Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Этика профессионального бухгалтера
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какими документами регулируется деятельность профессиональных бухгалтеров в Республике Беларусь и за рубежом. 2. Что включает в себя Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. 3. Каким образом осуществляется работа профессиональных ассоциаций по созданию и соблюдению кодексов этики бухгалтеров. 4. Какие условия обеспечивают необходимые компетенции бухгалтера
Тестовые задания Из предложенных ниже вариантов ответов выберите правильные (возможны несколько вариантов ответов).
1. В каком году в Республике Беларусь утверждена государственная программа перехода на МСФО? Варианты ответов: а) 1998. б) 2000. в) 1994. г) 2004.
2. В каком году в Республике Беларусь было создано общественное объединение «Белорусская ассоциация бухгалтеров» (ОО «БелАБ»)? Варианты ответов: а) 1991. б) 2002. в) 1994. г) 1998.
3. В каком году Международная федерация бухгалтеров приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров? Варианты ответов: а) 1991. б) 1995. в) 1996. г) 2001.
4. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров разработан на базе принципов? Варианты ответов: а) Порядочности. б) Объективности. в) Профессиональной компетентности и должной тщательности. г)Конфиденциальности. д)Все варианты верны.
5. К этическим нормам, которые должны соблюдаться бухгалтерами, по Кодексу этики бухгалтеров, относятся следующие характеристики? Варианты ответов: а) Порядочность. б) Объективность. в) Профессиональная компетентность. г) Все варианты ответа верны.
ГЛОССАРИЙ
Бухгалтерский учет –информационная системасплошного и непрерывного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. Под организацией бухгалтерского учета следует понимать комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых администрацией, при которых обеспечивается своевременное, полное и достоверное формирование информации о деятельности организации, а также контроль за рациональным использованием всех видов ресурсов при минимальных затратах труда и средств на ведение учета.
Концептуальные основы бухгалтерского учета – это совокупность теоретических построений, определяющих логику, содержание и принципы функционирования принятой системы учета. Принцип бухгалтерского учета – это исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения. Методология бухгалтерского учета – это совокупность принципов-допущений, принципов-требований, методических приемов и способов бухгалтерского учета, представляющих собой своеобразный фундамент, на котором разворачиваются бухгалтерская техника (методы) и технология (процедуры) бухгалтерского учета. Организационная форма бухгалтерской службы включает уровень централизации бухгалтерского учета и организационную структуру бухгалтерии. Должностная инструкция – документ, определяющий функции, права, обязанности и ответственность сотрудника организации. Первичный учетный документ – это оформленное в установленном порядке письменное свидетельство о совершенном факте хозяйственной жизни, придающее ему юридическую силу. Документооборот – движение документов с момента их возникновения (получения) до сдачи в архив после бухгалтерской обработки и отражения в учете (т. е. совокупность процедур, выполняемых с первичными документами). Формы ведения бухгалтерского учета – это совокупность применяемых регистров бухгалтерского учета и последовательность записей в них. Инвентаризация это способ проверки соответствия фактического наличия числящихся на балансе организации ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств данным бухгалтерского учета, выявление отклонений от учетных данных и отражение (урегулирование) их в бухгалтерском учете. Номенклатура дел – это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Учетная политика организации – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анищенко, Н. И.В организации меняется главный бухгалтер / Н. И. Анищенко // Гл. бухгалтер. Учетная и отчетная документация. – 2002. – № 35. – С. 39–42. 2. Бардина, И.В. Бухгалтерское дело: учеб. для вузов / И.В. Бардина. - М.: Юрайт, 2011. - 285 с. 3. Безруких, П.С. Бухгалтерское дело: учеб. пособие для вузов / П.С. Безруких, И.П. Комиссарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271 с. 4. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко учебник / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общей редакцией П.Г. Пономаренко – Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с. 5. Бухгалтерское дело: учеб. пособие для вузов / [Р.Б. Шахбанов, З.Ш. Бабаева, Ж.Б. Рабаданова и др.]; под ред. Р.Б. Шахбанова. - Изд. с обновлениями. - М.: Магистр, 2011. - 384 с. 6. Бухгалтерское дело: учеб. пособие для вузов / под ред. Л.Т.Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 382 с. 7. Бухгалтерское дело: учеб. пособие для вузов / под ред. Н.Н. Хахоновой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МарТ, 2004. - 384 с.: 8. Веремейко, Ю. А. Разногласия между руководителем и главным бухгалтером: порядок действий и разграничение ответственности / Ю. Веремейко // Моя бухгалтерия. Опыт проверок. - 2013. — № 11. — С. 9–12. 9. Вышинская, Ж. Прием и увольнение главного бухгалтера / Ж. Вышинская // Гл. бухгалтер. – 2002. – № 3. – С. 2–9. 10. Гончарова, В. Профессиональные требования к бухгалтерам / В. Гончарова // Моя бухгалтерия. - 2014. — № 9. — С. 57–60. 11. Гринева, Т. Разногласия между руководителем организации и главным бухгалтером: какие могут быть последствия / Т. Гринева // Главный бухгалтер. - 2011. — № 25 (июль). — С. 78–80. 12. Гуляев, Н. С. Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных станах: учеб пособие / Н. С. Гуляев, Л. Н. Ветрова. – М.: КноРус, 2004. – 144 с. 13. Дубовская, Т. А. Новый закон о бухучете: готовимся применять / Т. А. Дубовская // Товаровед & торговля. - 2014. — № 1. — С. 18–19. 14. Единый классификационный справочник должностей служащих «Должности служащих всех отраслей экономики»: утв. постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 29 июля 2005 г. № 75 (в ред. постановления от 22 сент. 2010 г. № 127) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016. 15. Еськова, Л. Ф. О главном бухгалтере замолвили слово / Л. Еськова // Моя бухгалтерия. Бюджетные организации. - 2014. — № 6. — С. 35–41. 16. Инструкция о порядке изъятия (истребования) документов, касающихся производственной и финансово–хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и (или) их копий органами внутренних дел: утв. постановлением М–ва внутренних дел Респ. Беларусь от 16 апр. 2004 г., № 88 (в ред. Постановления от 26 мая 2009 г., № 166) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 17. Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности: утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 18 дек. 2008 г., № 196 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018.
