Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.



O3
O2
O1
O4
Oj
On
Fba
Fbc
O3CB
B
O3B
O3C
O3AB
C
O3AC
Fca
A

Эта модель является развитием модели Ньюкомба и описывает и межличностную, и межгрупповую, и массовую ком-цию. Более того, именно эта модель сумела показать функциональность массовой ком-ции.

Модель показывает каким образом субъект В способен удовлетворить свою потребность в ориентации в отношении совокупности внешних для него объектов О1,О2,О3…Оn. Согласно концепции В. и М.все эти объекты находятся в поле сенсорного восприятия субъекта В. Целью этого субъекта является выработка ориентации относительно этих объектов. Выберем произвольный объект О3 и рассмотрим возможные способы, посредством которых В удовлетворяет свою потребность в ориентации.

Простейший случай – пряма ком-ция, прямое взаимодействие, прямое наблюдение объекта О3. Это происходит по лини О3В.

В том случае если дуга О3В разорвана, прямое взаимодействие с объектом О3 невозможно и потребность в ориентации существует, возникает 2 возможных способа ее удовлетворения. Возникает потребность в дополнительном субъекте типа А. Этот субъект может быть назван очевидцем, субъектом непосредственной ком-ции с объектом. В результате выстраивается элементарный трегольник Ньюкомба О3-А-В. В рамках этого треугольника реализуются все аттитюдные отношения описанные в данной модели. При этом линия О3А обозначает прямое наблюдение очевидцем объекта О3; линия О3АВ – это ком-ция между субъектами А и В на предмет выработки ориентации В относительно О3.

В том случае, если дуга О3А или дуга О3АВ разомкнута, очевидцы недоступны, а потребность существует, формируется объективная необходимость в некоторых социальных субъектах 3 типа, субъектах С. У этих субъектов особая функция. Они появляются в мире только потому, что у большой массы субъектов В, потребителей информации принципиально разорваны дуги О3АВ, О3В и их ориентационные потребности не могут быть удовлетворены. Положение субъекта С между миром объектов и миром аудиторий, в более широком плане – между миром событий и миром людей. Удовлетворяет потребность мира людей в информации о мире событий. Субъект С – это медиа, как социальный субъект нового типа, чьей главной функцией является информационное посредничество, удовлетворение потребностей субъекта в ориентации. Медиа в широком плане – продукт распада традиционного общества и формирования современного мира.

Субъект С у В. и М. – информационный привратник. Важнейшая функция – превращение фактов в события, в новости, отбор фактов, формирование повестки дня. Для субъекта В информационный привратник формирует принципиально новый мир – мир новостей, который всегда отличается от мира фактов. Субъект С не только отбирает новости, но и отбирает субъектов типа А.

Таким образом, в современном мире массовая аудитория, потребители, субъекты В практически полностью зависят от медиа и их картины мира.

Важный элемент данной модели – система обратной связи Fba, Fca, Fbc. В. и М. одними из первых ввели фактор обратной связи как возможность влияния аудитории на источник. В модели обратной связью Fba обозначается прямой запрос на информацию со стороны аудитории к очевидцу. Обратная связь Fca – медийная связь, запрос со стороны медиа, журналистов СМИ к субъектам типа А. Обратная связь Fbc обозначает возможности влияния получателя, аудитории на медиа; эта связь принципиально важна, поскольку она символизирует отсутствие всесильности медиа и их безнаказанности. Аудитория по линии Fbc информирует медиа о своих запросах, а также способна прямо влиять на их политику.

Модель В. и М. объясняет внутренние механизмы ком-ции. Она описывает ком-тивное поведение социального субъекта и выходит на уровень объяснения социальной природы и происхождения МК. Она объясняет функции обратной связи в ком-тивных системах.

 

AX
A
BX
B
A
A
B
B
X
14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.

