Средства построения композиции: ритмические закономерности, контраст, нюанс, отношения и пропорции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства построения композиции: ритмические закономерности, контраст, нюанс, отношения и пропорции.



Опк – предмет изучения композиции: гармоническое сочетание элементов, частей архитектуры с учётом размещения этого объекта в пространстве.Основные принципы композиции:- единство и целостность арх. формы. Под гармоническим сочетанием элементов подразумевают подчинение их определённой системе и последовательности

- создание целостности композиции, подчиненной замыслу автора. При решении многих композиционных задач большую роль играет учет зрительного восприятия массы. Оно зависит от многих факторов. Большое значение имеют размеры и форма того или иного предмета. "Зрительная масса" - свойство формы, определяемое визуальной оценкой количества вещества (материала), заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. Здесь можно установить степени массивности, зависящие от различных условий. Восприятие массы изменяется и в зависимости от геометрического вида формы. Наибольшей "зрительной массой" обладают формы, приближающиеся к кубу и шару, и все те, измерения которых по трем координатам равны между собой или близки к равным. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейным.
Восприятие массы различно также в зависимости от степени плотности наполнения и фактурности формы. Если плотность заполнения такова, что структура поверхности зрительно не различается (например, у гладкой поверхности), то массивность формы может не восприниматься.
Изменение восприятия массы происходит также в зависимости от величины пространства, остающегося свободным от "вещества" в пределах данной формы. Контраст, нюанс, тождество Контраст и нюанс обнаруживаются в сходстве или различии материально-пространственных характеристик разных частей (элементов) сооружения. Они представляют собой градации отношений однородных качеств предмета: размеров, пропорций, цвета, фактур и т. д. Контраст - резко выраженное различие характеристик элементов формы друг от друга в том или ином отношении.
При помощи контрастных сопоставлений можно подчеркнуть, усилить внешние и даже конструктивные особенности элементов и содействовать обострению восприятия целого. Примерами контраста являются сопоставления тела и пространства, крупного и мелкого, прозрачного и непрозрачного. Кроме этого, различают также контраст масс, размеров, направлений развития формы, цвета, освещенности и др.
Нюанс - отношение форм, незначительно различающихся сравниваемыми свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие. Нюанс форм и размеров используется в борьбе с монотонностью, жесткостью ритма в построении композиции изделий и сооружений. Нюанс цвета применяется как средство выделения различных рабочих зон, зрительного разделения больших плоскостей, устранения цветовой монотонности и в ряде других случаев. При построении нюансных отношений необходимо чувствовать, до какой степени они существенны для данной композиции. В любом случае нюансы, сколь бы они ни были незначительны, должны четко восприниматься. Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и др. В математической равенство двух отношений выражается формулой a:b=c:d, и каждый член ее может быть определен через остальные три. В гармонической пропорции 3 элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами, например а:с=(а - в):(в - с). В геометрической пропорции тоже всего 3 элемента, но один из них общий, а:в=в:с. Разновидностьо геометрической пропорции является пропорция так называемого "золотого сечения", имеющая всего два члена - "а" и "в" - излюбленная пропорция художников, которую в эпоху Возрождения называли "божественной пропорцией"

 

Понятие модуля.

Модулор Ле Корбюзье. Система пропорционирования модулор представляет собой шкалу линейных размеров, которая отвечает двум требованиям: находятся друг с другом в пропорциях Золотого Сечения, прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым масштабность архитектурной формы человеку. Одна шкала имеет в качестве исходного размера условный рост человека (183 см). Это красная середина. Другая шкала имеет в качестве исходного размера высоту человека с поднятой рукой (226 см). Это синяя середина. Суммирующая шкала Модулора дает комбинации размеров, находящихся как в простых целочисленных отношениях, так и в пропорциях Золотого Сечения. Система пропорционирования Шевелева: Отличается усложненным графическим построением. Гликин: Пропорционирование отличается сложным обоснованием своей системы. МОДУЛЬ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ. Использование модульных (целочисленных) размеров отношений облегчает возведение здания. В этом случае строительные элементы могут заготавливаться заранее и по определенному образцу. Применение модуля упрощает процесс разбивки плана здания на участке местности. Пример: ордерная система. Примечание: использование модуля само по себе еще не достаточное условие для создания эстетически значимой архитектурной формы. сетки могут оставаться невидимыми, что в конечном итоге определяется композиционным замыслом. Виды модулей: Антропометрические. Старинные меры длины исходили от размеров человеческой фигуры: сажень в России, локоть в Италии, фут в Англии. Разновидности древнерусской сажени: великая косая сажень (2495 мм) – диагональ квадрата, в который вписана фигура человека; маховая сажень (1764 мм) – рост человека, сторона квадрата; мерная сажень (1427 мм) – размер от основания до плеча. В древнерусской народной архитектуре применялось несколько антропометрических модулей единовременно в одной постройке, это обеспечивало разнообразие пропорциональных отношений. Сажень послепетровского времени 2133 мм. Структурные модули. Модуль, определяемый размерами конструктивного элемента (колонна, кирпич, брус и т.п.) называется структурным. ТАТАМИ (95x190 см) – использ. в качестве модуля. В XVII веке из-за пожаров возникла мысльиспользовать стандартные взаимозаменяемые детали.  Размерные модули. Абстрактная мера длины. - развитие международной торговли, переход к универсальной системе мер длины. 1791 год 1м=1/40млн протяжен. Парижского меридиана. - 1960 год. Ученые вычисляли 1м – эталон длина световой волны. - 100 мм – модуль в СССР, производные модуля коэфиц.: 3,6,12,15,30,60. От 300 мм до 6000 м. Отвлеченный характер модуля, отсутствие связи с размерами человеческого тела. Виды модульных сеток. Модульная сетка – это разбивка архитектурной формы на отдельные повторяющиеся ячейки. Линии модульной сетки проходят через структурные узлы, основные композиционные центры и точки архитектурной формы. Виды: планировочная; фасадно-плоскостная; пространственная Примечание: Модульное строение формы не препятствует использованию живописности, динамичности, контраста. Подчинение модульной сетки может соблюдаться в целом и иметь отхождения в частностях. Линии модульной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.004 с.)