Русская православная церковь в 3-й четверти XVII века. Патриаршество иоасафа II и питирима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская православная церковь в 3-й четверти XVII века. Патриаршество иоасафа II и питирима.



При патриархе Иоасафе II, который к моменту избрания был глубоким стариком, состоялось окончательное отделение от церкви старообрядцев и образовался раскол. На Московском соборе, открытом 13 мая 1667 г., в присутствии патриархов Александрийского и Антиохийского, безусловно одобрено исправление книг, совершенное патриархом Никоном, и произнесена анафема на неповинующихся церкви. Кроме того, Собор повелел предавать их «градскому суду», то есть подвергать уголовному преследованию со стороны государственных властей. Новоизбранный Патриарх мало влиял на работу Собора, где тон задавали любезные государю греки: Патриархи Паисий Александрийский, Макарий III Антиохийский и другие.

Патриарху Иоасафу II досталось тяжелое наследие. Увы, кроткий престарелый Первосвятитель был слишком несамостоятельной фигурой, за спиной которой возвышалась усилившаяся после низложения Никона царская власть, взявшаяся решать проблему раскола преимущественно силовыми методами. Несмотря на то, что преследование староверов осуществлялось, главным образом, государственной властью, репрессивные меры против них вершились от имени Патриарха. Впрочем, Иоасаф II в целом разделял негативное отношение к старообрядцам. Об этом, в частности, свидетельствует подписанная им «Увещательная грамота к приверженцам старых обрядов», весьма строгая по своему содержанию. Кроме того, в 1668 году Патриарх издал весьма жесткие определения, согласно которым повелевалось священников, отказывавшихся служить по новым богослужебным книгам, лишать приходов и предавать суду, а просфорниц, продолжавших выпекать просфоры с восьмиконечным крестом, отправлять на покаяние в монастыри.

При Иоасафе II было издано первое полемическое сочинение против раскольников: "Жезл правления". В особом сочинении, разосланном всем священникам ("Глас к священноначальникам"), он объяснял подробно смысл постановлений собора о старых обрядах.

Заботясь о правильном иконописании, он издал "Выписку от Бож. писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оные" (М., 1668) в виде грамоты, подписанной тремя Патриархами: Иоасафом, Паисием и Макарием. Она предписывала сохранять традиционный канон при написании икон. Первосвятителю принадлежит послание, обращенное к крупнейшему русскому иконописцу того времени — Симону Ушакову. Патриарх Иоасаф осуждал наметившуюся в русской иконописи тенденцию к заимствованию изобразительных средств, свойственных западноевропейской живописи.

В напечатанном им при "Служебнике" "соборном свитке" исчислен ряд постановлений Москов. собора 1667 г. При нем же изданы два катехизиса Симеона Полоцкого и стараниями этого ученого восстановлена живая устная проповедь в церквах.

Среди принятых Иоасафом мер, направленных на упорядочение церковной жизни, следует отметить весьма здравый указ, который запрещал признавать нетленные человеческие останки святыми мощами без их достоверного освидетельствования со стороны церковных властей. Наводя порядок в делах церковных, Патриарх также обратил внимание на то, что клирики носят самые различные одеяния, а потому предписал священнослужителям впредь одеваться строго единообразно.

Патриарх Иоасаф издал ряд определений, которыми запрещалось работать, торговать и вершить суд в дни крупнейших церковных праздников. Патриарх также запретил священнослужителям принимать участие в свадебных торжествах, если они сопровождались скоморошьими игрищами и другими малопристойными увеселениями.

Уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь.

Во исполнение высказанного на Большом Московском Соборе пожелания об увеличении количества епархий в Русской Церкви Патриарх Иоасаф учредил кафедру в Белгороде. Под духовное окормление Белгородских архиереев была передана Слободская Украина с размещенными на ее территории казачьими полками и поселениями государевых стрельцов.

Осталась нереализованной рекомендация Собора о повсеместном заведении училищ (школ).

Скончался 17 февраля 1672 г. Погребен в Успенском соборе в Москве близ гробницы святого Патриарха Гермогена.

