Программа внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа внеурочной деятельности



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ С.Н. КРАВЦОВА

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

                       Утверждаю                      Директор школы                      _________________                      Е.В. Плохотнюк          

Программа внеурочной деятельности

Курса «Физика. Человек. Здоровье.»

Направление программы - познавательная деятельность

Вид программы - познавательная

Уровень образования, класс  - среднее общее образование, 10-11 класс

Количество часов всего – 68, в неделю - 1

Автор – Урбан Владислав Владимирович, учитель физики и астрономии

Авторская программа, разработанная на основе учебно-методических материалов и пособий: Программы факультативных курсов по физике- Москва, «Просвещение»; «Физика организма человека», И. Герман, издательство Интеллект, 2014 г.; Перельман Я. И. «Занимательная физика», издательство СЗКЭО, 2016г.; Енохович А.С. «Справочник по физике и технике» М.: Просвещение, 1989 г.; Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983; Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986; Ланина И.Я. «100 игр по физике»; Покровский А.А. «Демонстрационные опыты по физике».

 

Пояснительная записка

Курс «Физика. Человек. Здоровье» является межпредметным курсом внеурочной деятельности. Он не повторяет содержание курса физики 10-11 класса, а имеет своё особое значение в образовательном процессе.

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО, направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к здоровому образу жизни, расширение области знаний учащихся.

Курс основан на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий, которые активно развиваются в нашей стране в последнее время,

формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла «человек – природа», направлен на углубление знаний учащихся по физике и биологии, развитие их разносторонних интересов и способностей, подготовку школьников к практической жизни. Программа курса тесно связана с физикой, биологией, физической культурой, включает такие разделы как: «Основы здорового образа жизни», «Вопросы биофизики и организм человека», «Физика и медицина» и др.

Направленность программы- познавательная деятельность

Новизной данной программы является её направленность на расширение метапредметных знаний у старшеклассников, расширение представлений о научной картине мира; указывает на связь между предметами естественнонаучного цикла, такими как физика, биология, информатика и физкультура, показывает значимость данных предметов в жизни человека, а так же формирует у учащихся стремление к здоровому образу жизни.

Актуальность программывнеурочной деятельности по физике «Физика. Человек. Здоровье.» заключается в том, что у учащихся создается представление о научной картине мира, формируется интерес к технике, развиваются творческие способности. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных познаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе освоения метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Цель - изучение биофизических процессов в организме человека.

Цель достигается путем решения следующих задач:

- систематизация и синтез знаний учащихся по предметам естественнонаучного цикла

-показать учащимся роль предмета Физики в развитии техники и медицины

-способствовать формированию у школьников интереса к науке и технике

-показать связь физических явлений и процессов с процессами, происходящими в человеческом организме

Отличительная особенность курса «Физика. Человек. Здоровье» состоит в том, что он основан на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У учащихся формируются не только базовые знания в научной сфере, но и различные навыки, компетенции, умения, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

 

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей детей. Рассчитана на 2 года, 68 часов, 1 час в неделю. Срок освоения обоснован целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов

Срок реализации программы: 2 года

Формы организации деятельности обучающихся: практические занятия по работе с различными измерительными приборами и инструментами, работа с источниками информации; интерактивные технологии, лекция, консультация, беседа, диалог, дискуссия.

Формы проведения занятий: групповая.

Содержание курса внеурочной деятельности

                                 10 класс (34 ч)

Введение (1 ч)

Движение и силы (4 ч)

Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта). Трение в природе и технике. Сколько весит тело, когда оно падает? Невесомость. Выход в открытый космос

Вопросы биофизики и организм человека (7 ч)

Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия. Движение крови по сосудам. Закон Бернулли. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Физиология зрения и оптика. Теплорегуляция. Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в работе мышечной системы человека.

Физика и медицина (6 ч)

Биополя и биоизлучения. Физика в медицинской технике. Кабинет ЭКГ, ультразвуковой терапии. Физиотерапевтический кабинет. Стоматологический кабинет.

Подведение итогов (1 ч)

                                                 11 класс (34 ч)

Введение (1 часа)

Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и биологической физике. Исторические межнаучные связи: физики и медицины, физики и биологии (деятельность ученых: Ньютон, Юнг, Гельмгольц и др.). Место человека в биосфере. Управление в системе «Человек» как в физической системе.

Теплорегуляция. (4 ч)

Теплопередача и ее виды. Процесс парообразования и факторы, влияющие на этот процесс. Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма. Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. Использование низкотемпературного метода (криогенная медицина) разрушения ткани при замораживании и размораживании.

