Отличие переводческой семантографии от других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие переводческой семантографии от других



Видов профессиональных фиксации информации

Поверхностное представление о ПС часто приводит к ее отождествлению с другими видами фиксации информации, такими как стенография и конспектирование. Однако общим является лишь сам род деятельности – письменная фиксация воспринимаемого на слух сообщения, все остальное достаточно специфично. Главное, что ни конспект, ни стенограмма не предполагают перевода на другой язык зафиксированной информации.

Стенограмма – это стенографическая запись, осуществляемая особыми знаками, дающая возможность быстро и точно записывать устную речь. Стенограмма по своей функции соотносима с аудиозаписью на магнитофонную ленту, т.е. в ней зафиксировано каждое слово в том виде, в каком оно было произнесено. Таким образом, основная цель стенограммы – точная запись произнесенных слов. Именно поэтому стенографисты работают, например, на заседаниях суда.

В процессе стенографирования нельзя исправить записи, если выступающим была допущена ошибка, если он перестроил фразу или изменил ее смысл в ходе речи. Важно отметить также, что на расшифровку стенограммы требуется много времени.

Другой вид фиксации информации – конспект, предполагающий краткое изложение, запись основного содержания. По выражению М. Монтеня, конспект составляет «бумажную память». Если рассматривать конспект как процесс текстопорождения, то следует отметить, что это некоторое переформулирование, интерпретация мыслей исходного текста, изложение своего понимания этого текста. Из данного определения становится очевидным, что конспектирование не может быть применено в ситуации перевода, поскольку задача переводчика – передать не свои мысли по поводу услышанного, а мысли того, кто их высказал. При этом промежуточная функция конспекта и ПС одна и та же – это запись для себя, т.е. акт аутокоммуникации [32].

При конспектировании происходит фиксирование не каждой произнесенной фразы, а суммирование нескольких фраз и извлечение главной, существенной, по мнению конспектирующего, информации, т.е. «отбор главных мыслей», тогда как ПС предполагает фиксацию основных смысловых опорных пунктов каждого сообщения, что позволяет с максимальной точностью воссоздать полученную информацию.

Наряду с этим конспект и ПС имеют много общего, поскольку являются аналитико-синтетическим процессами мыслительной переработки и письменной фиксации аудируемого текста. Среди основных навыков конспектирования выделяют скоростную запись, оперативную трансформацию фраз, свертывание ранее известной информации, выделение главной мысли, употребление сокращений, аббревиатур, знаковых обозначений [26]. Те же навыки важны и в ПС. Поэтому некоторые выработанные приемы конспектирования можно успешно перенести в практику ПС и, наоборот, – использовать новые приемы ПС при ведении учебных конспектов.

Специфика профессиональных навыков и умений

Переводческой семантографии

Успешность в овладении ПС, как и любым другим видом профессиональной деятельности, определяется уровнем сформированности соответствующих навыков и умений. Навыки и умения – это те операции и действия, которые необходимо научиться выполнять наилучшим образом.

Навык ПС возможно определить как способность осуществлять рациональную   фиксацию  информации  в  процессе восприятия ИТ, а умение – как способность программировать  процесс  порождения устного текста перевода благодаря экстериоризации внутренней программы средствами фиксации. В зависимости от того, какие виды операций или действий выполняет переводчик на каждом из этапов УПП, мы выделяем три группы навыков и две группы умений ПС, а именно:

1. Навыки технического оформления семантограммы:

а) лексические навыки:

· сокращенной записи слов и словоблоков;

· цифрового обозначения прецизионной информации;

· аббревиации;

· символизации понятий;

б) грамматические навыки:

· маркировки различных синтаксических и логических конструкций (модальность, предикативность, отрицание, усиление, сравнение и т.п.);

в) структурно-композиционные навыки:

· вертикального расположения записей;

· наглядного и экономного ведения записи.

2. Навыки ПС, связанные с синхронизацией разных видов деятельности:

· одновременного активного аудирования и письменной фиксации;

· быстрого оперирования записью в процессе порождения ТП;

· скоростной записи независимо от темпа речи;

· «обильной» фиксации начала речи;

· сокращения объема фиксации с увеличением времени звучания речи;

· прекращения фиксации с окончанием звучания речи;

· ведения фиксации в положении сидя или стоя в зависимости от условий перевода.

3. Навыки ПС, связанные со смысловым анализом ИТ:

а) лексические навыки:

· выделения и фиксации рельефных и ключевых слов, опорных пунктов, смысловых вех;

б) структурно-композиционные навыки:

· выделения темы и ремы высказывания;

· выделения логико-семантической структуры законченного отрезка речи;

· свертывания известной информации;

· выделения главной, уточняющей информации;

· компрессии, трансформации, генерализации.

1. Умения ПС, связанные с планированием порождаемого текста:

· классифицирования, обобщения, иерархизации информации;

· вероятностного прогнозирования конечного продукта;

· создания связности текста;

· создания цельности текста;

2. Умения ПС, связанные с программированием ТП:

· выделения и записи инварианта ИТ;

· трансформации ИТ в соответствии с образом будущего ТП;

· экстренного нахождения компрессированных формул ПС, замещающих сложные смысловые конструкции;

· снятия смысловой избыточности ИТ;

· прогнозирования развития содержательной информации ИТ и его отражение в тексте ПС;

· расширения и сукцессивного развертывания в процессе записи выделенных тем и рем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.01 с.)