Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура сам-я с т.зр. продуктов( образы Я)
систему образов я(я-реальный, я-идеальный(джемс, Фрейд, Роджерс), материальное-Я и соц-Я(джемс), зеркальное-Я(Мид), динамическое-Я, фактич-Я, вероятное-Я(Розенберг). Роберт Бернс разработал целостное представление о структуре самос-я. Он использовал понятия Я-концепция-савокупностьвсех представлений индивида о себе. Описательную составляющую я концепции он называл образом-Я. Разраб.иерархич.структуру Я-концепции, вершиной которой явл. глобальная я-концепция. Она включв себя всевозможные грани индиви.самосознания. полагал, что глобальную я-концепцию можно рассматривать как савокупность установок индивида, направленных на самого себя, причем они могут быть разной модальности. Бернс выд. 3 модальности самос-я: 1)реальное-я- Установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои индив.особенности,т.е. его представления о том, какой он есть на самом деле. 2)зеркальное(соц.)Я- Установки,связ.спредставл-ми индивида о том, как его видят другие. 3)идеальное Я- Установки, связ.спредст-ми индивида о том, каким он бы хотел быть. Образа я и я концепция. Их следует различать. Если исходить из подхода Бернса и понимать я-концепцию как более общее понятие- совокупность всех представлений чел.о себе, то образ я- конкретное представление человека о себе в опрд.аспекте(без эмоц.иповеден.компонетов). в это случае образ-Я - непосред.результатпроц.самовосприятия и самопознания, отражает преимущественно когнитивный процесс самосоз-я и может быть представлен в разных видах(представленя о внешности, интеллект, характере и т.д.). то есть, образ я- савокупность знаний о себе. Они касаются разных сторон личности человека, различаются по значимости для личности, адекватности и т.д. поэтому, можно говорить о бедном образе-я, противоречиво образе-я. Струк.компонеты сам-я выд.с точки зрения его процессуальности. Говорят о когнитивном, эмоц. Оценочном и поведенческом компонентах. 1)когнитивный компонент – разнообразный по содержанию и форме знания человека о себе. Основывается на процессах самовосприятия и самопознания. Важно понимать, что когнит.компонет сам-я во многом зависит от познавательных возможностей чел-ка: его интересы к своему Я; особенн\его внимания, памяти, мышления. Чтобы процесс самопознания был полноценным у человека должен быть опред.запас сведений о себе, то есть, необходим опред.опытсамонаблюд-я, самовосприятия, самоанализа.
Когнитивный компонент проявляется в образе Я. В психологии отсут-етопред.подход к трактовке этогго понятия. Кон оперирует понятием установочная система(образ я), Чеснова - обощенное представление, переходящее в понятие. Непомнящая - одна из сторон ценности. Суславичус- установка на себя. Столин- продукт проц.самосознания. наблюдается смешение понятий образа я и я концепция. Их следует различать. Если исходить из подхода Бернса и понимать я-концепцию как более общее понятие- совокупность всех представлений чел.о себе, то образ я- конкретное представление человека о себе в опрд.аспекте(без эмоц.иповеден.компонетов). в это случае образ-Я - непосред.результатпроц.самовосприятия и самопознания, отражает преимущественно когнитивный процесс самосоз-я и может быть представлен в разных видах(представленя о внешности, интеллект, характере и т.д.). то есть, образ я- савокупность знаний о себе. Они касаются разных сторон личности человека, различаются по значимости для личности, адекватности и т.д. поэтому, можно говорить о бедном образе-я, противоречиво образе-я. Эмоцион.компонент Отношение чел=ка к себе в целом или к отд.сторонам своей личности,д-ти и т.д. он проявляется прежде всего в процессах самооценивания и приводит к формированию опред.самоотношения, самоуважения, самопринятия, уровня притязаний и т.д. самооцениваю подвергаются почти все аспекты образа-я и в результате у чел.формир-сяопред.эмоц.отношение к тем или иным сторонам своего яи к себе в целом. Важно понимать, что самооцениваниеосущ-ся оп опред.шкалам, которые выраба.у человека в проц.формированияегог личности под влиянием различных факторов. Важн.факторомформир-я шкал самооценивания личности является интериоризация оценок значимых людей. Например, в проц.воспитания ребенок перенимает оценочные шкалы своих родителей. В дальнейшем по мере взросления набор его шкал расширяетсяяя, меняются и правила, принципы самооценивания.
Самооценка человека опред-ет его самоуважение. Некоторые считают, что самоуважение является фундаментом эмоц.оценочного компонента само-я. Оно проявляется в вере чел-ка в свои силы и возможности. Считается, что оно не связано конкретно с какой-то областью или аспектом личности и выражает в большей мере не оценку, а общее отношение к себе. Джемс предложил формулу самоуважения= успехи/уровень пртязаний. Ур.притязаний проявляется в уровне трудностей целец, которые чел-к ставит перед собой и котор.опред-ют эти цели какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие как успех. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой. Для норм.развития личности важно, чтобы ур.притязаний был несколько выше самооценки(создавая возможности ее раста). Поведенческий компенент Отражение когнитивного и эмоц.-оценочного компонетасамос-я в реальном поведении личности. Эта составляющая самос-я традиционно выд.большиснтвомспециал-в, но чаще всего остается недоразвитым. В тех работах, где авторы рассматривают именно поведенч.составлюящуую структуру самос-я чеще всего речьмдет о действиях, поведении, волевой форме самос-я и о саморегуляции. При этом можно выд. Несколько подходов 1 подход: Поведен.компонент сам-я описывается через конктерные действия и поведен.реакции(реальные и потенциальные), обусловленные образом я и самооценкой, иногда используют термины Я-поведение или конативный компонент само-я. 2 подход: Поведен.компонент понимается как волевая форма самосознания, кото.проявл. сознательной регуляции личностью, своих д-й и поступков, самоконтроле, саморегуляции. содержанием является интегральные волевые качества личности: сдержанность, самообладание, самодисциплина, разумная орг-я своего поведения и т.д. 3подход: Поведен.компонент представляет собой саморегуляцию, содержание и форма котрой обусловлены образом Я и самооценкой. У личности со зрелым самосознанием это проявляется в тонкости, дифференцированности, адекватности всех осознанных поведенч-х реакций, поступков, высказываний. Поведен.компонентопред-т возможность саморегуляции, способность чел-ка принимать самост.решения, управлять своим поведением, контро-ть его, отвечать зща свои поступки.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.009 с.) |