Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки



Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека, который он может рационально использовать в своей реальной жизни и деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.

Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.

К вспомогательным методам относят: опрос в форме анкетирования или интервью, проективные методики, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д.

Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

Проективные методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят, например, метод фрустрации Розенцвейга.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя, например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов.

Результаты научных исследований, полученные с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде понятий. Понятие – это всегда логически оформленная общая мысль о классе предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория. В категории представлен деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией «психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как «ощущение», «восприятие», «представление». К наиболее значимым психологическим категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива, отношения и др.

Место психологии в междисциплинарном пространстве.

В рамках нелинейной объектно-ориентированной классификации наук Б.М.Кедрова (1965) психология представляет собой «связующее звено» между вершинами так называемого «треугольника наук» (см. Рис.2). Сутью данной классификации является отражение предметного и методического родства между различными научными дисциплинами. Схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют группы естественных, социальных и философских наук. Психология находится в тесном родстве с естественными науками преимущественно в отношении метода построения исследования (например, прообразом психологического эксперимента в психологии сознания В.Вундта был физиологический эксперимент), во взаимодействии с социальными науками по материалу исследований (психологи используют, например, данные этнографии и лингвистики для построения оригинальных концепций) и - по предмету с философскими науками, так как область мышления сама по себе является предметом диалектики и логики.

По мнению Ж.Пиаже (1966), совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, в котором к одному из полюсов будут тяготеть науки, которые призваны координировать общую структуру познавательной деятельности человека (философия, математика, логика), а к другому - те, что определяются специфическими особенностями познаваемых объектов (физика, химия, биология). Психология, по словам Пиаже, занимает «ключевую позицию в системе наук», так как именно через нее вся система наук приобретает свою замкнутость и целостность. Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки, как описывающие абстрактные правила познания, так и распространяющие эти правила на предметный мир, являются конкретным воплощением познания (см. рис.3). Другими словами, психология опосредствует понимание деятельности по реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных полученных в рамках специальных наук науками абстрактными.

Г.Саймон разделяет весь корпус современных наук на науки о «естественном» и науки об «искусственном». В науки о «естественном» объединяются те науки, предметом которых являются области действительности, генетически не связанные с деятельностью человека (физика, химия, геология и.т.д.). В науки об «искусственном» объединяются науки, предметом которых выступают области действительности, возникновение которых является результатом человеческой деятельности (компьютерные науки, социология, история, искусствознание и т.д.). Ясно видно, что и в данной классификации психология выполняет пограничную, связующую роль между различными группами дисциплин. С одной стороны, психика является одним из природных феноменов, с другой стороны, психика порождается в деятельности и тем самым превращается в ходе развития человечества во все более «искусственный» объект и, наконец, сама психика действует как производящая сила, создающая и поддерживающая всю сферу «искусственного».

В практическом аспекте наиболее очевидна взаимосвязь психологии со смежными дисциплинами, с которыми она во многом «делит» свой предмет. Взаимопроникновение такого типа удобнее всего проследить на примере «пограничных» отраслей психологии, названных нами междисциплинарными специальными отраслями психологии. Крайне активный взаимный обмен данными исследований и объяснительными схемами происходит у психологии с социологией, историей, культурологией, лингвистикой, компьютерными науками, нейрофизиологией, этологией и генетикой.

Структура сознания.

А.Н.Леонтьев, развивая идеи Л.С.Выготского о знаковой природе сознания, разработал трехкомпонентную структуру сознания:

1. чувственную ткань. Она связ-ет нас с миром. Это образы объективной реальности (актуальные либо образы прошлого или будущего). их функция -они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания.

У человека чувственные образы приобретают новое качество – свою означенность.

2. Значени я (пон-я, нормы, правила…) являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. Т о, объективный мир в сознании человека как бы удваивается: он отражается в виде образов, с одной стороны, с другой, человек может назвать эти образы, означить их, причем независимо от наличия или отсутствия реальных предметов. Сознание можно назвать удвоенным отражением, вторичным отражением с помощью знаковых средств.

