Структура я-концепции по бернсу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура я-концепции по бернсу.



Роберт Бернс разработал целостное представление о структуре самос-я. Он использовал понятия Я-концепция-савокупностьвсех представлений индивида о себе. Описательную составляющую я концепции он называл образом-Я. Разраб.иерархич.структуру Я-концепции, вершиной которой явл. глобальная я-концепция. Она включв себя всевозможные грани индиви.самосознания. полагал, что глобальную я-концепцию можно рассматривать как савокупность установок индивида, направленных на самого себя, причем они могут быть разной модальности.

 Бернс выд. 3 модальности самос-я:

1)реальное-я- Установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои индив.особенности,т.е. его представления о том, какой он есть на самом деле.

2)зеркальное(соц.)Я- Установки,связ.спредставл-ми индивида о том, как его видят другие.

3)идеальное Я- Установки, связ.спредст-ми индивида о том, каким он бы хотел быть.

 

Понятие «Я – концепции». Я — концепция — это совокупность всех представлении индивида о себе.           Я-концепция более широкое понятие, чем самосознание. Это конструкт, система установок, которые складываются и относительно стабильны. Самосознание больше говорит о процессуальности.Я-концепция понимается исследователями как представление о себе как объекте самонаблюдения. Я - как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя.

  У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Согласно классическому психоанализу (З. Фрейд) "Я" является одним из структурных компонентов психики человека ("Оно", "Я", "Сверх-Я"). Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальных влечений, с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознание выступает в качестве приспособления человека к окружающему миру.. К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятиям Я-концепции, под которым понимает сложную структурированную картину, включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями "Я" в прошлом, настоящем и будущем.

Модальности Я-концепции (Розенберг).

1) Реальное Я – установки, связанные с тем как индивид воспринимает свой статус, роль, способности, т.е. это представление о себе в данное время.2) Представляемое Я – представления ч-ка о том, каким он показывает себя другим.3) Зеркальное (социальное) Я – установки ч-ка, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.4) Идеальное Я - установки ч-ка, связанные с представлениями индивида каким бы он хотел стать.Реальное и социальное Я должны быть согласованны по содержанию. Идеальное Я отражает желания индивида. Если будет большое расхождение между идеальным и реальным Я=>депрессия. Их совпадение – показатель психического здоровья.

Значение «Я – концепции». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека (внутр-й конфл-т), приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. (Фестингер)

 2. Я-концепция как интерпретация опыта (внутр-й фильтр). Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

В.В Столин. Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. Он относит самопознание и самоотношения, выделенные в самосознании другими авторами, к "горизонтальному строению самосознания" и вводит понятие " вертикального строения самосознания». В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный.

Взаимоот­ношения между этими системами подчинены прин­ципам уровневой организации. Каждый из уровней активности человека имеет и свою собственную природу, т. е. образован сущест­венно различными связями, отношениями, опосредованиями.

 - На уровне организма активность субъекта определена системой организм-среда, имеет, прежде всего, двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии. В недрах этой активности формируется "схема тела" или Я-образ организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц и активации организма в целом. Возникает в младенческом возрасте. Когда младенец чувствует свое существование, когда у него возникает схема тела – это субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. К 1 уровню относится самочувствие организма. Эти процессы – обратная связь активности ч-ка как организма. Это отражение субъекта в системе его активности. - На уровне социального индивида активность человека подчинена принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями, уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической и т.д. На этом уровне ч-к принимает т.з. другого ч-ка на себя. Он идентифицирует себя с родителями, усваивает способы действия. У него формируется самооценка, складывается самоидентичность в семейных отношених, в отношениях со сверстниками, складывается половая идентичность, позднее профессиональная, формируется самоконтроль. Происходит отражение субъекта в системе его отношений, в деятельности, общении. - На уровне личности активность субъекта выражается, прежде всего, потребностью в саморегуляции и основой Я-образа становится составляющая, самоактуализацию. Субъект осознает себя в системе различной деятельности. Переживание ч-ком своего собственного развития. Связано с поступками, с ситуацией нравственного выбора, со смысловыми образованиями. Индивид выявляет свою социальную ценность, смысл своего бытия. Формируется представление о своем будущем, настоящем и прошлом.На каждом уровне самосознание является механизмом обратной связи, которая необходима для становления ч-ка как субъекта деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.005 с.)