Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методологические подходы в теории коммуникации

Поиск

3. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

Каналы связи между различными объектами.

Субстанционально-интеракционная концепция

Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.

Движение субстанции какого типа делает субъект-субъектное взаимодействие коммуникацией?

Коммуникационная субстанция – субстанция, движущуюся от одного субъекта к другому в ходе их взаимодействия.

Для ответа на этот вопрос обратимся к типологии субстанций.

Типы коммуникации в самом общем виде:

- Субстанции материального типа: матер тела, вещ-во, энергия (не входит в число коммуникативных субстанций в современности) Не переносит информации

- Субстанции идеального типа: информационные образования, имеющие смысл для субъектов взаимодействия. Главное – это информационная наполненность, связанная с наличием особого смысла для субъекта. (Брачный крик мартовского кота, виляние хвоста у собачки). Понятие и смысл очень важны.

Субстанция идеальной природы, двигающаяся от одного субъекта к другому, будет считаться коммуникативной, если информация, которую она несет, имеет смысл для обоих субъектов.

- Субстанции материально-идеального типа (смешанные): в них и содержательная и материальная сторона имеют значение для хар-ра и эффекта взаим-я.

Пример: перчатка, брошенная в лицо обидчику, как вызов на дуэль. Главное – информационно содержательный компонент. Сама перчатка (материальная) выступает как содержательный компонент, несет в себе смысл (идеальную сторону).

Идеально-материальная субстанция обеспечивает синхронное и диахронное взаимодействие, идеальная – только синхронное.

Две версии ответа на второй фундаментальный вопрос:

- взаимодействие, опосредованное субстанции любого типа

- узкий подход: без материальной субстанции Мы остановимся на этом подходе!!!

Коммуникация – субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для всех субъектов. Материальные предметы будут выступать в качестве субстанции коммуникации (а не коммуникативной субстанции)

 

5. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

Какой тип взаимодействия между субъектами может быть обозначен как коммуникация и соответственно какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией?

Первые две хар-ки мы уже определили:

1) субъект-субъектное взаимодействие

2) опосредованное субстанцией взаимодействие

Схема коммуникационного взаимодействия:

S (source) -> M (message) -> R (receiver) -> E (effect)

Функция S: производство и передача коммуникативной субстанции.

Функция M: перенос смыслов ко второму источнику взаим-я

Функция R: получение инфы, реакция

!!! Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R

Именно это изменение и является эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.

Продолжение характеристик:

1) Коммуникация – эффективное взаимодействие, т.е. имеющее эффект

Эффект ком-ции – любое изменение параметров сознания и поведения получателя произошедшее в результате действий источника

2) Коммуникация - это синхронное и диахронное взаимодействие.

Синхронная коммуникация – прямой эффект; диахронная коммуникация - отложенный эффект.

3) Целесоообразность – любое коммуникативное действие источника имеет определенную цель.

 

В результате сформулированы пять исчерпывающих важнейших характеристики коммуникативного взаимодействия.

!! В Т.К. принято использовать термин «коммуникативный» для обозначения процессов информационного взаимодействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.007 с.)