По мнению А.Н.Леонтьева, значения ведут двойную жизнь. Во-первых, объективны в своем независимом существовании. Благодаря тому, что люди пользуются одной и той же системой значений, возможна коммуникация между ними. Во второй же своей жизни они индивидуализируются, «субъективируются», приобретают личностный смысл.

3. Личностный смысл. В Д мотив и цель психологически не совпадают, они разводятся. Мотив это то что попбуждает чела к Д, а цель, это то что достигается челом. Несовпадение мотива и цели соц обусловлено, оно закономерно, их определенное соотношение пораждает смысл, т е смысл это всегда субъективная, личностная, индивидуальная, которая наиболее соотв ситуации, определенному контексту, личности в целом, и рождаемая в личности субъекта. Смысл всегда лежит в основе потребности. Мотивы выполняют смыслообразующую функцию.

Далее структуру сознания развивал Зинченко. Он предложил 2х уровневую систему:

 1 бытийный слой (биодиномическая ткань-все движения и действия кот имеют внешнюю и внутреннюю форму сущесвтвования; чувственная ткань-строительный материал образа, субъект обладает пространством сформированных образов большинство из кот многозначны, те содержат в себе несколько предметных значений)

2. рефлексивный(вкл значение и смысл; понятие значение-подчеркивает что сознание чела развивается внутри культуры в процессе Д, различают операциональные(связ. Значения с биодинамич тканью), предметные(с чувственной тканью) и вербальные значения(связ со смыслом); смысл указывает на то, что индивидуальное сознание это непросто безличное значение, сознание есть не только знание но и отношение. Смыслы и значения связаны со всеми компонентами структуры сознания. Иногда значения и смысл не совпадают).

Человека помощью сознания моделирует мир и преобразует его в своей деятельности.

Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные.

В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление - это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.

Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания.

Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).

Фрейд под бессознательным понимал влечения чел., кот. ему не удавалось реализовывать, поскольку они оказывались противоречащими соц. нормам. Это приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Фрейд вводит понятие психологической защиты. Бессознательное воздействует на сознание посредством механизма защиты. В результате из сознания вытесняются неприемлемые решения проблемы. В психологической защите идет искажение реальности, ситуации. Сознание воздействует на бессознательное посредством вытеснения этой защиты из сознания.

 

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

.Неосознаваемые явления в психике: классификация и характеристика.

       Существует 3 класса неосознаваемых процессов:

  1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий
  2. Неосознаваемые побудители сознательных действий
  3. «Надсознательные процессы»

В 1 класс входят 3 подкласса:

 а) неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Некоторые процессы никогда не осознавались (первичные автоматизмы) – автоматические действия (сюда входят либо врожденные акты, либо те, что сформировались очень рано(в течение 1 года жизни)- сосательные движения, мигание), другие прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные автоматизмы) – автоматизированные действия или навыки. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: 1. действие осуществляется быстро и точно, 2. происходит высвобождение сознания, кот. м б направленно на усвоение более сложных действий, это лежит в основе развития всех умений, знаний, способностей.

       Освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно, контроль остается, но осуществляется следующим образом: Поле сознания не однородно: оно имеет фокус, периферию и границу, за кот. начинается область неосознаваемого. Какие-то компоненты навыка могут как выйти из сознания, так и вновь вернуться в него. Свойство любого компонента навыка становиться вновь осознаваемым обеспечивает гибкость навыка. Этим он отличается от автоматич. действий. В психологии много внимания уделялось проблеме механизма формирования навыка. Бихеов-ты считали что навык вырабатывается за счет повторения или зазубривания. Роль сознания не учитывалась. В свою очередь Берштейн выделил др принцип: «повторение без повторения» при отработке навыка, чел не повторяет одно и то же действие а постоянно варьирует его в поисках оптимальной формулы движения, при этом сознанию принадлежит очень важная роль.

