Научное исследование в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное исследование в психологии



Исследование основано на научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Научное исследование бывает:

Теоретическое

Эмпирическое

Теоретико-эмпирическое

Исследования по их характеру можно разделить на:

· фундаментальные (направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний) и прикладные (проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи)

· монодисциплинарные (проводятся в рамках отдельной науки) и междисциплинарные(проводятся на стыке нескольких научных дисциплин)

· аналитические/однофакторные (направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности) и комплексные (проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности).

По цели исследования:

Поисковые (подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области).

Критические (проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента).

Уточняющие (их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание).

Воспроизводящие (его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки).

Этапы научного исследования

1. Постановка задачи: что неизвестно?

На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики.

2. Формулировка предположений - гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

3. Проведение исследований по намеченному плану. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

4. Первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные.

5. Формулировка выводов

Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для психического процесса (например, мыслительного), который происходит у человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы. Научное знание интерсубъективно, т.е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д.

Теория – высшая форма научного знания

Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории).

Формы теоретического знания - законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипотезы.

Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:

исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);

базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;

логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;

множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

Различают эмпирическое основание и предсказательную мощность теории. Теория создается не только для того, чтобы описать реальность, ценность теории заключается в том, какие явления реальности она может предсказать и в какой мере этот прогноз будет точным.

Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

Задача – выявить основные элементы, условия, средства и действия, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определённые научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное знание. Объект – это часть объективной реальности, на которую направлена исследовательская деятельность, т.е. процесс познания. Предмет – это основное содержание объекта познания, чему посвящено исследование, все то, что надлежит «вырвать» из его непосредственной связи с противостоящим исследователю объектом и преобразовать в искомый результат. Средства–орудия, инструменты воздействия на опознаваемый предмет, раскрывающие его содержание, это вещи, помещаемые между исследователем и объектом труда (материальные средства), идеальные средства исследования (методы, образцы, нормы, идеалы деятельности и мыслительные конструкции). Цель-центральное звено научного исследования, в котором зафиксировано знание о предмете исследования, но невозможно абсолютно точно сформулировать цель, т.к. цель носит предположительный характер. Предмет - он задается в весьма общих, неопределенных чертах, предвосхищается и прогнозируется в незначительной степени. Окончательно он «вырисовывается» в конце исследования. Поэтому формой фиксации предмета исследования является вопрос, проблема, гипотеза. Гипотеза – это научное предположение, которое следует доказать и формулируется она на основе известных знаний, но в ней закодировано то, что надо открыть и подтвердить. Метод – это система предписаний, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности.

Научная проблема

Постановка проблемы — начало любого исследования. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы.

В науке формулирование проблемы — обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности.

Этапы порождения проблемы:

выявление нехватки в научном знании о реальности;

описание проблемы на уровне обыденного языка;

формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.

ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. falsus — ложный и facio — делаю) — проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического анализа. Данная процедура формально симметрична верификации. Согласно принципу фальсификации, лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, то есть которые способны доказать свою ложность.

ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП (от латинских verus — истинный и facio — делаю) используется в неопозитивизме и означает проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Те же гипотезы, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Механизм реализации принципа верификации представляется следующим образом: теория истинна, если она подтверждается фактами и могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальны, опровергали ее; теория ложна, если она опровергается фактами и могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальными, эту теорию подтверждали. Верификация — многоступенчатый процесс и подкрепляется сложной системой доказательства.

Подтвержденные гипотезы становятся компонентами теоретического знания о реальности: фактами, закономерностями, законами.

Виды и основные этапы психологического исследования.

-Предварительный этап. На нем происходит сбор предварительных сведений, также возможно пилотажное исследование. Исследование пилотажное — пробно поисковый тип исследования, кое проводится перед основным и является его упрощенной формой. Успех исследования в большей степень зависит от качества предварительной подготовки исследования, от точности определения предмета и объекта исследования, а так же корректно и адекватно подобранного методического инструментария. Методы, применяемые в исследовании должны отвечать проблематике исследования, и подтверждать или опровергать гипотезу исследования.

Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.
Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. В психологическом исследовании: формализованные правила сбора, обработки и анализа информации. С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. В большинстве случаев для изучения сходных сторон объекта можно использовать различные методики, что обеспечивает взаимную верификацию данных, получаемых различными методиками. Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.

- Собственно исследовательский этап. На нем происходит реализация программы исследования. Проведения методик и методов намеченных для исследования. Сбор данных в целом должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий, чтобы избежать как пробелов в искомых знаниях, так и лишних трудозатрат. Очень важно при этом точно и четко фиксировать все действия и получаемые сведения. Для этого обычно ведется протокол исследования, используются специальные средства фиксации (видео, аудио и т. п.). Процесс сбора данных конкретизируется в зависимости от выбранного метода и задач исследования.

- Этап количественного анализа исследования. Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатами. Для количественного подсчета можно использовать: подсчет однотипных показателей, статистическая обработка. Способы количественного подсчета: подсчет однотипных показателей, статистическая обработка.

-Этап качественного анализа исследования. За качественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования - интерпретация результатов. Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза - наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса.

Теоретическая обработка выполняет две главные функции:

1) преобразование статистически подготовленных данных ("вторичных данных", результатов) в эмпирические знания.

2) получение на их базе теоретических знаний. Таким образом, на этом этапе особенно рельефно проявляется единство и взаимосвязь эмпирических и теоретических знаний.

Кроме того, на этом этапе происходит подтверждение или опровержение гипотизы исследования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.016 с.)