Роль интернет-технологий в формировании имиджа региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль интернет-технологий в формировании имиджа региона



 

Несомненно, в условиях информационного общества интернет-технологии играют крайне важную роль в формировании имиджа территорий.

В начале формирования регионального интернет-пространства основными (и практически единственными) каналами формирования имиджа регионов в Интернете являлись официальные онлайн-представительства регионов – сайты администраций и региональных лидеров. На этом этапе сайты служили исключительно информационными ресурсами, не предоставляющими своим посетителям возможностей для обратной связи. В настоящее время изменилось отношение к такому виду сайтов. Об этом свидетельствует и проведенный в 2013 году Институтом развития свободы информации по за­казу Правительства Российской Федерации Мониторинг официальных сайтов Администраций муниципальных образований с населением более 100 тысяч человек[22]. В мониторинг вошло около 50 критериев оценки деятельности работы сайтов Администраций муниципальных образований, в том числе такие, как:

- наличие контекстного поиска по всей текстовой информации, размещаемой на официальном сайте;

- наличие функции расширенного поиска по официальному сайту;

- поддержка лиц с ослабленным зрением;

- возможность отправить обращение прямо с сайта (интерактивная форма обратной связи);

- отсутствие требования оплаты доступа[23].

Обязательными требованиями к современному региональному сайту является (и это тоже нашло отражение в критериях) размещение информации о реализуемых в регионе проектах, проводимых значимых мероприятиях, то есть той информации, которая работает на формирование позиционируемого имиджа. Современный административный сайт рассматривается как эффективный инструмент формирования имиджа. Именно поэтому обычной практикой становится наличие интернет-приемной (демократичность власти), которая позволяет организовать обратную связь с посетителями сайта; специальная разработка сайта для определенных групп населения (социоориентированный характер проводимой политики); разработка сайтов как на русском, так и на английском языках, что дает возможность потенциальным инвесторам ознакомиться с органами местной власти и реализуемой ими политикой.

Каналы получения внешними группами общественности информации о регионе существенно расширились с появлением и развитием сетевых СМИ. Большая оперативность, отсутствие ограничений объема информации, дополнительные сервисы, интерактивное общение с аудиторией, использование гиперссылок для связи различных блоков информации – все это открывает новые перспективы для формирования имиджа региона. К числу сетевых СМИ можно отнести интернет-дайджесты, Информационные агентства, сетевые версии «оффлайнового» СМИ и СМИ, выходящие только в Интернете (интернет-журнал, интернет-газета).

К новым медиа относятся и широко распространенные сетевые дневники – блоги. Благодаря такому качеству новых медиа, как интерактивность, пользователи сетевых дневников свободно высказывают свое мнение в режиме онлайн и активно комментируют все потенциально интересные со­бытия, происходящие в регионе, влияя на формирование его имиджа. Весьма справедливым в этом плане представляется нам замечание Т. С. Яковлевой: «Блогеры становятся активными участниками информационных потоков, включаясь в те из них, которые им интересны, и дополняя их собственной информацией и комментариями»[24]. Все чаще официальная власть начинает работать с популярными блогерами и, в частности, теми из них, кто часто бывает в регионе или периодически публикует посты о нем. К числу самых распространенных способов работы относится проведение специальных мероприятий для блогеров с целью привлечения их внимания и впоследствии появления как можно большего количества позитивных упоминаний, которые увидят десятки тысяч пользователей Рунета. «Так, с целью привлечения журналистов (в том числе молодых) к целенаправленному и регулярному освещению реализации молодежной политики в Пермском крае в 2013 году был проведен конкурс на звание «Лучшего блогера Пермского края», организованный Пермским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края»[25].

