Отличительные особенности корпоративной политики, корпоративной философии и корпоративной этики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные особенности корпоративной политики, корпоративной философии и корпоративной этики



Корпоративная политика.

«Корпоративная политика — это общая концепция, план построения эффективного функционирования и развития предприятия, реализующаяся через взаимодействие с внутренней и внешней общественностью на постоянной основе.»[8]

Политика есть правила, или директивы, определяющие границы действий организации. Такие правила часто принимают формы возможного разрешения конфликтов между конкретными задачами. Например, без одобрения корпорации запрещено предпринимать действия, временной горизонт которых превышает три месяца. Как и те задачи, которым они подчинены, различные элементы политики выстраиваются в определенную иерархию. Основные моменты политики корпорации, те, что определяют общее направление развития компании, ее положение и жизнеспособность, называются стратегическими.

Корпоративная философия.

«Корпоративная философия — комплекс принимаемых организацией и разделяемых ее сотрудниками концептуальных и смысловых принципов, доминирующих ценностей, понятий и убеждений; методологические принципы, лежащие в основе политики фирмы».[9]

А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров определили корпоративная философию, как «фундамент фирмы. Это полное, развернутое, подробное изложение морально- этических и деловых норм, принципов, кредо, которыми руководствуются работники фирмы».

К. Ф. определяется скорее социальными функциями организации, её традициями и опытом, нежели экономическими. Корпоративная философия решает как внутренние, так и внешние корпоративные проблемы: способствует процессу интеграции персонала, играет важную роль в системе социального проектирования, формирования системы наказаний и поощрений.

В отождествлении К. Ф. заинтересованы следующие группы общественности:

· собственники фирмы — формирование корпоративной философии позволяет достичь устойчивого роста прибыли, достаточного для увеличения стратегического потенциала фирмы.

· Сотрудники фирмы — К. Ф. способствует единению внутри организации.

· Потребители продукции — формирование и закрепление желаемого имиджа организации.

· Формальные, неформальные деловые партнеры.

· Общество в целом — К. Ф. позволяет определить место компании в обществе и ее социально-общественную роль.

Каждая компания должна отнестись к созданию и внедрению К. Ф. очень ответственно.

Корпоративная философия чаще всего внедряется в крупных национальных и транснациональных компаниях и корпорациях. Она является результатом продуманной стратегии развития компании фиксируется в виде основных направляющих корпоративных принципов. К примеру, на русскоязычном сайте Google в разделе корпоративной информации размещен важный документ, касающийся философии компании, и десять важных принципов, которые открыла для себя американская компания. Философия компании: «Никогда не останавливайся на достигнутом».

Довольно часто К. Ф. формируется на бессознательном уровне. Основываясь на личном жизненном опыте, индивидуальном представлении о роли и месте организации в обществе, руководство организации формирует определенные смысловые представления и передает их персоналу[10].

К К. Ф. можно отнести корпоративную миссию. Миссия определяет предназначение компании, ее уникальность от остальных.

По мнению А. Д. Кривоносова «Корпоративная миссия — это важный стратегический инструмент, широко определяющий основную деятельность компании, ее социально значимую роль и идентифицирующий целевую общественность».

Миссия дает представление об основных свойствах фирмы, организации: виде деятельности, особенностях, полезности — социальной значимости. Миссия дает представление персоналу о том, что есть организация и каково его место в ней, раскрывает назначение и установки ведущих подразделений и других структурных единиц.

По мнению Г. Даулинга, хорошая миссия должна состоять из трех элементов:

1) У нее должна быть финишная линия, обозначающая, что цель достигнута;

2) Она должна быть амбициозной;

3) Время достижения цели должно быть коротким, чтобы ее могли осуществить действующие сотрудники.

Также, одной из составляющих корпоративной философии является видение. Грэм Даулинг дает такую трактовку: «Видение — идеал, представляющий общие ценности, к которым стремится организация».

Видение и миссия могут составить фундамент для хорошей репутации. Для этого необходимы следующие требования:

- определяют границы бизнеса с точки зрения технологии, управления и рынков;

- формируют объединяющую тему для всех групп общественности;

- приобщают всех сотрудников к общей системе ценностей;

- помогают отличать организацию от конкурентов.

Кредо может являться одним из основополагающих Составляющих К. Ф.

Кредо фирмы – рабочие, деловые принципы и правила, декларации и заявления, общие установки руководства для персонала, кодекс деятельности, так как данные документы и принципы определяют позиции фирмы, но в более узких направлениях ее работы[11].

Корпоративная этика.

Корпоративная этика - это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации. В отличие от универсальной корпоративная этика обусловлена особенностями деятельности и целями данной организации, а также сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей-участников производственного процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество).
    Под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества

Мораль – это свод правил, предписаний, заповедей, включающих табу, запреты на определённые действия, слова и поступки людей.

Этика – это тоже свод правил и норм поведения в той или иной области человеческого общения.

Корпоративная этика может заключаться в фирменных традициях, символах, легендах, передаваемых устно каждому новичку данного трудового коллектива[12].

Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут строиться их взаимоотношения.

 

Корпоративная этика

Термин «этика» имеет два значения. Прежде всего, этика — наука, раздел философии, изучающий мораль как форму общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение человека. Во втором значении, этика — «система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его общественным или профессиональным статусом, а также какого-либо класса, социальной или профессиональной группы в целом».

Таким образом, в качестве базового мы принимаем следующее определение: корпоративная этика — совокупность устойчивых для данной хозяйственной организации ценностей и норм, регулирующих поведение ее членов.

Для эффективного взаимодействия в организации необходимо общее информационное и ценностно-нормативное поле, которое как раз и формируется корпоративной этикой. Являясь ключевым элементом, объединяющим людей-участников производственного процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество), корпоративная этика выступает в качестве важного инструмента управления трудовыми отношениями.

Следует разграничить также корпоративную этику и деловую этику или этику бизнеса. Последняя является более узкой сферой и скорее сосредоточена на отношениях между самими предпринимателями, их отношениями с клиентами, общественностью, властными структурами.

В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

- создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

-   прибыль и другие доходы производства рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

- приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции[13].

    В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений:

· корпоративные кодексы, представляющие собой свод принципов и правил делового поведения, являются центральным элементом корпоративной этики. Сегодня их имеют почти все крупные корпорации и около половины мелких фирм;

· «карты этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях;

· комитеты (или отдельные специалисты) по этике призваны вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы, возникающие в ходе повседневной практики;

· обучение сотрудников и руководителей этичному поведению проводится, как правило, на базе семинаров и краткосрочных курсов;

· этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации или отдельного проекта[14].

    Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата в организации, ее имиджа в глазах общественности, внесение коррективов в деятельность организации. Когда по тем или иным причинам проблемы организации не могут быть решены собственными силами, приглашаются независимые консультанты по этике со стороны.  

    Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических основ бизнеса.

    Практически все направления корпоративной этики имеют правила, соответствующие морально-этическим нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п[15].

    Принципы этики корпоративных отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.

    Существующее вокруг нас сегодня ценностное многообразие заставляет отдельные предприятия и предпринимательское сообщество в целом проявлять собственную инициативу в этическом плане. На уровне отдельных предприятий все большее распространение получает практика принятия корпоративных кодексов. Корпоративные кодексы могут быть различными по форме изложения и рубрикации. Это зависит от специфики конкретных отраслей, регионов, предприятий, предпочтений руководства и т.п.

Глава 2. Корпоративная этика на примере организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.011 с.)