Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура я-концепции по бернсу.
Роберт Бернс разработал целостное представление о структуре самос-я. Он использовал понятия Я-концепция-савокупностьвсех представлений индивида о себе. Описательную составляющую я концепции он называл образом-Я. Разраб.иерархич.структуру Я-концепции, вершиной которой явл. глобальная я-концепция. Она включв себя всевозможные грани индиви.самосознания. полагал, что глобальную я-концепцию можно рассматривать как савокупность установок индивида, направленных на самого себя, причем они могут быть разной модальности. Бернс выд. 3 модальности самос-я: 1)реальное-я- Установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои индив.особенности,т.е. его представления о том, какой он есть на самом деле. 2)зеркальное(соц.)Я- Установки,связ.спредставл-ми индивида о том, как его видят другие. 3)идеальное Я- Установки, связ.спредст-ми индивида о том, каким он бы хотел быть.
Понятие «Я – концепции». Я — концепция — это совокупность всех представлении индивида о себе. Я-концепция более широкое понятие, чем самосознание. Это конструкт, система установок, которые складываются и относительно стабильны. Самосознание больше говорит о процессуальности.Я-концепция понимается исследователями как представление о себе как объекте самонаблюдения. Я - как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Согласно классическому психоанализу (З. Фрейд) "Я" является одним из структурных компонентов психики человека ("Оно", "Я", "Сверх-Я"). Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальных влечений, с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознание выступает в качестве приспособления человека к окружающему миру.. К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятиям Я-концепции, под которым понимает сложную структурированную картину, включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями "Я" в прошлом, настоящем и будущем. Модальности Я-концепции (Розенберг).
1) Реальное Я – установки, связанные с тем как индивид воспринимает свой статус, роль, способности, т.е. это представление о себе в данное время.2) Представляемое Я – представления ч-ка о том, каким он показывает себя другим.3) Зеркальное (социальное) Я – установки ч-ка, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.4) Идеальное Я - установки ч-ка, связанные с представлениями индивида каким бы он хотел стать.Реальное и социальное Я должны быть согласованны по содержанию. Идеальное Я отражает желания индивида. Если будет большое расхождение между идеальным и реальным Я=>депрессия. Их совпадение – показатель психического здоровья. Значение «Я – концепции». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека (внутр-й конфл-т), приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. (Фестингер) 2. Я-концепция как интерпретация опыта (внутр-й фильтр). Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
В.В Столин. Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. Он относит самопознание и самоотношения, выделенные в самосознании другими авторами, к "горизонтальному строению самосознания" и вводит понятие " вертикального строения самосознания». В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный. Взаимоотношения между этими системами подчинены принципам уровневой организации. Каждый из уровней активности человека имеет и свою собственную природу, т. е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями. - На уровне организма активность субъекта определена системой организм-среда, имеет, прежде всего, двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии. В недрах этой активности формируется "схема тела" или Я-образ организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц и активации организма в целом. Возникает в младенческом возрасте. Когда младенец чувствует свое существование, когда у него возникает схема тела – это субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. К 1 уровню относится самочувствие организма. Эти процессы – обратная связь активности ч-ка как организма. Это отражение субъекта в системе его активности. - На уровне социального индивида активность человека подчинена принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями, уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической и т.д. На этом уровне ч-к принимает т.з. другого ч-ка на себя. Он идентифицирует себя с родителями, усваивает способы действия. У него формируется самооценка, складывается самоидентичность в семейных отношених, в отношениях со сверстниками, складывается половая идентичность, позднее профессиональная, формируется самоконтроль. Происходит отражение субъекта в системе его отношений, в деятельности, общении. - На уровне личности активность субъекта выражается, прежде всего, потребностью в саморегуляции и основой Я-образа становится составляющая, самоактуализацию. Субъект осознает себя в системе различной деятельности. Переживание ч-ком своего собственного развития. Связано с поступками, с ситуацией нравственного выбора, со смысловыми образованиями. Индивид выявляет свою социальную ценность, смысл своего бытия. Формируется представление о своем будущем, настоящем и прошлом.На каждом уровне самосознание является механизмом обратной связи, которая необходима для становления ч-ка как субъекта деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.005 с.) |