 б) явления неосознаваемой установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении (Узнадзе иссл-е – опыты с иссл-ем веса шаров, выявили иллюзии установки). Факты, демонстрирующие готовн-сть: 1)моторная установка (спринтер на старте в состоянии готовности к рывку),2)перцептивная установка (боязнь оставаться одному – слышишь шаги, кот. нет),3)умственная установка (матем. примеры, выраженные в формулах, решаем с помощью формул).

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Сюда входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика, пантомимика, вегетативные реакции, сопровождающие действия и состояния человека. Эти процессы очень важны для человека: 1. Они включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие доп ср-ва коммунии. 2. Могут быть исп-ны как о-ые показатели разл псих х-к человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей. (Чтение мыслей с пом-ю мыш-го ч-ва – идеамоторных актов).

       2 класс неосознаваемые побудители сознат. действий. Эту проблему подробно изучал З.Фрейд. Он описывал и анализировал неосознаваемые причины некоторых псих- явлений и д-й. Его привлекли особ-сти постгипнотического внушения, такие как: 1. неосознаваемость причин осознаваемых действий, 2. абсолютная действенность этих причин- чел. выполняет задание, хотя сам не знает зачем это делает, 3. стремление подыскать мотивировку своим действиям, 4. возможность иногда путем длительных расспросов привести чел. к воспоминанию о причинах его действий.

       На основе анализа этих факторов Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике существуют 3 сферы: сознание-предсознание-бессознательное,т.е. психика шире чем сознание. Область бессознательного обладает свойствами: бессознательные представления действительны и они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой механизмов вытеснения и сопротивления. Фрейд выделил 3 основных формы проявления бессознательного - сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы. Неврот- симптомы были глав- в учении Фрейда и рассм-сь как следы вытес- травмир переживаний, к-е обр-ют в бесс-м заряж-й очаг и произв-т разруш-ю работу. В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

       3 класс – «надсознательные процессы» - это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, кот. потом вторгается в сознательную жизнь человека и меняет её течение. Эти процессы следует поместить вне сознания, т.к. они отличаются от сознательных процессов в следующих отношениях:-1. Субъект не знает того конечного итога, к кот. приведет надсознательный процесс. 2. неизвестен момент, когда надсознательный процесс закончится.

       К надсознательным процессам следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя, кризисы чувств, личностные кризисы.

       Виды психзащит:

личность для борьбы с различными болезненными и тяжелыми переживаниями начинает пользоваться механизмами психологической защиты. Они в трудную для человека минуту помогают сохранить психическое здоровье и целостность личности путем искажения реальности. То есть первоочередная функция этих механизмов – защитить от негативного воздействия внешних и внутренних факторов (то есть от самого себя) личность. защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Отрицание – это недостаточное осознание определенных событий, переживаний, кот. причинили бы боль при их признании. Попытка не принимать в расчет реальность. игнорирование реальности, а также ситуаций, несущих тревогу

Рационализация - самооправдание своего неуспешного поведения с помощью ложных, но правдоподобных причин.

Проекция – приписывание человеком своих собственных отрицательных качеств, мыслей, чувств, мотивов, вызывающих чувство вины, стыда и страха, другим людям.

Регрессия – возвращение на более ранний уровень развития.

  Реактивные образования – защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

.Изоляция – человек воспроизводит в сознании какие – либо травмирующие события, кот. когда-то выражали тревогу. При этом эмоциональный компонент опускается.

  Сублимация преобразование энергии сексуального влечения, которая не может быть реализована, в энергию социально приемлемой и поощряемой деятельности, прежде всего науки и творчества.

.Идентификация – отождествление себя с другим человеком или группой людей.

  Интроекция – перенесение чего-либо во внутрь субъекта. Это примитивная форма отождествления, человек воспринимает это как часть себя.

