Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное исследование в психологии
Исследование основано на научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Научное исследование бывает: Теоретическое Эмпирическое Теоретико-эмпирическое Исследования по их характеру можно разделить на: · фундаментальные (направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний) и прикладные (проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи) · монодисциплинарные (проводятся в рамках отдельной науки) и междисциплинарные(проводятся на стыке нескольких научных дисциплин) · аналитические/однофакторные (направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности) и комплексные (проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности). По цели исследования: Поисковые (подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области). Критические (проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента). Уточняющие (их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание). Воспроизводящие (его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки).
Этапы научного исследования 1. Постановка задачи: что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики. 2. Формулировка предположений - гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента. 3. Проведение исследований по намеченному плану. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта. 4. Первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. 5. Формулировка выводов Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для психического процесса (например, мыслительного), который происходит у человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы. Научное знание интерсубъективно, т.е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д.
Теория – высшая форма научного знания Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории). Формы теоретического знания - законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипотезы. Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты: исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории; логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории; множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание. Различают эмпирическое основание и предсказательную мощность теории. Теория создается не только для того, чтобы описать реальность, ценность теории заключается в том, какие явления реальности она может предсказать и в какой мере этот прогноз будет точным. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы. Задача – выявить основные элементы, условия, средства и действия, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определённые научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное знание. Объект – это часть объективной реальности, на которую направлена исследовательская деятельность, т.е. процесс познания. Предмет – это основное содержание объекта познания, чему посвящено исследование, все то, что надлежит «вырвать» из его непосредственной связи с противостоящим исследователю объектом и преобразовать в искомый результат. Средства–орудия, инструменты воздействия на опознаваемый предмет, раскрывающие его содержание, это вещи, помещаемые между исследователем и объектом труда (материальные средства), идеальные средства исследования (методы, образцы, нормы, идеалы деятельности и мыслительные конструкции). Цель-центральное звено научного исследования, в котором зафиксировано знание о предмете исследования, но невозможно абсолютно точно сформулировать цель, т.к. цель носит предположительный характер. Предмет - он задается в весьма общих, неопределенных чертах, предвосхищается и прогнозируется в незначительной степени. Окончательно он «вырисовывается» в конце исследования. Поэтому формой фиксации предмета исследования является вопрос, проблема, гипотеза. Гипотеза – это научное предположение, которое следует доказать и формулируется она на основе известных знаний, но в ней закодировано то, что надо открыть и подтвердить. Метод – это система предписаний, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности.
Научная проблема Постановка проблемы — начало любого исследования. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна. Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. В науке формулирование проблемы — обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности. Этапы порождения проблемы: выявление нехватки в научном знании о реальности; описание проблемы на уровне обыденного языка; формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования. ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. falsus — ложный и facio — делаю) — проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического анализа. Данная процедура формально симметрична верификации. Согласно принципу фальсификации, лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, то есть которые способны доказать свою ложность. ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП (от латинских verus — истинный и facio — делаю) используется в неопозитивизме и означает проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Те же гипотезы, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Механизм реализации принципа верификации представляется следующим образом: теория истинна, если она подтверждается фактами и могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальны, опровергали ее; теория ложна, если она опровергается фактами и могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальными, эту теорию подтверждали. Верификация — многоступенчатый процесс и подкрепляется сложной системой доказательства. Подтвержденные гипотезы становятся компонентами теоретического знания о реальности: фактами, закономерностями, законами. Виды и основные этапы психологического исследования. -Предварительный этап. На нем происходит сбор предварительных сведений, также возможно пилотажное исследование. Исследование пилотажное — пробно поисковый тип исследования, кое проводится перед основным и является его упрощенной формой. Успех исследования в большей степень зависит от качества предварительной подготовки исследования, от точности определения предмета и объекта исследования, а так же корректно и адекватно подобранного методического инструментария. Методы, применяемые в исследовании должны отвечать проблематике исследования, и подтверждать или опровергать гипотезу исследования.
Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект. - Собственно исследовательский этап. На нем происходит реализация программы исследования. Проведения методик и методов намеченных для исследования. Сбор данных в целом должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий, чтобы избежать как пробелов в искомых знаниях, так и лишних трудозатрат. Очень важно при этом точно и четко фиксировать все действия и получаемые сведения. Для этого обычно ведется протокол исследования, используются специальные средства фиксации (видео, аудио и т. п.). Процесс сбора данных конкретизируется в зависимости от выбранного метода и задач исследования. - Этап количественного анализа исследования. Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатами. Для количественного подсчета можно использовать: подсчет однотипных показателей, статистическая обработка. Способы количественного подсчета: подсчет однотипных показателей, статистическая обработка. -Этап качественного анализа исследования. За качественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования - интерпретация результатов. Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза - наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса. Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1) преобразование статистически подготовленных данных ("вторичных данных", результатов) в эмпирические знания. 2) получение на их базе теоретических знаний. Таким образом, на этом этапе особенно рельефно проявляется единство и взаимосвязь эмпирических и теоретических знаний. Кроме того, на этом этапе происходит подтверждение или опровержение гипотизы исследования.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.016 с.) |