7 июля 1672 года был избран патриархом Московским и всея России Питирим, который с 1964 года занимал Новгородскую кафедру. В том же году крестил в Московском Чудовом монастыре Петра I.

В 1673 году по его благословению был основан Осташков Знаменский женский монастырь в Тверской губернии.

Скончался через год после избрания 19 апреля 1673 года и был погребен в Успенском соборе Московского кремля.

37. Церковно-государственная деятельность патриарха Иоакима (Савелова) (годы правления 1674–1690 гг.)

В 1657 г. патр. Никон взял его в свой Иверский монастырь

в 1663 г. переведен был в Москву, в Чудов монастырь

В 1672 г. Иоаким поставлен Новгородским митрополитом на смену Питириму, ставшему на один год (1672–1673 г.) патриархом.

Как консерватор и позитивист, Иоаким направил свою энергию на выполнение той архиерейской программы, которая была утверждена Большим Собором 1667 г.Он начал проводить эту, в сущности Никоновскую программу, уже с момента, когда он очутился на Новгородской кафедре. Уже в Новгороде Иоаким издал указ, чтобы церковную дань с духовенства собирали сами поповские старосты, а не светские епархиальные чиновники. Сделавшись патриархом, Иоаким принял систематические меры к действительному выполнению постановлений Великого Собора о том, чтобы ненавистный Никону, да и всему епископату, Монастырский Приказ был упразднен. Иоаким явно выполнял программу Никона: боролся с засильем царской администрации.

  38. Патриарх Адриан и церковно-государственные отношения в конце XVII в.

Патриарх Московский и всея Руси Адриан (в миру Андрей) родился в Москве 2 октября 1637 г. или 1627 г. (по некоторым данным 1639 г.).

Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит Чудова монастыря (1678-86 гг.), где по его благословению был сооружен соборный храм в честь святителя Алексия с Благовещенским приделом, а также церковь святого апостола Андрея Первозванного.

Известно, что во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. архимандрит Адриан насильно постриг в монашество К.П. Нарышкина (отца царицы Наталии); осенью 1682 г. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне.

21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом хиротонисан в митрополита Казанского и Свияжского. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии сведений практически не сохранилось. Известно, что он делал вклады на благоукрашение Благовещенского собора и написал книгу «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста... персты слагати и како на себе оный изображати».

Во время последней болезни Патриарха Иоакима (6-17 марта 1690 г.) митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на Патриарший престол Адриан обосновал соотношение священства и царства и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи» Петра I, в т.ч. брадобритие, европейскую одежду и курение табака. Однако начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), получили со стороны Патриарха помощь и поддержку.

Епархиальное управление при Патриархе Адриане продолжало сохранять вид и характер, установленные Патриархом Иоакимом. Для упорядочения церковной жизни были изданы «Инструкция старостам поповским» с более точным распределением дел по приказам, а также «Святительское поучение к новопоставленным священникам».

Перу Патриарха Адриана также принадлежат службы святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому, несколько поучений, письма разным лицам, в том числе два Петру I, и несколько грамот, среди которых одна с похвалою будущему святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому (тогда еще игумену), к которому Патриарх особенно благоволил за составление Четьих-Миней.

С 1696 г. Патриарх Адриан заболел «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и Предстоятеля обострились после отказа последнего насильно постричь в монашество супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698 г.). Во время расправы над стрельцами в 1698-99 гг. Патриарх Московский выступил с печалованием о казнимых, однако его ходатайство было отвергнуто Петром.

В 1698 г. Патриарх Адриан благословил причислить к лику святых Евфросинию Суздальскую, мощи которой были открыты еще в ХVI веке, и совершать ей память 25 сентября (8 октября). В 1698 г. состоялись два Собора.

Из-за болезни часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. К 1699 г. окончательно отошел от дел, поручив управление архидиакону Ионе Григорову. Скончался в Перервинской обители 15 октября 1700 г., на 73-м году жизни; погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Царь на погребении не присутствовал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.007 с.)