 

Самосознание личности

В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе и складывается эмоционально - ценностное отношение. В отечественной психологии в качестве определяющих факторов развития самосознания берется собственная практич. Д человека и его взаимод-я с окруж людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством обществ опыт. Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.

Для обозначения самосознания зарубежными психологами используются различные названия ("Я", "самость", "Я-концепция", "образ Я" и др.), близкие к друг другу по смыслу, хотя и не идентичные.

Образа я и я концепция.

Их следует различать. Если исходить из подхода Бернса и понимать я-концепцию как более общее понятие- совокупность всех представлений чел.о себе, то образ я- конкретное представление человека о себе в опрд.аспекте(без эмоц.иповеден.компонетов). в это случае образ-Я - непосред.результатпроц.самовосприятия и самопознания, отражает преимущественно когнитивный процесс самосоз-я и может быть представлен в разных видах(представленя о внешности, интеллект, характере и т.д.). то есть, образ я- савокупность знаний о себе. Они касаются разных сторон личности человека, различаются по значимости для личности, адекватности и т.д. поэтому, можно говорить о бедном образе-я, противоречиво образе-я.

Струк.компонеты сам-я выд.с точки зрения его процессуальности.

Говорят о когнитивном, эмоц. Оценочном и поведенческом компонентах.

1)когнитивный компонент – разнообразный по содержанию и форме знания человека о себе. Основывается на процессах самовосприятия и самопознания.

Важно понимать, что когнит.компонет сам-я во многом зависит от познавательных возможностей чел-ка:

его интересы к своему Я; особенн\его внимания, памяти, мышления. Чтобы процесс самопознания был полноценным у человека должен быть опред.запас сведений о себе, то есть, необходим опред.опытсамонаблюд-я, самовосприятия, самоанализа.

Когнитивный компонент проявляется в образе Я. В психологии отсут-етопред.подход к трактовке этогго понятия. Кон оперирует понятием установочная система(образ я), Чеснова - обощенное представление, переходящее в понятие. Непомнящая - одна из сторон ценности. Суславичус- установка на себя. Столин- продукт проц.самосознания.

наблюдается смешение понятий образа я и я концепция. Их следует различать. Если исходить из подхода Бернса и понимать я-концепцию как более общее понятие- совокупность всех представлений чел.о себе, то образ я- конкретное представление человека о себе в опрд.аспекте(без эмоц.иповеден.компонетов). в это случае образ-Я - непосред.результатпроц.самовосприятия и самопознания, отражает преимущественно когнитивный процесс самосоз-я и может быть представлен в разных видах(представленя о внешности, интеллект, характере и т.д.). то есть, образ я- савокупность знаний о себе. Они касаются разных сторон личности человека, различаются по значимости для личности, адекватности и т.д. поэтому, можно говорить о бедном образе-я, противоречиво образе-я.

Эмоцион.компонент

Отношение чел=ка к себе в целом или к отд.сторонам своей личности,д-ти и т.д. он проявляется прежде всего в процессах самооценивания и приводит к формированию опред.самоотношения, самоуважения, самопринятия, уровня притязаний и т.д. самооцениваю подвергаются почти все аспекты образа-я и в результате у чел.формир-сяопред.эмоц.отношение к тем или иным сторонам своего яи к себе в целом. Важно понимать, что самооцениваниеосущ-ся оп опред.шкалам, которые выраба.у человека в проц.формированияегог личности под влиянием различных факторов.

Важн.факторомформир-я шкал самооценивания личности является интериоризация оценок значимых людей. Например, в проц.воспитания ребенок перенимает оценочные шкалы своих родителей. В дальнейшем по мере взросления набор его шкал расширяетсяяя, меняются и правила, принципы самооценивания.

Самооценка человека опред-ет его самоуважение. Некоторые считают, что самоуважение является фундаментом эмоц.оценочного компонента само-я. Оно проявляется в вере чел-ка в свои силы и возможности. Считается, что оно не связано конкретно с какой-то областью или аспектом личности и выражает в большей мере не оценку, а общее отношение к себе.