 

Модель Ньюкомба отвечает на вопросы:

- что побуждает субъектов вступать в коммуникацию

- каким образом отношения между субъектами влияют на коммуникацию

- какие могут быть все возможные психологические эффекты

 

2 субъекта А и В вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешнего для них объекта Х. Предварительное знание субъектов друг и друге и о Х. На основе этого знания аттитюды появляются.

Аттитюд бывает позитивным (симпатия к объекту)и негативным (антипатия к объекту и его избегание).

Категория симметрии. Симметрия в данной модели совпадает по направлению субъект-объектных аттитюдов у взаимодействующих субъектов.

Согласно гипотезе Н. к-тивная ситуация имеет исходное стремление к симметрии, т. е. субъекты вступающие в к-цию имплицитно или эксплицитно стремятся к выработке совпадения по направленности отношения к некоторому значимому для них объекту.

Стремление к симметрии в первичном коммуникативном акте обусловлено 2 значимыми социально-психологическими факторами. Во-первых, в симметричной ситуации общение является более эффективным, партнер по взаимодействию более предсказуем и это взаимодействие требует от субъекта меньших усилий по поддержке контакта. Во-вторых. Симметричная ком-ция создает психологически комфортное переживание.

Н. разработал детальную классификацию возможных исходов, результатов ком-тивного взаимодействия. Возможные исходы ком-ции:

1) Предельно симметричная ситуация. Предельное совпадение аттитюдов АХ и ВХ. Имеет место позитивное соотношение межсубъектных аттитюдов. К-ция приводит к еще большему закреплению симметричной ситуации – каждый из субъектов получает подкрепление своего отношения к объекту.

2) Предельно асимметричная ситуация. Имеет место как противостояние межличностных аттитюдов, так и противостояние субъект-объектных аттитюдов. В результате ком-ции каждый из аттитюдов получит свое подкрепление. Усиливается антипатия субъектов друг к другу. Получают свое подкрепление объектные аттитюды.

3)Условная асимметрия. Имеет место в том случае, когда АХ и ВХ до начала к-ции противоположны по направленности. При этом будем считать, что межсубъектные аттитюды АВ и ВА являются позитивными. Результат:

А)Переубеждение. В результате ком-ции один из субъектов меняет свой объектный аттитюд на противоположный. Сохраняются и укрепляются межсубъектные аттитюды.

Б)Псевдосимметрия 1. Для сохранения позитивных межсубъектных аттитюдов один из субъектов показывает другому, что его субъект-объектный аттитюд изменился на противоположный, но при этом реального изменения аттитюда не происходит (когнитивное искажение). Имеет место, когда для субъектов партнер по ком-ции более значим чем объект дискуссии.

В)Псевдосимметрия 2. Для сохранения позитивных межсубъектных аттитюдов какой-либо из субъектов либо каждый из них убеждает себя в том, что ему удалось изменить субъект-объектный аттитюд партнера по ком-ции. Это позволяет сохранить позитиные межсубъектные аттитюды, хотя реально никакого изменения отношений субъектов к объекту в этом взаимодействии не происходит. Такой эффект имеет место в ситуации относительно равной значимости для субъектов как объекта взаимодействия, так и партнера по взаимодействию.

4)Негативная симметрия. Каждый субъект сохраняет и укрепляет свое исходное отношение к объекту, но при этом происходит инверсия, смена направленности межсубъектных аттитюдов. Для субъектов объект взаимодействия более важен чем партер по взаимодействию.

5)Толерантное согласие с фактами асимметрии и противоречия оценок объекта без изменения межсубъектных аттитюдов. Редко встречается в межичностной ком-ции.

Модель Н. является значимой и полезной в силу того, что она отвечает на следующие вопросы:

1)Что порождает потребность в ком-ции? Отв.: необходимость выработки ориентации.

2)Какова исходная направленность любого ком-тивного взаимодействия? Отв.: стремление к симметрии.

Н. разворачивает и объясняет весь спектр возможных исходов ком-тивного взаимодействия в его психологическом измерении.

Слабые места модели: не объясняет внутренний механизм ком-ции. В ней есть только выходы и входы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.006 с.)