Подведение итогов (1 ч)

4. Тематическое планирование с указанием форм организации и видов деятельности

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Вид организации

Форма

Деятельности

Всего Теория Практика      

Класс

1 Введение 1 1   познавательная беседа  
2 Измерение физических величин. История метрической системы мер 4 2 2 Познавательная Лекция, презентация  
2.1 Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы 2 1 1 Познавательная Лекция, презентация  
2.2 Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная. 2 1 1 Познавательная Лекция, презентация  
3 Первоначальные сведения о строении вещества 2 2        
3.1 Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
3.2 История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
4 Движение и силы 4 3 1      
4.1 Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта) 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
4.2 Трение в природе и технике. 1 0,5 0,5 Познавательная Лекция, беседа  
4.3 Сколько весит тело, когда оно падает? 1 0,5 0,5 Познавательная Лекция, презентация  
4.4 Невесомость. Выход в открытый космос 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
5 Давление жидкостей и газов 3 2 1      
5.1 Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. 1 0,5 0,5 Познавательная Лекция, беседа  
5.2 Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
5.3 Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел. 1 0,5 0,5 Познавательная Лекция, презентация  
6 Работа и мощность. Энергия 3 2,5 0,5      
6.1 Простые механизмы. Сильнее самого себя. 1 0,5 0,5 Познавательная Беседа, презентация  
6.2 Как устраивались чудеса? Механика цветка. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
6.3 Вечный двигатель. ГЭС. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
7 Основы ЗОЖ 3 2 1      
7.1 Здоровье и его компоненты. 1 1   Познавательная Беседа  
7.2 Основы ЗОЖ. 2 1 1 Познавательная Лекция, беседа  
8 Вопросы биофизики и организм человека. 7 6 1      
8.1 Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия. 1 1   Познавательная Презентация, беседа  
8.2 Движение крови по сосудам. Закон Бернулли. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
8.3 Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. 2 1 1 Познавательная Презентация, беседа  
8.4 Физиология зрения и оптика. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
8.5 Теплорегуляция. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
8.6 Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в работе мышечной системы человека. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
9 Физика и медицина. 6 5 1      
9.1 Биополя и биоизлучения 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
9.2 Физика в медицинской технике. 1 1   Познавательная Презентация, беседа  
9.3 Кабинет ЭКГ, ультразвуковая терапия 2 1 1 Познавательная Презентация, беседа  
9.4 Физиотерапевтический кабинет 1 1   Познавательная Презентация, беседа  
9.5 Стоматологический кабинет 1 1   Познавательная Презентация, беседа  
10 Подведение итогов 1 1   Познавательная беседа  
  Итого 34 26,5 7,5      

Класс

1 Введение 1 1        
2 Двигательная активность жизненно необходима 10 7 3      
2.1 Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
2.2 Биомеханика движений человека 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
2.3 Практическая работа. « Измерение быстроты реакции человека» 1   1 Практическая Практикум  
2.4 Практическая работа. « Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера» 1   1 Практическая Практикум  
2.5 Опорно-двигательная система человека и виды деформаций. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
2.6 Определение прочности природных материалов 1 1   Познавательная практикум  
2.7 Определение прочности кости 1 1   Познавательная практикум  
2.8 Влияние физической активности на скелет человека 1 1   Познавательная практикум  
2.9 Значение активного отдыха для правильного формирования скелета. 1 1   Познавательная беседа  
2.10 Разработка комплекса упражнений для тренировки равновесия и для поддержания мышечного тонуса 1   1 Практическая практикум  
3 Основы гидродинамики 5 2,5 2,5      
3.1 Система органов кровообращения и движение жидкости по трубам 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
3.2 Скорость движения крови. Практическая работа « Освоения процедур измерения пульса» 1 0,5 0,5 Практическая Практикум  
3.3 Практическая работа «Освоение процедур измерения давления» 1 0,5 0,5 Практическая Практикум  
3.4 Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа « Ознакомление с приемами остановки кровотечения» 1 0,5 0,5 Практическая Практикум  
3.5 Практическая работа «Влияние физической нагрузки на кровяное давление и пульс». 1   1 Практическая Практикум  
4 Механизм дыхания 5 3 2      
4.1 Состав воздуха и роль его компонентов для организма. 1 0,5 0,5 Познавательная Презентация, беседа  
4.2 Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. 1 1   Познавательная Презентация, беседа  
4.3 Механизм дыхания и его объяснение с физической точки зрения. Практическая работа «Измерить частоту дыхания.» 1 0,5 0,5 Практическая Практикум  
4.4 Гидростатическое давление. Проблемы дыхания в воде. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
4.5 Практическая работа « Определить жизненную емкость легких». 1   1 Практическая Практикум  
5 Физиология зрения и оптика 2 2        
5.1 Рассмотреть строение глаза и его оптическую часть. Недостатки зрения и их причины. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
5.2 Загадочный мир света. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
6 Орган слуха. Акустические явления. 2 0,5 1,5      
6.1 Слуховая система. Биомеханика слуха. Звук и его характеристики. 1 0,5 0,5 Познавательная Лекция, презентация  
6.2 Практическая работа  «Определить шумовое загрязнение в районе школы» 1   1 Практическая Практикум  
7 Теплорегуляция 4 3 1      
7.1 Температура человека. Распределение температуры по телу человека. 1 0,5 0,5 Познавательная Презентация, беседа  
7.2 Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. 1 0,5 0,5 Познавательная Лекция, презентация  
7.3 Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
7.4 Использование низкотемпературного метода. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
8 Человек и физические поля окружающего мира. 2 2        
8.1 Естественные источники электромагнитного излучения. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
8.2 Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
9 Биополя и биоизлучение человека 2 2        
9.1 Виды физических полей тела человека. Их источники и характеристики. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
9.2 Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии. 1 1   Познавательная Лекция, презентация  
10 Подведение итогов 1 1   Познавательная беседа  
  Итого 34 24 10      

   

Список литературы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ С.Н. КРАВЦОВА

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

                       Утверждаю                      Директор школы                      _________________                      Е.В. Плохотнюк          

Программа внеурочной деятельности



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.021 с.)