Джемс предложил формулу самоуважения= успехи/уровень пртязаний. Ур.притязаний проявляется в уровне трудностей целец, которые чел-к ставит перед собой и котор.опред-ют эти цели какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие как успех. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой. Для норм.развития личности важно, чтобы ур.притязаний был несколько выше самооценки(создавая возможности ее раста).

Поведенческий компенент

 Отражение когнитивного и эмоц.-оценочного компонетасамос-я в реальном поведении личности. Эта составляющая самос-я традиционно выд.большиснтвомспециал-в, но чаще всего остается недоразвитым. В тех работах, где авторы рассматривают именно поведенч.составлюящуую структуру самос-я чеще всего речьмдет о действиях, поведении, волевой форме самос-я и о саморегуляции. При этом можно выд. Несколько подходов

1 подход:

Поведен.компонент сам-я описывается через конктерные действия и поведен.реакции(реальные и потенциальные), обусловленные образом я и самооценкой, иногда используют термины Я-поведение или конативный компонент само-я.

2 подход: Поведен.компонент понимается как волевая форма самосознания, кото.проявл. сознательной регуляции личностью, своих д-й и поступков, самоконтроле, саморегуляции.  содержанием является интегральные волевые качества личности: сдержанность, самообладание, самодисциплина, разумная орг-я своего поведения и т.д.

3подход:

Поведен.компонент представляет собой саморегуляцию, содержание и форма котрой обусловлены образом Я и самооценкой. У личности со зрелым самосознанием это проявляется в тонкости, дифференцированности, адекватности всех осознанных поведенч-х реакций, поступков, высказываний.

Поведен.компонентопред-т возможность саморегуляции, способность чел-ка принимать самост.решения, управлять своим поведением, контро-ть его, отвечать зща свои поступки.

 

Уровень прит-й и сам-ка.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ (Джемс). Уровень притязаний — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Ввел Хоппе. Как показывают результаты его исследований, переживание успеха или неудачи зависит не просто от объективной трудности задачи, с которой справляется человек, а от выработанного уровня притязаний. Если результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если не достигает — неудачи. Реакция самооценки определяется отклонением достигнутой цели, то есть позитивной или негативной разницей между выработанным уровнем притязаний и очередным достижением. Сдвиг уровня притязаний вверх или вниз зависит от интенсивности пережитого успеха или неудачи. То есть самооценка определяется соотношением успехов и притязаний, что указывает на два пути повышения самооценки – через увеличение успехов или через уменьшение уровня притязаний. Человек может осознанно выбирать свои жизненные цели, может более осознанно подходить и к своим успехам или неудачам. Человек не может изменить уже свершившиеся события, но он может пересмотреть свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Низкая сам-ка в сочет-ии с выс-м ур-ем прит-й угрожает здор-ю л-сти (Хоппе). Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить, и тем меньше успех, тем меньше самоуважение. Чтобы повысить самоуважение, человеку необходимо снизить уровень притязаний. На самооценку также влияет сопоставление образов «реального Я» и «идеального Я» – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений.

факторы, определяющие появление самосознания:

-Тактильными ощущениями человеч.зародыша;

-Досознательным чувством собственного существования(первые недели жизни);

-Процессом дифференциации внеш.ивнутр.ощущений;

-Субъект.отделением ребенка от матери;

-Осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленная увеличением произвольности движений и возможностью речевого высказывания (2-3 г.);

-Возможностью выразить свое эмоцотношениекоружающему;

-Переносом знаний, сформированных относительно др.человека на самого себя, происходящим по мере развития соц.перцепции, интеллекта и сознания ребенка;

-Возникновением эмпатич.способности ребенка усваеивать чужую точку зрения и оценки окружающих;

-Возникающей рефлексией и нравственной самооценкой(подрост.возраст).