На наш взгляд, большую роль в формировании имиджа регионов призваны сыграть блоги губернаторов. «По данным Медиалогии[26], занимающейся мониторингом СМИ, на январь 2015 года 20 губернаторов России ведут собственные блоги. Необходимо отметить, что зачастую количество подписчиков измеряется десятками и сотнями тысяч человек (так у блога Р. Кадырова 600 тысяч подписчиков). Таким образом, учитывая широкий охват аудитории и высокий индекс цитирования, блог губернатора может стать эффективным инструментом позиционирования имиджа территории. По итогам 2014 года наиболее цитируемыми блогерами среди глав регионов РФ являются Рамзан Кадыров с индексом цитирования 3.213.36 (Чечня), Сергей Аксенов, индекс цитирования – 443.55, Александр Ткачев (Красно­дарский край), индекс цитирования – 249.01»[27]. Глава Чечни Рамзан Кадыров на протяжении нескольких месяцев остается самым цитируемым в СМИ блогером. Без сомнения, этому способствует и то обстоятельство, что блог Р. Кадырова хорошо структурирован, в него входят такие теги, как вопросы, встречи, беседы, видео, диалоги, события, Чечня, Грозный. Помимо этого, наиболее популярным блогам губернаторов свойственны такие черты, как регулярность обновления информации и возможность обратной связи. Стоит подчеркнуть, что далеко не всегда блоги губернаторов работают именно на формирование имиджа региона: как показывает анализ записей наиболее «политизированных» губернаторов, большая часть контента направлена на формирование их самоимиджей как политиков и государственных деятелей. Но, несмотря на отмеченное свойство блогов губернаторов, необходимо учитывать то обстоятельство, что имидж региона представляет собой совокупность представлений о регионе, при этом имидж губернатора является одной из важнейших составляющих данной совокупности. Как отмечала в своей работе Е.В. Бондаренко, «медиаобраз регионального лидера персонифицирует имидж региона и включает в себя мнения о руководителе региона, характере и эффективности его деятельности. Этот образ характеризует деловой климат в регионе и мотивирует участие потенциальных инвесторов в развитии региона»[28]. В данном случае важно, чтобы позиционируемый губернатором образ не вступал в противоречие с позиционируемым образом территории.

Огромный потенциал для формирования имиджа региона представляет еще одна технология – социальные сети. Социальные сети позволяют опера­тивно информировать о событиях, находить или создавать группы по интересам, аккумулировать информацию. Социальная сеть регионального субъекта может предоставить возможности для общения жителей региона друг с другом и с жителями других регионов (обмен информацией, установление и поддержание контактов, поиск работы), а также для сотрудничества участников сети в достижении целей региона, организации социальной взаимопомощи участников сети, формирования имиджа региона. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что страницы в социальных сетях в силу своей интерактивности формируют тот имидж региона, который наиболее затребован его жителями.

«Так, в социальной сети «ВКонтакте» существует множество страниц, посвященных территориальным субъектам, все они позиционируют определенный имидж регионов. Например, Пермскому краю посвящены такие страницы, как «Пермь активная», у которой более 86 тысяч подписчиков, «Мой город Пермь» – более 196 тысяч подписчиков, «Пермь красивая» – более 28 тысяч подписчиков, «История Перми» – 25 тысяч подписчиков (по данным на 11.03.2015)»[29] СНОСКА, это же не ваши наблюдения. Весьма показательно, что многие из этих страниц имеют постоянные темы для обсуждения. Так, в рамках публичной страницы «Мой город Пермь» есть теги: «Приезжие о Перми», «Чистый город», «Медицина Пермского края», «Отдых в Пер­ми», «Благотворительность» и т. д. В обсуждении этих тем участвует огромное количество подписчиков. И, безусловно, высказывания подписчиков оказывают большое влияние на формирование определенного имиджа территории. Таким образом, необходимо отметить, что в условиях информационного общества, когда практически каждый пред­ставитель региональной общественности способен в той или иной степени оказывать влияние на формирование имиджа региона, все большее значение, наряду с абсолютными факторами объективной реальности, приобретают существующие коммуникативные потоки, в которые, как мы об этом уже писали, оказываются включенными самые разные субъекты.

Помимо деления субъектов информационных потоков на стихийные и официальные, можно их разграничить по характеру участия. Так, одни субъ­екты создают контент (ведут блог о регионе/городе, поддерживают сайт, посвященный региону/городу, размещают свои видеоролики на видеохостингах и т. п.), другие – критикуют и рецензируют созданный контент (оставляют комментарии к постам в блогах и на форумах, редактируют статьи о регионе в интернет-энциклопедиях, пишут отзывы на туристических сайтах о гостиницах и ресторанах), а третьи – отслеживают контент и анализируют его (читают посты в блогах и комментарии к ним, смотрят видеосюжеты, читают сообщения на форумах, аккумулируют и синтезируют информацию). Но все они принимают непосредственное участие в формировании имиджа территориального субъекта.