18. Инструкция о порядке организации работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций и о признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 июня 2010 г. № 36: утв. постановлением М-ва юстиции Респ. Беларусь от 11 мая 2012 г. № 120 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 19. Инструкция о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит внесению в электронный бланк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции: утв. постановлением М-ва по налогам и сборам, М-ва финансов и М-ва связи и информатизации Респ. Беларусь от 12 авг. 2011 г., № 33/77/17 (в ред. Постановления от 31 дек. 2014г., № 45/91/20) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 20. Инструкция о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит внесению в электронный бланк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции: утв. постановлением М-ва по налогам и сборам, М-ва финансов и М-ва связи и информатизации Респ. Беларусь от 12 авг. 2011 г., № 33/77/17 (в ред. Постановления от 31 дек. 2014г., № 45/91/20) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 21. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 30 нояб. 2007 г., № 180 (в ред. Постановления от 22 апреля 2010 г., № 50) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 22. Ищук, О. График документооборота организации / О. Ищук // Нац. бухгалтерский учет. – 2004. – № 17. – С. 54–67. 23. Карпова, О. Инвентаризация / О. Карпова // Гл. бухгалтер. Все для годового отчета. – 2011. – № 1. – С. 30–34 24. Климова, М. А.Бухгалтерское дело: учеб. пособие / М. А. Климова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 200 с. 25. Климова, М.А Бухгалтерское дело: учеб. пособие для вузов / М.А.Климова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 200 с.
26. Климова, М.А Бухгалтерское дело: учеб. пособие для вузов / М.А.Климова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 200 с. 27. Ковалевич, М. Как оформить на другого работника исполнение обязанностей главного бухгалтера на период его отсутствия / М. Ковалевич // Главный бухгалтер. Зарплата. - 2015. — № 18. — С. 13–15. 28. Козеко, Л. Учетная политика и ценообразование / Л. Козеко // Гл. бухгалтер. – 2006. – № 6. – С. 104. 29. Коленда, А. А. Электронный документооборот / А. А. Коленда // Экономика. Финансы. Управление. – 2011. – № 2. – С. 28–33. 30. Крупнова, А. В. Учетная политика организации на 2016 год / А. В. Крупнова // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016. 31. Ляпунова, И. В. Ответственность главного бухгалтера / И. В. Ляпунова // Бухгалтерский учет. - 2013. — № 4. — С. 116–121. 32. Медведев, М.Ю. Бухгалтерский словарь / М.Ю. Медведев. - М.: ТКВелби, 2007. - 488 с. 33. Молчанов, Ю. А. Виды ответственности главного бухгалтера / Ю. А. Молчанов // Бухгалтерский учет. - 2013. — № 1. — С. 105–108. 34. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки»: утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 дек. 2013 г., № 80 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 35. Новикова, И. Должностная инструкция бухгалтера как локальный нормативный акт / И. Новикова // Гл. бухгалтер. – 2004. – № 31. – С. 74–76. 36. О бухгалтерском учете и отчетности: закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013г., № 57-З (в ред. Закона от 4 июня 2015 г,. № 268-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 37. Об утверждении перечня первичных учетных документов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 24 марта 2011 г., № 360 (в ред. Постановления от 30 сентября 2011 г., № 1306) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2016. 38. Об электронном документе и электронной цифровой подписи: закон Респ. Беларусь от 28 дек. 2009 г. № 113-З (в ред. Закона от 23 окт. 2014 г. № 196-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2016. 39. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих»: утв. постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 22 окт. 2009 г. № 125 (в ред. постановления от 1 нояб. 2012 г. № 112) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018. 40. Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД): утв. постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 2 янв. 2012 г. № 1 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018. 41. Опилкин, М. Ю. Электронный документооборот в бухгалтерии / М. Ю. Опилкин // Бухгалт. учет. – 2011. – № 2. – С. 114–117. 42. Перечень типовых документов национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей с указанием сроков хранения: утв. постановлением Госкомархива Респ. Беларусь от 24 мая 2012 г., № 140 (в ред. Постановления от 12 дек. 2014 г., № 242) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018.
