме и величине дидактические пособия несут большой эмоциональный заряд для воспитанников [51, с. 194].

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи формирования сенсорных эталонов, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов по формированию сенсорных эталонов с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Таким образом, можем сделать выводы, во-первых, сенсорное развитие детей с раннего возраста является фундаментом умственного, нравственного и физического развития, во-вторых, необходимо создавать благоприятные условия (развивающая предметно-пространственная среда, дидактический материал и др.) для того, чтобы ребенок мог сравнивать, обследовать, экспериментировать и обогащать свой сенсорный опыт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.019 с.)