Предстоятельские труды патриархов иоасафа I и иосифа. Начало работы по исправлению церковных книг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предстоятельские труды патриархов иоасафа I и иосифа. Начало работы по исправлению церковных книг.



6 февраля 1634 г. Иоасаф I был поставлен патриархом Московским по завещанию своего предшественника патр. Филарета. Это был 4-й русский патриарх. Он не мог занять такого положения, какое принадлежало отцу царя Филарету.

С самых первых шагов своей деятельности патриарх обратил главное внимание на совершение богослужений, особенно в Московских храмах. Ему стало известно, что во многих храмах Москвы богослужение совершается небрежно: пение церковное говорят наскоро, голосов в пять-шесть и более. Духовенство нарушает правила церковные, сокращает службы. Прихожане, ходя в св. храмы, без всякого страха разговаривают и смеются во время службы.

Желая пресечь существовавшие беспорядки патр. Иоасаф составил, так называемую "память" поповским старостам (издана в 1636 г.), в которой давал указания о порядке ведения служб и о правилах поведения священно- и церковнослужителей.

Для прекращения споров о местах между иерархами патриарх Иоасаф издал "Лествицу властям", в которой указывается, в каком порядке епископы, а за ними и архимандриты, должны занимать места при богослужении и на соборах.

Патр. Иоасаф ревностно продолжал дело своего предшественника по исправлению и печатанию богослужебных книг. При нем было напечатано 23 наименования таких книг.

В личной жизни патр. Иоасаф отличался смирением, кротостью, благочестием и строгой иноческой жизнью.

Скончался он 28 ноября 1640 г. Погребен в Успенском соборе в Москве.

27 марта 1642 г. патриархом Московским и всея Руси был поставлен Иосиф.

Патриарх Иосиф пользовался глубоким уважением царя Алексея Михайловича. Но он (Иосиф) занял патриарший престол уже в старости и по слабости сил не мог быть таким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет, а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами.

Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, было основано Ртищевское училище и выписаны ученые из Киева.

При патр. Иосифе было напечатано много церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми) и начато благое дело сличения их с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 г. были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту Пустосвята и других. Однако, последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и т. д., а также много своевольных изменений и дополнений. При последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядчества эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой. В то же время для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения был послан в Грецию ученый монах Арсений (Суханов), при преемнике Иосифа он возвратился, с массою книжных сокровищ.

При нем было упразднено "многоголосие клира", т. е. привившийся в то время вредный обычай одновременно совершать в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом - кафизмы, в третьем - канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патр. Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. Слабый же патриарх беспокоился только о том, как бы его не сместили с патриаршества, этого он очень боялся.

При патриархе Иосифе было издано «Уложение» царя Алексея Михайловича, значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления «Уложения» в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно, умалена власть патриарха.

При патр. Иосифе были открыты мощи преп. Саввы Звенигородского, преп. Александра Свирского и св. кн. Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митр. Никона и соборному определению были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество, патриарха Иова из Старицы, св. патриарха Гермогена из Чудова монастыря и св. митр. Филиппа с Соловецкого острова. Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 г. скончался, не дождавшись прибытия мощей св. Филиппа. Погребен в Московском Успенском соборе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.004 с.)