.Столин В.В., сновываясь на идеях Леонтьева Н.А., полагает, что самосоз-е проявляется только в проц.д-ти и общения ребенка. Рассматривает процесс развития самосо-я как процесс развития субъекта д-ти. Он предполагает разделять феменологию Я на уровне организма и на уровне личности. Проявлениями самосознания на уровне организма является схема тела и самочувствие, а проявления Я на уровне личности- субъект д-ти.

Мерлин В.С. выд.4 стадии развития самосознания:

1.сознание тождественности- 1год жизни. Ребенок выделяет себя как нечто отдельное из мира др.объектов.

2. сознание Я - 2-3-года. Осознание себя субъектом д-ти.

3. осознание своих психических свойств в результате обобщения данных самонаблюдения(5-14 лет)

4. соц.нравственная самооценка - подростковый возраст и ранняя юность.

В.В.Давыдов, рассматривая данное понятие с позиции деятельности, считает, что рефлексия - это осознание субъектом средств и оснований деятельности.

Важным является выделение трех функций рефлексии: 1) исследование актуального состояния деятельности до ее приостановки в связи с возникающим препятствием; 10 2) проблематизация, то есть выявление причин приостановки в деятельности; 3) проектирование действия с учетом выявленной причины, то есть построение дополнительного проекта действий, который обеспечивает устранение причины затруднения и, следовательно, достижение цели деятельности (Т.А.Симакова).[4

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

 

Принцип предметности

Позже, в 70-е годы категория деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым. Ему принадлежит наиболее разработанная общепсихологическая теория деятельности. Основополагающим в теории является принцип предметности. человеческая деятельность выступает как деятельность с предметами и при помощи предметов. Предметом деятельности может выступать не только материальная вещь, но и идея, проблема, за которыми также стоят предметы, В процессе деятельности человек опредмечивает свои психические способности, которые кристаллизуются в предметах труда. Пользуясь предметами, мы присваиваем те способности, которые заключены в них, развиваем свои собственные психические способности. Таким образом, в категории «деятельность» можно выделить еще одну пару противоположностей, единство которых также раскрывает сущность деятельности: опредмечивание и присвоение.

Классификация ощущений

Издавна принято различать пять основных видов (мо-дальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение. Эта классификация является верной, но не исчерпывающей.

Для обеспечения более полного ответа на вопрос об основных видах ощущении используется классификация по месту расположения рецепторов и. соответственно, по тому, откуда поступает информация: извне человека или изнутри. В этой классификации выделяют:

Интероцептивные ощущения, которые сигнализируют о внутренних состояниях организма (рецепторы расположены во внутренних органах). Это ощущения голода, жажды; ощущения, идущие, от сердечно-сосудистой системы, дыхательной и пр. Они относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют близость к эмоциональным состояниям. На тесную связь этих ощущений с эмоциями указывает тот факт, что чаще всего эти ощущения мы обозначаем как чувство: «чувство голода», «чувство напряжения» и т. д. Когда человек болеет, то именно эти ощущения составляют, так называемую, внутреннюю картину болезни и играют важнейшую роль в диагностике внутренних заболеваний. Эти ощущения могут быть неосознанными и появляться очень рано. Их выражение может принимать весьма своеобразные формы. например, форму предчувствий, вещих снов. которые иногда как бы предваряют наступающее заболевание. Он и проявляются в изменении настроения и в эмоциональных реакциях, а у ребенка часто вызывают своеобразные поведенческие реакции. Известно, например, что заболевающий ребенок может начать нянчить и «лечить» свою куклу, таким образом, проецируя в сознании изменения в собственных ннтероцептивных ощущениях.

Объективное значение интероцептивных ощущений велико: они являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена, или того, что называют гомеостазом (уравновешенностью обменных процессов в организме). Интероцептивно возникающие сигналы поведение, направл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.065 с.)