«По словам Д. П. Гавры, сегодня творец и убийца региональных имиджей – поисковые системы, которые питаются отзывами»[30] СНОСКА. Как отмечает исследователь, на новом этапе развития общества «имидж из ригидной структуры превращается в поток, и смысл этого превращения связан с принципиальным изменением информационной среды... Если в индустриальную эпоху формирование территориального имиджа было жесткой монополией элиты, то в концепции информационного общества (с появлением интернета, форумов, блогов), территориальный имидж превращается в продукт, который творят и элиты, и множество личных опытов отдельных субъектов». И если до появления и распространения блогов, социальных сетей, форумов имидж регионов формировался вследствие восприятия информации из СМИ (медиа-имидж), то в настоящее время огромную актуальность приобретает так на­зываемый «сетевой имидж территории».

«Саймон Анхольт, известный исследователь регионального брендинга, автор концепции конкурентной идентичности (competitive identity), отмечал, что для формирования положительного имиджа территории недостаточно искусственно формировать имидж средствами только маркетинговых коммуникаций и креатива. Надо активно и принципиально работать над тем, чтобы город приносил пользу людям, привлекая современные инструменты брендирования: развитие туристической и инвестиционной привлекательности, мотивация для талантливых людей, организация крупных мероприятий, культурный обмен и так далее»[31]. «Необходимо, чтобы формируемый имидж соответствовал реальности, ожиданиям местных жителей и учитывал разнообразие их интересов»[32] СНОСКА.

В современном мире Интернет стал доступен практически каждому. Его можно определить как глобальную электронно-информационную систему, которая существует на основе объединения компьютеров по всему миру. Если во второй половине XX века компьютерные сети носили исключительно информационную функцию, представляя собой средство хранения и передачи данных преимущественно научного и делового типа, то Интернет конца XX – начале XXI века превращается в социальное явление, одно из самых распространенных средств общения людей в стремительно развивающемся обществе. Он становится новым своеобразным «жизненным пространством» со своими «обитателями» и особенностями коммуникативного процесса[33]. В Интернете человек может получать опыт взаимодействия с агентами социализации, участия в сообществах людей, деятельности, в т.ч. получения, создания, обработки и передачи информации. Тем самым Интернет наравне с реальным пространством может влиять на жизненный путь человека, особенности его поведения как в реальной, так и в виртуальной среде. С целью описания феноменов социализации человека в интернет-пространстве В. А. Плешаковым введено в научный оборот понятие киберсоциализации. Под киберсоциализацией человека понимают «процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности»[34].

Подобные изменения затрагивают весь психосоциальный пласт человека: особую трансформацию претерпевают психические процессы и, как следствие, их участие в социальной жизни индивида. Основой ориентировки человека в окружающем мире является ощущение. Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Комплекс ощущений в свою очередь является основанием человеческого восприятия (или перцепции), которое в психологии понимается как отражение предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств в виде целостных чувственных образов[35]. В онлайн-среде особая роль отводится зрительному каналу восприятия, остальные задействованы в значительно меньшей степени. Поэтому мы вправе полагать, что интернет-пространство оказывает существенное влияние на процессы восприятия[36]. Основные свойства межличностного восприятия как частного случая восприятия реализуются в процессе интернет-взаимодействия, но имеют ряд особенностей. Так, можем наблюдать выражение предметности восприятия за счет наличия опорных данных для причисления воспринимаемого человека к определенной категории людей (например, пол, возраст, сведения об учебных заведениях и работе на странице в социальной сети Интернета). Целостность образа воспринятого субъекта создается в ходе непосредственного восприятия; анализ от­дельных свойств личности, внешних элементов происходит уже на уровне мышления или бессознательного соотнесения с имеющимся опытом. В киберпространстве работает несколько иной механизм: целостность достигается благодаря интеграции отдельно воспринятых элементов страницы пользователя социальной сети, однако после формирования его образа возможен анализ его отдельных свойств. Данный процесс ускоряется при вступлении с воспринимаемым в диалог и обусловливает такие свойства восприятия, как структурность и константность. Для межличностной перцепции в контексте киберсоциализации характерна также осмысленность, поскольку воспринимающий имеет соответствующие реакции и отношение к презентуемой пользователем информации и к нему самому. Апперцепция проявляется в субъективности восприятия одного человека другим в социальных сетях интернет-среды, которая основана как на его реальном, так и виртуальном опыте общения. Сходное проявление основных свойств восприятия является подтверждением сходства общения и познания другого человека в рамках интернет-среды и ситуации реального взаимодействия. Однако следует учитывать и различия межличностного восприятия в реальной и виртуальной среде. Одним из основных различий восприятия в реальности и киберреальности является отсутствие ситуации «здесь-и-сейчас», т. е. одновременной интеракции. Так, взаимодействие в реальности предполагает то, что информация, передаваемая коммуникатором, поступает к реципиенту в то же время. Это по своей большей части двусторонний процесс, в котором оба субъекта общения проявляют активность за счет коммуникации, непосредственного восприятия и смены ролей. Восприятие в киберпространстве не всегда предполагает наличие общения, диалога в данный момент времени. Оно осуществляется во многом за счет просмотра воспринимающим страницы воспринимаемого, на которой отражена информация о последнем. Это позволяет составить впечатление о нем. В этом случае воспринимающий занимает более активную позицию в процессе взаимодействия. Наличие диалога восстанавливает стандартную схему общения. Тем не менее практически полное отсутствие невербальной информации обедняет эмоциональную составляющую общения, что затрудняет перцепцию.