43. Подобед, Ж. П. Бухгалтер, милый мой бухгалтер, или как в нем не разочароваться / Ж. Подобед // Кадровая служба. - 2012. — № 11. — С. 74–76. 44. Положение о порядке ведения электронного банка данных бланков документов с определенной степенью защиты и печатной продукции: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 6 июля 2011г., № 912 (в ред. Постановления от 29 июля 2013 г., № 667) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 45. Положение о порядке проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 3 фев. 2014г., № 94 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 46. Пономаренко, П. Г. Попробуйте найти хорошего главбуха / Павел Григорьевич Пономаренко; [беседовала] Елена Панова // Экономическая газета. - 2011. — 21 октября (№ 81). — С. 1, 3. 47. Правила работы архивов государственных органов и иных организаций: постановление Мин-ва юстиции Респ. Беларусь от 24 мая 2012 г., № 143 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. 48. Рыбаков, А. Особенности составления номенклатуры дел бухгалтерии / А. Рыбаков // Гл. бухгалтер. Учетная и отчетная документация. – 2004. – № 4. – С. 48–53. 49. Синицына, Ю. Б. Ответственность главного бухгалтера / Ю. Б. Синицына // Аудитор. - 2011. — № 10. — С. 55–59. 50. Сукристик, Т. А. В организации меняется главный бухгалтер / Т. Сукристик // Главный бухгалтер. - 2011. — № 46 (декабрь). — С. 46–48. 51. Тесленко, Ю. Увольнение главного бухгалтера, передача дел, его ответственность после увольнения / Ю. Тесленко // Главный бухгалтер. Опыт проверок. - 2011. — № 8. — С. 38–41. 52. Умаров, Х. С. Формирование методики адаптации исламского бухгалтерского учета к РСБУ / Х. С. Умаров // Аудитор. - 2015. — № 4. — С. 58–63. 53. Хлебников, П. Особенности увольнения финансового директора и главного бухгалтера. Анализ судебной практики / П. Хлебников // Управление персоналом. - 2015. — № 33. — С. 47–52. 54. Черепович, Ю. Ю. Проблемы формирования централизованной бухгалтерской службы / Ю. Ю. Черепович // Бухгалтерский учет. - 2016. — № 1. — С. 114–118. 55. Чечеткин, А. С. Организация учета и аудита: учеб. пособие / А. С. Чечеткин, Е. Н. Клипперт. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 254 с. 56. Швецкая, В.М. Бухгалтерское дело: учеб. для вузов / В.М. Швецкая, Н.А. Головко. - М.: Дашков и К, 2008. - 304 с. 57. Янукович, И. Увольнение главного бухгалтера и оформление приемки-передачи дел / И. Янукович // Главный бухгалтер. - 2013. — № 38. — С. 61–64.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
ПОЛОЖЕНИЕ
Общие положения 1.1. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением фирмы на правах отдела и подчиняется непосредственно руководителю организации. 1.2. Структуру и штаты бухгалтерии утверждает директор фирмы с учетом объема работы и особенностей финансово-хозяйственной деятельности. 1.3. В штатный состав бухгалтерии входят главный бухгалтер и кассир. 1.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации. 1.5. Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется: Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», другими нормативными актами, утверждаемыми в установленном порядке, приказами, распоряжениями и указаниями руководителя организации, директора фирмы по основной деятельности и по личному составу и настоящим Положением.
Основные задачи 2.1. Организация учета финансово-хозяйственной деятельности организации. 2.2. Осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Функции 3.1. Организация учета основных фондов, материалов, денежных средств других ценностей фирмы, исполнения смет расходов. 3.2. Организация расчетов по заработной плате с работниками организации. 3.3. Составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, балансов и бухгалтерской отчетности. 3.4. Обеспечение документального отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств, начислением и перечислением налогов, отчислений от прибыли и других платежей в государственный бюджет. 3.5. Осуществление контроля за своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов. 3.6. Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений. 3.7. Участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности организации с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов. 3.8. Применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации. 3.9. Осуществление мероприятий по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных работ. 3.10. Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходования полученных в учреждениях банков средств по назначению. 3.11. Обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива. 3.12. Осуществление контроля за своевременным оформлением приема и расходованием денежных средств и товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фондов заработной платы, исчислением и выдачей всех видов премий, соблюдением установленных штатов, должностных окладов, смет расходов.
Права и обязанности 4.1. Требовать отподразделений фирмы представления материалов (планов, отчетов, справок и т. п.), необходимых дляосуществления работы, входящей в компетенцию бухгалтерии. 4.2. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей. 4.3. Представлять руководству предприятия предложения о наложении взысканий на лиц, допустивших недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных. 4.4. Осуществлять связь с другими организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерии. 4.5. Указания бухгалтерии в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями фирмы.
Ответственность 5.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на бухгалтерию организации задач и функций несет главный бухгалтер. 5.2. Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.066 с.) |