Еще раз отметим, что в интернет-пространстве очевиден рост значимости зрительной информации, в т.ч. текстовой по сравнению с ситуацией общения в реальности. Информация, сообщенная обладателем страницы социальной сети в киберпространстве, обладает статичными свойствами и приобретает динамичные только после восприятия ее или ее элементов другим пользователем социальных сетей. Динамичная информация о человеке в киберпространстве – переписка, комментарии, поведение в сети. Она развивается за счет субъективного восприятия статичной информации конкретным человеком. Статичная – то, что априори находится на странице пользователя в социальной сети и не за­висит напрямую от взаимодействия с другими (например, изображения, заметки, файлы).

Таким образом, в формировании благоприятного имиджа региона должны быть заинтересованы не только группы региональных элит, но и каждый житель. И подходить к этому процессу нужно комплексно, пользуясь всеми преимуществами и учитывая возможные коммуникационные вызовы, которые порождает сетевое многоголосое общество. Региональные социальные сети и сообщества, группы, посвященные регионам и городам в попу­лярных социальных сетях, отзывы на форумах и рейтинги, вирусные ролики и сообщения в «Твиттере» возникают и будут возникать, поэтому управлять трансляцией впечатлений во всем этом многообразии социальных ресурсов невозможно. Но при этом нужно весьма внимательно относиться к тому, каким позиционируется регион в этих стихийных изданиях, и выстраивать официальный имидж с учетом этих корректировок и мнений. В противном случае несоответствие стихийного и официального имиджа приведет к нежизнеспособности позиционируемого властями имиджа региона.

 

Выводы по главе

Итак, анализ теоретических источников позволил нам сделать следующие выводы.

Имидж региона – это сложное понятие, включающее в себя социокультурный образ местности; ярко выявляющее её эксклюзивные особенности, несущие приметы её узнаваемости и отличаемости от других; высвечивающее знаковые качества территории; создающее уникальную привлекательность и содержащее реальные возможности для её информационного и рыночного продвижения.

Имидж региона, по мнению исследователей, включает следующие элементы: географическую, культурную, этническую, историческую, политическую, экономическую и др. В то же время для региона, позиционирующего себя прежде всего как туристический центр в число слагаемых имиджа должны обязательно входить следующие: значительная степень культурного развития региона; отчётливо выраженная местная идентичность; открытость и коммуникабельность, проявляемая, в частности, в туризме; подобающий уровень бытовой цивилизации; достойное отношение к объектам наследия; органическое единство культуры природы и культуры человека; современность мастерства управления территорией; проактивность её гражданских инициатив; клиентоориентированность индустрии услуг.

К числу способов формирования имиджа региона можно отнести такие как создание и изучение банка сведений о крае, включающего материалы, собираемые учёными и краеведами; выявление из его богатств сведений, фактов и особенностей, глубоко свойственных именно этой территории; акцентированное внимание на тех из них, которые могут быть «ударно» эффективными в формировании имиджа и его продвижении (для Мышкина такую роль сыграли имя города и легенды об его «мышином» происхождении); системное обращение к таковым моментам в местной печати, местных и российских массовых мероприятиях, в визуальной популяризации в туристической сфере и, что особенно важно в наше время, в социальных сетях и др.

Кроме того, в условиях информационного общества крайне важную роль в формировании имиджа территорий играют интернет-технологии, именно поэтому в следующих главах нашей работы мы обратимся к анализу опыта использования сайта для формирования имиджа региона.

 

Вставь сноски, и глава будет готова.

Текст, выделенный зеленым, можешь подредактировать и затем сделать обычным черным, красные замечания пока не удаляй, мне так будет удобнее проверять. Если что-то будешь дописывать, тоже выделяй, пож-ста, цветом (синим или другим), чтобы мне сразу видеть эти фрагменты и сэкономить время на проверке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.02 с.)